Напоминание

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"


Автор: Карнаущенко Наталия Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа «
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
» в возрастной группе 9-10 лет Составитель: учитель первой квалификационной категории КОУ СО «КШИ» Карнаущенко Наталия Борисовна

Рабочая программа

коррекционных занятий

по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа по «психомоторике» в возрастной группе 9-10 лет, была разработана с учётом психофизических особенностей учащихся и включает в себя те виды коррекционной деятельности необходимые для преодоления недостатков индивидуальных особенностей учащихся. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Пояснительная записка.
Особенности деятельности детей с проблемами в интеллектуальном развитии препятствуют реализации их интеллектуальных возможностей, создают дополнительные трудности при усвоении учебного материала. При аномальном развитии психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т.е. к нарушению или несформированности и других психических процессов, взаимосвязанных структурно или функционально с нарушенными. Система специального обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии предусматривает проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учащимися, включенные в Типовые учебные планы специальных (коррекционных) школ для детей указанной категории. Общие цели коррекционных занятий - индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводится 2- 4 часа в неделю по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия с одним учеником или группой учеников 15-20 минут. В группы возможно объединение не более 6- ти учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях или сходные нарушения когнитивной сферы, затруднения в учебной деятельности. В структуре каждого коррекционного занятия выделяются основные этапы, традиционные для коррекционно-развивающей работы: - Ритуал приветствия - Рефлексия предыдущего занятия - Разминка - Основное содержание занятия - Рефлексия прошедшего занятия - Ритуал прощания.

Цели и задачи развивающего коррекционного курса:

