Напоминание

"Донотный и начальный периоды обучения музыке"


Автор: Григорьева Мария Александровна
Должность: преподаватель по классу гитары, балалайки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ им. С.В. Рахманинова"
Населённый пункт: г. Новочеркасск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Донотный и начальный периоды обучения музыке"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Управление культуры и искусства Администрации г. Новочеркасска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

им. С.В.РАХМАНИНОВА»

г. Новочеркасска

ДОКЛАД

«Донотный и начальный периоды обучения музыке»

преподавателя Григорьевой М.А.

2015-2016 уч. год

По меткому определению Д.Б. Кабалевского, главной задачей массового музыкального воспитания является "не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовных мир учащихся, прежде всего на их нравственность". Методика работы в младших классах ДМШ и ДШИ определяется, прежде всего, образностью мышления детей. Поэтому основой обучения с начинающими является эмоциональное воспитание , яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки - а их в этот период следует вводить по возможности меньше - должны даваться неназойливо, как бы исподволь, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе специального инструмента. Успешности проведения уроков во многом могут способствовать элементы игры и занимательности. Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка. Одно из условий в этих ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает, как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться со всякой маленькой личности, начинающий обучение музыке. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в ваш узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживать в ходе занятий.
Развитие способностей в донотный период.

Зрительная память.
Зрительная память - один из общих видов памяти, но её значение для обучающегося музыкальному искусству достаточно велико. В изучении произведения зрительную память следует применять на начальном этапе работы.Начинать развитие зрительной памяти можно в донотный период. Упражнения: ученику показывают несколько карт, затем закрыв их, спрашивают, сколько было черных, сколько красных? По "мысленной
фотографии" ученик дает ответ. Усложнить задание: показать карты одного цвета с разными рисунками или разным количеством знаков. Можно на столе разложить разные предметы: журнал, ручка, очки и т.п. Ученик видит, что лежит на столе, затем предложить ему отвернуться и убрать предмет или даже два предмета, или поменять местами. Ученик, призвав на помощь свою зрительную память, определяет изменения. Упражнения, тренирующие зрительную память можно проводить на нотном тексте с учеником, еще не знающим нот. К примеру, считая до трех, педагог предлагает ученику запомнить все, что тот видит в нотном тексте. Затем следует ответить на вопрос: "Сколько шариков внутри клетки? Сколько черных, сколько пустых? Сколько с хвостиками? В тексте нот должно быть немного. Это задание приучает ученика к картине нотной записи. Вопросы могут быть по запоминанию длительностей, звуковысотности и др.
Эмоциональная память
С детьми сложно решать эту проблему, развивать эмоциональную память, но, необходимо. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций (природа в разных состояниях, человеческие чувства, отношения людей и др.). Но все же музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего периода обучения: - слушай как звенит дождик; сыграй также; -послушай какое солнышко ласковое, лучистое; -зайка в этой пьесе бежит или прыгает, а может он лежит? Если бежит то как, весело или испуганно? И др. Примитивные эмоционально-зрительные ассоциации приучают детей "читать музыку и чувства, о которых она говорит" и передавать их . Расширение ассоциативного фонда нельзя прерывать. Ребенка нужно побуждать придумывать свои описания чувств.
Слуховая память.
Слуховая память универсальна. Она проявляется в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка. Некоторую сложность в обучении представляют дети-гудошники, у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню; они верно проговаривают ритм, не слышат внешнего звучания
