Автор: Акимова Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа № 356 имени Н.З.Коляды Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Авторская методическая разработка Тема: "Орфограммы корня" Раздел: начальное образование
ГБОУ
Школа
№
35 6
им. Н.З.Коляды г. Москвы
АВТОРСКОЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
ПО
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
«
ОРФОГРАММЫ
КОРНЯ
»
Автор : Акимова Светлана
Николаевна
АВТОРСКОЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ
1 – 4
КЛАССОВ
.
« ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В течение всего урока учителю необходимо держать в поле зрения всех учеников, чтобы
видеть, как идёт усвоение учебного материала каждым ребёнком. Ведь успешное обучение
возможно только тогда, когда сам ребёнок является активным участником процесса
обучения, ведь не даром в основе Федерального государственного стандарта лежит
деятельностный подход , который позволяет маленькому исследователю «пропустить
через себя» своё научное исследование, чтобы лучше понять и запомнить его суть. На
уроках русского языка очень помогает осуществить системно-деятельностный подход в
начальных классах придуманное мною игровое методическое индивидуальное пособие-
звуковой светофор.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
И
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ПОСОБИЯ
Это пособие ученики могут самостоятельно изготовить под руководством учителя на
уроках технологии. Лучше всего светофор сделать из плотного картона с использованием
цветной бумаги. Берется прямоугольный лист картона ( 105x 240мм). В верхней его части
располагается круг, разделенный на шесть цветных секторов( красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый, белый). ( деталь 1) Затем изготавливается из белого картона второй
круг аналогичного диаметра, но в нём вырезается один сектор с углом 60 градусов.(деталь
2) Верхний круг белого цвета ( деталь-2) накладывается на круг с цветными секторами и
крепится в середине пересечения секторов с помощью винтика и гаечки. Таким образом
возможно вращение белого круга с постепенным открыванием любого цветного сектора,
что и нужно для работы со светофором. На нижней части пособия расположена полоска с
шестью цветными квадратиками, соответствующими цветным секторам круга. Еще ниже
по горизонтали расположены восемь полосок с изображением букв и орфографических
терминов.
1ряд- А - Е – И – О – Я- Ь
2 ряд – Б- Ж- Г- Д- З- В
3ряд- К- Ф- П- Ш- Т- С
4ряд- Ъ - глагол – прилагат.- существит.- предлог- местоим-
5ряд- ед.ч-мн.ч-приставка- корень-суффикс-окончание
6ряд- м.р - ж.р.- ср.р.- 1скл.- 2скл. – 3 скл
7ряд- И.п- Р.п.- Д.п. – В.п.- Т.п.- П.п.
8ряд- I
спр. - IIспр.-Наст.в- Буд.в.- Прош.в.(шестая клеточка пустая или запятая)
При изготовлении пособия очень важно, чтобы цветные сектора и цвет полосочек в
нижней части пособия совпадали по цвету, т.к. именно определенный цвет, показанный
детьми при работе, помогает учителю за несколько секунд проверить знания всего класса
и выявить ошибки учащихся.
Звуковой светофор можно использовать для работы на уроках русского языка с первого
по 4 класс включительно. В основе пособия заложены все основные орфограммы,
изучаемые по русскому языку в курсе начальной школы. С помощью этого наглядного
пособия возможно осуществление обратной связи учителя с учащимися в течение всей
работы на уроке. Звуковой светофор универсален. Его можно использовать на любом этапе
любого типа урока, особенно эффективен он при проверке выполненного задания.
Светофор напоминает детям игрушку, поэтому они с удовольствием с ним работают,
переключаясь с одного вида деятельности на другой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МОДЕЛИ
НА
УРОКАХ
Например в 1 классе в период обучения грамоте,закрепляя тему «Гласные буквы и
звуки», учитель предлагает детям услышать нужный звук в начале, середине или в конце
слова и показать соответствующую букву, которая обозначает этот звук на светофоре,
выбрав правильный цветовой сектор. Работа носит не только обучающий аспект, но и
игровой, что активизирует деятельность детей на уроке.Например: О-СА- первый звук(о)
обозначен буквой-О, дети показывают желтый сектор, Иг-ра – И-зеленый и т.д.
