Автор: Брестер Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГОУ ТО "Суворовская начальная школа" Населённый пункт: город Суворов Наименование материала: статья Тема: ФГОС начального общего образования Раздел: начальное образование
Тема: « ФГОС начального общего образования»
С 1 сентября 2011года все образовательные учреждения России
перешли на новый федеральный государственный стандарт. Все учителя
начальных классов России ввели требования ФГОС в практику своей
работы. Для этого пришлось переосмыслить цели и ценности
современного начального образования с позиции новых стандартов
начального общего образования.
Главная цель ФГОСНОО-
Что такое ФГОС?
Это - совокупность требований, которые обязательно
должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и
воспитания
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
•
Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения
•
Формировать, давать знания Развивать умения
•
Целью школы становятся не только знания, но и умения:
ставить цель и добиваться ее;
самостоятельно добывать и применять знания;
составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их
последствия;
задавать вопросы;
ясно выражать свои мысли;
заботиться о других, быть нравственным человеком
сохранять и укреплять своё здоровье
•
В информационном обществе главными стали не знания, а умения
ими пользоваться!
А сейчас можно увидеть разницу в сравнении: Как учили и как будем
учить?
Главная задача учителя сейчас
•
учить способам действий, как учиться, т.е. универсальным учебным
действиям.
В преломлении к образованию подойдет вот эта пословица:
Можно привести верблюда к водопою, но заставить
его пить нельзя.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
приоритетной целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать
«архитектором и строителем» образовательного процесса ,а учитель
исполняет роль режиссера учебного процесса . Он мотивирует школьников к
самостоятельному принятию решений и ищет способ включить в работу
каждого ученика.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию
системы универсальных учебных действий (УУД) .
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность
способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность
к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию
самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это
навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре
основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4)
коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и
принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в
нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию
в отношении мира.
. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается
внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не
сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по
сравнению с его вчерашними достижениями.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска,
отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные действия
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
Коммуникативные действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и
понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения.
На уроке уделяется большое внимание самопроверке детей,
обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не