Автор: Тменова Анна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 38 Населённый пункт: г.Владикавказ Наименование материала: конспект Тема: Морфология Раздел: начальное образование
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1 Ведущий
2-5 Ученики
6 Существительное
7 Прилагательное
8 Числительное
9 Местоимение
10 Глагол
11 Морфология
Уч-к: – Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я
– Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не оставишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Вед.: – Мы приглашаем вас в удивительную страну под названием Речь, в
древний замок, где правит Морфология.
– Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого
порядка!
Попытались как-то слова построиться.
Становились и так, и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не
обойтись, – решили слова. – Позовем-ка мы на помощь Морфологию!»
Морфология: – Кто из вас обозначает предмет?
Сущ. – Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Морфология: – А какие формы у вас есть?
Сущ. – Род, число, падеж!
Морфология: – А что вы умеете делать?
Сущ. – Быть всеми членами предложения,
Но в первую очередь подлежащим и дополнением.
Морфология: – Становитесь под знамя «Имя существительное» !
Глагол – Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Глагол – я имею лица, время, наклонение, вид, залог, могу быь сказуемым!
Морфология: – Становитесь под знамя «Глагол» !
Прил. – Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь
– А в предложении я могу быть определением.
Морфология: – Становитесь под знамя имени прилагательного!
Мест. – Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
Морфология: – Становитесь под знамя местоимение!
Числит. – Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Морфология: – Становитесь под знамя имя числительное.
Вед.: – Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения
грамматической и синтетической функций, объединились под своими знаками.
Морфология: – командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом
входит она в Королевство Грамматики.
Все части речи: — Именно от нее, прекраснейшей из королев, зависит:
в каком наряде,
в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут:
Существительное;
Прилагательное;
Числительное;
Местоимение;
Глагол;
1. Ученик: — Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
2. Ученик: — А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приучи,
Их привычки изучи
3. Ученик: — Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Все запомнишь, все поймешь!
4. Ученик: — Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Веселые рифмы
Существительное – школа,
Просыпается – глагол ,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел. }
вместе
— Встали мы – местоименье ,
— Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем }
вместе
— Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
— Не и ни у нас частицы ,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!