Во время такой работы задействованы все ученики класса, они самостоятельно
анализируют и делают свой выбор, объясняя его. Работа со светофором делает урок
интереснее, мотивирует ребенка и повышает его познавательную активность ,
поддерживает интерес к предмету. А учителю помогает в оптимально короткий период
времени проверить знания всех учащихся, вовремя заметить ошибку ребенка и
скорректировать его знания, этим самым ликвидировать пробел в знаниях, что
способствует повышению качества обучения учащихся.
Во втором классе звуковой светофор можно использовать при изучении таких тем, как
«Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные в корне слова», «Правописание
разделительного Ь и Ъ знаков», «Состав слова», «Непроизносимые согласные в корне
слова» и многие другие. Творческий подход учителя поможет найти на каждом уроке
место для работы с этим интересным наглядным пособием.
В третьем классе звуковой светофор поможет учителю проследить за усвоением детьми
таких трудных тем, таких, как «Части речи», «Определение рода имен существительных и
имен прилагательных», «Определение падежей», «Глагол. Время глагола» и т.д..
В четвертом классе с помощью звукового светофора удается легче усвоить личные
окончания глаголов, падежные окончания имен существительных и прилагательных,
определение спряжения глаголов, правописание личных местоимений, однородных членов
предложения и другие трудные темы курса.
Чудо-светофор напоминает ребятам их любимые игрушки. Они с удовольствием вращают
верхний белый круг для нахождения нужного для ответа цветного сектора . Работу с чудо-
светофором можно использовать как для устной, так и для подготовки к письменной
работе. Незаменимую роль сыграет светофор во время проведения орфографического
диктанта в любом классе начальной школы. Все ученики работают со световым
светофором на своих местах, а для проверки из каждого ряда приглашаются к доске по
одному ученику, которые выполняют роль консультантов-контролеров, отслеживая
правильность выполнения задания каждым учеником своего ряда . Во время показа
ошибочного значения раздается хлопок. Работа останавливается, разбирается ответ с
доказательством правильного выбора. Таким образом, предупреждаются ошибки и их
написание, что повышает грамотность учащихся. Учитель может оценить работу
консультантов-контролеров или отдельных учеников класса в ходе такой работы со
светофором. В роли консультантов можно использовать не только «сильных» учеников, но
и «слабы» учеников, попросить их объяснить и доказать правильность выбора учащимися
класса данной орфограммы. Такая работа помогает ученику поверить в себя и свои силы,
увереннее отвечать на уроках, т.к. он чувствует поддержку всего класса.
Звуковой светофор также помогает предупредить ошибки перед письмом, при проведении
предупредительного и во время объяснительного диктанта. В том случае, если все ученики
класса показывают верный ответ ( правильный цветовой сектор), учитель может
продолжать работу дальше, не требуя объяснения написания. Звуковой светофор помогает
учителю экономить время на уроке, осуществляя одновременно контроль за всеми
учащимися класса.
Этот чудо-светофор позволяет учителю работать творчески, а детям, легко и играя,
осуществлять деятельностный подход в усвоении и закреплении самых трудных тем по
русскому языку в курсе начальной школы. Попробуйте это пособие в своей работе и вы
увидите, какие замечательные результаты вас ожидают после изучения каждой темы.
дд
деталь- 2дд
деталь-1 деталь- 2
МОДЕЛЬ
ЗВУКОВОГО
СВЕТОФОРА
РАБОТА
СО
ЗВУКОВЫМ
СВЕТОФОРОМ
НА
УРОКАХ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
Орфограмма - безударная гласная в корне слова –Б…ГУТ
( проверяем-БЕГ), показываем – гласная –
Е.(
коричневый сектор)
Парная согласная в слове – РАЗБЕ…( проверяем-б