"Основные принципы аранжировки музыкальных произведений в классе синтезатора"
Автор: Четвертнева Галина Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа Населённый пункт: Ростовская обл., г.Волгодонск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Основные принципы аранжировки музыкальных произведений в классе синтезатора" Раздел: дополнительное образование
Выполнила:
преподаватель 1 категории
МБУ ДО Детская театральная школа
Четвертнева Г.Н.
г.Волгодонск
Работа над музыкальным произведением на основе клавишного синтезатора
состоит
из
аранжировки
и
исполнения.
Аранжировка
включает
в
себя
элементы
композиторской
и
звукорежиссерской
деятельности.
Более
значимой является композиторская деятельность. В нее входит выстраивание
композиционной формы, гармонии, фактуры и инструментовки.
Чтобы создать конкретный вариант композиционной формы того или иного
произведения,
аранжировщик
(в
нашем
случае
это
ученик
с
помощью
преподавателя) определяет драматургию искомого решения. Какие и сколько
музыкальных образов должны лечь в основу этого решения? Каков характер
их взаимодействия? Какова последовательность и структурная основа их
изложения?
В
процессе
решения
этих
проблем
произведение
может
превратиться в череду куплетов или вариаций, возможно появление форм
попурри, фантазий и т.д.
Если мы с учеником делаем аранжировку классического произведения, то
здесь следует проявить больше строгости в следовании авторскому тексту. А
вот при обращении к эстрадной или народной музыке можно вполне дать
волю
своей
фантазии.
В
любом
случае
в
каждом
произведении
при
аранжировке
нужно
логично
развернуть
музыкальную
мысль,
показать
рельефность структуры, и вместе с тем единство и целостность.
В работе над аранжировкой так же встает задача гармонизации мелодии. К
старшим классам ученик осваивает довольно большое количество аккордов,
учится
ориентироваться
в
их
родстве.
При
том
не
на
уровне
простого
ознакомления, а практического их применения. Каждый аккорд в процессе
игры нужно уметь быстро найти на клавиатуре. Для этого необходимо знание
музыкально-теоретических понятий гармонии, знание различных режимов
извлечения
аккордов
при
игре
с
автоаккомпанементом.
Ученик
должен
стремиться к плавному голосоведению в аккордовых последовательностях.
Чтобы
не
«прыгать»
с
аккорда
на
аккорд
нужно
уметь
использовать
обращения
трезвучий
и
аккордов.
Близость
расположения
на
клавиатуре
обеспечит большую точность и удобство извлечения этих аккордов.
Вот наиболее употребительные аккорды при аранжировке произведений:
C – мажорное трезвучие;
Cm – минорное трезвучие;
C7 - малый мажорный септаккорд;
Сm7 – малый минорный септаккорд;
С6 – мажорное трезвучие с секстой;
Cdim – уменьшенный септаккорд;
Cmaj7 – большой мажорный септаккорд;
Cm7 – большой минорный септаккорд;
С+5 – увеличенное трезвучие;
Cm-5 – уменьшенное трезвучие;
С7/-5 – малый мажорный септаккорд с уменьшенной квинтой;
Cm7/-5 - малый минорный септаккорд с уменьшенной квинтой;
С9 – нонаккорд;
Csus – мажорное трезвучие с задержанием;
Csus7 – малый мажорный септаккорд с задержанием;
Аранжировка
на
клавишном
синтезаторе
позволяет
создавать
сложную,
многоплановую
фактуру,
получить
яркий
художественный
результат,
используя
возможности,
свойственные
тому
или
иному
режиму
игры
на
синтезаторе.
- Режим NORMAL предусматривает звучание одного голоса по всей
клавиатуре.
С
помощью
этого
режима
можно
имитировать
звучание
традиционных инструментов (клавесина, органа, флейты и др.), оркестровых
групп или электронных тембров. Живое звучание многих инструментов не
доступно
ученикам,
и
они
знакомятся
с
их
звучанием
с
помощью
синтезатора.
- Режим LAUER (DUAL) так же предполагает однородное звучание по всей
клавиатуре, но не одного, а двух различных голосов. При этом фактура
приобретает большую насыщенность и объемность.
- Режим SPLIT предполагает разделение клавиатуры по регистрам на
верхнюю и нижнюю части с возможностью использования каждой частью
своего
тембра.
С
помощью
этого
режима
можно
показывать
при
аранжировке разные фактурные функции: бас и средние голоса мелодии,
мелодию и сопровождение, два полифонически независимых пласта. Этот
режим
чаще
применяется
при
аранжировке
произведений
академических
жанров.
- Режим LAUER (DUAL) + SPLIT позволяет назначить на каждую часть
клавиатуры по два голоса. Звучание четырех голосов способствует большему
обогащению фактуры.
- Режим NORMAL + DRUMMACHINE позволяет играть одним голосом по
всей
клавиатуре
в
сопровождении
остинато
ударных.
