Автор: Карнаущенко Наталия Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат" Населённый пункт: г.Краснотурьинск, Свердловская область Наименование материала: Рабочая программа Тема: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Раздел: начальное образование
Рабочая программа
« Развитие психомоторики и сенсорных процессов »
в возрастной группе 9-10 лет
Составитель: учитель первой
квалификационной категории КОУ СО «КШИ»
Карнаущенко Наталия Борисовна
Рабочая программа
коррекционных занятий
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа по «психомоторике» в возрастной группе 9-10 лет, была разработана с учётом психофизических особенностей учащихся и
включает в себя те виды коррекционной деятельности необходимые для преодоления недостатков индивидуальных особенностей учащихся.
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Пояснительная записка.
Особенности
деятельности
детей
с
проблемами
в
интеллектуальном
развитии
препятствуют
реализации
их
интеллектуальных
возможностей, создают дополнительные трудности при усвоении учебного материала. При аномальном развитии психической сферы
нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т.е. к нарушению или несформированности и других
психических процессов, взаимосвязанных структурно или функционально с нарушенными.
Система специального обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии предусматривает проведение индивидуальных или
групповых коррекционных занятий с учащимися, включенные в Типовые учебные планы специальных (коррекционных) школ для детей
указанной категории.
Общие цели коррекционных занятий - индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению
ими учебного материала.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводится 2- 4 часа в неделю по утвержденному
расписанию. Продолжительность занятия с одним учеником или группой учеников 15-20 минут. В группы возможно объединение не более 6-
ти учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях или сходные нарушения когнитивной сферы, затруднения в учебной
деятельности.
В структуре каждого коррекционного занятия выделяются основные этапы, традиционные для коррекционно-развивающей работы:
- Ритуал приветствия
- Рефлексия предыдущего занятия
- Разминка
- Основное содержание занятия
- Рефлексия прошедшего занятия
- Ритуал прощания.
Цели и задачи развивающего коррекционного курса:
1. Коррекция познавательных процессов
- развивать, тренировать и корригировать
познавательные
процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление,
воображение, речь),
- стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности,
- формировать позитивную мотивацию учебной деятельности.
2. Развитие произвольного поведения, самоконтроля, волевых проявлений
- обучать реализации накопленной энергии в подвижных играх с правилами,
-
целенаправленно и систематически регулировать физическое состояние детей, направляя внутреннюю энергию и реализуя
скопившуюся энергию на достижение определенной, заранее поставленной цели,
- обучение детей качественному выполнению команды, доведению начатого дела до конца с высокими показателями,
- учить ставить цель, действовать по плану для превращения бесцельной подвижности в целенаправленную активность, пока
она не станет привычной.
3.Социально-психологическая адаптация детей
- научить изменять свое поведение, согласно условий жизнедеятельности,
- научить организовывать совместную игровую и учебную деятельность,
- научить нормам межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми.
Развивающее коррекционное обучение должно учитывать возраст ребенка, ведущую деятельность и ведущую психическую функцию
этого возраста. Универсальной формой развивающего обучения является игра. Задачами обучения должны стать прежде всего формирование
ВПФ, испытывающих дефицит в развитии, и работа должна вестись не над изолированными ВПФ, а в системе и в предметной деятельности.
Поэтому, хотя в данном развивающем коррекционном цикле занятий и выделены темы занятий, определяющие преимущественное развитие
какой-либо одной или двух ведущих психических функций, или их видов и форм, это не означает, что работа должна вестись строго над
развитием только данных функций. В занятия должны быть включены и задания на развитие других психических функций или их видов и
форм, логически входящих в контекст конкретного занятия. С целью воздействия на различные стороны психики. Так же работа должна быть
направлена
на
развитие
интегративной
работы
различных
анализаторных
систем,
т.е.
межанализаторных
связей.
Развивающее
коррекционное обучение должно также обучать знаниям ребенка - увеличивать их объем, улучшать качество.
Для развивающего коррекционного обучения это значит, что есть объективная научно обоснованная возможность заново сконструировать и
построить несформированную или нарушенную ВПФ сначала во внешней, материальной форме («на рабочем столе»), а затем постепенно
сократить ее, автоматизировать и перевести на уровень «в уме».
У детей с проблемами в интеллектуальном развитии нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики,
различных видов движения: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны,
много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность.
Нарушение или сохранность сложных пространственных действий является важным фактором в развитии ребенка, т. к. необходимы для
формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственно-
временных отношений, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. - создает
основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира., развития речи,
мышления, овладения письмом, чтением, счетными операциями.
