Решение задач различными способами в начальных классах
Автор: Олесова Евдокия Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ "Сырдахская СОШ им, И.С.Портнягина" Населённый пункт: с.Сырдах, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Решение задач различными способами в начальных классах Раздел: начальное образование
Решение задач различными способами в начальных классах
Решение задач различными способами способствует развитию логического мышления и
математических способностей учащихся, воспитывает у них настойчивость и упорство в
преодолении трудностей, встречающихся в поиске решения задач. Получение одинаковых
результатов при решении одной и той же задачи различными способами служит одним из
примеров проверки правильности решения исходной задачи.
В 1 классе решение задач различными способами основывается на применении правил
прибавления числа к сумме и суммы к числу; правил вычитания числа из суммы и суммы из числа;
Во 2 классе – правил умножения и деления суммы на число (или умножение числа на сумму).
В 3 классе закрепляется умение решать подобные задачи различными способами.
Представленные здесь задачи разнообразны по содержанию и степени сложности.
Задача.
Из двух городов, расстояние между которыми 846км, вышли навстречу друг другу два поезда.
Какое расстояние будет между поездами, когда один пройдет 324км, а другой 286км?
Опора на рисунок позволяет решить задачу тремя способами:
1 способ: 846-(324+286)=236 км
2 способ: (846-324)-286=236км
3 способ: (846-286)-324=236км
При проверке способы решения сравниваются и делается соответствующий вывод.
В 3 классе различными способами могут решаться задачи на закрепления знания зависимости
между компонентами и результатами арифметических действий, на закрепление правила
умножения числа на произведение.
Задача.
На одной машине привезли 24мешка муки, по 80 кг в каждом, а на другой привезли таких же
мешков в 2 раза больше. Сколько кг муки привезли на второй машине?
Условие задачи кратко можно записать так:
1 маш-24 меш., по 80 кг в каждом.
2 маш-? 24*2 (меш), по 80 кг в каждом.
Или так:
Машина
Масса мешка с мукой
Число мешков
Общая масса
1
2
80 кг
80кг
24
24*2
?
?
1 способ.
1.
80*24=1920 кг
2.
24*2=48 меш
3.
80*40=3840 кг
2 способ.
1.
80*24=1920
2.
1924*2=3840 кг
Задача.
Ученица купила 6 тетрадей и уплатила за них 96 руб. ее подруга за такие же тетради уплатила в 2
раза меньше. Сколько тетрадей купила подруга?
Цена
Количество
Стоимость
Ученица
Подруга
? одинакова
? одинакова
6 тетр
?
96 руб
96:2 (руб)
1 способ.
1.
96:6=16 руб - цена одной тетради;
2.
96:2=48 руб - было у подруги;
3.
48;16=3 тетр –купила подруга
2 способ.
1.
6:2=3 (тетр) купила подруга:
Рассуждение следующее: в задаче известно, что подруга уплатила денег в 2 раза меньше, чем
ученица, значит, таких же тетрадей она купит в 2 раза меньше.
Задача на раскрытие сочетательного закона умножения.
На заготовительный пункт из села отправляли зерно. Автомашина сделала 6 рейсов. Каждый раз
на машину грузили по 48 мешков, а в мешок насыпали по 60 кг зерна. Сколько зерна отправляли
на заготовительный пункт за 6 рейсов?
1 способ.
(60*48)*6=17280кг
2 способ.
(48*6)*60=288*60=17280 кг
Способы решения сравниваются и делается соответствующий вывод.