1. Коррекция познавательных процессов
- развивать, тренировать и корригировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), - стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности, - формировать позитивную мотивацию учебной деятельности.
2. Развитие произвольного поведения, самоконтроля, волевых проявлений
- обучать реализации накопленной энергии в подвижных играх с правилами, - целенаправленно и систематически регулировать физическое состояние детей, направляя внутреннюю энергию и реализуя скопившуюся энергию на достижение определенной, заранее поставленной цели, - обучение детей качественному выполнению команды, доведению начатого дела до конца с высокими показателями, - учить ставить цель, действовать по плану для превращения бесцельной подвижности в целенаправленную активность, пока она не станет привычной.
3.Социально-психологическая адаптация детей
- научить изменять свое поведение, согласно условий жизнедеятельности, - научить организовывать совместную игровую и учебную деятельность, - научить нормам межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми. Развивающее коррекционное обучение должно учитывать возраст ребенка, ведущую деятельность и ведущую психическую функцию этого возраста. Универсальной формой развивающего обучения является игра. Задачами обучения должны стать прежде всего формирование ВПФ, испытывающих дефицит в развитии, и работа должна вестись не над изолированными ВПФ, а в системе и в предметной деятельности. Поэтому, хотя в данном развивающем коррекционном цикле занятий и выделены темы занятий, определяющие преимущественное развитие какой-либо одной или двух ведущих психических функций, или их видов и форм, это не означает, что работа должна вестись строго над развитием только данных функций. В занятия должны быть включены и задания на развитие других психических функций или их видов и форм, логически входящих в контекст конкретного занятия. С целью воздействия на различные стороны психики. Так же работа должна быть направлена на развитие интегративной работы различных анализаторных систем, т.е. межанализаторных связей. Развивающее коррекционное обучение должно также обучать знаниям ребенка - увеличивать их объем, улучшать качество. Для развивающего коррекционного обучения это значит, что есть объективная научно обоснованная возможность заново сконструировать и построить несформированную или нарушенную ВПФ сначала во внешней, материальной форме («на рабочем столе»), а затем постепенно сократить ее, автоматизировать и перевести на уровень «в уме». У детей с проблемами в интеллектуальном развитии нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность.
Нарушение или сохранность сложных пространственных действий является важным фактором в развитии ребенка, т. к. необходимы для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ. Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственно- временных отношений, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. - создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира., развития речи, мышления, овладения письмом, чтением, счетными операциями. Восприятие пространственных отношений и ориентиров человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней, но восприятие пространственных отношений наиболее необходимо для успешной учебной деятельности. В состав пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Уровень развития функции памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов, но и речи, формирование и развитие которой тесно связано также и с состоянием мнестических процессов, и для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности. Именно на основании этих научных данных был построен развивающий коррекционный курс занятий, предполагающий ведение развивающей коррекционной работы снизу вверх, т.е. от движения, восприятия и памяти к мышлению, не исключающий, конечно, и развитие мышления в процессе развития функций восприятия и памяти. При проведении развивающего коррекционного курса необходимо придерживаться следующих правил: 1. На занятиях необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей. 2. Нужно предотвращать наступление утомления, учитывая принцип перемежения интеллектуальных занятий с небольшими физическими нагрузками и двигательными упражнениями, способствовать созданию позитивного психологического сопровождения, систематического развития адекватного целенаправленного поведения и используя для этого разнообразные средства (интересный и красочный дидактический материал, преподнесение материала небольшими дозами, использование подвижных игр, физкультпауз, элементов психогимнастики и т.д.). 3. Для достижения обстановки психологической безопасности одни задания нужно проводить за партами, а другие (методика проведения которых позволяет) - лучше проводить в круге. 4. При работе с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. Многие упражнения проводятся в форме соревнования (для стимулирования познавательного интереса и формирования позитивной мотивации деятельности), но и в этом случае успехи каждого ребенка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Ведущий может постепенно включать детей в проведение того или
иного упражнения. Тем самым предоставляется возможность передать детям ответственность за занятия. Кроме того, роль "главного" в какой-либо игре послужит хорошим тренингом для застенчивых детей. 5. Каждое упражнение предлагается детям в начале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения, усложнения тренировочного материала и увеличения семантической нагрузки в словарных упражнениях. 6. Успехи детей и особенности их познавательной деятельности, выявившиеся в ходе специальных коррекционных занятий, должны обсуждаться с другими педагогами, ведущими этот класс. Их необходимо учитывать в процессе обучения. При проведении коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов используется хорошо изученный программный материал по разным предметам, модифицированный для игрового развития и формирования психических процессов. В каждое занятие включаются по 1-2 упражнения, направленные на сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, развитие произвольного поведения. Организация и развитие внимания на коррекционных занятиях: В данном развивающем коррекционном курсе не предполагается выделение блока развития произвольного внимания в отдельные темы коррекционных занятий, т.к. развитие данной психической функции должно осуществляться постоянно, систематически, на каждом занятии, посредством специальных дидактических приемов и тренинговых упражнений. Внимание учащихся должно воспитываться, прежде всего, содержанием занятия или урока. Если ребенок заинтересован, увлечен данной деятельностью, то его внимание переходит в после произвольное, т.е. не требующее волевых усилий. Особое значение в поддержании внимания имеет владение педагогом выразительными средствами устной речи (умение выделять голосом нужные слова, психологические паузы). Для развития внимания и отдельных его свойств возможно применение ряда продуктивных дидактических приемов: 1. На первое место выдвигается требование - быть всегда внимательным. Внимание - это непременное условие договоренность между педагогом и учащимися. 2. Пока не установится полное внимание и сосредоточенность на занятии никогда не проводить никаких работ. 3. Если учитель скуп на слова и избегает изобилия речи, то вызывает максимум внимания к своим словам. Инструкции должны быть краткими, четкими, достаточно простыми и доступными, не превышающими 8-10 слов. Сложные инструкции должны даваться дробно, с контролем выполнения каждого этапа. 4. Педагог должен всемерно охранять внимание учащихся, не переутомлять продолжительностью, однообразием работы, чередовать виды деятельности, избегать постоянных замечаний классу и отдельным ученикам, чтобы не нарушать сосредоточенность детей.
5. Педагог должен поощрять внимание учащихся, подчеркивать при этом успехи детей в умении сосредоточиться и быть внимательным. 6. Педагогу необходимо максимально использовать сюжетные занятия (сюжеты с путешествиями, различными героями сказок и мультфильмов и т.д.), сюрпризные моменты. Все виды и свойства внимания также значительно развиваются в результате специальных упражнений, которые должны быть включены в каждое коррекционное занятие в течение 2-3 минут. Включение упражнения "корректурная проба" в каждое второе занятие обеспечивает устойчивую тренировку внимания и произвольной регуляции деятельности в течение всего коррекционного цикла. Развитие общей и мелкой моторики на коррекционных занятиях. Коррекция моторных нарушений ведет к улучшению психического развития детей, которое осуществляется в значительной степени путем развития мышления, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности. Коррекция моторных нарушений должна основываться на особенностях двигательной недостаточности. Принято строить коррекционную работу с учащимися с учетом выделения двух групп: возбудимых детей и заторможенных. Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую характеристику возбудимых. находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция этого уровня связана с развитием быстроты, точности движений, развития навыков ручной умелости, . координации движений рук, развития мелких мышц руки. Из всего вышесказанного следует, что коррекции общей и мелкой моторики целесообразно уделять 2-3 минуты (по 1-2 упражнения) за одно коррекционное занятие (групповое или индивидуальное). Для успешного проведения коррекционной работы следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика; постоянно и планомерно вести коррекционную работу по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движений, которая осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действий на простые элементы, с опорой вначале на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Примечание: в тематическом планировании коррекционных занятий дано примерное количество часов (занятий) на прохождение каждой темы. Ввиду различия уровней познавательного развития детей, в группы необходимо объединять детей со сходными нарушениями когнитивной сферы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его динамику развития, возможно создание подвижных групп для коррекционных занятий. При усвоении конкретной темы одними детьми и не усвоении ее другими, первых следует переводить в более «продвинутые» группы (которые изучают более сложную тему), а со вторыми и далее проводить занятия по данной теме.

