Напоминание

Не опоздать - это главное!


Автор: Меновщикова Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС" отделение ГМР
Населённый пункт: г.Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: Не опоздать - это главное!
Раздел: дополнительное образование





Назад





Не опоздать - это главное!
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых - родителей, педагогов и других специалистов. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Не получая комплексной помощи, они пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к школьной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как личность в современном обществе. Речь ребёнка развивается, когда у него есть возможность постоянно общаться с любящими его людьми, расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Создавая ребёнку, определённые условия и развивающую среду, где бы он экспериментировал, изучал, делал выводы, мы сможем добиваться от него ответной реакции на свои слова и действия. Очень важно развивать подвижность и ловкость пальчиков ребёнка: чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Что же следует делать, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих? Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания - психологи, физиологи, логопеды… Большинство из них считает, что главную роль в жизни ребёнка играет семья, а сотрудничество семьи и школы является важнейшей задачей в процессе его воспитания и обучения. Успешность (либо неуспешность) педагогического воздействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Логопед также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Однако наряду с родителями, активно сотрудничающими со школой, нередко встречаются такие, которые считают своё участие в деле воспитания невозможным и ненужным. Многие из них ссылаются на занятость, отсутствие специальных знаний. А вот повысить результативность обучения их детей может только осознанное и заинтересованное включение в
образовательный процесс самих родителей. Только в этом союзе, необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Я хочу, чтобы родители помнили, что они являются естественными учителями своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребёнку. А мы педагоги, видим в родителях своих союзников. Для нас нет помощников лучше, чем старательные, самоотверженные мамы и папы.
Советы родителям:
Как на ранних этапах распознать, есть ли у ребёнка риск отставания в речевом развитий?  Если в 2-2,5 мес. ваш ребёнок реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»  В 3-5 мес. ребёнок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется «гуление». И если ваш малыш «гулил» - это тоже хороший знак.  В 6-8 мес. дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, ма-ма. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребёнка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.  К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребёнок произносит осознанно: мама, папа, дай, ещё, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?  К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, название предметов.  К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов. Ребёнок употребляет уже до 100 слов.  К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь - ребёнок может строить предложения из двух-трёх слов.  К 3 годам словарный запас составляет от 300до 1000 слов. Ребёнок использует предложения из трёх - четырёх слов, называя своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов. Если малыш отстаёт более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду, для обследования ребёнка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития. Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится говорить сам, что «он ещё маленький, вот подрастёт, тогда…». И пропускают
самое благодатное время. Именно в первые 3 года ребёнок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении жизни, это самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всём желании позже вырастить не возможно. Главное – не опоздать!


В раздел образования