" Адаптация ребенка к школе - идеальный шанс стать ближе к нему"
Автор: Чистякова Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Солигаличская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: город Солигалич, Костромская область Наименование материала: статья Тема: " Адаптация ребенка к школе - идеальный шанс стать ближе к нему" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области
«Адаптация ребенка к школе -
идеальный шанс
стать ближе к нему»
Статьюразработал:
учитель начальных классов
Чистякова Марина Владимировна
г. Солигалич 2017 г.
1
«Уважаемые родители! Вот и вырос ваш малыш. Первого сентября он идет в первый раз
в первый класс. У родителей будущих первоклассников перед столь знаменательным
событием множество забот. Нужно подготовиться к школе, купить школьную форму,
обувь, принадлежности, ранец.
Но наряду с этими бытовыми заботами, встает вопрос: «Как быстро и успешно ребенок
адаптируется к школе?»
Для многих детей и их родителей начало учебы превращается в серьезное испытание.
Один педагогический НИИ как-то проводил исследование с применением аппаратуры,
используемой при подготовке космонавтов. И когда специалисты увидели параметры
сердечного ритма первоклассников, то оказалось, что по степени напряжения состояние
детей близко к состоянию космонавта в невесомости в моменты экстремальной нагрузки.
Это наблюдение вполне подтверждается статистикой: по некоторым исследованиям,
60 % детей в первые месяцы обучения теряют в весе, отмечаются шумы в сердце,
нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Школа в первое время- это сильнейший стресс, крутой поворот в жизни ребенка: здесь
он вдруг перестает быть ребенком и становится человеком, который должен всерьез
отвечать за свою работу.
Для большинства родителей это стресс не меньший: им, кажется, что они отправляют
своего ребенка в открытый космос. На самом деле, все наоборот: школа- это прекрасная
возможность для родителей упрочить связь с ребенком, стать ему ближе и роднее,
постараться задать ему правильное отношение к работе.
Для первоклассника в первые месяцы в школе все вокруг становится пугающе
непривычным, поэтому ему надо найти опору. Вы, дорогие родители, и должны стать
надежной опорой во всем, чтобы не случилось в этот период. Вы, дорогие родители,
должны показать всю любовь, терпение и понимание в столь сложный период для вашего
малыша.
Во- первых, по дороге в школу установите с вашим малышом телесный контакт, держа
его руку в своей. Это придаст уверенности, дополнительной энергии малышу. Необходимо
разговаривать с первоклассником тихо, спокойно, без напряжения. Если у малыша, что-то
с утра нет настроения, расскажите ему смешную историю, поднимите настроение. Ваша
задача - сделать для малыша дорогу в школу интересной и желанной. Полезно будет и
повторение вчерашнего материала.
Самое главное - не требуйте от него только успехов, только побед. Ребенок должен
чувствовать, что родители его любят всякого, даже не отличника. На прощание
первокласснику лучше пожелать успехов, удачи, а не концентрировать внимание на
поведение в школе, высказывая порой выражения: «Веди себя хорошо, не балуйся!».
Во- вторых, переступив порог школы, вы, родители, увидите, как преображается ваш
малыш. Вот тут, надо быть внимательным к взаимоотношениям вашего малыша к
педагогу, к коллективу в целом.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш быстрее нашел контакт с новым для него
человеком- учителем, необходимо обеспечить ему полное доверие со стороны ребенка.
Учитель должен стать непререкаемым авторитетом для него, значит, необходимо
соблюдать следующие правила:
ни в коем случае не обсуждать личность и действия педагога в присутствии малыша,
не поддерживать первоклассника в случае, если он не доволен работой педагога.
Нелишним будет предупредить педагога о проблемах ребенка, о проблемах со здоровьем,
о проблемах характера и поведения.
Необходимо помнить, что коллектив первоклассников сформируется примерно к концу
учебного года, поэтому в этот период родителям стоит внимательней обсудить с
2
маленьким учеником, с кем он общается в классе, кто ему интересен и почему, подсказать
ребенку, как вести себя в разных ситуациях.
Встретив малыша при выходе из школы, не спрашивайте сразу о его успехах, дайте
время, чтобы он сам рассказал вам об учебных делах. Ребенок оценит вашу сдержанность,
и вы подружитесь еще больше.
В – третьих, необходимо приложить, вам, уважаемые родители, все усилия, чтобы ваш
дом стал для малыша надежным тылом, крепостью.
Придя после трудового рабочего дня,
пусть ваш малыш после обеда расслабится, поиграет в любимые игрушки или даже
поспит. У первоклассника на видном месте должно висеть расписание режима дня, в
котором приготовлению уроков должно быть отведено определенное время. Необходимо
всячески подчеркивать важность работы малыша, объяснять ему, что он тоже работающий
член семьи.
При приготовлении уроков должна царить атмосфера добра, взаимопонимания, а
эмоциональное состояние ребенка важнее всего. Главное, чтобы ребенок старался и
работал, а каков будет результат - не имеет никакого отношения к вашим чувствам по
отношению к ребенку.
Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть
описание чувств, эмоций, описаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства,
чтобы он смог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства - условие для того,
чтобы держать их под контролем.
Все, что, вы хотите- выражайте не в форме требований, а в форме предложений и
сотрудничества. При разговоре с ребенком описывайте ситуацию, свои ожидания,
возможности разрешения. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность
самому принять решение.
Прежде, чем предоставлять ребенку большую самостоятельность в связи с переходом
на новый статус, родители должны договориться, какую часть своей ответственности они
готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим ребенком, за что он теперь отвечает, к
кому необходимо обратиться в случае затруднения. Поэтому, не требуйте, а предлагайте!
Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения ребенка с достижениями других
детей. Сравнивать нужно только с его достижениями, хвалить каждый раз за улучшение
результатов искренне, без всякой иронии. Предоставьте ребенку самому найти критерии
оценки и оценить свою работу.
После выполнения домашнего задания обязательно выйдите с ребенком на прогулку.
Здесь он окончательно успокоится от школьных дел, по -настоящему отдохнет и будет
готов к работе следующего дня. Всем известно, что хорошо работает тот, кто хорошо
отдыхает.
Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в
своих силах вашему первокласснику, а значит, появится, еще одна возможность
духовно сблизится с ним».
3