Автор: Хаматнурова Рая Идиятовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ "Дружный" ГО г. Уфа РБ Населённый пункт: Уфа Наименование материала: методическая разработка Тема: "Бабочка" Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДРУЖНЫЙ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДО « ДДТ «Дружный»
Городского округа г. Уфа РБ
____________Л.Б. Арсланова
Методическая разработка открытого занятия на тему :
« Бабочка»
Объединение: «Магия бисера»
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Рая Идиятовна Хаматнурова
2017
1
План-конспект занятия
Плетение бабочки из бисера
Цель :
- познакомить учащихся с правилами плетения бабочки;
- развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ,
терпеливость и трудолюбие.
Задачи :
- формировать умения и навыки работы с бисером,
- научить выполнять плетение аккуратно,
- научить правильно подбирать сочетающиеся цвета.
Тип занятия : практический.
Форма организации занятия: фронтальная и индивидуальная.
Оснащение занятия: бисер, проволока, ножницы, ткань, схемы.
Методы, используемые на занятии:
1.
Словесный метод (беседа);
2.
Практический метод (самостоятельная работа);
3.
Метод контроля.
Организационно - подготовительный этап
1.Приветствие учащихся.
2.Проверка явки учащихся.
3.Сообщение темы и цели занятия.
4.Назначение дежурных.
2
Практический этап
Повторение пройденного материала:
1)
Сегодня наше занятие посвящено работе с бисером. Но в начале
давайте вспомним, где впервые появился бисер и что означает это слово?
(Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает
легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, а наутро они нашли
слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали
делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер.
Кстати, его название происходит от арапского слова “бусра”, что значит
“фальшивый жемчуг”.
В начале XX века в Богемии бисер делали следующим образом: мастера
выдували
толстостенные
трубки
маленького
диаметра
из
окрашенного
стекла,
затем
разрезали
на
кусочки,
которые
помещали
в
раскаленный
цилиндр с горячим песком и быстро крутили, чтобы придать им круглую
форму.
Секреты
стеклоделия
нельзя
было
разглашать,
а
если
такое
все
же
случилось, то наказание следовало очень суровое.)
2)
На предыдущих занятиях мы с вами говорили об истории бисера. Кто
из вас помнит, когда впервые бисер появился в России? (Уже в IX веке в
Киеве
были
маленькие
стекольные
мастерские,
а
в
XII
веке
появились
цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стекольные
заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.
Большое
внимание
стеклоделию
уделял
Петр
I,
однако
никаких
свидетельств об изготовлении бисера нет. Он доставлял бисер из-за границы.
Конечно, М.В. Ломоносов тоже оставил свой след в истории “бисероделания”
в России: он изучил свойства стекла и открыл завод, который выпускал
бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Но после смерти Ломоносова завод
закрылся, проработав всего 10 лет.)
3
3)
Действительно,
вторая
половина
XVIII
и
первая
половина
XIX
столетий
были
“золотым
веком”
бисера
в
России.
Так
что
же
все
таки
умельцы изготовляли из бисера? (Церковные украшения, кошельки, чехлы
для шкатулок, чернильниц, бисером вышивали платья и даже целые картины.
Потом это искусство забыли, и теперь этими замечательными изделиями
можно полюбоваться только в музеях.)
4)
Но это все “дела минувших дней”. Что же представляет из себя бисер
сейчас? (материал для украшений, игрушек и отделки — кому что нравится.)
5)
Мы с вами рассматривали рисунки и говорили о цветах бисера. А
помните ли вы значения цветов бисера? (Каждый цвет имеет свое значение.
Красный
цвет
обозначает
любовь,
голубой
цвет
-
дружбу,
синий
цвет
-
спокойствие,
белый
-
свободу,
оранжевый
и
желтый
-
это
очень
яркие,
вызывающие цвета, которые подходят раскованному и веселому человеку,
черный цвет указывает на одиночество, зеленый цвет обозначает природу.)
