Напоминание

Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования, его коррекция и профилактика.


Автор: Домкина Вера Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБУДО "Станция детского технического творчества" г. Оренбурга
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования, его коррекция и профилактика.
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБУДО «Станция детского технического творчества» г.

Оренбурга

Методическая разработка по теме: ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ дополнительного

образования, ЕГО КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Выполнила:

Педагог – психолог

Домкина Вера Владимировна

Оренбург, 2017г.

Содержание


1. Введение.

2. Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

дополнительного образования.

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания зарубежными и

отечественными исследователями.

3. 1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома

эмоционального выгорания у педагогов.

4. 1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания.

5. 1.2 Возможные меры профилактики и коррекции синдрома

эмоционального выгорания у педагогов.

6. Рекомендации для педагогов.

7. Приложение.

8. Литература.

ВВЕДЕНИЕ



Психологическое здоровье личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, привлекает внимание и повышенный интерес многих исследователей. Очевидно, что психологическое здоровье педагога – одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и р а з в и т и я высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Для достижения этих целей необходимо, чтобы педагог был профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. В практике образовательных учреждений наблюдается профессиональная дезадаптация, связанная с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Для того чтобы изучить предлагаемую тему, необходимо рассмотреть её более подробнее.


Актуальность
изучения эмоционального выгорания у педагогических работников дополнительного образования обусловливается высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагогов является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии.
Цель:
всестороннее изучение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), возможностей его коррекции и профилактики. В соответствии с целью были поставлены следующие
задачи
: 1. Изучение теоретической литературы по изучаемой проблеме. 2. Изучить и проанализировать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов на разных стадиях профессиональной деятельности. 3. Разработка мер профилактики и коррекции, направленных на снижение проявления выраженности эмоционального выгорания педагогов.
4. Разработка рекомендаций для педагогов дополнительного образования по борьбе со стрессовыми ситуациями.


Глава 1. Психологические особенности развития синдрома

эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

дополнительного образования.

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания зарубежными и

отечественными исследователями.
В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений синдрома эмоционального выгорания существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия. Поскольку основным в данной работе является понятие “эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает нам т а ко е определение эмоций (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – психическое от ражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Следовательно,
синдром

«выгорания»
— это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Как же описывают это определение зарубежные и отечественные исследователи? Например, Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это – «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
К. Чернисс в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. «Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры». Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В. Эмоциональное выгорание Виктор Васильевич Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. В.В. Бойко считает, выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.
1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания у педагогов.
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними, или личностными и организационными. К таким факторам относятся: ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за здоровье и жизнь обучающихся, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низкий социальный статус профессии, ролевые конфликты, поведение «трудных» обучающихся. Кроме того профессия педагога в настоящее время феминизирована (женская), поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам
добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания.
К. Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся: - усталость; - чувство истощения; - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; - астенизация; - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта; - избыток или недостаток веса; - одышка; - бессонница. К поведенческим и психологическим: - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; - профессионал рано приходит на работу и остается надолго; - поздно появляется на работе и рано уходит; - берет работу на дом; - чувство неосознанного беспокойства; - чувство скуки; - снижение уровня энтузиазма; - чувство обиды; - чувство разочарования; - неуверенность; - чувство вины; - чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева; - раздражительность; - человек обращает внимание на детали; - подозрительность; - чувство всемогущества (власть над судьбой ученика); - ригидность; - неспособность принимать решения; - дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег; - повышенное чувство ответственности за пациентов; - растущее избегание; - общая негативная установка на жизненные перспективы; - злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
1.2 Возможные меры профилактики и коррекции синдрома

эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Э т и подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое о б р а з о в а н и е педагога дополнительного образования, повышение его квалификации. Со стороны администрации н у ж н а с и с т е м а поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Вообще,
саморегуляция —
это управление своим
психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний в педагогической деятельности, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования педагога и его психологического образования. По мнению опытных учителей, умение управлять собственными состояниями — одно из профессиональных качеств педагога. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, т а к и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, ч е л о в е к м о ж е т б о л е е эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного года. В педагогической деятельности можно выделить несколько групп ситуаций требующих саморегуляции. К ним относятся ситуации, возникающие в ходе занятия (при объяснении, при трудном для усвоения материале, разрыве между объяснением и пониманием, глупых вопросах, отказах и т. п.) в творческом объединении; ситуации, возникающие из взаимоотношений с обучающимися на занятии(при непредвиденных конфликтных ситуациях, при несовпадении планируемого психического состояния и состояния группы, плохом поведении обучающихся, грубости и бестактности и др.).
Первый тип динамики
: в начале занятия — тревога, волнение и другие отрицательные состояния; в середине — спокойствие, уравновешенность; в конце — в зависимости от успешности — положительно окрашенные (удовлетворенность, радость) или отрицательно окрашенные состояния (неудовлетворенность, досада). Для регуляции состояний эффективны использование приемов логики, размышления, самоубеждение, поисковая активность.
Второй тип:
спокойствие и уравновешенность (рабочее состояние) в течение всего занятия, незначительные колебания вокруг условно среднего рабочего уровня.

