Напоминание

Как научить младших школьников запоминать слова с непроверяемыми орфограммами


Автор: Тюрина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №5"
Населённый пункт: г.о.Подольск Московская область
Наименование материала: проект
Тема: Как научить младших школьников запоминать слова с непроверяемыми орфограммами
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Лицей №5» Тюрина Ольга Николаевна Учитель начальных классов
«

Как научить младших школьников запоминать слова с

непроверяемыми орфограммами»
«Словарная работа – это не эпизод в творчестве учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». А.В. Текучев. Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в начальной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Слабым звеном обучения является формирование у школьников функциональной грамотности – способности человека извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной учебной работы. Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо- димости формирования у учащихся различных вербальных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл выска- зывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языко- вые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение. Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника, обогащения речи, понимания смысла слова. Употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – это всё задачи уроков русского языка, литературного чтения. На этих уроках происходит формирование навыков правильной речи.



Актуальность выбранной темы.
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность же зависит от профессионализма. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из необходимых технологий при обучении русскому языку. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться различными видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи. Очень часто учащиеся относятся к урокам русского языка как к скучному уроку, на котором надо много писать, поэтому я пытаюсь разнообразить этот урок, но не с целью развлечь, а представить этот предмет, может быть, как синтез многих изучаемых предметов. Я работаю учителем начальных классов уже 16 лет и с каждым годом наблюдаю тенденцию к увеличению числа детей с различными трудностями в школьном обучении, в частности, в овладении программой по русскому языку. Среди них большое количество детей с различными нарушениями устной речи, с недостатками чтения и письма. Очень важна в таких случаях работа над всеми компонентами речи, развитие внимания, памяти, мышления, использование в работе наглядности, игровых методов и приёмов… На мой взгляд, в учебнике «Русский язык» Рамзаевой Т.Г недостаточно внимания уделяется словарной работе (работе со словарями). Тогда как В.П. Канакина и Л.М. Зеленина в своих учебных пособиях этой работе отводят первостепенное значение и предлагают её вести более углубленно. Поэтому я и решила перенять систему их работы в этом направлении. На протяжении ряда лет я пытаюсь разнообразить приёмы работы с группой слов, которые называются словарными. Мы договариваемся с детьми называть такие слова словарными, потому что они «живут» в словариках. Практика работы показала, что большая часть детей в этом возрасте упорно не желает запоминать их стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую и зрительную память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих или других письменных работах без ошибок. Но что, же делать с основной массой учеников? Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "собака" и "лопата"? Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она
продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... Я разработала проект по работе со словарными словами, по запоминанию их написания. Надеюсь, что материал по этому вопросу пригодится мне и моим коллегам в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников. дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. научить правильно писать словарные слова. использование различных приёмов работы со словарными словами. является проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. является методика словарной работы на уроках русского языка в начальных классах, методические средства, позволяющие предупредить орфографические ошибки. трудная орфограмма словарного слова связывается с яркими приёмами и методами, которые вспоминаются при его написании, помогают правильно найти условия выбора.
применение различных приёмов и видов работы со словарными словами на уроках русского языка способствует улучшению грамотности, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.
1.
Изучить теоретический материал по теме исследования.
2
.Проанализировать изучение словарных слов в школьном учебнике, представить этимологические справки к словарным словам.
3
.Представить систему заданий по работе над словарными словами.
4.
Экспериментально доказать эффективность различных приёмов работы со словарными словами как одного из путей повышения орфографической зоркости.
5
.Предоставить презентации работы со словарными словами.
6.
Организовать выставку детских работ по разным темам словарных слов.
7.
Сформировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей.
8.
Разработать компьютерные игры, содержание которых направлено как на формирование орфографической зоркости путем зрительного восприятия "словарных" слов и упражнений на вставку букв, так и на развитие мышления (отгадывание загадок, заполнение кроссвордов и т.д.)
1
.Обогащение словарного запаса.
2
. Появление интереса к изучению слов с непроверяемыми орфограммами.
3.
Значительное улучшение качества запоминания словарных слов.
4.
Развитие речи и мышления.
Сроки реализации:
4 года. 2008-2012г.

6.Внеклассные

мероприятия.

3. Уроки с

использованием ИКТ.

5.Детские

проекты

рисунков.

1.Работа со

словарями

2.Межпредметные

связи

4.Интерактивные

игры

7.Работа с

родителями.

8.Контроль и

диагностика

результатов.


