Напоминание

Вальс


Автор: Бурягина Марина Юрьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект сценария школьного классного часа
Тема: Вальс
Раздел: дополнительное образование





Назад





Сценарий школьного классного часа «Вальс»

1
.Стефан Флаерти «Вальс Анастасии» исп. Масленникова Анжелика 3кл., преподаватель Роженко Е.В. Сегодня нам предстоит удивительное путешествие в мир вальса. Вот уже 2 века живёт и пользуется популярностью этот вечно юный танец. Родился вальс на рубеже 18-19 веков. Предком его был танец Лендлер - английский и немецкий крестьянский танец, грубоватый с неторопливыми движениями, подскоками. Партнёрш поднимали высоко над головой и кружили в воздухе. Всё начиналось с австрийского композитора В. Моцарта . Есть у него цикл –«6 немецких танцев.» Танец № 3 стал популярной детской песенкой .Это всем известная песенка- «Жил был у бабушки серенький козлик». Ею был задан ритм будущего вальса(1- 2-3). Моцарт соединил этот ритм и лендлер. Венцы заинтересовались танцем, и вскоре он стал постоянным гостем всех танцевальных вечеров. Только танцевать его стали мягче и плавнее, и появилось новое название - «вальс». Вальсы бывают разные по жанру: бальные, эстрадные, вальсы – песни;, для отдельных инстументов и оркестра. А по характеру - весёлые и грустные, таинственные и поэтичные, лирические и трагические, выражающие различные чувства и состояния. Сегодня вальс сохранил себя не только как бальный танец, его сохранила для человечества классическая музыка. И началось победное шествие вальса по Европе. Многие композиторы обращались к этому жанру, многие писали вальсы для детей: Прослушаем несколько детских вальсов:
2. Волков «Вальс», исп. Капралова Аня 2кл., преп. Подымова М. В, 3. Майкапар «Вальс», исп. Пеутина Аня 3 кл пр. Подымова М. В, 4. Львов - Кампанеец «Мамин вальс» исп. Захарова Наташа 3кл. преп. Пономарёва Л.Н. Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить великого русского композитора - П.И.Чайковского. Вальс был любимым жанром и он включал его и в балет ( «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), и в оперы («Евгений Онегин») , и в симфонии . Особое очарование вальсам придаёт национальный колорит. Чайковский величайший мелодист. О многих его вальсах можно сказать, что они «поют», так сильно в них песенное начало, свойственное русской музыке. Сейчас мы прослушаем 2 вальса П.И.Чайковского. 5.«Вальс цветов» из балета Щелкунчик исп. Пырковы Вероника и Ангелина 1кл., преп. Гришина Т.П. 6.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица», исп. Якушкина Настя - Шишов Илья 3 кл., преп. Гришина Т.П.- Сергеева О.Л. Ранний вальс, мало отличавшийся от «лендлера», нашёл претворение в музыке венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена. Ф.Шуберт, импровизирующий свои вальсы во время танцев, превращал вальс в лирическую миниатюру.
7
.Вальс Шуберта исп. Кондратьева Алёна 4 кл. преп. Филаретова И.В. В начале 19 века при многих дворах Европы официальное отношение к вальсу было весьма осторожным. На балах в Вене
вальс разрешалось танцевать не более 10 минут. Объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. В общественных местах присутствовали представители власти, которые при малейшем нарушении правил могли остановить танец. В одном из городов Германии специальным служащим разрешалось штрафовать, и даже заключать в тюрьму тех, кто будет в танце чрезмерно кружить женщину или девушку. В Англии, где сдержанность является национальной чертой, вальс приобрёл и поклонников, и противников. Противниками велась борьба «против вальса» очень активно. Узаконить этот танец помогло вмешательство королевы Елизаветы. Когда принцесса Виктория пригласила оркестр Штрауса на день коронации - вальс окончательно поселился в дворцовых бальных залах. Принцесса Виктория испытывала особую страсть к вальсу и была прекрасной танцовщицей. В России - ни Екатерина 2-я, ни Павел -1-ый не одобрили вальс. Император Павел -1ый издал предписание, запрещающее вальс, т.к. считалось, что держать даму за талию неприлично. При Александре -1- ом вальс пользовался репутацией излишне вольного танца. В Российской империи вальс стал популярен на частых балах после Отечественной войны 1812 года. Остановить вальс было невозможно, и после победы над Наполеоном, в Вене проходил конгресс союзников- победителей. Днём дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Многие вальсы были предназначены не для танца, а для слушания.
Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф Шопена. К вальсу он обращался на протяжении всей своей творческой жизни ( написано 17 вальсов). Изящные ,неповторимые, они звучали в самых модных салонах Европы. Самой знаменитой исполнительницей шопеновских вальсов была пианистка Стефания Ландовска. Именно она привозит в Россию вальсы Шопена и с огромным успехом исполняет их при дворе. Вальсы Шопена приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью, блеском, иногда виртуозностью. Большинство его вальсов состоит из нескольких эпизодов различного характера, часто в разных темпах. Излюбленный приём рубато – еле уловимое отклонение от темпа, делают эти пьесы неприменимыми для бытового танца. Композитор преследует чисто художественные задачи. Они- то нежные, то поэтичные, то блестящие, то виртуозные.
8
. Ф.Шопен «Забытый вальс» исп. Филатова Даша 3 кл. преп. Суханова О.А. Родоначальником русского романтического вальса был М.И. Глинка (вспомним вальс – фантазию для симф. оркестра).Все остальные русские и советские симф. вальсы выросли именно из него. Соединение песенности и танцевальности придают глинкинской мелодике особый оттенок задушевности и теплоты.
9
Глинка«Прощальный вальс» исп. Комарова Маша 4 кл. преп.Пономарёва Л.Н.
10.
Шостакович «Вальс цветов» исп. Хаврина Даша 6 кл. преп. Подымова М.В. В России очень популярным стал вальс – романс, вальс- песня. Была прекрасная традиция русского муз. быта : в городских садах и парках играли военно-духовые оркестры. Особую прелесть им
придавали старинные русские вальсы. Одним из популярных был «На сопках Манчжурии» - написанный русским военным дирижёром Ильёй Шатровым. Это русский вальс 20 века , посвящённый мокшанским воинам, погибшим в русско- японской войне. Композитор выразил скорбь по погибшим товарищам, не вернувшимся с войны, оставшихся покоится в чужой Манчжурской земле.
11
. Шатров «На сопках Манчжурии» исп. Верещагин Иван преп. Долгова М.В.
12
.старинный русский романс- Баснер «Белой акации гроздья душистые» исп. Бригаднов А., концертмейстер Пономарёва Л.Н., преп. Роженко Е.В. Много замечательных песен – вальсов создано композиторами в военные и послевоенные годы. Ритм вальса живёт и процветает в музыке. И это не случайно, на войне, под постоянным прицелом смерти рождались и пелись лучшие песни - Е.Долматовский, Фридкин «Случайный вальс», « Амурские волны», «Забытый вальс». Современный вальс многогранен и полон разновидностей. В музыке 20 века вальс постепенно проникает во все виды вокальной, инструментальной, эстрадной и джазовой музыки: в симфонии, оперы, балеты, кино. Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино- без вальса. Послушаем вальсы современных композиторов и вальсы из к\ф. :
13
. Журбин, слова Аксёнова «Тучи в голубом» из к\ф Московская сага исп. Егорова Настя, аккомпанирует Флерко Т. ,Веретенников Илья (преп. Роженко Е.В., Долгова М.В. Морозова М.Р.)

14.
Топоров «Вальс» исп. Септарёва Вика 4 кл.преп. Тараканова О.Н.
15.
Лысак «Вальс» исп. Веретенников Илья 8 кл.преп. Морозова М.Р.
«Если на сердце грустинка

Мало ли вдруг ,почему!

С вальсом поставьте пластинку

Всё расскажите ему!

С лёгким изящным поклоном

С вами простится печаль

Вальс- это танец влюблённых

Вальс это всё -таки вальс»

16
. Балаев «Вальс» исп. фортеп. дуэт: Тютькина Ольга- Сердюкова Мария , (преп. Шишкина Е.В., Плохова Т.В.) Вальс - самый красивый и романтичный из бальных танцев. Вальс всегда уместен на балу, на любом торжестве, как свадьба, день рождения, юбилей. Вальс является символом изящества и романтизма. Вальс перерос рамки танца. Он действительно «смеётся над всеми модами века». Подобно сказочному Фениксу, он возрождается вновь и вновь и всегда прекрасный и юный, и по праву считается «королём среди танцев».
О вальсе сказано не мало!

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало.

А лучше вальса, право, нет!



В раздел образования