Напоминание

"Орфограммы корня"


Автор: Акимова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 356 имени Н.З.Коляды
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Авторская методическая разработка
Тема: "Орфограммы корня"
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ Школа № 35 6 им. Н.З.Коляды г. Москвы АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ОРФОГРАММЫ КОРНЯ » Автор : Акимова Светлана Николаевна



АВТОРСКОЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ



ПОСОБИЕ





ДЛЯ



УЧАЩИХСЯ

1 – 4

КЛАССОВ

.

« ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР»
АКТУАЛЬНОСТЬ В течение всего урока учителю необходимо держать в поле зрения всех учеников, чтобы видеть, как идёт усвоение учебного материала каждым ребёнком. Ведь успешное обучение возможно только тогда, когда сам ребёнок является активным участником процесса обучения, ведь не даром в основе Федерального государственного стандарта лежит деятельностный подход , который позволяет маленькому исследователю «пропустить через себя» своё научное исследование, чтобы лучше понять и запомнить его суть. На уроках русского языка очень помогает осуществить системно-деятельностный подход в начальных классах придуманное мною игровое методическое индивидуальное пособие- звуковой светофор. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ Это пособие ученики могут самостоятельно изготовить под руководством учителя на уроках технологии. Лучше всего светофор сделать из плотного картона с использованием цветной бумаги. Берется прямоугольный лист картона ( 105x 240мм). В верхней его части располагается круг, разделенный на шесть цветных секторов( красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, белый). ( деталь 1) Затем изготавливается из белого картона второй круг аналогичного диаметра, но в нём вырезается один сектор с углом 60 градусов.(деталь 2) Верхний круг белого цвета ( деталь-2) накладывается на круг с цветными секторами и крепится в середине пересечения секторов с помощью винтика и гаечки. Таким образом возможно вращение белого круга с постепенным открыванием любого цветного сектора, что и нужно для работы со светофором. На нижней части пособия расположена полоска с шестью цветными квадратиками, соответствующими цветным секторам круга. Еще ниже по горизонтали расположены восемь полосок с изображением букв и орфографических терминов. 1ряд- А - Е – И – О – Я- Ь 2 ряд – Б- Ж- Г- Д- З- В 3ряд- К- Ф- П- Ш- Т- С
4ряд- Ъ - глагол – прилагат.- существит.- предлог- местоим- 5ряд- ед.ч-мн.ч-приставка- корень-суффикс-окончание 6ряд- м.р - ж.р.- ср.р.- 1скл.- 2скл. – 3 скл 7ряд- И.п- Р.п.- Д.п. – В.п.- Т.п.- П.п. 8ряд- I спр. - IIспр.-Наст.в- Буд.в.- Прош.в.(шестая клеточка пустая или запятая) При изготовлении пособия очень важно, чтобы цветные сектора и цвет полосочек в нижней части пособия совпадали по цвету, т.к. именно определенный цвет, показанный детьми при работе, помогает учителю за несколько секунд проверить знания всего класса и выявить ошибки учащихся. Звуковой светофор можно использовать для работы на уроках русского языка с первого по 4 класс включительно. В основе пособия заложены все основные орфограммы, изучаемые по русскому языку в курсе начальной школы. С помощью этого наглядного пособия возможно осуществление обратной связи учителя с учащимися в течение всей работы на уроке. Звуковой светофор универсален. Его можно использовать на любом этапе любого типа урока, особенно эффективен он при проверке выполненного задания. Светофор напоминает детям игрушку, поэтому они с удовольствием с ним работают, переключаясь с одного вида деятельности на другой. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ НА УРОКАХ Например в 1 классе в период обучения грамоте,закрепляя тему «Гласные буквы и звуки», учитель предлагает детям услышать нужный звук в начале, середине или в конце слова и показать соответствующую букву, которая обозначает этот звук на светофоре, выбрав правильный цветовой сектор. Работа носит не только обучающий аспект, но и игровой, что активизирует деятельность детей на уроке.