Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников
Автор: Салаватова Ольга Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Ивановская средняя школа" Населённый пункт: с. Ивановка Наименование материала: Статья Тема: Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников Раздел: начальное образование
Автор составитель:
Педагог-психолог
МБОУ «Ивановская средняя школа»
Салаватова Ольга Александровна
Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников
Ключевые слова: педагог-психолог, школьная адаптация
первоклассников.
Проблема
адаптации
человека
к
изменяющимся
условиям,
в
современном
обществе,
стала
одной
из
актуальных
тем
для
изучения
специалистов в области психологии и педагогики. Особенно это затрагивает
наше подрастающее поколение.
В
жизни
человека,
с
самого
его
рождения
и
до
последних
дней,
происходит различного рода адаптации. Один из особо важных периодов –
период адаптации первоклассников к школьной жизни.
Адаптация
–
процесс
приспособления
к
изменяющимся
внешним
условиям. Адаптация к школе – это процесс приспособления и привыкания к
новым школьным условиям и правилам, который каждый ребенок переживает
и
осознает,
так
как
он
может,
по-своему.
Для
каждого
ребенка
это
переломный момент, новый образ жизни, новые взаимоотношения, новое
положение и новая система требований. В этот период могут появляться
проблемы
следующего
рода:
снижение
здоровья,
снижение
мотивации
обучения, увеличение различного рода недоразвитий и т.д.
Для
многих
первоклассников
период
адаптации
протекает
очень
сложно. В среднем он длиться от 4 до 7 недель. В период адаптации многие
дети ведут себя очень развязано, бегаю, кричат, шумят, иногда могут быть
неуважительны к учителям. А некоторые дети – полная противоположность:
зажаты, скованны, стеснительны, смущены, когда к ним обращается учитель.
Небольшой
процент
детей,
которые
переживают
период
адаптации,
становятся
капризны,
у
них
нарушается
сон,
увеличивается
количество
заболеваний. Все эти нарушения различны, но вызваны одной и той же
причиной – нагрузкой, которую испытывает психика ребенка.
Основная
цель
педагога-психолога
в
период
адаптации
–
создание
педагогических
и
социально-психологических
условий,
которые
смогут
позволить
ребенку
успешно
функционировать
и
развиваться
в
школьной
системе отношений.
Перед
педагогом-психологом
стоят
задачи,
реализация
которых
приведет к успешной адаптации и дальнейшего обучения в школе. Эти задачи
звучат следующим образом:
1.
Развитие коммуникативных умений и навыков, которые помогут
ребенку выстраивать взаимоотношения, как ученик-учитель, так и ученик-
ученик в новом коллективе;
2.
Формирование
позитивной
Я-концепции.
Формирование
отношения
к
себе
как
ученику,
помощь
ребенку
в
принятии
нового
возрастного статуса;
3.
Выявление и развитие когнитивных умений и навыков, которые
будут
способствовать
повышению
уровня
школьной
готовности,
а
также
формирование компонентов учебной деятельности.
Для эффективной работы, при решении поставленных задач, педагог-
психолог может использовать следующие средства:
В начале учебного года проводятся адаптационные занятия, для
выявления и проработки потенциально-проблемных зон в различных сферах
школьной жизни;
Проведение
групповых
и
индивидуальных
консультаций
для
родителей по возрастным особенностям ребенка, по проблемам адаптации и
др. А так же формирование стендов для родителей и детей;
Проведение
диагностических
обследований
адаптации
в
школьной среде, с целью изучения степени и особенностей приспособления
детей к новой социальной ситуации;
Проведение
просветительских
занятий,
индивидуальных
и
групповых консультаций для педагогов и классных руководителей для того,
чтобы помочь им в создании ситуации сотрудничества. Дать рекомендации по
оказанию
и
поддержке
учащимся,
которые
испытывают
трудности
и
неудобства в период адаптации;
Проведение
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми
«группы риска» с целью коррекции психологических проблем. Эта работа
может
быть
как
групповая,
так
и
индивидуальная.
Психологические
проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, выявляются путем
психодиагностических методик.
Основные
направления
деятельности
педагога-психолога
в
период
адаптации первоклассников:
1.
Консультирование и просвещение педагогов и родителей:
-
помощь
в
построении
учебного
процесса
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
и
возможностями
школьников,
которые
были
выявлены
в
ходе
диагностики
к
школьному
обучению.
А
также
проведение
семинаров
и
родительских
собраний,
направленных
на
ознакомление особенностей возрастного периода первоклассника и правил
оказания помощи в сложившихся трудностях адаптации.
2. Психологическая диагностика:
- изучение педагогом-психологом степени приспособления ребенка к
новой роли и социальной ситуации в целом.
3. Коррекционно-развивающая работа:
- проведение занятий с учащимися, которые испытывают трудности в
период адаптации. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые
занятия.
4. Профилактическая работа:
- оказание помощи каждому ребенку (тренинговые занятия).
5. Аналитическая работа:
- анализ проводимой психологической помощи в период адаптации и
оценка ее эффективности.
В
заключении
хотелось
бы
отметить,
что
успешная
адаптация
первоклассников, будет зависеть от результатов совместной деятельности
всех участников этого процесса – педагогов, родителей и психолога. Только в
гармонии
со
всеми,
маленький
первоклассник
сможет
преодолеть
все
трудности обучения в школе.
Список использованных источников.
1.
Битянова
М.Р.,
Азарова
Т.В.,Афанасьева
Е.И.,
Васильева
Н.Л.
Работа психолога в начальной школе. М “Совершнство”,1998
2.
Газета «Школьный психолог» № 23 - 1999, № 2 – 2000.
3.
Диагностика
школьной
дезадаптации
(научно-методическое
пособие для учителей начальных классов и школьных психологов). – М.;
Редакционного-издательский
центр
Консорциума
«Социальное
здоровье
России», 1993.
4.
«Начальная
школа»
№7
за1996г.стр.17
Л.М.
Ковалева,
И.Н.Тарасенко
Психологический
анализ
особенностей
адаптации
первоклассников к школе.
5.
Руководство практического психолога. Психологическое здоровье
детей
и
подростков
в
контексте
психологической
службы.
/
ред.
И.Дубровиной. – М., 1995.