6)
Какой бывает бисер? (Бисер различается по размеру. Он бывает от 1
до 5мм в диаметре. От размера бисеринок зависит то, как будет выглядеть
работа:
маленькая
и
изящная
или
крупная
экстравагантная.
Кроме
того,
разным может быть и размер отверстия. Например, для бисеринок - связок
надо брать бисер отверстиями побольше, чтобы через него можно было
протянуть нитку или леску несколько раз.
Стеклярус тоже бывает разной длины от 2 до 8 мм. Диаметр стекляруса
обычно приблизительно 1,5-2 мм.
Бисер и стеклярус бывает матовый и блестящий. От этого зависит то, как
будет выглядеть работа. Разными бывают цвета и оттенки. Так же бисер
бывает
разного
качества.
Самый
частый
дефект,
который
не
видно
при
покупке, это нестойкость цвета.)
7)
Как и почему нужно всегда проверять прочность окраски бисера?
(Проверить качество бисера можно потерев бисеринки мин. 3-4 во влажных
руках или просто завернуть бисер во влажную мыльную тряпочку и время от
4
времени потирать бисеринки друг о друга. Необходимо это для того, что
сплетенная работа не потеряла свою красоту при ее изготовлении.)
Сегодня, как и на прошлом занятии, мы будем работать с бисером, но что
мы будем делать, узнаете, когда отгадаете загадку.
Утром ползает,
В полдень недвижима,
А вечером летает. (Бабочка)
Сла
йд №1
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Слайд №2
Давайте
с
вами
рассмотрим
фотографии , рисунки
с
бабочками
из
представленных образцов. Вы видите, что бабочку можно нарисовать,
Слайд №3
5
сделать из цветной бумаги и картона в виде аппликации,
Слайд №4
в технике оригами,
Слайд №5
в технике квиллинга,
Слайд №6
6
из природного материала (из листьев и ракушек)
Слайд №7
Слайд №8
А мы сегодня с вами научимся плести бабочку из бисера, которую
можно использовать как украшение на одежду, волосы.
Слайд №9
Слайд №10
7
Слайд №11
Слайд №12
Посмотрите внимательно и подумайте, какие цвета будут сочетаться
друг с другом?
Упражнение: «Цветоведение».
Продолжительность: 10-15 минут.
Выполнение: индивидуально.
Цель: научиться сочетать цвета друг с другом.
Необходимые материалы: карандаши, тетради, ластики.
Этапы работы:
8
1. Нарисуйте небольшую бабочку
2. Разукрасьте
бабочку
цветными
карандашами
в
соответствии
с
таблицей сочетания цветов (Приложение1).
Организация практической работы учащихся.
1.
Вводный инструктаж.
Напоминание о технике безопасности при работе с бисером на занятия.
Правила техники безопасности при работе с иголкой:
1. Игла должна находиться в игольнице.
2. Проверять количество игл перед работой и после работы. Обязательно
найти недостающие иглы.
3. Иглы не бросать без нитей, не втыкать в одежду, не брать в рот.
4. Запрещается работать ржавыми иголками.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону
товарища.
9
3. Не играй ножницами во избежание ранения себя и товарища.
Структура задания для практической работы учащихся:
1.
Название: Плетение фигурки «Бабочка»
2.
Цель: Научиться изготовлять фигурку бабочки.
3.
Время выполнения задания: 40-50 мин.
4.
Необходимый инвентарь: бисер, проволока, ножницы, схемы.
5.
Форма выполнения задания: индивидуальная
6.
Этапы выполнения задания:
1)
Подготовь рабочее место.
2)
Рассмотри схему плетения бабочки. Посчитай количество столбцов в
крылышках.
3)
Выбери цвета и тип бисера, которым будешь работать.
4)
Выбери, каким способом будешь плести бабочку.
5)
Самостоятельно выполни плетение бабочки из бисера.
Текущий инструктаж.
Первый обход (Проверяю, правильно ли подобрали цвета.)
