Музицировние на начальном этапе обучения на фортепиано
Автор: Солдатова Лидия Константиновна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: Детская школа искусств города Югорска Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Югорск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музицировние на начальном этапе обучения на фортепиано Раздел: дополнительное образование
Музицировние на начальном этапе обучения на фортепиано
Музицировние - (от нем. musizieren — заниматься музыкой)
исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более
широком понимании — вообще игра на музыкальных инструментах.
Данные методические рекомендации предназначены для тех, кто хотел бы
работать с детьми комплексно. То есть не только разучивать обязательный
репертуар к очередному зачету или экзамену, но и заниматься развитием всех
музыкальных способностей своих учеников.
Что же включает в себя комплексное обучение?
Это:
подбор по слуху и гармонизация мелодий;
транспонирование;
чтение с листа;
сочинение и импровизация;
Наша общая цель воспитывать любителей музыки, умеющих играть на
музыкальных инструментах. А для домашнего музицирования важно научиться
подбирать мелодии и сопровождение, петь и аккомпанировать, играть в
ансамбле. Этим разделам в своей педагогической работе автор уделяет большое
внимание. Занимаясь развитием этих навыков со всеми учениками, не зависимо
от способностей, важно понимать, что темп усвоения материала у каждого свой.
Подбор по слуху и гармонизация мелодий
В последнее время многие педагоги убедились, что музыкальное
воспитание должно начинаться с донотного периода: «…сначала научить детей
«говорить», затем – читать, лишь затем – писать» (Г. И. Шатковский). Ученик
должен научится сначала музыку чувствовать, воспринимать мелодию в целом,
образно, а не как набор звуков, которые следует извлечь в определенном
порядке. Подбор по слуху тесно связан с сочинением и импровизацией.
Во втором полугодии переходим к подбору мелодии с аккомпанементом.
Прежде всего ученик должен усвоить основные ступени лада, используемые
при
подборе
аккомпанемента.
Начинаем
подбор
с
выбора
тональности,
в
которой ученик хорошо ориентируется. Необходимым условием при выборе
тональности должно быть удобство в исполнении мелодии голосом. Если у
ученика слабый слух и музыкальная память, мелодию подбираем на уроке,
можно первое время записать ему мелодию в нотную тетрадь. Если это уже не
первый подбор, то мелодию ученик подбирает самостоятельно. Сразу отмечаем
отклонения
и
модуляции,
если
они
есть.
Об
отклонениях
более
наглядно
получается
говорить
уже
при
подборе
гармонического
аккомпанемента.
Следующий
этап
-
нахождение
функционально-гармонической
основы
аккомпанемента: трезвучий основных ступеней лада. Анализируем мелодию: на
какую ступень приходиться сильная доля мелодии и в каком из аккордов Т.S.Д.
встречается эта ступень. Затем соединяем мелодию с подобранными аккордами
и сверяем их звучание по слуху. Сначала ученику представляет трудность
играть вместе мелодию и подбираемый аккомпанемент. В этом случае мелодию
может исполнить педагог, а аккорды - подбирать ученик. Можно использовать и
другой способ: ученик поёт мелодию и играет аккомпанемент.
Следующий
этап
работы
-
меняем
конфигурацию
и
фактуру
аккомпанемента
в
зависимости
от
жанра
музыки,
её
характера.
Вариантов
аккомпанемента
много.
Это
может
быть
арпеджио
различных
видов,
танцевальный, вальсовый - бас-аккорд, либо аккорды с пропущенным терцовым
или квинтовым звуком. Аккомпанемент может быть просто гармонической и
ритмической
основой.
Это
могут
быть
октавы,
октавы
ломаные,
и
т.д.
Ритмический
рисунок
аккомпанемента
можно
разнообразить:
восьмые,
четверти, может быть различный пунктир. Здесь всё зависит от фантазии, важно
только не противоречить смыслу музыки и помнить о её жанре.
После того, как аккомпанемент подобран, занимаемся шлифовкой деталей,
работаем над динамикой и характером музыки. В дальнейшем переходим к
более сложной поладовой и ритмической структуре музыки.
Приобретая
практические
навыки
подбора
аккомпанемента
на
уроках,
довольно
скоро
ученики
начинают
заниматься
этим
даже
самостоятельно.