Основные направления коррекционной работы:
 Совершенствование движений и сенсомоторного развития.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности.  Развитие основных мыслительных операций.  Развитие различных видов мышления.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.  Развитие речи, овладение техникой речи.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


тема

Кол-

во

Цели и задачи, раскрывающие содержание занятия

I.

Совершенствование

движений

и

сенсомоторного развития:

13
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 6 Развитие мышц мелкой и тонкой моторики пальцев рук на основе двигательных упражнений с оречевлением, упражнения в нанизывании бусин, работа с мозаикой, конструктором, пуговицами, пластилином различными предметами и т.д. развитие навыков каллиграфии; 7 Развитие зрительно – моторной координации. С использованием упражнений в письме различных элементов,
II.

Ко р р е к ц и я

о т д е л ь н ы х

с т о р о н

психической деятельности:

16
развитие зрительного восприятия и узнавания; 2 Развитие объёма зрительного восприятия и узнавания. Дидактические игры: найди заданные предметы на картинке, какие предметы ты ведешь на затушеванной картинке, определи что за предмет по части предмета и т.д. развитие зрительной памяти и внимания; 2 Развитие объёма зрительной памяти посредством дидактических игр, упражнений в запоминании иллюстраций (предметные, сюжетные картинки) букв, слогов, слов, предложений, цифр, математических
выражений. Например: запомни назови, запомни- зарисуй, повтори слова по порядку и т.д. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 3 Уточнение понятий: цвет, форма, величина (размер). Учить характеризовать предметы по этим понятиям, учиться сравнивать, находить сходства и различия. Упр. Из набора геометрических фигур найти и сосчитать только круги, круги красного цвета, сколько кругов жёлтого цвета в наборе и.т.д. развитие пространственных представлений и ориентации; 2 Закрепить понятия: лево, право, верх, низ, под, сбоку, выше, ниже, сзади. Проводить анализ расположение частей лица, тела, анализ положения рук относительно своего тела и относительно друг друга. Развитие представлений о пространственных взаимоотношениях внешних объектов и тела ( по отношению к собственному телу). развитие представлений о времени; 2 Уточнение и расширение представлений о времени: минута, час, день, неделя, месяц, год. Закрепление порядка дней недели, месяцев в году, Формирование умения определять время по часам. развитие слухового внимания и памяти; 2 Продолжать развитие слухового внимания и восприятия, объёма кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. Заучивание стихов, потешек, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Использование опорных слов, схем, планов, иллюстраций. р а з в и т и е ф о н е т и к о - ф о н е м а т и ч е с к и х представлений, формирование звукового анализа. 3 Развитие навыка фонетического слуха и анализа, умения определять звук в словах, слогах, определять его место в слове: начало, середина или конец. Различать согласные звуки по мягкости и твёрдости, глухости, и звонкости, у гласных определять ударный и безударный. Составлять слова на заданный звук или с заданными звуками.
III.

