Напоминание

Организация социальной адаптации воспитанников детского дома


Автор: Сергунцова Елена Александровна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
Населённый пункт: г.Гурьевск Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация социальной адаптации воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад





Организация социальной адаптации воспитанников детского дома
(статья) Сергунцова Елена Александровна, заместитель директора по УВР МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска В Конвенции «О правах ребенка» провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Актуальность этого вопроса заключается в том, что в настоящее время весьма важна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. Организация социальной адаптации воспитанников детского дома будет иметь положительную динамику, если учитываются особенности социальной адаптации воспитанников детского дома, разработаны и апробированы рекомендации по организации работы с воспитанниками. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить несколько этапов процесса социальной адаптации: Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения. Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Четвертый этап – устойчивая социально–психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды. Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумении найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить: – насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку; – насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу; – насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей; – развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности; – отсутствие девиантного поведения. Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме. Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии. Ребята не приемлют любые запреты и замечания. Уже в доме ребенка они недоверчивы, вялы, не привязываются к взрослым, замкнуты и печальны, не
любознательны, плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. Поэтому с первого дня пребывания воспитанника в детском доме необходимо отношения строить на доверии и уважении, учитывая индивидуальные особенности отдельно взятого ребенка. Результатом такого отношения может послужить хорошая морально-волевая психологическая готовность каждого отдельно взятого ребенка, формирование у него социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Необходимо осуществлять профессиональную деятельность в условиях детского дома, которая является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. уровень социальной адаптации, выраженность интереса к определенной сфере деятельности у воспитанников детского дома менее активна, чем у детей из семей. В тоже время чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности, повышая уровень дезадаптированности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показала практика - это далеко не так. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива. Черты, которые отличают детей- сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение: – иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни; – трудности в общении; – инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; – перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения. – учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения. Результаты работы по социализации будут видны при своевременном выявлении особенностей социальной адаптации воспитанников детского дома, организации коррекционной работы, разработке рекомендаций.


В раздел образования