Применяется
при
аранжировке,
когда
произведение
выдержано
в
одном
метре
и
обладает
квадратностью. Акцентирование ритмических долей придает аранжировке
эстрадный оттенок.
- Режим LAUER (DUAL)
+ DRUMMACHINE является разновидностью
предыдущего режима и позволяет сделать звучание более насыщенным.
- Режим SPLIT +DRUMMACHINE применяется, если голоса фактуры
разграничены по регистрам и группируются в две функции, обладающие
художе ственной
значимо стью.
Это
не
позволяет
п р и м е н и т ь
автоаккомпанемент.
-
Режим LAUER
(DUAL)
+ SPLIT
+ DRUMMACHINE
является
разновидностью
предыдущего
режима.
Он
позволяет
на
фоне
остинато
ударных провести в каждой части разделенной клавиатуры по два голоса.
Звучание
приобретает
орке стровую
полноту
без
п р и м е н е н и я
автоаккомпанемента.
При
аранжировке
с
применением
автоаккомпанемента
можно
использовать
три
режима
игры.
Они
различаются
по
способу
взятия
аккордов:
- Режим CASIOCHORD (SINGLEFINGER) предназначен для извлечения
аккордов аккомпанемента левой рукой в нижнем регистре для начинающих
учеников, пока еще не знакомых со строением аккордов.
- Режим FINGERED
используют
ученики
постарше,
которые
знают
интервальную структуру аккордов.
- Режим FULLRANGECHORD (FULLKEYBOARD) позволяет при нажатии
аккордов
не
только
«запустить»
многотембровый
аккомпанемент,
но
и
извлечь конкретные звуки взятого на клавиатуре аккорда. Применение этого
режима оправдано в случае, когда с помощью автоаккомпанемента нужно
поддержать звучание аккордов, извлекаемых на клавиатуре обеими руками в
среднем и высоком регистрах. При этом данный режим позволяет сохранить
в автоаккомпанементе обращение аккордов. Этот режим делает аранжировку
более насыщенной.
Различные режимы автоаккомпанемента могут сочетаться с описанными
ранее
способами
озвучивания
на
синтезаторе
мелодических
голосов:
NORMAL,
LAUER (DUAL),SPLIT,LAUER (DUAL) + SPLIT. Это позволяет
обогатить фактурные возможности синтезатора.
Для
обогащения
фактуры
мелодического
голоса
в
синтезаторе
предусмотрен
режим
гармонизации
-
AUTOGARMONIZE.
Также
в
тембровый
набор
синтезатора
входят
звуковые
эффекты
и
шумы
–
MULTIPAD.
Так же при создании аранжировки используют фактурные заготовки –
паттерны (pattern – образец, пример, модель, шаблон). В памяти синтезатора
храниться
более
ста
паттернов.
Как
же
найти
нужные
паттерны
для
аранжировки?
Во
–
первых
обращаем
внимание
на
банки,
в
которые
объединяются
стилистически
родственные
паттерны: Pop,
Rock,
Jazz и т.д. Во – вторых
ищем паттерн с нужным метром. Чаще всего он двудольный. Паттернов на
3/4
и
6/8
в
памяти
синтезатора
значительно
меньше.
В
–
третьих
определяемся с характером ритмического рисунка. В нем могут преобладать
восьмые
(8 Beat)
или
шестнадцатые
(16 Beat), ровные длительности или
пунктирные (Swing,
Shuffle), синкопы. А так же паттерны более ординарные
или экзотические по колориту, по регистровому расположению. И, наконец,
ориентируемся на темп паттерна.
Анализ паттерна по этим направлениям: стилю, метру, тембру,
регистровому расположению необходим для грамотного его использования в
электронной
аранжировке.
Так
же
необходимо
грамотно
использовать
следующие
элементы:
вступление
(Intro),
окончание(Ending),
вариация
(Variation), заполнения (fillin). К творческим действиям при аранжировке
можно отнести корректировку фактуры. Самым простым способом является
редукция
–
возможность
выключения
инструментов,
участвующих
в
озвучивании паттерна. Можно так же подправить тембровый состав паттерна,
изменяя его колорит в соответствии со стилем мелодии.
В памяти синтезатора хранятся сотни голосов различных инструментов.
Как ориентироваться в этом разнообразии? Есть инструменты традиционные,
а есть виртуальные. Звучание виртуальных инструментов может быть: острое
(быстрая атака и медленное затухание), мягкое (медленная атака и не быстрое
затухание),
длящееся
(продолжительная
задержка),
краткозвучное
(непродолжительная задержка), сухое, отчетливое (короткое затухание), со
«шлейфом»
(длинное
затухание).
Эти
характеристики
и
определяют
использование того или иного виртуального инструмента в аранжировке.
Ориентиром использования «двойников» традиционных инструментов может
служить уже сложившиеся на протяжении веков традиции применения этих
инструментов
в
классической
и
современной
музыке.
Так
же
каждый
инструмент имеет свою область выразительной игры. Эта область охватывает
центральную часть диапазона инструмента – без крайне высоких и низких
звуков.
