Автор: Бурягина Марина Юрьевна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4 Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: конспект сценария школьного классного часа Тема: Вальс Раздел: дополнительное образование
1 .Стефан Флаерти «Вальс Анастасии» исп. Масленникова
Анжелика 3кл., преподаватель Роженко Е.В.
Сегодня нам предстоит удивительное путешествие в мир вальса.
Вот уже 2 века живёт и пользуется популярностью этот вечно юный
танец. Родился вальс на рубеже 18-19 веков. Предком его был танец
Лендлер - английский и немецкий крестьянский танец, грубоватый
с неторопливыми движениями, подскоками. Партнёрш поднимали
высоко над головой и кружили в воздухе.
Всё начиналось с австрийского композитора В. Моцарта . Есть у
него цикл –«6 немецких танцев.» Танец № 3 стал популярной
детской песенкой .Это всем известная песенка- «Жил был у
бабушки серенький козлик». Ею был задан ритм будущего вальса(1-
2-3). Моцарт соединил этот ритм и лендлер. Венцы
заинтересовались танцем, и вскоре он стал постоянным гостем всех
танцевальных вечеров. Только танцевать его стали мягче и плавнее,
и появилось новое название - «вальс».
Вальсы бывают разные по жанру: бальные, эстрадные, вальсы –
песни;, для отдельных инстументов и оркестра.
А по характеру - весёлые и грустные, таинственные и поэтичные,
лирические и трагические, выражающие различные чувства и
состояния.
Сегодня вальс сохранил себя не только как бальный танец, его
сохранила для человечества классическая музыка.
И
началось
победное
шествие
вальса
по
Европе.
Многие
композиторы обращались к этому жанру, многие писали вальсы для
детей:
Прослушаем несколько детских вальсов:
2. Волков «Вальс», исп. Капралова Аня 2кл., преп. Подымова М. В,
3. Майкапар «Вальс», исп. Пеутина Аня 3 кл пр. Подымова М. В,
4. Львов - Кампанеец «Мамин вальс» исп. Захарова Наташа 3кл.
преп. Пономарёва Л.Н.
Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить великого русского
композитора - П.И.Чайковского. Вальс был любимым жанром и он
включал его и в балет ( «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая
красавица»), и в оперы («Евгений Онегин») , и в симфонии .
Особое очарование вальсам придаёт национальный колорит.
Чайковский величайший мелодист. О многих его вальсах можно
сказать, что они «поют», так сильно в них песенное начало,
свойственное русской музыке.
Сейчас мы прослушаем 2 вальса П.И.Чайковского.
5.«Вальс цветов» из балета Щелкунчик исп. Пырковы Вероника и
Ангелина 1кл., преп. Гришина Т.П.
6.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица», исп.
Якушкина Настя - Шишов Илья 3 кл., преп. Гришина Т.П.- Сергеева
О.Л.
Ранний вальс, мало отличавшийся от «лендлера», нашёл
претворение в музыке венских классиков – Гайдна, Моцарта,
Бетховена.
Ф.Шуберт, импровизирующий свои вальсы во время танцев,
превращал вальс в лирическую миниатюру.
7 .Вальс Шуберта исп. Кондратьева Алёна 4 кл. преп. Филаретова
И.В.
В начале 19 века при многих дворах Европы официальное
отношение к вальсу было весьма осторожным. На балах в Вене
вальс разрешалось танцевать не более 10 минут. Объятия кавалера и
дамы в танце считались не вполне подобающими. В общественных
местах присутствовали представители власти, которые при
малейшем нарушении правил могли остановить танец.
В одном из городов Германии специальным служащим
разрешалось штрафовать, и даже заключать в тюрьму тех, кто будет
в танце чрезмерно кружить женщину или девушку.
В Англии, где сдержанность является национальной чертой, вальс
приобрёл и поклонников, и противников. Противниками велась
борьба «против вальса» очень активно.
Узаконить этот танец помогло вмешательство королевы Елизаветы.
Когда принцесса Виктория пригласила оркестр Штрауса на день
коронации - вальс окончательно поселился в дворцовых бальных
залах. Принцесса Виктория испытывала особую страсть к вальсу и
была прекрасной танцовщицей.
В России - ни Екатерина 2-я, ни Павел -1-ый не одобрили вальс.
Император Павел -1ый издал предписание, запрещающее вальс, т.к.
считалось, что держать даму за талию неприлично.