Третий тип:
высокая интенсивность положительно окрашенных состояний (творческий подъем, активация, радость) в начале занятия и постепенное снижение интенсивности всех состояний к концу до актуализации отрицательно окрашенных состояний. Наиболее эффективными для саморегуляции этого типа динамики состояний являются: переключение внимания, расслабление, поисковая активность, самовнушение, рационализация.
Четвертый тип:
от уравновешенности в начале занятия— к резким колебаниям от высокой интенсивности положительных состояний до высокой интенсивности отрицательных и обратно. Эффективно в саморегуляции использование способов переключения — отключения, самоконтроля, аутогенной тренировки, самоприказов, актуализации положительных образов и сюжетных представлений. Саморегуляция психических состояний на занятии в творческом объединении достигается использованием таких способов и приемов, как отключение — переключение, самовнушение спокойствия и выдержки, с амоуспоко ение, с амоприказы, направленные на п од а вл е н и е раздражительности, актуализация сюжетных представлений (воспоминаний) и образов чего-то хорошего, что предстоит в ближайшее время, регуляция дыхания и контроль состояния голосом. Уровень текущей саморегуляции достигается созданием пролонгированных на занятие и трудовой день позитивных рабочих состояний. К этому уровню регуляции относятся ориентация на хорошее настроение, терпение и самоконтроль, спокойствие и выдержку. Очень хорошей профилактикой для педагога дополнителнього образования является выполнение комплекса физических упражнений, которое представлено в Приложении №1. Кроме того, необходимость саморегуляции, как отмечают педагоги, возникает в ситуациях, связанных с взаимоотношениями с коллегами и администрацией (конфликты с коллегами и а д м и н и с т р а ц и е й , перегруженность поручениями, резкие расхождения в мнениях).
Рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании?
 НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
 НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.  НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.  НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.  Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания

педагогу дополнительного образования?
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. 5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Таким образом, путь к профессиональному выгоранию лежит через эмоциональное выгорание. Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит – восстановить эмоционально-психологический баланс. Приложение №1.
Комплекс физических профилактических упражнений.
Упражнения для снятия напряжения (стресса): Упражнения для глаз
«Очки»:
сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме «лежачей 8»), делать точечный массаж. Зажмуриться и открыть глаза. Упражнение
«Лежачая

8»:
рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).
Упражнение для снятия напряжения в области живота
: На вдох резко втянуть живот, выдох – исходное положение. Упражнение
«Черепаха»
: втянуть «все» в себя, напрягая тело, затем расслабиться.
Упражнение для снятия напряжения в области плечевого пояса
: Упражнение
«Сова»:
повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе «УХ!», затем то же повторить вправо.
Упражнения для снятия общего напряжения:

«Поднимать»
себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин. Прижаться спиной к стене – «сдвигать стену». Упражнение
«Высокая энергия»:
Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь…
проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте! Дыхательная гимнастика Упражнение
«Полное дыхание».
Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты. Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку. Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот. Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот. Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма. Упражнение
«Ритмичное дыхание»
. Примите «Позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца. Затем начните выполнять упражнение
«Полное дыхание»
. Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание на три удара пульса, и на шесть ударов сделайте полный выдох. Отдохните перед вторым вдохом в течении трех ударов пульса. Сделайте несколько раз полный вдох и полный выдох в ритме биения вашего сердца. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение. Если сразу оно не получилось, потренируйтесь – со временем у вас все будет прекрасно получаться. Это упражнение хорошо помогает в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.
Литература.

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105. 2. Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003. 3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. 4. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование. //Психологический журнал. – М.: Наука, 2001 5. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. -№2.-2008. 6. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про- фессиональнойдезадаптации учителя. //Вопросы психологии. – М.: Школа- Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.


В раздел образования