мелодии - она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно, играя её с изменениями. То же самое можно проделать с ритмом и гармонией.
Слушание музыки. Интонирование.
Знакомство с музыкой через слушание начинается с первого урока и продолжается в течение всего периода обучения. В исполнении преподавателя звучат яркие, доступные для понимания пьесы. Вместе с преподавателем ученик излагает, о чем рассказывает музыка, каков её характер, что можно делать под услышанную музыку? В каком направлении движется мелодия? - вверх, вниз или др. Своего рода небольшой анализ услышанного, но в интересной форме. Пьесы, написанные в мажоре, исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует "веселому", а какое "грустному" содержанию пьесы. Со временем ладовое чувство получает развитие в подборе по слуху и в изучении репертуара. Слушание музыки также раскрывает музыкальные данные ученика и дает возможность наметить план дальнейшей работы. Предложить подвигаться под музыку, посмотреть, как реагирует ученик на смену музыки. Услышать "шаги" в музыке (пульс), прохлопать их вместе с преподавателем. Для лучшего понимания пульса обратиться за примерами к именам, названиям животных, деревьев. Обучение интонированию музыки, воспитание представлений о певучем звуке возможно через пение знакомых песен, попевок, или специально выученных. Пение со словами, позже Сольфеджио. Следует обратиться к тексту, поразмышлять, о чем стихи, каков характер мелодии, её движение. И опять же услышать "шаги в музыке". Интонирование интервалов снизу - вверх и сверху- вниз. Упражнения на определение движения мелодии вверх или вниз. Сначала эта мелодия в широком расположении звуков, затем в более тесном и, наконец, в полутоновом соотношении. Знакомство с регистрами может происходить на примере фортепиано. На каждый регистр педагог придумывает для ученика образ. Например: верхний регистр – пение птичек, полет бабочки; средний – зайчики, белочки; нижний − рычание медведя. Обязательно нужно сначала поговорить с учеником о характере каждого животного: бабочки легко и красиво парят в небе; зайчики бегают по лужайке; медведь большой и грозный вышел из леса. Все эти образы обязательно отразятся в характере будущей музыки – громкой или тихой,
нежной или грубоватой, быстрой или медленной.
Гармонический слух.
Навык дифференцированного слышания гармонии начинается в донотный период с определения количества звуков в созвучии. Следует начать с определения минимального количества звуков: "один или два". Педагог играет для сравнения один или два звука, поет вместе с учеником эти звуки и после этого предлагает "угадать" количество звуков. Следующий этап - увеличение количества звуков.
Тембровый слух.
Это эмоциональная ассоциация звука с цветом или иным образным фактором. Иногда звук характеризуется как бархатистый, матовый, трепетный, металлический, прозрачный и т.д. Воспитание тембровых качеств слуха делает его более тонким, оттеночно- богатым, развивает музыкально-слуховое воображение. Упражнений для его развития мало, и не стоит их недооценивать. Если ученик поймет, что звук может иметь краску, цвет, плотность, жесткость и т.д. в дальнейшем с ним будет легче общаться в сфере тембровых красок. Педагог должен следить за расширением круга ассоциаций ученика. Чем больше развито тембровое воображение, тем богаче музыкально-звуковые представления исполнителя. Тембровые ассоциации можно выводить за пределы красок, делая их богаче и разнообразней.
Внутренний слух
- это умение запоминать звуки, представлять их. Сознательно воспроизводить. Без помощи внутреннего слуха невозможно что-либо спеть или сыграть. На более поздних этапах обучения внутренний слух составляет основу музыкально - звуковых представлений, включая музыкально- интеллектуальную деятельность. К детским упражнения, тренирующим внутренний слух можно отнести следующее: Ученик поет хорошо известную ему песню. Педагог в какой-то момент поднимает руку вверх. По этому сигналу ученик продолжает петь, но про себя. При опускании руки в исходное положение - ученик продолжает петь песню вслух. Все чередования пения должны проходить уверенно, без заминок. Ученик может взять инициативу на себя.

