Напоминание

"Безударные гласные в значимых частях слова"


Автор: Байер Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 города Анадыря"
Населённый пункт: Анадырь
Наименование материала: конспект
Тема: "Безударные гласные в значимых частях слова"
Раздел: начальное образование





Назад





План-конспект

Предмет
:
русский язык

Класс
:
3 класс

Учитель: Байер Н.В.

Тип урока
:
открытие новых знаний

УМК: «Школа России»

Тема

Безударные гласные в значимых частях слова

Цель

Образовательная:
Отрабатывать умение находить значимую часть слова в которой есть безударный гласный звук, развивать творческое мышление
Развивающая:
- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.


Воспитательная:
- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.


Здоровьесберегающая:
-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.
Планируемые результаты

Предметные:
закреплять умение правильно находить значимые части слова и безударный гласный в них, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в разных частях слова
Личностные:
формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:

Регулятивные

УУД
: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД:
уметь анализировать объекты с выделением существенных и
несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные

УУД:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Основные понятия
Безударная гласная, корневые орфограммы, орфограммы в зачимых частях слова
Ресурсы:
1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. 2. Персональный компьютер. 3. Экспозиционный экран. 4. Мультимедийный проектор. 5. Презентация в программе Power Point;

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для

учащихся,

выполнение

которых приведёт к

достижению

запланированных

результатов

Планируемые

результаты

УУД

I. Организационный

момент. Мотивация

к учебной

деятельности
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Подготовка рабочих мест, приветствие учителя Словарная работа. Объясняют лексическое значение слов. Слушают притчу. Приветствие учителя:
Учите русский годы

кряду,

С душой , с усердием,

с умом!

Вас ждёт великая

награда,

И та награда - в нём

самом!
-Начнем наш урок с притчи. Но сначала вспомним, что такое притча? В притче вы услышите незнакомые слова. Объясните их значение. Учитель рассказывает притчу
(приложение 1).
-Как вы понимаете слова султана? Доброжелательный настрой, улыбка Работа с презентацией (
слайд 1)

Коммуникативные

ууд:
учатся совместно д о г о в а р и в а т ь с я о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Регулятивные ууд:
учатся самоорганизовываться
Личностные УУД
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-Желаю нам веры в свои силы, и тогда у нас все получится.
II. Актуализация

знаний.
Цели: - повторить знания о значимых частях слова - повторить знания о правописании безударной гласной в корне слова -формировать умения группировать слова по типу орфограмм Учащиеся записывают в тетрадях дату, предложение «Классная работа». Разбирают слова по составу. Учащийся выбирает карточку с частью слова и проговаривает правило. Создаёт ситуацию, при которой возникает необходимость проверки полученных на прошлых уроках знаний: -Предлагаю вспомнить те знания, которые вы получили н а п р е д ы д у щ и х у р о к а х р у с с к о г о языка. -Разберем слова по составу. - К а к и е з н а ч и м ы е части входят в состав слова? -Какая из них главная? - Н а п о м н и т е , ч т о знаете об этих частях слова? -Кто мне поможет? (у учителя в руках Работа с презентацией (
слайд 2
) И г р а « С о б е р и словечко». ник, до, школь – дошкольник ный, го, за, род – загородный
Познавательные

ууд:
у ч а т с я и с к а т ь и выделять необходимую информацию
Коммуникативные

ууд:
учатся оформлять свои мысли в устной ф орм е, слушать и понимать речь других.
Регулятивные

ууд:
учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Минутка чистописания. В с п о м и н а ю т п р а в и л о правописания бе зуд а р н о й гласной в корне. Исправление ошибок. Подбор проверочных слов. Чистописание. к а р т о ч к а с обозначением части слова) - М о л о д ц ы . Э т и знания помогут вам в дальнейшей работе на уроке. Продолжим работу. - Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Грустные вести»
(приложение 2).
-Обратимся еще раз к Мишкиному письму. -Какое правило он не знает? - В с е л и г л а с н ы е нужно проверять? Напомните Мишке, ка к и е б е з уд а р н ы е гл а с н ы е т р е б у ю т проверки в ко р н е слова? Работа с презентацией (
слайд 3
) С о с т а в и м и з н и х цепочку
аяоеи//

