"Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий""
Автор: Никитина Ольга Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО Городской дворец творчества детей и молодежи №1 Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: "Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий"" Раздел: дополнительное образование
Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях
по конструированию и моделированию швейных изделий
Никитина Ольга Алексеевна
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»
г. Набережные Челны
Сегодня основная задача образования на всех этапах его реализации – создание
благоприятных
условий
для
развития
личности
ребенка. Достижение
этой
цели
связывается
с
организацией
учебной
деятельности,
имеющей
исследовательскую
направленность. Все дети по своей природе любознательны и задача педагога перевести
детскую любознательность в познавательную потребность, что является главным мотивом
исследовательского поведения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве,
легко
переносятся
в
дальнейшем
во
все
виды
деятельности.
Однако, никакого
исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому
специально
не
обучать.
Задача
педагога
грамотно
организовать исследовательскую
деятельность
учащихся
–
творческую
и
познавательную
работу
детей,
которая
соответствует
по
своей
структуре
научной
деятельности
и
формирует
в
результате
исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний
и способов деятельности. Учебное исследование помогает ребенку узнать нечто новое для
себя. Познавая те или иные процессы, дети не только учатся универсально осваивать
действительность,
но
и
развивают
в
себе
исследовательский
тип
мышления.
Исследовательские работы учащихся весьма значимы как на этапе школьного обучения,
так
и
в
дальнейшей
жизни.
Ведь
подобные
навыки
учат
самостоятельно
познавать,
изучать, исследовать, а значит развиваться.
Исследовательская деятельность создает благоприятные условия для интеграции общего
и
дополнительного
образования.
Данный путь интеграции позволяет создать особую
развивающую образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для педагога,
основанную на взаимодействии детей и педагога в процессе предметной деятельности,
реальном авторитете наставника и друга, уважительном отношении друг к другу субъектов
этой
деятельности. В
условиях
дополнительного
образования
проектная
и
исследовательская форма работы с учащимися становится приоритетной.
В основе этих
форм работы лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического
и
творческого
мышления,
умение
видеть,
формулировать
и
решить
проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из
того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен ности
и помогает решать специфические задачи. Я работаю по авторской программе «Свой
образ» - конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий.
Цель
программы
- развитие
творческой
индивидуальности
воспитанника
через
формирование
Я-концепции
ребенка. В
моей
программе
одежда,
отшиваемая
детьми
своими руками, рассматривается не как внешняя оболочка тела, а как средство создания
своего индивидуального образа, такого, который будет соответствовать внутреннему миру
ребенка,
его
мироощущению
и
позволит
гармонично
ощущать
себя
в
окружающей
действительности.
Неправильно
подобранная
по
силуэту,
покрою
или
цвету,
не
сочетающаяся
с
индивидуальными
особенностями
человека
одежда,
может
вызвать
психологический дискомфорт и породить комплексы некрасивости, непривлекательности
и неуверенности в себе. Правильно подобранная одежда – их исправить. Поэтому на
занятиях дети не просто шьют какие-то изделия, а учатся выбирать одежду, понимать, что
можно одеть, а от чего следует отказаться. Учатся точно оценивать и адекватно учитывать
свои
особенности:
знать
себя
-
свой
внутренний
мир
(кто
я?
Какой
я?
Как
меня
воспринимают окружающие?); учатся адекватно оценивать свои внешние особенности,
выявлять достоинства и недостатки. Кроме того, при выборе одежды большое значение
имеет то, для какой ситуации она предназначена – деловая встреча, молодежная вечеринка,
отдых на даче и т.д.
Объективная самооценка и адекватная оценка окружающей
действительности помогает с помощью одежды создать такой образ, который понравится
и
себе,
и
другим,
придает
внутреннюю
свободу,
уверенность
в
себе,
улучшит
самочувствие и настроение. Кроме того, такой гармоничный образ позволит окружающим
получить о человеке определенное впечатление, понять идеи, настроение, желание, что
позволяет
достичь
определенного
эффекта
в
общении
с
другими
людьми.
Создание
индивидуального
образа
–
один
из
объектов
исследования,
который
осуществляют
учащиеся на занятиях в объединении.
Одним из условий организации исследовательской деятельности является наличие
определенного запаса знаний, умений и навыков, на основе которых учащиеся могут
выполнять
свои
исследования.
Поэтому
кроме
проектной
и
исследовательской
деятельности, большая роль отводится практической деятельности в области швейного
дела - лоскутное шитье, аппликация, изготовление одежды. При организации проектной и
исследовательской
работы
учитываются возрастные
особенности
детей.
Доля
исследовательской работы возрастает с возрастом учащихся. На первых этапах обучения
это исследования, связанные с изучением традиций декоративно-прикладного творчества
(куклы-обереги, современные куклы), с историей возникновения швейных материалов,
инструментов, приспособлений. Для среднего возраста - это исследования, связанные с
историей моды, с одеждой, традициями возникновения и развития лоскутного шитья.
Одна
из
тем
исследования
–
возможности
приобщения
учащихся
к
традициям
декоративно-прикладного творчества через изготовление изделий, выполненных в технике
лоскутного
шитья.
В
ходе
этой
работы
были
изучены
техники
лоскутной
мозаики,
составлена их классификация, дана сравнительная характеристика по трудоемкости и
материалоемкости изготовления изделий в различных техниках. Проведены исследования
различных технологий сборки лоскутов - традиционная и технология ускоренного раскроя
и пошива лоскутов. Проведен их сравнительный анализ. На основе сопоставления и
анализа выбраны и изготовлены изделия с использованием техник лоскутной мозаики,
которые, как показал опрос, наиболее интересны для современных подростков – чехол для
планшета, обложка для альбома. Учащиеся старшего возраста в рамках проекта «Создание
индивидуального
образа»
проводят
исследование
на
тему:
«Объективная
самооценка
внешности и разработка рекомендаций в одежде». Алгоритм исследовательской работы
включает в себя следующие этапы: определение основных параметров своей фигуры,
определение
меры
соответствия
с
условно-пропорциональной
фигурой,
выявление
реальности
кажущихся
недостатков
фигуры,
определение
цветотипа
внешности,
установление
взаимосвязи
между
характером
человека
и
предпочтениями
в
одежде,
разработка рекомендаций в одежде для создания индивидуального образа. В зависимости
от уровня полученных результатов учащиеся имеют возможность продемонстрировать их
на
публичных
презентациях
различного
уровня:
перед
сверстниками,
родителями,
педагогами, для широкой общественности (защита проектов по итогам года, участие в
конференциях).
Таким
образом,
использование
проектной
и
исследовательской
деятельности на занятиях дает возможность учащимся осваивать материал программы в
процессе самопознания, самореализации, самовыражения в творческой деятельности, в
процессе формирования системы представлений о самом себе – Я-концепции личности
учащихся.
Результатом
проектной
и
исследовательской
деятельности
с
учащимися
является:
выявление
творческих
личностей
и
предоставление
возможностей
для
полноценного
развития
их
способностей;
постепенная
подготовка
учащихся
к
самостоятельной
деятельности,
выполнение
исследований,
которые
имеют
практическое
значение
для
детей; овладение детьми проектной и исследовательской технологиями.