Работа со словарями.
 Этимологический словарь.  Орфографический словарь.  Лексический словарь.  Толковый словарь русского языка.  Школьный грамматико-орфографический словарь.  Школьный фразеологический словарь русского языка. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом. Очень большую роль в развитии речи учащихся играет работа со словами-синонимами. Их использование делает речь яркой, образной, выразительной. Работу в этом направлении я начала с анкетирования. Цель анкетирования – выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы: Что такое словарь? Какие знаете словари? Умеете ли вы пользоваться словарями? Когда сами обращаетесь к словарям? Работали ли вы со словарями на уроках русского языка? Нужны ли человеку словари? Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари во внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге носящей название СЛОВАРЬ. Виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями: 1. Задания для работы со словарём. Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К. Выписать слова с Ь в середине слова. 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а, в другой - с безударной гласной о и т.д. (5, с.47)
3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент. Составьте предложения с данными словами. 4. Выборочный диктант. Выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся "умению различать, опознавать слова с такими написаниями". Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. 5. Диктант по картинке. На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради. 6. Диктант по памяти. Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях. 7. Диктант с комментарием. Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают. 8. Диктант с использованием загадок. Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются словарные слова. Приведём примеры загадок: Рисовал я на бумаге Ручейки, леса, овраги… Оттого что рисовал, Я поменьше ростом стал. (Карандаш). От него - здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко). 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор". 10. Творческие задания. Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "ворона".
Памятка для запоминания непроверяемых слов: 1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух; 2. справьтесь о значении слова, если не знаете его; 3. прочитайте слово по слогам и запишите его; 4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить; 5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам; 6. подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза. Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой младших школьников.
Межпредметные связи.
 Уроки литературного чтения.  Уроки математики.  Уроки технологии.  Уроки окружающего мира.  Уроки русского языка.  Уроки физической культуры.  Уроки изобразительного искусства. Многосторонние межпредметные связи углубляют содержание урока, повышают его познавательную ценность, учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Познавательная деятельность учащихся на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует значительного напряжения памяти, мыслительных и волевых процессов. Наблюдается высокий интерес учащихся к уроку на всем его протяжении. Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться и с точки зрения общности методов, приемов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности и т.п. Использование межпредметных связей на уроках русского языка способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности младшего школьника. Коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Межпредметный материал - богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно-коммуникативный
принцип отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса школьников.
Уроки с использованием ИКТ.
 Уроки – презентации. Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям. С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно- результативный. Компьютер применяется по трем уровням обучения: I — на уровне восприятия грамматико-орфографического материала; II — на уровне осмысления, закрепления; III — на уровне обобщения и повторения. Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор учащихся; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках русского языка приводит к целому ряду положительных результатов:  создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации;  повышение качества обучения;  усиление интереса к изучению предмета;  рациональное распределение времени урока;
 доходчивое объяснение материала. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Применение компьютерных технологий позволяет мне:  наполнить уроки новым содержанием;  развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;  формировать элементы информационной культуры;  прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;  поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;  идти в ногу со временем.
Интерактивные игры.
 Игра «Лексическое значение слов»  Игра «Этимология слов»  Игра «Бабочки и цветы» Интерактивные игры на уроках вызывают не только интерес учеников к обучению, но и влияют на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Использование интерактивных игр на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, способствует повышению интереса к предмету и организации коллективной работы класса. Работа с интерактивными играми в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе в интерактивной игре. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
Детские проекты рисунков.
 Тематические рисунки.  Предметные рисунки. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени. Работа над проектом тематического рисунка заняла не более 3-4 дней. В результате выполнения этого детского проекта у школьника расширился тематический словарный запас, кругозор; развивались творческие способности. По окончании процедуры проектов было организовано коллективное обсуждение.
Внеклассные мероприятия.
 КВН «Словарные слова надо знать, их надо запоминать».  Викторина «На берегах Лингвинии».  КТД «Своеобразная прелесть языка». Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке. Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.
Работа с родителями.
 Родительские собрания: «Наша речь – наше богатство» (разговор-консультация)  Беседы с родителями: «Выполняем домашнее задание», «Как помочь ребёнку запомнить словарные слова»  Совместные мероприятия и праздники с детьми и родителями. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Контроль и диагностика результатов.

 Тренажер.  Словарные диктанты (контрольные и обучающие).  Тестирование. Проведение уроков контроля за знаниями учащихся помогает выявить уровень знаний по нужной теме. Здесь помогают разнообразные виды контроля, такие как: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления. Для контроля использую программы -тренажеров, рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики.



Разгадай

ребус

Тренажёр

Игра «Бабочки

и цветы»

«Этимологический»

словарик

«Картинный»

словарь

Копилка-минутка

Шифровка –

алфавит

Буквы спрятались.


