Напоминание

"Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий""


Автор: Никитина Ольга Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО Городской дворец творчества детей и молодежи №1
Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий""
Раздел: дополнительное образование





Назад





Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях

по конструированию и моделированию швейных изделий

Никитина Ольга Алексеевна

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»

г. Набережные Челны
Сегодня основная задача образования на всех этапах его реализации – создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Все дети по своей природе любознательны и задача педагога перевести детскую любознательность в познавательную потребность, что является главным мотивом исследовательского поведения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Однако, никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Задача педагога грамотно организовать исследовательскую деятельность учащихся – творческую и познавательную работу детей, которая соответствует по своей структуре научной деятельности и формирует в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний и способов деятельности. Учебное исследование помогает ребенку узнать нечто новое для себя. Познавая те или иные процессы, дети не только учатся универсально осваивать действительность, но и развивают в себе исследовательский тип мышления. Исследовательские работы учащихся весьма значимы как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться. Исследовательская деятельность создает благоприятные условия для интеграции общего и дополнительного образования. Данный путь интеграции позволяет создать особую развивающую образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для педагога, основанную на взаимодействии детей и педагога в процессе предметной деятельности, реальном авторитете наставника и друга, уважительном отношении друг к другу субъектов этой деятельности. В условиях дополнительного образования проектная и исследовательская форма работы с учащимися становится приоритетной. В основе этих форм работы лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам. Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен ности и помогает решать специфические задачи. Я работаю по авторской программе «Свой образ» - конструирование, моделирование и технология изготовления швейных изделий.
Цель программы - развитие творческой индивидуальности воспитанника через формирование Я-концепции ребенка. В моей программе одежда, отшиваемая детьми своими руками, рассматривается не как внешняя оболочка тела, а как средство создания своего индивидуального образа, такого, который будет соответствовать внутреннему миру ребенка, его мироощущению и позволит гармонично ощущать себя в окружающей действительности. Неправильно подобранная по силуэту, покрою или цвету, не сочетающаяся с индивидуальными особенностями человека одежда, может вызвать психологический дискомфорт и породить комплексы некрасивости, непривлекательности и неуверенности в себе. Правильно подобранная одежда – их исправить. Поэтому на занятиях дети не просто шьют какие-то изделия, а учатся выбирать одежду, понимать, что можно одеть, а от чего следует отказаться. Учатся точно оценивать и адекватно учитывать свои особенности: знать себя - свой внутренний мир (кто я? Какой я? Как меня воспринимают окружающие?); учатся адекватно оценивать свои внешние особенности, выявлять достоинства и недостатки. Кроме того, при выборе одежды большое значение имеет то, для какой ситуации она предназначена – деловая встреча, молодежная вечеринка, отдых на даче и т.д. Объективная самооценка и адекватная оценка окружающей действительности помогает с помощью одежды создать такой образ, который понравится и себе, и другим, придает внутреннюю свободу, уверенность в себе, улучшит самочувствие и настроение. Кроме того, такой гармоничный образ позволит окружающим получить о человеке определенное впечатление, понять идеи, настроение, желание, что позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми. Создание индивидуального образа – один из объектов исследования, который осуществляют учащиеся на занятиях в объединении. Одним из условий организации исследовательской деятельности является наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, на основе которых учащиеся могут выполнять свои исследования. Поэтому кроме проектной и исследовательской деятельности, большая роль отводится практической деятельности в области швейного дела - лоскутное шитье, аппликация, изготовление одежды. При организации проектной и исследовательской работы учитываются возрастные особенности детей. Доля исследовательской работы возрастает с возрастом учащихся. На первых этапах обучения это исследования, связанные с изучением традиций декоративно-прикладного творчества (куклы-обереги, современные куклы), с историей возникновения швейных материалов, инструментов, приспособлений. Для среднего возраста - это исследования, связанные с историей моды, с одеждой, традициями возникновения и развития лоскутного шитья. Одна из тем исследования – возможности приобщения учащихся к традициям декоративно-прикладного творчества через изготовление изделий, выполненных в технике лоскутного шитья. В ходе этой работы были изучены техники лоскутной мозаики, составлена их классификация, дана сравнительная характеристика по трудоемкости и материалоемкости изготовления изделий в различных техниках. Проведены исследования различных технологий сборки лоскутов - традиционная и технология ускоренного раскроя и пошива лоскутов. Проведен их сравнительный анализ. На основе сопоставления и анализа выбраны и изготовлены изделия с использованием техник лоскутной мозаики, которые, как показал опрос, наиболее интересны для современных подростков – чехол для планшета, обложка для альбома. Учащиеся старшего возраста в рамках проекта «Создание индивидуального образа» проводят исследование на тему: «Объективная самооценка
внешности и разработка рекомендаций в одежде». Алгоритм исследовательской работы включает в себя следующие этапы: определение основных параметров своей фигуры, определение меры соответствия с условно-пропорциональной фигурой, выявление реальности кажущихся недостатков фигуры, определение цветотипа внешности, установление взаимосвязи между характером человека и предпочтениями в одежде, разработка рекомендаций в одежде для создания индивидуального образа. В зависимости от уровня полученных результатов учащиеся имеют возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности (защита проектов по итогам года, участие в конференциях). Таким образом, использование проектной и исследовательской деятельности на занятиях дает возможность учащимся осваивать материал программы в процессе самопознания, самореализации, самовыражения в творческой деятельности, в процессе формирования системы представлений о самом себе – Я-концепции личности учащихся. Результатом проектной и исследовательской деятельности с учащимися является: выявление творческих личностей и предоставление возможностей для полноценного развития их способностей; постепенная подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, выполнение исследований, которые имеют практическое значение для детей; овладение детьми проектной и исследовательской технологиями.


В раздел образования