Первые уроки
Первые уроки посвящаются детальному знакомству с музыкальными данными учащихся - слухом и чувством ритма. Особое внимание обращается на наличие слуховых представлений, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. Отдельные звуки, мелодические интервалы, небольшие попевки проигрываются педагогом на инструменте, учащийся запоминает их и без поддержки инструмента воспроизводит голосом: отдельные звуки и интервалы - на гласной, попевки и песни - лучше со словами, ибо с литературным текстом они быстрее ярче запечатлеваются (особенно детьми, которые мыслят образами). Дети легко запоминают, что самая длинная нота (целая) длится на четыре шага, половинная - на два шага, четверть - на один шаг, две восьмые ноты - на один шаг и четыре шестнадцатых - тоже на один шаг . Ребята очень легко ориентируются в ударных и безударных слогах. очень легко накладывают на метроритм сначала простые стихи, затем песенки, при этом выделяя сильную долю. Чуть позже, когда они уже легко отгадывают при показе длительности нот, можно одну и ту же песенку предложить прохлопать и протоптать сначала в размере 2/4, затем 4/4. В самом начале занятия, параллельно с метроритмом, можно предложить ритмически выложить знакомые стихи, песни для этого можно сделать наглядные пособия, где длинная палочка - это длинная нота, короткая палочка - короткая нота по длительности . Ребятам очень нравиться перемена видов работы на уроке. За 40 минут урока желательно и хлопать, и играть, и отгадывать длительности нот, читать стихи, выкладывать различные ритмы. Для того чтобы это было интересно и лучше запоминалось, желательно подготовить наглядный материал: стихи, картинки. Можно воспользоваться сборником Н. Перуновой "Музыкальная азбука". Здесь много стихов и самостоятельных заданий для ребенка, где он должен дописать ритм, подобрать ритмическую запись к определенной картинке-песенке и так далее. Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Следует отметить, что именно так называемые трудные ученики заставляют преподавателя искать "ключ" к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним, доверия к себе. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к ученику, глубоким постижением своего дела и личным примером. Нужно уметь анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать
своим достоянием, совершенствовать игру на инструменте, так как учить лишь можно тому, что хорошо умеешь сам.
Цель начального этапа работы
– заинтересовать ребёнка занятиями. Пусть он сам захочет взять инструмент в руки, научиться играть на нём, понимать музыкальный язык. Поэтому в идеале на каждом уроке должны быть представлены разные виды деятельности − игра на инструменте, развитие ритмического чувства, чтение нот с листа, игра как таковая, пение и даже рисование. В начальный период происходит первое знакомство с инструментом. Дети слушают музыку, учатся о ней говорить, получают первоначальные знания о музыкальных образах, жанрах и характерах. Уже на этом этапе вводить задания, содержащие элементы проблемности , наглядности, яркой образности, направленные на развитие познавательного интереса. Приведем примеры различных упражнений такого рода. В донотный период ребёнок учится воспринимать ритм мелодии. Но иногда бывает, что ученик не дослушивает длительности до конца, играет неритмично. Для решения этой проблемы существует несложное упражнение − пропевание ритма с подтектовкой. Начало может быть таким : До сви - дань - я , до сви - дань - я ….. А потом – не важно, насколько в рифму, лишь бы “в ритм”: “будем мы без вас скучать…”, “приезжайте к нам опять” и т.п. Можно еще помахивать рукой вправо-влево, тактируя восьмыми длительностями: Бу - дем мы без вас ску - чать ……. На формирование навыка слухового соотношения длительностей во времени при опоре на пульсацию четвертями можно давать следующие задания: - учитель хлопает в ладоши четвертями, а ребёнку даётся команда хлопать восьмыми, затем роли меняются; - педагог играет пьесы разного характера, а ученик старается не потерять пульсацию четвертями.
Важным этапом в начальном периоде является постановка игрового аппарата ученика и формирование начальных игровых навыков. Известно, что причины всех ошибок, зажатий, технических трудностей лежат в постановке рук , в первых усвоенных им правильных или неправильных движениях. Поэтому преподавателю нужно быть крайне осторожным при работе с детьми, и особенно с начинающими, решая технологические задачи. Дети имеют разные физические данные, особенности нервной системы, различную гибкость, форму рук. Следует также помнить о необходимости развития познавательного интереса. Поэтому следует работать с каждым ребенком индивидуально. При этом нужно помнить, что внимание маленького ученика невозможно удержать более 5–7 минут на каком – либо техническом задании. Поэтому если у ребенка что-то не получается − следует переключить его на другое упражнение. В целом процесс обучения должен быть построен от простого – к сложному, от легкого – к более трудному.
Заключение.
Итак, в завершении работы можно сделать вывод о том, что наличие познавательного интереса к музыкально-образовательной деятельности повышает эффективность обучения, поддерживает любовь к музыке, разжигает “огонек влюбленности” и увлеченности ею. Более того, познавательный интерес выступает в качестве одного из важных стимулов к учению, поэтому на его развитие и поддержание должны быть направлены усилия педагога в первую очередь. К числу способов, с помощью которых можно развивать и поддерживать познавательный интерес, отнесем: - включение в урок различных типов заданий, смена элементов занятий, их вариативность; - высокий темп урока; - усвоение базовых сведений и свободное оперирование ими. При этом важно, чтобы педагог постоянно осуществлял мониторинг результативности своей деятельности на занятиях, обращал внимание на отклик ребенка. О наличии познавательного интереса у ученика свидетельствуют: - включение ребенка в учебную деятельность; - сильная сосредоточенность, слабая отвлекаемость;
- преобладание непроизвольного внимания; - возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; - стремление по собственному побуждению участвовать в работе, в обсуждении вопросов на уроке; - активное оперирование полученными знаниями, умениями; - общий эмоциональный положительный настрой, интеллектуальная радость; - стремление к завершённости учебных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Музыка : Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш /
М. : Большая Рос. энцикл., 1998 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. Лицей / М. : Малое изд. предприятие NB Магистр", 1993. 3. Додонов Б.И. В мире эмоций / Киев : Политиздат Украины, 1987. 4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / М. : Просвещение, 1983. 5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / М. : Классика-XXI, 1999. 6. Общая психология : [Учеб. для пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В Брушлинский, В.П.Зинченко и др.] ; Под ред. А.В.Петровского / М.: Просвещение, 1986. 7. Теплов Б.М. Психология / М., 1946. 8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / М., 1968. 9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания сред. и высш. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили / М. : Академия, 1998. 10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студентов вузов / А.Н. Зимина М. : Владос, 2000. 11. Гребенюк О.С. Общая педагогика : Курс лекций / Калининград : КГУ, 1996. 12. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса в педагогике / М.,1971. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики / СПб. и др. : ПИТЕР, 1998. 14. Бейдер Т.А Музыка в школе : 1 кл.: Пособие для учителя: С предисл. / Авт- сост. Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская М. :Музыка, 1979. 15. Школяр И.В. Музыкальное образование детей / М.,2001. 16. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2119 "Музыка"] / Составитель О. А. Апраксина / М. : Просвещение, 1987.


В раздел образования