Развитие

основных

мыслительных

операций:

19
навыков соотносительного анализа; 4 Учить искать общие признаки у предмета, развивать способность сравнивать, искать черты сходства и различия, развитие внимания, восприятия, зрительной памяти. Дидактические игры и упражнения: на что это похоже? Сравни эти картинки, что изменились, выбери такой же предмет, найди пару, домино, что исчезло.
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 3 Учить находить общий признак и по нему объединять предметы в однородные группы. Развивать способность выделять существенные признаки предметов, сравнивать и классифицировать предметы. Дидактические игры и упражнения: что лишнее, раздели на группы, сложи похожее к похожим. умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 3 Учить работать по словесной и письменной инструкции, понимать значение изученных понятий. Уметь работать по заданному алгоритму. умения планировать деятельность; 2 Учить анализировать образец работы, составлять план действий работы над данным образцом. Составлять план пересказа по прочитанному тексту, учиться работать над заголовками частей. развитие комбинаторных способностей. 5 Развитие способностей сравнивать, искать черты сходства и различия, развитие внимания, восприятия, зрительной памяти, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Дидактические игры и упражнения на выполнение нескольких операций. Н-р, выбери и раскрась рыб плывущих в лево, сосчитаю кол-во больших домиков, раскрась синим карандашом колпачки у весёлых поросят, а у грустных поросят раскрась коричневым сапожки, и т.д..
IV.

Развитие различных видов мышления:

6
развитие наглядно-образного мышления; 3 Дидактические игры, упражнения с использованием разрезных картинок, разной сложности, кубиков, мозаик, конструкторов без образца. В заданиях используется работа по конструированию и моделированию, из бумаги, природного материала, аппликации. Используется работа по списыванию слов, предложений, небольших рассказов, решение простых задач по иллюстрациям. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 3 Формировать умение устанавливать последовательность событий при помощи серии сюжетных картинок, используя рассказы и сказки. Работа с деформированными предложениями, текстом. Формирование понятий после, потом, сейчас, сначала, до. Развивать умение выявлять нелогичные ситуации используя сюжетные картинки - нелепицы.

V.

Коррекция

нарушений

в

развитии

эмоционально-личностной сферы

4
релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация. 2 Развитие базовых эмоций, мимических мышц лица Упражнения на передачу эмоций, грусти, радости, злости, жалости, горя и т.д. Драматизация ситуаций. развитие средств выразительности, 2 Развитие средств выразительности речи (четкости речи, громкости, передача настроения, интонационных пауз). Формирование правильного и точного произношения и употребления слов. Учить постановке ударения. Тренировка выразительного чтения стихотворения хором и индивидуально каждым учащимся.
VI.

Развитие

речи,

овладение

техникой

речи.

2
Развитие навыка послогового и плавного чтения. Тренировочные упражнения в чтении слов состоящих из двух, трёх, четырёх слогов, с прямыми, обратными слогами и со стечением согласного. Чтение предложений и рассказов.
VII.

Ра с ш и р е н и е

п р ед с т а в л е н и й

о б

окружающем

мире

и

обогащение

словаря

2
Знакомство с животными, растениями, предметами и явлениями окружающей среды. Упражнение в составлении описательных и повествовательных рассказов на заданную тему.
VIII.

Коррекция индивидуальных пробелов в

знаниях.

8
Коррекция, направленная на преодоление затруднений в учебной деятельности, пробелов в знаниях по конкретным темам.


В раздел образования