Восприятие пространственных отношений и ориентиров человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему
составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является
наиболее поздней, но восприятие пространственных отношений наиболее необходимо для успешной учебной деятельности. В состав
пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов.
Уровень развития функции памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов, но и речи,
формирование и развитие которой тесно связано также и с состоянием мнестических процессов, и для понимания состояния психической
деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности.
Именно
на
основании
этих
научных
данных
был
построен
развивающий
коррекционный
курс
занятий,
предполагающий
ведение
развивающей коррекционной работы снизу вверх, т.е. от движения, восприятия и памяти к мышлению, не исключающий, конечно, и
развитие мышления в процессе развития функций восприятия и памяти.
При проведении развивающего коррекционного курса необходимо придерживаться следующих правил:
1. На занятиях необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей.
2. Нужно предотвращать наступление утомления, учитывая принцип перемежения интеллектуальных занятий с небольшими
физическими нагрузками и двигательными упражнениями, способствовать созданию позитивного психологического
сопровождения, систематического развития адекватного целенаправленного поведения и используя для этого разнообразные
средства (интересный и красочный дидактический материал, преподнесение материала небольшими дозами, использование
подвижных игр, физкультпауз, элементов психогимнастики и т.д.).
3. Для достижения обстановки психологической безопасности одни задания нужно проводить за партами, а другие
(методика проведения которых позволяет) - лучше проводить в круге.
4. При работе с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и
поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и
возможности. Многие упражнения проводятся в форме соревнования (для стимулирования познавательного интереса и
формирования позитивной мотивации деятельности), но и в этом случае успехи каждого ребенка важно сравнивать с его
предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Ведущий может постепенно включать детей в проведение того или
иного упражнения. Тем самым предоставляется возможность передать детям ответственность за занятия. Кроме того, роль "главного" в
какой-либо игре послужит хорошим тренингом для застенчивых детей.
5. Каждое упражнение предлагается детям в начале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение
каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения, усложнения тренировочного материала и увеличения семантической нагрузки
в словарных упражнениях.
6. Успехи детей и особенности их познавательной деятельности, выявившиеся в ходе специальных коррекционных занятий,
должны обсуждаться с другими педагогами, ведущими этот класс. Их необходимо учитывать в процессе обучения.
При
проведении
коррекционных
занятий
по
развитию
психомоторики
и
сенсорных
процессов
используется
хорошо
изученный
программный материал по разным предметам, модифицированный для игрового развития и формирования психических процессов.
В каждое занятие включаются по 1-2 упражнения, направленные на сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, развитие
произвольного поведения.
Организация и развитие внимания на коррекционных занятиях:
В данном развивающем коррекционном курсе не предполагается выделение блока развития произвольного внимания в отдельные
темы коррекционных занятий, т.к. развитие данной психической функции должно осуществляться постоянно, систематически, на каждом
занятии, посредством специальных дидактических приемов и тренинговых упражнений.
Внимание учащихся должно воспитываться, прежде всего, содержанием занятия или урока. Если ребенок заинтересован, увлечен
данной деятельностью, то его внимание переходит в после произвольное, т.е. не требующее волевых усилий. Особое значение в поддержании
внимания имеет владение педагогом выразительными средствами устной речи (умение выделять голосом нужные слова, психологические
паузы).
Для развития внимания и отдельных его свойств возможно применение ряда продуктивных дидактических приемов:
1. На первое место выдвигается требование - быть всегда внимательным. Внимание - это непременное условие
договоренность между педагогом и учащимися.
2. Пока не установится полное внимание и сосредоточенность на занятии никогда не проводить никаких работ.
3. Если учитель скуп на слова и избегает изобилия речи, то вызывает максимум внимания к своим словам. Инструкции должны
быть краткими, четкими, достаточно простыми и доступными, не превышающими 8-10 слов. Сложные инструкции должны даваться
дробно, с контролем выполнения каждого этапа.
4. Педагог должен всемерно охранять внимание учащихся, не переутомлять продолжительностью, однообразием
работы, чередовать виды деятельности, избегать постоянных замечаний классу и отдельным ученикам, чтобы не
нарушать сосредоточенность детей.
5.
Педагог должен поощрять внимание учащихся, подчеркивать при этом успехи детей в умении сосредоточиться и быть
внимательным.
6. Педагогу необходимо максимально использовать сюжетные занятия (сюжеты с путешествиями, различными героями
сказок и мультфильмов и т.д.), сюрпризные моменты.