Например: О-СА- первый звук(о) обозначен буквой-О, дети показывают желтый сектор, Иг-ра – И-зеленый и т.д. Во время такой работы задействованы все ученики класса, они самостоятельно анализируют и делают свой выбор, объясняя его. Работа со светофором делает урок интереснее, мотивирует ребенка и повышает его познавательную активность , поддерживает интерес к предмету. А учителю помогает в оптимально короткий период времени проверить знания всех учащихся, вовремя заметить ошибку ребенка и скорректировать его знания, этим самым ликвидировать пробел в знаниях, что способствует повышению качества обучения учащихся. Во втором классе звуковой светофор можно использовать при изучении таких тем, как «Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные в корне слова», «Правописание разделительного Ь и Ъ знаков», «Состав слова», «Непроизносимые согласные в корне слова» и многие другие. Творческий подход учителя поможет найти на каждом уроке место для работы с этим интересным наглядным пособием.
В третьем классе звуковой светофор поможет учителю проследить за усвоением детьми таких трудных тем, таких, как «Части речи», «Определение рода имен существительных и имен прилагательных», «Определение падежей», «Глагол. Время глагола» и т.д.. В четвертом классе с помощью звукового светофора удается легче усвоить личные окончания глаголов, падежные окончания имен существительных и прилагательных, определение спряжения глаголов, правописание личных местоимений, однородных членов предложения и другие трудные темы курса. Чудо-светофор напоминает ребятам их любимые игрушки. Они с удовольствием вращают верхний белый круг для нахождения нужного для ответа цветного сектора . Работу с чудо- светофором можно использовать как для устной, так и для подготовки к письменной работе. Незаменимую роль сыграет светофор во время проведения орфографического диктанта в любом классе начальной школы. Все ученики работают со световым светофором на своих местах, а для проверки из каждого ряда приглашаются к доске по одному ученику, которые выполняют роль консультантов-контролеров, отслеживая правильность выполнения задания каждым учеником своего ряда . Во время показа ошибочного значения раздается хлопок. Работа останавливается, разбирается ответ с доказательством правильного выбора. Таким образом, предупреждаются ошибки и их написание, что повышает грамотность учащихся. Учитель может оценить работу консультантов-контролеров или отдельных учеников класса в ходе такой работы со светофором. В роли консультантов можно использовать не только «сильных» учеников, но и «слабы» учеников, попросить их объяснить и доказать правильность выбора учащимися класса данной орфограммы. Такая работа помогает ученику поверить в себя и свои силы, увереннее отвечать на уроках, т.к. он чувствует поддержку всего класса. Звуковой светофор также помогает предупредить ошибки перед письмом, при проведении предупредительного и во время объяснительного диктанта. В том случае, если все ученики класса показывают верный ответ ( правильный цветовой сектор), учитель может продолжать работу дальше, не требуя объяснения написания. Звуковой светофор помогает учителю экономить время на уроке, осуществляя одновременно контроль за всеми учащимися класса. Этот чудо-светофор позволяет учителю работать творчески, а детям, легко и играя, осуществлять деятельностный подход в усвоении и закреплении самых трудных тем по русскому языку в курсе начальной школы. Попробуйте это пособие в своей работе и вы увидите, какие замечательные результаты вас ожидают после изучения каждой темы. дд деталь- 2дд
деталь-1 деталь- 2
МОДЕЛЬ



ЗВУКОВОГО



СВЕТОФОРА


РАБОТА СО ЗВУКОВЫМ СВЕТОФОРОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфограмма - безударная гласная в корне слова –Б…ГУТ

( проверяем-БЕГ), показываем – гласная –

Е.(

коричневый сектор)
Парная согласная в слове –
РАЗБЕ…(
проверяем-б


е



гу
), выбираем-
Г
(зеленый сектор)

АКТИВИЗИРУЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


В раздел образования