Процесс подбора аккомпанемента первое время занимает много времени, но та
радость
и
то
желание
работать,
которое
появляется
у
ученика,
окупает
затраченное время.
Изучение гармонии
У
взрослого
слово
«гармония»
вызовет
сложное
теоретические
ассоциации, для ребёнка же она может стать увлекательной игрой.
В
любом
случае
начальное
восприятие
клавиатуры
обязательно
для
осознания
музыкальной
теории,
и
гармония
не
является
исключением.
Расстояние между клавишами, их «рисунок» в начальных играх должны стать
основой для построения простейших аккордов на клавиатуре.
Для
ребёнка
будет
проще
начать
изучение
гармонии
с
буквенных
аккордов, а не с принятой в классической музыке системы функций T-S-D.
Узнавание аккорда «в лицо» на клавишах, различие на слух мажора и
минора,
а
так
же
количество
звуков
в
аккорде
с
их
проигрыванием
и
пропеванием - вполне доступные вещи для 2го года обучения.
Для
образного
восприятия
аккорда
можно
использовать
карточки
с
разноцветными картинками и рассказами, а примеры сочинения мелодии по
звуком
аккордов
на
клавишах
станут
любимой
игрой
малыша,
которая
приоткроет дверь в мир сознательного творчества.
Транспонирование.
Умение транспонировать (переносить произведение в другую тональность)
очень важно для юных пианистов. Наличие этого навыка позволяет принять
участие в качестве аккомпаниатора в школьных концертах, игра на домашних
вечеринках также вызовут потребность в овладении данным навыком. Г. Шахов
в работе «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» пишет «…
Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с
листа» Транспонирование развивает свободу владения инструментом, что
помогает в становлении качеств импровизатора.
Сочинение
В XVII - XVIII веках каждый человек "из общества" должен был уметь
сочинить музыкальное произведение, стихи, записать в альбом хозяйки салона
посвященный ей музыкальный куплет. «Нельзя утверждать, что все талантливы.
Люди никогда не были и никогда не будут равными по степени дарования.
Однако из этого не следует, что творчество доступно только избранным. Оно
доступно всем, ибо все психически здоровые дети от рождения обладают
универсальными задатками, позволяющими заниматься любой творческой
деятельностью.» (Г. И. Шатковский).
Сочинение и импровизация- это вид деятельности, который осуществляет
связь между предметами в музыкальной школе. Ребёнок сочиняя, активно
применяет теоретические знания. В результате теория становится простой и
понятной. Через сочинение простейших мелодий можно «заставить» ребенка
услышать интонацию, высоту звука. Если с первых шагов ребенок будет
подбирать и сочинять песенки от любых клавиш, не задумываясь о знаках и т.
п., опираясь только на слух, в дальнейшем его не будет пугать большое
количество диезов или бемолей в пьесах.
Сочинение не является обязательным в классе специального
инструмента, тем не менее в процессе творческих занятий учащийся учится
музыкально мыслить. Сочинять и импровизировать – близкие понятия.
«Импровизация генетически исходна в искусстве вообще и в музыке в
частности» (Мильтонян С.).
В начальном периоде обучения ученик также знакомится с основными
выразительными средствами музыки и своего инструмента. В своей работе я
применяю так называемые песенки «трансформеры», в которых ученик сам
меняет лад, ритм, тембр, темп, артикуляцию, регистр и динамические оттенки.
Другой ученик отгадывает – что изменилось в звучании. Одна и та же мелодия
поётся разными голосами и рисует разные картинки – образы. Из одной
простой мелодии получаются разные пьески, и можно одной и той же
несложной темой рассказывать настоящие сказки и рисовать целые
картины.Затем можно приступать к сочинению мелодий или сочинить музыку к
тексту, сделать импровизацию на заданный ритм.. Часто мы пользуемся таким
приёмом сочинения – придумать новое окончание пьеске.В дальнейшем
наиболее полезно в работе с пианистами сочинение вариаций. Этот навык
помогает в аккомпанировании, что для баяниста немаловажно. Варьирование
можно рассматривать и как форму импровизации, подбор фактуры
аккомпанемента и ее изменения тоже носит элемент импровизационности. Игра
кадансов также развивает умение импровизировать, т. к. имеет множество
вариантов исполнения.
Итак, занимаясь домашним музицированием, мы ставим задачу приблизить
обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение
инструментом нашло практическое применение в жизни.