-В какой части слова встретились безударные гласные? Выделите корень. Вывод. - Что мы знаем о гласных а, я, о, е, и? П оч е м у ? В к а ко й ч а с т и с л о в а о н и находятся?
-
Пропишите цепочки этих букв до конца строчки. -Запишите каллиграфически правило предложение.
На

вершине

сосны

сидела сорока.
- Выделим орфограммы.
III. Самоопределение

к деятельности,

постановка цели

урока
Цели: - повторить знания о безударных гласных в значимых частях слова - выявление учащимися места и причины затруднения. Учащиеся читают слова и определяют, в каких частях слова могут быть безударные гласные. С помощью опорных слов З а д а ё т у ч а щ и м с я вопро сы, с цел ью определения темы и по ст ановки ц е л е й урока: 1) –Как вы думаете, только ли в корне м о г у т б ы т ь безударные гласные? В каких еще частях сло ва м ы с н и м и в с т р еч а л и с ь ? Кт о может сформулировать тему урока? Работа с презентацией (
слайд 4
) -Сформулируйте тему урока
Коммуникативные

ууд:
учатся слушать, определяют общую ц е л ь и п у т и е ё достижения.
Регулятивные

ууд:
учатся совместно с учителем определять тему и цели урока
учащиеся формулируют цели урока: 
ГДЕ…

(может

быть

в

слове

безударный гласный)

КАК…

( п о с т у п и т ь ,

е с л и

безударный

гласный

в

з н а ч и м ы х

ч а с т я х

слова))

ПРОВЕРИМ…

( с в о и

у м е н и я

применять правила)
2)–Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на уроке? -С помощью опорных слов определите цели урока. Работа с презентацией (
слайд 5)

Динамическая пауза

(физкультминутка)
Цель : - смена вида деятельности. Выполняют упражнения Организует просмотр слайда презентации и выполнение упражнений.
lV. Работа по теме

урока

1) Узнаем
Цель: - ответить на вопрос где…?
Работа в парах
Находят безударные гласные в словах, выделяют ту часть слова, в которой они находятся
.

П р о в е р к а ,

з а п о л н е н и е

таблицы-подсказки.

В

корне

– снежок,

пальто,

солить.

В

приставке

– поход,

залез,

отплыл.

В

суффиксе

и

окончании



м а л е н ь ко е ,

о

к л ю ч и к е ,

радость.
-Организует самостоятельную работу в паре. - Д л я то го , ч т о б ы ответить где (в какой части слова) может б ы т ь б е з уд а р н ы й гласный, проведем небольшое исследование.
карточка
Исследование с целью достижения целей этапа урока С н е ж о к , п о х о д , маленькое, пальто, залез, о к л ючике, с о л и т ь , о т к р ы л ,
Познавательные

ууд:
у ч а т с я н а х о д и т ь необходимую и н ф о р м а ц и ю д л я выполнения учебного задания
Регулятивные ууд:
учатся выполнять и контролировать учебные действия в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей
Учащиеся
делают

вывод

и

читают правило на стр. 102.

(приложение 3)

Организует

проверку.
-Как мы узнаем, что в слове есть безударный гласный? -Итак, где, в какой части слова может б ы т ь б е з уд а р н ы й гласный? Проверим, совпадает л и н а ш в ы в о д с в ы в о д о м а в т о р о в учебника. радость.
2) Узнаем
Цель:
-
ответить на вопрос как…? Продолжают заполнять таблицу. Составляют алгоритм. -Организует фронтальную работу. -На какой вопрос еще нужно ответить? -Как мы поступим, е с л и б е з у д а р н ы й гласный в корне слова? ( в п р и с т а в к е , в с у ф ф и к с е , в окончании) - Прочитайте, какой а л г о р и т м у н а с получился? - Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова.( у каждой пары листок с заданием) -Докажите правильность выполнения задания Р а б о т а с презентацией (
слайд 7
)
Познавательные

ууд:
учатся использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для р е ш е н и я у ч е б н о й задачи;
Коммуникативные

ууд:
учатся учитывать разные мнения и с т р е м я т с я к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные

ууд:

учатся выбирать действия в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей и у с л о в и я м и е ё реализации;
3) Закрепим

(Работа по эталону.)
Цель: -организовать выполнение учащимися работы по закреплению новых знаний; Объясняют, где может быть безударный гласный, и как поступить. -Организовать работу по закреплению новых знаний.
карточка