При Александре -1- ом вальс пользовался репутацией излишне
вольного танца.
В Российской империи вальс стал популярен на частых балах после
Отечественной войны 1812 года.
Остановить вальс было невозможно, и после победы над
Наполеоном, в Вене проходил конгресс союзников- победителей.
Днём дипломаты решали важные проблемы послевоенного
устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали
на балах, где вальс был коронным танцем.
Многие вальсы были предназначены не для танца, а для слушания.
Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф
Шопена.
К
вальсу
он
обращался
на
протяжении
всей
своей
творческой жизни ( написано 17 вальсов). Изящные ,неповторимые,
они звучали в самых модных салонах Европы. Самой знаменитой
исполнительницей шопеновских вальсов была пианистка Стефания
Ландовска. Именно она привозит в Россию вальсы Шопена и с
огромным успехом исполняет их при дворе.
Вальсы Шопена приближаются к поэмным жанрам романтической
музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с
элегантностью, блеском, иногда виртуозностью. Большинство его
вальсов состоит из нескольких эпизодов различного характера,
часто в разных темпах. Излюбленный приём рубато – еле уловимое
отклонение от темпа, делают эти пьесы неприменимыми для
бытового танца. Композитор преследует чисто художественные
задачи. Они- то нежные, то поэтичные, то блестящие, то
виртуозные.
8 . Ф.Шопен «Забытый вальс» исп. Филатова Даша 3 кл. преп.
Суханова О.А.
Родоначальником русского романтического вальса был М.И.
Глинка (вспомним вальс – фантазию для симф. оркестра).Все
остальные русские и советские симф. вальсы выросли именно из
него. Соединение песенности и танцевальности придают
глинкинской мелодике особый оттенок задушевности и теплоты.
9 Глинка«Прощальный вальс» исп. Комарова Маша 4 кл.
преп.Пономарёва Л.Н.
10. Шостакович «Вальс цветов» исп. Хаврина Даша 6 кл. преп.
Подымова М.В.
В России очень популярным стал вальс – романс, вальс- песня.
Была прекрасная традиция русского муз. быта : в городских садах и
парках играли военно-духовые оркестры. Особую прелесть им
придавали старинные русские вальсы. Одним из популярных был
«На сопках Манчжурии» - написанный русским военным
дирижёром Ильёй Шатровым. Это русский вальс 20 века ,
посвящённый мокшанским воинам, погибшим в русско- японской
войне. Композитор выразил скорбь по погибшим товарищам, не
вернувшимся с войны, оставшихся покоится в чужой Манчжурской
земле.
11 . Шатров «На сопках Манчжурии» исп. Верещагин Иван
преп. Долгова М.В.
12 .старинный русский романс- Баснер «Белой акации гроздья
душистые» исп. Бригаднов А., концертмейстер Пономарёва Л.Н.,
преп. Роженко Е.В.
Много замечательных песен – вальсов создано композиторами в
военные и послевоенные годы. Ритм вальса живёт и процветает в
музыке. И это не случайно, на войне, под постоянным прицелом
смерти рождались и пелись лучшие песни - Е.Долматовский,
Фридкин «Случайный вальс», « Амурские волны», «Забытый
вальс».
Современный вальс многогранен и полон разновидностей. В
музыке 20 века вальс постепенно проникает во все виды вокальной,
инструментальной, эстрадной и джазовой музыки: в симфонии,
оперы, балеты, кино.
Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино-
без вальса.
Послушаем вальсы современных композиторов и вальсы из к\ф. :
13 . Журбин, слова Аксёнова «Тучи в голубом» из к\ф Московская
сага исп. Егорова Настя, аккомпанирует Флерко Т. ,Веретенников
Илья (преп. Роженко Е.В., Долгова М.В. Морозова М.Р.)
16 . Балаев «Вальс» исп. фортеп. дуэт: Тютькина Ольга- Сердюкова
Мария , (преп. Шишкина Е.В., Плохова Т.В.)
Вальс - самый красивый и романтичный из бальных танцев. Вальс
всегда уместен на балу, на любом торжестве, как свадьба, день
рождения,
юбилей.
Вальс
является
символом
изящества
и
романтизма.
Вальс
перерос
рамки
танца.
Он
действительно
«смеётся над всеми модами века». Подобно сказочному Фениксу, он
возрождается вновь и вновь и всегда прекрасный и юный, и по
праву считается «королём среди танцев».
О вальсе сказано не мало!