Незнание
диапазонов
инструментов
может
привести
к
несбалансированному звучанию при аранжировке.
И
еще
важная
часть
в
работе
над
аранжировкой
–
это
ее
звукорежиссерское решение, использование для музыки различных жанров
определенных
акустических
условий
звучания.
Например,
для
камерной
музыки нужна имитация камерного зала, для оркестровой музыки – большого
зала. А еще можно придать произведению различные образы – сказочный,
романтический или бытовой.
Вот некоторые примеры аранжировки произведений различных жанров.
А.Жилинский
«Старинный
танец» .
Само
название
подразумевает
использование традиционных инструментов, используемых в 18 – 19 веках.
Это
скрипка,
виолончель,
флейта,
орган.
При
аранжировке
использован
режим LAUER (DUAL)
+ SPLIT. В первой части танца на каждую часть
клавиатуры задано по одному голосу. Во второй части для усиления звука,
смены
настроения
в
правой
части
клавиатуры
использованы
два
голоса.
Пьеса звучит в камерном исполнении.
Е.Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» -
известнейшее
произведение
современности.
Аранжировка
близка
к
оригиналу. Получилось музыкальное развитие на протяжении пяти частей.
Каждая часть различна по тембру и фактуре. Аранжировка выполнена в стиле
венского
вальса.
Используется
режим
автоаккомпанемента FINGERED
и
режим LAUER (DUAL) + SPLIT.
Начинает мелодию кларнет. Его тембр лиричный, пасторальный,
отличается
особенной
выразительной
гибкостью,
отлично
передает
все
оттенки чувств. Аккомпанемент редактируем – убираем партию ударных,
чтобы придать фактуре прозрачность, нежность. Во второй части слышится
флейта
и
ансамбль
скрипок.
В
миноре
флейта
передает
чувство
легкой
грусти, а ансамбль скрипок придает мелодии теплоту и мягкость. В третьей
части
фактура
аккомпанемента
становится
более
насыщенной,
яркой.
К
ансамблю скрипок добавляется вокальная партия, что добавляет этой части
экспрессии.
Темп
становится
быстрее.
В
четвертой
части
развитие
продолжается
за
счет
использования
голосов
ансамбля
скрипок
и
скрипичного квартета, добавления функции гармонизации – все голоса звучат
в удвоении. Так же развивается и усиливается инструментальная партия в
автоаккомпанементе.
Развитие
мелодии
подчеркиваем
ускорением
темпа.
Пятая часть самая яркая. Звучит ансамбль скрипок и MusicBox (музыкальная
шкатулка) в утроении голосов. Темп еще ускоряется, в автоаккомпанементе
добавляются новые инструменты.
Пьеса звучит с использованием эффекта концертного зала.
Интересно проходила работа над аранжировкой джазового «Этюда»
М.Дворжака.
Был использован режим LAUER (DUAL) + SPLIT + DRUMMACHINE. Пьеса
имеет пять частей. Каждую из них мы выделили различной инструментовкой.
Начало сделали звенящим и прозрачным, используя голос Modern El.Piano
(электропианино). Во второй части использовали Strings Ensemble (ансамбль
скрипок)
и Hackbrett для правой части клавиатуры и Hackbrett для левой
части
клавиатуры. Hackbrett – это немецкий, австрийский и швейцарский
струнно
–
ударный
инструмент
из
рода
цимбал.
Третьей
части
придали
широту, выразительность и теплоту. Для этого в правой части клавиатуры к
Strings Ensemble
добавили Choir(хор), а в левой звенящий тембр Hackbrett,
заменили на теплый и глубокий Cello (виолончель). Четвертая часть видится
яркой и торжественной. На голос StringsEnsemble накладываем SoloTrumpet
(соло
труба).
А
в
левой
части
синтезатора
очень
органично
звучит
электронный голос JazzOrgan (джазовый орган). Последняя часть возвращает
нас в звенящее и прозрачное начало этюда.
Аранжировка – это творческий процесс. И только от фантазии
аранжировщика зависит конечный результат того или иного произведения.
Формально правильных решений может быть много, главное – добиться
яркости и индивидуальности.
Учебно-методические пособия для ДМШ
1.А.Кондаков «Музыкальный калейдоскоп».
Пьесы для синтезатора. Донецк 2010 г.
2. «Играю на синтезаторе» вып. 3. Составитель Петренко Л.Е.
Москва «Музыка» 2010 г.
3.А.Лысак «Джазовый альбом» для фортепиано и синтезатора
Для учащихся младших и средних классов ДМШ
Ростов – на – Дону «Феникс». 2012 г.
4.П.Живайкин. « Практическая музыкальная грамотность.
Хрестоматия». Тетрадь 1.
Москва «Музыка» 2011 г.
5. Б.А.Поливода, В.Е.Сластенко «Школа – самоучитель игры на
синтезаторе». 140 новых пьес для учащихся 1 и 2 классов ДМШ.
Учебно – методическое пособие.
Ростов – на – Дону «Феникс» 2013 г.