Автор: Каткилева Анна Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКООУ "СШИ" Населённый пункт: город Тарко-Сале, Пуровского района, Тюменской области, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: у Природы нет плохой погоды Раздел: дополнительное образование
Природы нет плохой погоды »
Цель:
1) Развитие познавательного интереса к явлениям, переменам погоды в природе.
2) Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в
природе.
3) Сплочение коллектива.
4) Любовь к родному Краю.
Предварительная работа:
-поиск и сбор загадок, стихов, описаний погодных условий;
-собрать и подготовить наглядный материал всех времён года;
-сделать зарисовки в крупном виде насекомых;
-подбор фонограммы;
-разучить с детьми тематические игры;
-подготовить кроссворд по теме;
-провести в группе конкурс рисунков по теме: «Родимый край».
Ход мероприятия .
Восп .- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я и мои помощники приглашаем вас на
воспитательский час, который посвящается окружающей природе, под названием «У Природы нет
плохой погоды». Говорить мы с вами будем о приметах перемены погоды,
о синоптиках, которые предсказывают предстоящие перемены погоды.
Восп.- Вас , прекрасныедрузья, приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Реб.1 - Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Реб.2 - Всеготовы с нами в путь?
Только знанье не забудь,
Будь внимателен и смел,
Чтоб со мной везде успел.
Восп.- Не забыли, о чем мы с вами будем говорить?
Дети:-….
Восп.- Правильно! Но чтобы пройти по нашей стране «Природы», мы проверим вашу готовность.
Внимательно слушайте загадки и дружно отвечайте.
2) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
3) Яркий цветок по небу плывёт,
Всё освещает, всех согревает (солнце)
4) Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер)
Восп .- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы готовы поговорить о погоде. Как мы узнаем о том, что будет
дождь, снег или сильный ветер, будет потепление или похолодает?
Дети -….
Восп .- Да, прогноз погоды мы слышим по радио или можем прочитать по телевидению, по интернету.
Сведения о погоде собирают и обрабатывают синоптики. Кто такие синоптики? Кто скажет?
Дети:- ….
Восп .- Синоптики-специалисты, которые изучают и прогнозируют погоду, изучают аномальные явления
в природе.
Восп .-дети многие из вас живут в тундре, в лесу ,в маленьких поселках .А как у себя дома вы можете
узнать об изменениях погоды.
Дети.-….
Восп . В лесу наблюдательный человек может узнать об изменениях погоды по поведению зверей, птиц,
насекомых, растениях и т.д. Знаете ли вы, что перемену погоды предсказывают около 400 растений и 600
животных и птиц. Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений к
природным условиям для того чтобы выжить. По некоторым приспособлениям мы можем читать
сигналы об предстоящих изменениях погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены людьми и
стали называться «народные приметы»
Реб.1 . – Отгадайте загадку:
Загадка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел! (бабочка) (Показывает картинку с изображением
бабочки, можно любого вида).
Дети :-…
Реб.- Правильно! это бабочка, бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед
дождем она, даже среди дня, готовится к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая или другого сухого
места, свесив крылья. Если кто-то из вас увидит бабочку в таком положении среди белого дня, то знайте,
что скоро будет дождь.
Реб.2 - Попробуйте отгадать мою загадку:
Загадка.
На вид, конечно, мелковат,
Но всё, что можно, тащит в дом,
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом. (муравей) (затем показывает картинку с
изображением муравья).
-Вы когда-нибудь наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем и грозой прячутся в свои
муравейники и закрывают все входы. Потому-что, если вода попадет в муравейник, муравьи погибнут.
Никогда не разрушайте в лесу муравейники.
Реб.3 - А теперь отгадайте мою загадку:
Загадка.
Он живёт на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног. (паук)
(показывает рисунок с изображением паука).
-Пауки тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если паук появился ранним утром,
значит, приближается ненастье, а пауки боятся сырости, а перед самым ненастьем росы не бывает. А
если увидите паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
Восп .- предсказывают погоду и многие другие насекомые. Послушайте про некоторых из них -
земляные черви, перед ненастьем, выползают на поверхность земли, т.к. могут быть затоплены дождём
в своих норках; сильное стрекотание кузнечиков, поздним вечером, предвещает хорошую, ясную
погоду на следующий день; комары перед дождём становятся более назойливыми; паук плетет сети -
сухой погоде, а если забился в угол, то к дождю.
Можно найти много других примет перемены погоды, только надо быть внимательными к
окружающему миру.
- А какие перемены погоды знаете вы?
Дети :-….
Восп .- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру « Умные насекомые».
Игра - « Умные насекомые »
Девочки изображают бабочек, а мальчики жучки-паучки. Ведущий объявляет то солнце, то дождь. При
дожде гуляют жучки-паучки, а при солнце летают только бабочки, если ребёнок ошибся - проиграл, то
садится на место. Игра длится 5-7 минут.