Второй обход (Наблюдаю за правильностью плетения.)
Итоговый
обход (Выявление
типичных
ошибок,
которые
совершают
учащиеся и контролирование отдельных учащихся.)
Организационно – заключительный этап
Самооценка своих работ. Рассматривание работ своих одно группников,
выбор лучших поделок для выставки.
1.
Заключительный инструктаж. (Характеризуется работа учащихся,
комментируются допущенные ошибки)
2.
Уборка рабочих мест.
10
Приложе
ние № 1
Таблица сочетания цветов
Основные цвета
Гармонирующие цвета и
оттенки
Негармонирующие цвета и
оттенки
Красный
Зеленый цвет, сине-зеленый,
желтый и его
оттенки, оттенки синего и
синий, черный
Цвета: теплый красный,
терракот, оранжевый, розовый
(в основном), оттенки
коричневого, оливковый
Теплый красный
Цвет зеленой травы, оттенки
желтого, ахроматические
(белый, черный и серый),
голубой
Терракот, оранжевый, черный,
фиолетовый цвета
Розовый
Синий, бордовый, серый,
коричневый, голубой, оттенки
зеленого
Теплые оттенки красного,
золотой, каштановый,
оранжевый, оливковый
Оранжевый
Фиолетовый и лиловый,
голубой, зеленый, желто-
зеленый, коричневая гамма,
белый цвет
Красный, розовый,
пурпурный
Цвет терракота
Цвет индиго, морской волны,
теплый зеленый, оранжевый,
голубой, оливковый
Фиолетовый, розовый,
пурпурный, сиреневый
Оливковый, золотистый,
серый, синий с зеленоватым
Бордо, каштановый,
сиреневый, розовый.
11
Технологическая последовательность изготовления бабочки
Для плетения бабочки из бисера вам понадобится:
бисер
проволока.
Способ плетения бабочки из бисера
Верхние и нижние крылышки бабочки плетутся отдельно.
14
1. Плетение из бисера нижнего крылышка бабочки
Для изготовления нижнего крылышка нам понадобится 60 см. проволоки (для
более крупного бисера понадобится более длинная проволока). Согласно
цветовой схеме нанизываем на проволоку одну бисеринку и располагаем ее
по центру проволоки – это 1-й ряд плетения бабочки.
Далее нанизываем на один из концов проволоки еще две бисеринки, затем
через них пропускаем второй конец проволоки навстречу первому и
затягиваем – 2-й ряд.
Продолжаем плести нижнее крылышко бабочки в соответствии с нашей
схемой.
Второе нижнее крылышко плетется точно также.
2. Плетение из бисера верхнего крылышка бабочки
Для плетения верхнего крылышка бабочки понадобится около 80 см
проволоки. Плетем верхние крылышки точно также как и нижние, в
соответствии со схемой.
15
3. Плетение из бисера тельца бабочки
Тельце бабочки плетем по следующей схеме: 1-2-2-1-2-2-1-2-1, концы
проволоки при этом не обрезаем. Закрепляем по одной бисеринке на концах
проволоки на расстоянии 2,5-3 см от последней бисеринки и продеваем
концы проволоки через последнюю бисеринку тельца бабочки.
Получившиеся «усики» скручиваем жгутиком. Затем обрезаем лишнюю
проволоку.
Примечание: Для плетения тельца бабочки необходимо использовать бисер с
большими отверстиями, поскольку при сборке бабочки через некоторые
бисеринки нам придется продеть 2-3 проволоки.
4. Сборка бабочки по схеме
Пропускаем через 2 бисерины 5-го ряда тельца бабочки верхние концы
проволоки нижних крыльев, а через бисерину 4-го ряда - нижние. Через
бисерину 7-го ряда продеваем верхние концы проволоки верхних крылышек,
а через 2 бисерины 6-го ряда – нижние. Концы проволоки закрепляем.
16
Используя свободные концы проволоки, можно нижние и верхние крылышки
бабочки соединить между собой на 2-3 ряда.
17