(приложение)
-Отработка алгоритма. 1)Светить, покормить, по дороге, коврик. 2 ) П … б … ж а л п о бер…гу, на л…сной п…лянке, пушист… нькая бел…чка.
Познавательные

ууд:
учатся использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для р е ш е н и я у ч е б н о й задачи;
Регулятивные

ууд:
учатся выбирать действия в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей и у с л о в и я м и е ё реализации;
3)Проверим

( Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону).
Цель: -организовать выполнение учащимися -Организует самостоятельную работу -Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. -Организует самопроверку. - Дифференцированная работа. - проверьте с образцом (самопроверка)
Познавательные

ууд:
учатся использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для р е ш е н и я у ч е б н о й задачи;
самостоятельной работы на новое знание; - А сейчас переходим н а с л е д у ю щ у ю ступеньку. Проверить с е б я в ы м о ж е т е выполнив задание на карточке.
Регулятивные

ууд:
учатся выбирать действия в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей и у с л о в и я м и е ё реализации;
V. Обобщение

усвоенного и

подведение итогов

урока
Цель: выявить, достигнуты цели урока, что получилось, что нет, что вызвало затруднения Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, чему научились. Учитель предлагает в о п р о с ы , ч т о б ы п о д в е с т и к самостоятельному объяснению своего выбора учащихся. П о д в о д и м и т о г работы на уроке. - Какая тема урока была? - К а к у ю ц е л ь ставили? Достигли цели? - С к а к и м и затруднениями столкнулись? -Оцените свою работу на уроке.
Познавательные

ууд:
учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные

ууд:
учатся результата поставленной цели;строить монологичное высказывание
Регулятивные

ууд:
учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
VI Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке
Цель: -организовать Оценивают свою работу на уроке -Организует фиксирование нового содержания. -Организует рефлексию. Р а б о т а с презентацией: - О ц е н и с в о ё настроение на уроке: *солнечное *облачное
Познавательные

ууд:
учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат
рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. *пасмурное деятельности.
Коммуникативные

ууд:
учатся выражать свои мысли.
Регулятивные

ууд:
учатся устанавливать соответствие полученного.
Домашнее задание
Цель: -организовать работу дома с. 102 правило, памятка, тетрадь с. 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих подданных. «О, мои подданные! – обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок рассматривать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь, но и веришь в свои силы». Осмысление услышанного. - Как вы понимаете слова султана? - Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы, и у нас все получится. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих подданных. «О, мои подданные! – обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок рассматривать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь, но и веришь в свои силы». Осмысление услышанного.
- Как вы понимаете слова султана? - Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы, и у нас все получится. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Послушайте стихотворение А.Шибаева «Грустные вести» Пришло письмишко мне, Гляжу – Из лагеря от Мишки… Здесь чудный лук, и я лижу, Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут… Читаю дальше Здесь лиса, красивый длинный прут… На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь Мой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить Заставить правила учить… - Посмотрите и прочтите Мишкино письмо. Что можете сказать?
АЛГОРИТМ

ГДЕ

НАХОДИТСЯ?

КАК ПОСТУПИТЬ?

БЕЗУДАРНЫЙ

ГЛАСНЫЙ

ЗВУК

ПАМЯТКА

1. Ставлю ударение. 2. Нахожу безударный гласный. 3. Определяю, в какой части слова находится безударный гласный. 4. Думаю, как поступить
ГДЕ

НАХОДИТСЯ?

КАК ПОСТУПИТЬ

БЕЗУДАРНЫЙ

ГЛАСНЫЙ

ЗВУК
В КОРНЕ
ПОДБЕРИ
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО
ПРОВЕРЬ
ПО СЛОВАРЮ
ПОМНИ!
КАРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ
ОДИНАКОВО

В ПРИСТАВКЕ В СУФФИКСЕ
ВСПОМНИ,
КАК ПИШЕТСЯ ПРИСТАВКА ИЛИ СУФФИКС
ПРОВЕРЬ
ПО СЛОВАРЮ
ПОМНИ!
БОЛЫПШИНСТВО ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ ПИШЕТСЯ
ОДИНАКОВО
В ОКОНЧАНИИ СПРОСИ У ВЗРОСЛЫХ


В раздел образования