Все виды и свойства внимания также значительно развиваются в результате специальных упражнений, которые должны быть включены в
каждое коррекционное занятие в течение 2-3 минут. Включение упражнения "корректурная проба" в каждое второе занятие обеспечивает
устойчивую тренировку внимания и произвольной регуляции деятельности в течение всего коррекционного цикла.
Развитие общей и мелкой моторики на коррекционных занятиях.
Коррекция моторных нарушений ведет к улучшению психического развития детей, которое осуществляется в значительной степени
путем развития мышления, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.
Коррекция моторных нарушений должна основываться на особенностях двигательной недостаточности.
Принято
строить
коррекционную
работу
с
учащимися
с
учетом
выделения
двух
групп:
возбудимых
детей
и
заторможенных.
Двигательное
беспокойство,
нетерпеливость,
отвлекаемость,
эмоциональная
возбудимость
и
неустойчивость
составляют
клиническую
характеристику возбудимых. находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы
мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения
перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция этого уровня связана с развитием быстроты, точности движений, развития навыков ручной умелости, .
координации движений рук, развития мелких мышц руки.
Из всего вышесказанного следует, что коррекции общей и мелкой моторики целесообразно уделять 2-3 минуты (по 1-2 упражнения) за
одно коррекционное занятие (групповое или индивидуальное).
Для успешного проведения коррекционной работы следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика; постоянно и
планомерно вести коррекционную работу по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движений, которая
осуществляется
путем
длительных
тренировок,
расчленения
действий
на
простые
элементы,
с
опорой
вначале
на
более
сохранные
нижележащие церебральные уровни.
Примечание: в тематическом планировании коррекционных занятий дано примерное количество часов (занятий) на прохождение
каждой темы. Ввиду различия уровней познавательного развития детей, в группы необходимо объединять детей со сходными нарушениями
когнитивной сферы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его динамику развития, возможно создание подвижных групп
для коррекционных занятий. При усвоении конкретной темы одними детьми и не усвоении ее другими, первых следует переводить в более
«продвинутые» группы (которые изучают более сложную тему), а со вторыми и далее проводить занятия по данной теме.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Развитие основных мыслительных операций.
Развитие различных видов мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
№
тема
Кол-
во
Цели и задачи, раскрывающие содержание занятия
I.
Совершенствование
движений
и
сенсомоторного развития:
13
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
6
Развитие
мышц
мелкой
и
тонкой
моторики
пальцев
рук
на
основе
двигательных упражнений с оречевлением, упражнения в нанизывании
бусин,
работа с мозаикой, конструктором, пуговицами, пластилином
различными предметами и т.д.
развитие навыков каллиграфии;
7
Развитие
зрительно
–
моторной
координации.
С
использованием
упражнений в письме различных элементов,
II.
Ко р р е к ц и я
о т д е л ь н ы х
с т о р о н
психической деятельности:
16
развитие зрительного восприятия и узнавания;
2
Развитие объёма зрительного восприятия и узнавания. Дидактические
игры: найди заданные предметы на картинке, какие предметы ты ведешь
на затушеванной картинке, определи что за предмет по части предмета и
т.д.
развитие зрительной памяти и внимания;
2
Развитие
объёма
зрительной
памяти
посредством
дидактических
игр,
упражнений
в
запоминании
иллюстраций
(предметные,
сюжетные
картинки)
букв,
слогов,
слов,
предложений,
цифр,
математических
выражений. Например: запомни назови, запомни- зарисуй, повтори слова
по порядку и т.д.
формирование
обобщенных
представлений
о
свойствах предметов (цвет, форма, величина);
3
Уточнение
понятий:
цвет,
форма,
величина
(размер).
Учить
характеризовать
предметы
по
этим
понятиям,
учиться
сравнивать,
находить сходства и различия. Упр. Из набора геометрических фигур
найти и сосчитать только круги, круги красного цвета, сколько кругов
жёлтого цвета в наборе и.т.д.
развитие
пространственных
представлений
и
ориентации;
2
Закрепить понятия: лево, право, верх, низ, под, сбоку, выше, ниже, сзади.
Проводить анализ расположение частей лица, тела, анализ положения рук
относительно
своего
тела
и
относительно
друг
друга.
Развитие
представлений о пространственных взаимоотношениях внешних объектов
и тела ( по отношению к собственному телу).
развитие представлений о времени;
2
Уточнение и расширение представлений о времени: минута, час, день,
неделя, месяц, год. Закрепление порядка дней недели, месяцев в году,
Формирование умения определять время по часам.
развитие слухового внимания и памяти;
2
Продолжать
развитие
слухового
внимания
и
восприятия,
объёма
кратковременной и долговременной слухоречевой
памяти. Заучивание
стихов, потешек, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Использование
опорных слов, схем, планов, иллюстраций.