Виды работы со словарными словами.
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением непроверяемых безударных гласных. Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. За годы моей работы накопилось множество интересных (традиционных и нетрадиционных) приёмов для успешного и лёгкого запоминания словарных слов. Особенно интересно можно построить урок или этапы урока, используя новейшие ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). Яркие презентации словарных слов, иллюстрирование слова, мультимедийные уроки, живые схемы и, самое главное, участие самих детей в накоплении общего банка идей, коллекции соответствующих картинок, мини – презентаций, поиск дополнительной информации в Интернете, несомненно вырабатывают стойкий интерес к определённой проблеме. Использование ИКТ на уроках русского языка привело к тому, что у учащихся значительно улучшилось качество запоминания словарных слов (и не только), обогатился словарный запас и, самое главное, появился интерес к изучению русского языка. Материала накопилось много. Хочется поделиться опытом своей работы и предложить виды работы со словарными словами.
1.Разгадай ребус
. Значение слова. Звуковой анализ слова. Разгадывание кроссворда. Закрепление.
2. Тренажёр
«Большие гонки» Постановка задачи: «На трех гоночных машинах написаны слова с пропущенными буквами. Прочитай слова и определи, какие буквы пропущены. А теперь посмотри, какая буква подана на этот заезд. Определи, в каком слове она пропущена и отправь машину с этим словом соревноваться, нажав на нее». Автомобили: Верно – раздается звук аплодисментов (или крик трибун) и машина уезжает. Неверно – машина не заводится или звучат слова: «Неверно», «Надо подумать еще». Слайд
3. Буквы спрятались.

4. Метод графических ассоциаций.

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» восходящее впереди дороги солнце (видимо, добираясь утром в школу на машине, этот ребёнок наблюдает восход солнца). О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней! Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках ( в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров: ЯГ ДА В РОТА Слайд
5. Игра "Бабочка и цветы"

Задание
: Найди правильно написанные слова и тогда под цветочком найдёшь бабочку.
6.Комментатор.
(Вставь пропущенную орфограмму и объясни) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы. Например: Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь 1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением; 2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции. 7.
Корректор.
(исправь ошибку или ошибки в слове) Очень важно научить детей видеть ошибки в словах. Ошибка должна «резать» глаз. Это даёт великую возможность ученику видеть её и вовремя исправлять. Дети очень любят играть «в учителя». Важно заранее позаботиться о заготовленных карточках со словами или с текстом, где будут
встречаться ошибки на изученные орфограммы. Целесообразно указывать на полях или в конце карточки количество ошибок. Это даёт возможность ученику находить все ошибки. И, даже, если ошибка была пропущена, ребёнок возвращается и ищет её ещё раз. В этом случае рекомендуется обратиться к собственному словарику. Такой вид работы можно использовать в начале урока вместо разминки или превратить в полезную физминутку. Каждому ряду – команде предлагается группа слов с ошибками. Задача: за определённое время исправить как можно больше ошибок (слова могут быть записаны на доске или на карточках). В группу слов с ошибками уместно вписывать слова и без ошибок. Это помогает ученикам быть более сосредоточенными, развивает избирательное внимание. Выигрывает та команда, у которой больше «правильных» слов.
8. «Этимологический» словарик.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
9. «Картинный» словарь.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить, для чего необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
10. Копилка-минутка.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Их должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать написанное. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
11.Шифровка – алфавит
. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з… В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
12. «Головоломки»
Составление и разгадывание ребусов. Например: ВОСТОК ВИНЕГРЕТ СОРОКА
13.Игра «Слово спряталось»

14.Игра «Знаю - не знаю».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую словарную пятиминутку. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить его по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.
Этимологический анализ словарных слов.

Одним из основных методических приёмов проведения словарно- орфографической работы в начальной школе является этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др. Я хочу привести этимологические справки к словам с непроверяемым написанием, изучаемым в начальных классах.
Деревня
- в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Завод -
образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Урожай –
восточно-славянское. Образованно от слова «род», которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Берёза –
у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
Земляника –
связанно с понятием земля. У поляков поземка. Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» - голова.
Малина –
существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей –
слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона –
прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».

