Автор: Меновщикова Галина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС" отделение ГМР Населённый пункт: г.Гурьевск Наименование материала: статья Тема: Не опоздать - это главное! Раздел: дополнительное образование
Не опоздать - это главное!
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит
от взрослых - родителей, педагогов и других специалистов.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только
к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими
сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном
формировании у них речи.
Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми и
нередко накладывает отпечаток на его характер. К 7 годам, а иногда и раньше,
дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми,
раздражительными. Не получая комплексной помощи, они пополняют ряды
отстающих школьников, окончательно теряя интерес к школьной
деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как
личность в современном обществе.
Речь ребёнка развивается, когда у него есть возможность постоянно общаться
с любящими его людьми, расширять свои познания об окружающем, узнавать
что-то новое, накапливать опыт. Создавая ребёнку, определённые условия и
развивающую среду, где бы он экспериментировал, изучал, делал выводы, мы
сможем добиваться от него ответной реакции на свои слова и действия.
Очень важно развивать подвижность и ловкость пальчиков ребёнка: чем
лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его
речи.
Что же следует делать, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он
рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым
человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому
быть интересным для окружающих? Ответы на эти вопросы ищут
специалисты разных областей знания - психологи, физиологи, логопеды…
Большинство из них считает, что главную роль в жизни ребёнка играет семья,
а сотрудничество семьи и школы является важнейшей задачей в процессе его
воспитания и обучения.
Успешность (либо неуспешность) педагогического воздействия школы и
семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда.
Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и
болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для
тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Логопед
также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его
родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в
этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный
контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Однако наряду с родителями, активно сотрудничающими со школой, нередко
встречаются такие, которые считают своё участие в деле воспитания
невозможным и ненужным. Многие из них ссылаются на занятость,
отсутствие специальных знаний. А вот повысить результативность обучения
их детей может только осознанное и заинтересованное включение в
образовательный процесс самих родителей. Только в этом союзе, необходимо
правильно определить роли каждого участника и с наибольшей
эффективностью использовать их возможности.
Я хочу, чтобы родители помнили, что они являются естественными
учителями своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках
очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребёнку. А мы
педагоги, видим в родителях своих союзников. Для нас нет помощников
лучше, чем старательные, самоотверженные мамы и папы.
Советы родителям:
Как на ранних этапах распознать, есть ли у ребёнка риск отставания в
речевом развитий?
Если в 2-2,5 мес. ваш ребёнок реагирует на вашу улыбку, голос
комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы
можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш
меня видит, он меня слышит и понимает!»
В 3-5 мес. ребёнок начинает издавать звуки, похожие на воркование
голубя. Эта предпосылка речи так и называется «гуление». И если ваш
малыш «гулил» - это тоже хороший знак.
В 6-8 мес. дети начинают неосознанно повторять различные звуки и
слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, ма-ма. Этот
период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые
реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся
активной формой общения ребёнка с окружающими. Используя их для
выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на
него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые
ребёнок произносит осознанно: мама, папа, дай, ещё, пить.
Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?
К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном,
это имена близких людей, название предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы
и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов.
Ребёнок употребляет уже до 100 слов.
К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь - ребёнок может строить
предложения из двух-трёх слов.
К 3 годам словарный запас составляет от 300до 1000 слов. Ребёнок
использует предложения из трёх - четырёх слов, называя своё имя,
пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
Если малыш отстаёт более чем на один возрастной период, это должно вас
насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду, для обследования
ребёнка, который наметит план коррекционных мероприятий для
нормального речевого развития.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится
говорить сам, что «он ещё маленький, вот подрастёт, тогда…». И пропускают
самое благодатное время. Именно в первые 3 года ребёнок овладевает
навыками, которые будет потом использовать на протяжении жизни, это
самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды,
плоды, которые при всём желании позже вырастить не возможно. Главное –
не опоздать!