р а з в и т и е
ф о н е т и к о - ф о н е м а т и ч е с к и х
представлений,
формирование
звукового
анализа.
3
Развитие навыка фонетического слуха и анализа, умения определять звук
в словах, слогах, определять его место в слове: начало, середина или
конец. Различать согласные звуки по мягкости и твёрдости, глухости, и
звонкости, у гласных определять ударный и безударный. Составлять слова
на заданный звук или с заданными звуками.
III.
Развитие
основных
мыслительных
операций:
19
навыков соотносительного анализа;
4
Учить
искать
общие
признаки
у
предмета,
развивать
способность
сравнивать,
искать
черты
сходства
и
различия,
развитие
внимания,
восприятия, зрительной памяти. Дидактические игры и упражнения: на
что это похоже? Сравни эти картинки, что изменились, выбери такой же
предмет, найди пару, домино, что исчезло.
навыков группировки и классификации (на базе
овладения основными родовыми понятиями);
3
Учить
находить
общий
признак
и
по
нему
объединять
предметы
в
однородные
группы.
Развивать
способность
выделять
существенные
признаки
предметов,
сравнивать
и
классифицировать
предметы.
Дидактические игры и упражнения:
что лишнее, раздели на группы,
сложи похожее к похожим.
умения
работать
по
словесной
и
письменной
инструкции, алгоритму;
3
Учить
работать
по
словесной
и
письменной
инструкции,
понимать
значение изученных понятий. Уметь работать по заданному алгоритму.
умения планировать деятельность;
2
Учить анализировать образец работы, составлять план действий работы
над
данным
образцом.
Составлять
план
пересказа
по
прочитанному
тексту, учиться работать над заголовками частей.
развитие комбинаторных способностей.
5
Развитие способностей сравнивать, искать черты сходства и различия,
развитие внимания, восприятия, зрительной памяти, пространственной
ориентировки, мелкой моторики. Дидактические игры и упражнения на
выполнение нескольких операций. Н-р, выбери и раскрась рыб плывущих
в лево, сосчитаю кол-во больших домиков, раскрась синим карандашом
колпачки у весёлых поросят, а у грустных поросят раскрась коричневым
сапожки, и т.д..
IV.
Развитие различных видов мышления:
6
развитие наглядно-образного мышления;
3
Дидактические игры, упражнения с использованием разрезных картинок,
разной
сложности,
кубиков,
мозаик,
конструкторов
без
образца.
В
заданиях используется работа по конструированию и моделированию, из
бумаги,
природного
материала,
аппликации.
Используется
работа
по
списыванию слов, предложений, небольших рассказов, решение простых
задач по иллюстрациям.
развитие
словесно-логического
мышления
(умение
видеть
и
устанавливать
логические
связи
между
предметами,
явлениями
и
событиями).
3
Формировать
умение
устанавливать
последовательность
событий
при
помощи серии сюжетных картинок, используя рассказы и сказки. Работа с
деформированными
предложениями,
текстом.
Формирование
понятий
после, потом, сейчас, сначала, до. Развивать умение выявлять нелогичные
ситуации используя сюжетные картинки - нелепицы.
V.
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной сферы
4
релаксационные упражнения для мимики лица,
драматизация.
2
Развитие
базовых
эмоций,
мимических
мышц
лица
Упражнения
на
передачу
эмоций,
грусти,
радости,
злости,
жалости,
горя
и
т.д.
Драматизация ситуаций.
развитие средств выразительности,
2
Развитие
средств
выразительности
речи
(четкости
речи,
громкости,
передача настроения, интонационных пауз).
Формирование правильного и точного произношения и употребления
слов. Учить постановке ударения.
Тренировка выразительного чтения
стихотворения хором и индивидуально каждым учащимся.
VI.
Развитие
речи,
овладение
техникой
речи.
2
Развитие
навыка
послогового
и
плавного
чтения.
Тренировочные
упражнения в чтении слов состоящих из двух, трёх, четырёх слогов, с
прямыми,
обратными
слогами
и
со
стечением
согласного.
Чтение
предложений и рассказов.
VII.
Ра с ш и р е н и е
п р ед с т а в л е н и й
о б
окружающем
мире
и
обогащение
словаря
2
Знакомство
с
животными,
растениями,
предметами
и
явлениями
окружающей
среды.
Упражнение
в
составлении
описательных
и
повествовательных рассказов на заданную тему.
VIII.
Коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях.
8
Коррекция,
направленная
на
преодоление
затруднений
в
учебной
деятельности, пробелов в знаниях по конкретным темам.