Организация социальной адаптации воспитанников детского дома
Автор: Сергунцова Елена Александровна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска Населённый пункт: г.Гурьевск Кемеровской области Наименование материала: статья Тема: Организация социальной адаптации воспитанников детского дома Раздел: дополнительное образование
Организация социальной адаптации воспитанников детского дома
(статья)
Сергунцова Елена Александровна,
заместитель директора по УВР
МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
В
Конвенции
«О
правах
ребенка»
провозглашено,
что
подготовка
к
самостоятельной
жизни
детей,
утративших
родительскую
опеку,
требует
усиленного
внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно
лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах
не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством».
Актуальность этого вопроса заключается в том, что в настоящее время весьма важна
проблема подготовки детей к самостоятельной жизни.
Организация социальной адаптации воспитанников детского дома будет иметь
положительную
динамику,
если
учитываются
особенности
социальной
адаптации
воспитанников детского дома, разработаны и апробированы рекомендации по организации
работы
с
воспитанниками. На
основе
анализа
психолого-педагогической
литературы
можно выделить несколько этапов процесса социальной адаптации:
Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в
социальную
группу
и
связан
с
определением
его
статуса,
проведением
социальной
диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй
этап
–
включение
в
социальную
группу,
предполагающее
помощь
новому
воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий
этап
–
усвоение
социально
полезных
ролей
через
участие
в
социальной
деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый
этап
–
устойчивая
социально–психологическая
адаптированность,
характеризующаяся
способностью
разрешить
любую
проблемную
ситуацию,
возникающую
в
естественных
условиях
социальной
среды.
Антонимом
социальной
адаптации является понятие социальная дезадаптация.
Социальная
дезадаптация
–
это
неприспособленность
индивида
к
социальной
жизни в обществе. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве,
аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в
конечном
итоге
–
в
неумении
найти
своё
место
в
жизни,
невозможно
получить
образование
и
профессию,
создать
семью.
В
качестве
основных
показателей
адаптированности можно отметить:
– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование,
получить профессиональную подготовку;
– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;
– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;
– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;
– отсутствие девиантного поведения.
Трудности
социализации
порождают
гипертрофированную
адаптированность
к
социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие
последствий
аномальной
социализации
необходимо
назвать
такие
явления,
как
социальный
аутизм
(отстранение
от
окружающего
мира),
отставание
в
развитии.
Ребята
не
приемлют
любые
запреты
и
замечания.
Уже
в
доме
ребенка
они
недоверчивы,
вялы,
не
привязываются
к
взрослым,
замкнуты
и
печальны,
не
любознательны, плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. Поэтому с
первого дня пребывания воспитанника в детском доме необходимо отношения строить на
доверии и уважении, учитывая индивидуальные особенности отдельно взятого ребенка.
Результатом
такого
отношения
может
послужить
хорошая
морально-волевая
психологическая готовность каждого отдельно взятого ребенка, формирование у него
социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной
профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.
Необходимо осуществлять профессиональную деятельность в условиях детского дома,
которая является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей,
т.к.
уровень
социальной
адаптации, выраженность
интереса
к
определенной сфере деятельности у воспитанников детского дома менее активна, чем у
детей из семей.
В тоже время чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей
самостоятельности, повышая уровень дезадаптированности.
Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в
условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у
воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя,
планировать свое поведение.
Как показала практика - это далеко не так.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий
родителей,
воспитанник
детского
дома
может
получить
лишь
ценой
огромной
целенаправленной работы педагогического коллектива. Черты, которые отличают детей-
сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение:
– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;
– трудности в общении;
– инфантилизм,
замедленное
самоопределение,
непринятие
самого
себя
как
личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
– перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения.
– учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с
взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для
подростков,
неумение
конструктивно
общаться,
ведет
к
значительным
трудностям
в
социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям
необходимо использовать технологии развивающего общения.
Результаты работы по социализации будут видны при своевременном выявлении
особенностей
социальной
адаптации
воспитанников
детского
дома,
организации
коррекционной работы, разработке рекомендаций.