Восп .- Предсказать погоду могут и многие растения. Цветы перед дождем закрываются, потому-сто им
вредит влага.
Реб.1 - отгадайте загадки:
1)
Горел в траве росистой фонарик золотистый
Потом померк, потух и превратился в пух.
На нём платок пуховый всегда слететь готовый
(одуванчик)
2)
Синий-синий, нежный-нежный
В чашечке зелёной,
Он стоит на тонкой ножке,
От росы склонённый (колокольчик)
3)
До чего ж цветок пригож-
Он на солнышко похож (ромашка)
Восп .- одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шапочки, а другие цветы перед дождём
усиленно выделяют нектар. И поэтому, выйдя на цветочное поле перед дождём, можно насладиться
запахами всех цветов.
Игра « Узнай цветок »
Ведущий читает описание цветка, а дети, у которых на руках карточки с изображением цветка, (все
цветы с севера), должны угадать о каком цветке идёт речь и поднять карточку вверх, показывая всем
цветок, описанный ведущим, остальные дети внимательно следят - тот ли это цветок.
Загадки о цветах.
1)
До чего ж цветок хорош,
Он на солнышко похож (ромашка)
2)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова (одуванчик)
3)
У звоночка синий цвет,
С язычком, а звону нет (колокольчик)
4)
С головы до ног в иголках,
А не ёжик и не ёлка (кактус)
5)
Вначале наш Иван хорош-
И цвет, и запах, и пригож.
Потом, вдруг, стал совсем седой,
И пух летит над всей землёй (иван-чай)
6)
Милый, жёлтенький цветок,
На поляне взгляд привлёк (лютик)
Восп .- а все ли цветы, которые вы держите, растут в наших краях- в лесу, в тундре?
Дети :…
Восп .- правильно, кактусы в лесу и в тундре не растут. Этот цветок можно вырастить только дома в
горшке.
Восп.- А теперь поговорим о синоптиках-птицах. Ребята, какие вы знаете приметы, связанные с
поведением птиц?
Дети :-…
Восп .- сейчас на улице холодно и птиц не видно, а когда засветит ярко солнце, подует теплый ветер, мы
увидим наших северных птиц. Первыми появляются вороны, потом весёлые воробьи. Если с утра
слышится весёлое чириканье, значит, день будет теплым. В теплых краях России есть ласточки, по
которым тоже определяют изменения погоды. Если ласточка летит низко, значит, будет дождь, а если
высоко, значит, будет теплая, солнечная погода. Летом кукушка долго кукует - будут долгие тёплые дни.
Но перед грозой все певчие птицы замолкают, прячутся в свои домики. Обычно люди говорят: «Затишье
перед бурей».
Восп .- Отгадайте загадки:
1)
Чернокрылый, черногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды-
Кар, кар, кар- он тут как тут (ворон)
2)
В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка, ты её не бей,
Это птица…. (воробей)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Воробьи и вороны»
Игра « Воробьи и вороны »
Дети делятся на две равные команды. Одна команда «воробьи», вторая «вороны». Команды
выстраиваются в две шеренги, спиной друг к другу. Если ведущий кричит «воробьи», то убегают
воробьи, а вороны должны их поймать; а если ведущий кричит «вороны», то наоборот - убегают
вороны, а воробьи их ловят. Потом все возвращаются на места, а ведущий подсчитывает, сколько
«пленных» в той и другой команде.
Восп .- подходит к концу наш воспитательский час, я хочу проверить на сколько вы были внимательны,
хорошо ли слушали меня. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Приметы погоды».
Вопросы к кроссворду .
1)
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты (одуванчик)
2)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Не орёл, а всё же птица (воробей)
3)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел (бабочка)
4)
С ветки на тропинку, с травки на былинку,
Прыгает пружинка, зелёная спинка (кузнечик)
5)
Километры не считали,
По дорогам не ездили,
А везде побывали (птицы)
6)
Восемь ног, восемь рук,
Вышивает шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк,
Покупайте, знатный шёлк (паук)
Восп .- Молодцы, ребята! Поиграли, загадки разгадали, были внимательны. Кто из вас быстро скажет,
кто такие «синоптики»?
Дети : -….
Восп .- А «природные синоптики»?
Дети :-…..
Восп .-Я вижу, что вы были очень внимательны!
Наш край удивительно красивый! Но очень нуждается в том, чтобы мы его оберегали. А как мы с вами
можем своими силами оберегать природу?
Дети :-….
Восп .- правильно, не разрушайте муравейники, не ловите бабочек, стрекоз, не разрушайте гнёзда птиц,
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Литература:
1.
Журнал «Юный натуралист» 2001 год
2.
Сборник «Лекарственные растения»
3.
Просвещение на Севере 1999 год