Напоминание

Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников


Автор: Салаватова Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Ивановская средняя школа"
Населённый пункт: с. Ивановка
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Автор составитель: Педагог-психолог МБОУ «Ивановская средняя школа» Салаватова Ольга Александровна
Роль педагога-психолога в период адаптации первоклассников
Ключевые слова: педагог-психолог, школьная адаптация первоклассников. Проблема адаптации человека к изменяющимся условиям, в современном обществе, стала одной из актуальных тем для изучения специалистов в области психологии и педагогики. Особенно это затрагивает наше подрастающее поколение. В жизни человека, с самого его рождения и до последних дней, происходит различного рода адаптации. Один из особо важных периодов – период адаптации первоклассников к школьной жизни. Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям. Адаптация к школе – это процесс приспособления и привыкания к новым школьным условиям и правилам, который каждый ребенок переживает и осознает, так как он может, по-своему. Для каждого ребенка это переломный момент, новый образ жизни, новые взаимоотношения, новое положение и новая система требований. В этот период могут появляться проблемы следующего рода: снижение здоровья, снижение мотивации обучения, увеличение различного рода недоразвитий и т.д. Для многих первоклассников период адаптации протекает очень сложно. В среднем он длиться от 4 до 7 недель. В период адаптации многие дети ведут себя очень развязано, бегаю, кричат, шумят, иногда могут быть неуважительны к учителям. А некоторые дети – полная противоположность: зажаты, скованны, стеснительны, смущены, когда к ним обращается учитель.
Небольшой процент детей, которые переживают период адаптации, становятся капризны, у них нарушается сон, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения различны, но вызваны одной и той же причиной – нагрузкой, которую испытывает психика ребенка. Основная цель педагога-психолога в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, которые смогут позволить ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Перед педагогом-психологом стоят задачи, реализация которых приведет к успешной адаптации и дальнейшего обучения в школе. Эти задачи звучат следующим образом: 1. Развитие коммуникативных умений и навыков, которые помогут ребенку выстраивать взаимоотношения, как ученик-учитель, так и ученик- ученик в новом коллективе; 2. Формирование позитивной Я-концепции. Формирование отношения к себе как ученику, помощь ребенку в принятии нового возрастного статуса; 3. Выявление и развитие когнитивных умений и навыков, которые будут способствовать повышению уровня школьной готовности, а также формирование компонентов учебной деятельности. Для эффективной работы, при решении поставленных задач, педагог- психолог может использовать следующие средства: В начале учебного года проводятся адаптационные занятия, для выявления и проработки потенциально-проблемных зон в различных сферах школьной жизни; Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей по возрастным особенностям ребенка, по проблемам адаптации и др. А так же формирование стендов для родителей и детей;
Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде, с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации; Проведение просветительских занятий, индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и классных руководителей для того, чтобы помочь им в создании ситуации сотрудничества. Дать рекомендации по оказанию и поддержке учащимся, которые испытывают трудности и неудобства в период адаптации; Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем. Эта работа может быть как групповая, так и индивидуальная. Психологические проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, выявляются путем психодиагностических методик. Основные направления деятельности педагога-психолога в период адаптации первоклассников: 1. Консультирование и просвещение педагогов и родителей: - помощь в построении учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, которые были выявлены в ходе диагностики к школьному обучению. А также проведение семинаров и родительских собраний, направленных на ознакомление особенностей возрастного периода первоклассника и правил оказания помощи в сложившихся трудностях адаптации. 2. Психологическая диагностика: - изучение педагогом-психологом степени приспособления ребенка к новой роли и социальной ситуации в целом. 3. Коррекционно-развивающая работа: - проведение занятий с учащимися, которые испытывают трудности в период адаптации. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. 4. Профилактическая работа:
- оказание помощи каждому ребенку (тренинговые занятия). 5. Аналитическая работа: - анализ проводимой психологической помощи в период адаптации и оценка ее эффективности. В заключении хотелось бы отметить, что успешная адаптация первоклассников, будет зависеть от результатов совместной деятельности всех участников этого процесса – педагогов, родителей и психолога. Только в гармонии со всеми, маленький первоклассник сможет преодолеть все трудности обучения в школе. Список использованных источников. 1. Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М “Совершнство”,1998 2. Газета «Школьный психолог» № 23 - 1999, № 2 – 2000. 3. Диагностика школьной дезадаптации (научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов). – М.; Редакционного-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 4. «Начальная школа» №7 за1996г.стр.17 Л.М. Ковалева, И.Н.Тарасенко Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. 5. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / ред. И.Дубровиной. – М., 1995.


В раздел образования