Лисица –
именно названа лисой, лисицей, т.к. образовано от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь –
образовано от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь, знающий, где найти в лесу мёд.
Петух –
прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.
Месяц –
готское «мена» – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.
Пенал –
перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Пятница –
«пятый день» в неделе.
Библиотека
– «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Трамвай –
английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.
Автомобиль –
в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
Животное –
от старославянского «животъ» – жизнь.
Завтрак –
древнерусское заутрокъ.
Картина –
с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» – бумага.
Коньки –
изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (коньки – конь)
Погода –
общеславянское. Образовано с помощью приставки по- от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).
Товарищ –
заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».
Топор –
общеславянское. Образовано с помощью суффикса -оръ- от слова «топати» – рубить, топать.
Здравствуй –
образовано от «здравствовать». При встрече люди желают друг другу здоровья.
Ошибка –
из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Ранец –
образовалось от немецкого «ranzen» – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Рябина
– от слова рябой. В соцветиях рябины выделяются светло-зелёные, белые цветы, поэтому наши предки назвали её «рябина от ряби, пестра».
Соловей –
общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.
Снегирь –
после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как
птица стала ассоциироваться со снегом.
Тетрадь –
древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro» – сложенный вчетверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!
Карандаш –
по происхождению не русское. -кара- «чёрный» -даш- «камень».
Корова –
от латинского «кор» – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.
Лопата –
раньше существовало слово «лопа», то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть.
Москва –
город по названию реки, которая в свою очередь образовалась от «моцка» – небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую впадает или с Волгой, протекающей рядом.
Октябрь –
слово от латинского «окто», что значит восемь. В Древнем Риме год начинался с первого марта, октябрь был восьмым месяцем.
Посуда –
в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
Сорока –
имя получила от исходного сорка, передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.
Квартира –
слово образовано от латинского «квартариус» - четвертина (особая повинность, вид налога), по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно, квартира - место постоя солдат.
Народ –
слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на-. Родственные слова: родня, родители, родной и др.
Обед –
исторически выделялась приставка об- (об- + -ед- – время для еды).
Огурец –
этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными).
Осина –
образовалось от чешского, польского слова «оса» - осина. С помощью суффикса -ин-.
Четверг –
четвертый день недели. (четверг – четверть).
Ягода –
образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од- ягоды называли так, потому что похожи щёчки: по цвету – яркие, румяные, красные; по форме – круглые.
Берег –
образовалось от слова «брег» - гора.
Беседа –
в древнерусском языке было слово «безъ» - вне, снаружи и «съда» - сидение; «беседка» это скамейка вне дома.
Вокзал –
лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл», т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем
просто название станционного здания.
Овца
– наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».
Одиннадцать –
в старину обозначало «один на дцать(десять)» - т.е. на единицу больше, чем десять.
Сегодня –
сращение древнерусских слов «сего» - сей, этот; «дьня» - день в одно слово.
Сейчас –
сращение двух слов «сей» - этот и «час».
Контроль, диагностика результатов.

Неотъемлемой частью работы над проектом стали контрольные срезы, которые позволили выявить у учащихся уровень правописания словарных слов. На данной диаграмме представлены результаты контрольных словарных диктантов за 1кл., 1, 2 и 3 чет. второго класса. Из диаграммы видно, что на высоком уровне во втором классе справилось с работой 13 учащихся, хотя в первом классе таких было только 7. Если в 1классе на низком уровне было 5 учащихся, то в 3 четверти 2 класса остался 1 учащийся. Результаты работы были значительно лучше: справились с ней практически все, если не считать небольших недочетов. Значительно уменьшилось количество ошибок, допущенных при написании словарных диктантов. Учебный год Уровни высокий средний низкий 2008-2009 (конец 1 кл.) 7 6 5 2009-2010 (1 четв.) 8 6 4 2009-2010 (2 четв.) 11 5 2 2009-2010 (3 четв.) 13 4 1

Результатом реализации проекта на 1 году обучения

стало:
 повысился интерес к уроку русского языка;  снизилось количество допущенных ошибок при написании словарных слов;  у детей начали формироваться навыки работы с орфографическим, лексическим, толковым, школьным грамматико-орфографическим и  школьным фразеологическим словарями русского языка;  анкетирование родителей показало, что дети с удовольствием повторяют написание словарных слов, а родители держат этот вопрос на контроле; В данном проекте был рассмотрен подход к словарно-орфографической деятельности на уроке русского языка, который сможет помочь детям в преодолении трудностей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов. Проведя контрольный диктант, я пришла к выводу, что именно рациональное использование разнообразных приемов, методов на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению детьми "словарных" слов. Подытоживая свою работу, хотелось бы сделать вывод, что при систематической работе на уроках русского языка можно добиться значительного обогащения словарного запаса и грамотного написания словарных слов. Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Если задуманное удастся, то за 4 года можно издать детский сборник «Учим словарные слова с увлечением».


В раздел образования