Напоминание

у Природы нет плохой погоды


Автор: Каткилева Анна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКООУ "СШИ"
Населённый пункт: город Тарко-Сале, Пуровского района, Тюменской области, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: у Природы нет плохой погоды
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательский час по теме: «
У

Природы нет плохой погоды
» Цель: 1) Развитие познавательного интереса к явлениям, переменам погоды в природе. 2) Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе. 3) Сплочение коллектива. 4) Любовь к родному Краю. Предварительная работа: -поиск и сбор загадок, стихов, описаний погодных условий; -собрать и подготовить наглядный материал всех времён года; -сделать зарисовки в крупном виде насекомых; -подбор фонограммы; -разучить с детьми тематические игры; -подготовить кроссворд по теме; -провести в группе конкурс рисунков по теме: «Родимый край».
Ход мероприятия
.
Восп
.- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я и мои помощники приглашаем вас на воспитательский час, который посвящается окружающей природе, под названием «У Природы нет плохой погоды». Говорить мы с вами будем о приметах перемены погоды, о синоптиках, которые предсказывают предстоящие перемены погоды.
Восп.-
Вас
,
прекрасныедрузья, приглашаю в гости я, В мир загадочной природы, В мир животных и погоды!
Реб.1
-

Только в мире этом надо Отгадать чуть-чуть загадок, На вопросы отвечать, В игры весело играть.
Реб.2 -
Всеготовы с нами в путь? Только знанье не забудь, Будь внимателен и смел, Чтоб со мной везде успел. Восп.- Не забыли, о чем мы с вами будем говорить? Дети:-…. Восп.- Правильно! Но чтобы пройти по нашей стране «Природы», мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте загадки и дружно отвечайте.


Реб.1-
1) Летит орлица по синему небу Крылья распластала, Солнышко закрыла? (туча)



2) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь) 3) Яркий цветок по небу плывёт,
Всё освещает, всех согревает (солнце) 4) Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер)
Восп
.- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы готовы поговорить о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь, снег или сильный ветер, будет потепление или похолодает?
Дети
-….
Восп
.- Да, прогноз погоды мы слышим по радио или можем прочитать по телевидению, по интернету. Сведения о погоде собирают и обрабатывают синоптики. Кто такие синоптики? Кто скажет?
Дети:-
….
Восп
.- Синоптики-специалисты, которые изучают и прогнозируют погоду, изучают аномальные явления в природе.
Восп
.-дети многие из вас живут в тундре, в лесу ,в маленьких поселках .А как у себя дома вы можете узнать об изменениях погоды.
Дети.-….

Восп
. В лесу наблюдательный человек может узнать об изменениях погоды по поведению зверей, птиц, насекомых, растениях и т.д. Знаете ли вы, что перемену погоды предсказывают около 400 растений и 600 животных и птиц. Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений к природным условиям для того чтобы выжить. По некоторым приспособлениям мы можем читать сигналы об предстоящих изменениях погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены людьми и стали называться «народные приметы»
Реб.1
. – Отгадайте загадку: Загадка. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел! (бабочка) (Показывает картинку с изображением бабочки, можно любого вида).
Дети
:-…
Реб.-
Правильно! это бабочка, бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она, даже среди дня, готовится к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая или другого сухого места, свесив крылья. Если кто-то из вас увидит бабочку в таком положении среди белого дня, то знайте, что скоро будет дождь.
Реб.2
- Попробуйте отгадать мою загадку: Загадка. На вид, конечно, мелковат, Но всё, что можно, тащит в дом, Неугомонные ребята, Вся жизнь их связана с трудом. (муравей) (затем показывает картинку с изображением муравья). -Вы когда-нибудь наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем и грозой прячутся в свои муравейники и закрывают все входы. Потому-что, если вода попадет в муравейник, муравьи погибнут. Никогда не разрушайте в лесу муравейники.
Реб.3
- А теперь отгадайте мою загадку: Загадка. Он живёт на кружевах, Он на мух наводит страх, И хотя не осьминог, Но имеет восемь ног. (паук) (показывает рисунок с изображением паука). -Пауки тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если паук появился ранним утром, значит, приближается ненастье, а пауки боятся сырости, а перед самым ненастьем росы не бывает. А если увидите паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Восп
.- предсказывают погоду и многие другие насекомые. Послушайте про некоторых из них - земляные черви, перед ненастьем, выползают на поверхность земли, т.к. могут быть затоплены дождём в своих норках; сильное стрекотание кузнечиков, поздним вечером, предвещает хорошую, ясную погоду на следующий день; комары перед дождём становятся более назойливыми; паук плетет сети - сухой погоде, а если забился в угол, то к дождю. Можно найти много других примет перемены погоды, только надо быть внимательными к окружающему миру. - А какие перемены погоды знаете вы?
Дети
:-….
Восп
.- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру « Умные насекомые». Игра - «
Умные насекомые
» Девочки изображают бабочек, а мальчики жучки-паучки. Ведущий объявляет то солнце, то дождь. При дожде гуляют жучки-паучки, а при солнце летают только бабочки, если ребёнок ошибся - проиграл, то садится на место. Игра длится 5-7 минут.
Восп
.- Предсказать погоду могут и многие растения. Цветы перед дождем закрываются, потому-сто им вредит влага.
Реб.1
- отгадайте загадки: 1) Горел в траве росистой фонарик золотистый Потом померк, потух и превратился в пух. На нём платок пуховый всегда слететь готовый (одуванчик) 2) Синий-синий, нежный-нежный В чашечке зелёной, Он стоит на тонкой ножке, От росы склонённый (колокольчик) 3) До чего ж цветок пригож- Он на солнышко похож (ромашка)
Восп
.- одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шапочки, а другие цветы перед дождём усиленно выделяют нектар. И поэтому, выйдя на цветочное поле перед дождём, можно насладиться запахами всех цветов. Игра «
Узнай цветок
» Ведущий читает описание цветка, а дети, у которых на руках карточки с изображением цветка, (все цветы с севера), должны угадать о каком цветке идёт речь и поднять карточку вверх, показывая всем цветок, описанный ведущим, остальные дети внимательно следят - тот ли это цветок. Загадки о цветах. 1) До чего ж цветок хорош, Он на солнышко похож (ромашка) 2) Золотой и молодой За неделю стал седой, А денёчка через два Облысела голова (одуванчик) 3) У звоночка синий цвет, С язычком, а звону нет (колокольчик) 4) С головы до ног в иголках, А не ёжик и не ёлка (кактус)
5) Вначале наш Иван хорош- И цвет, и запах, и пригож. Потом, вдруг, стал совсем седой, И пух летит над всей землёй (иван-чай) 6) Милый, жёлтенький цветок, На поляне взгляд привлёк (лютик)
Восп
.- а все ли цветы, которые вы держите, растут в наших краях- в лесу, в тундре?
Дети
:…
Восп
.- правильно, кактусы в лесу и в тундре не растут. Этот цветок можно вырастить только дома в горшке.
Восп.-
А теперь поговорим о синоптиках-птицах. Ребята, какие вы знаете приметы, связанные с поведением птиц?
Дети
:-…
Восп
.- сейчас на улице холодно и птиц не видно, а когда засветит ярко солнце, подует теплый ветер, мы увидим наших северных птиц. Первыми появляются вороны, потом весёлые воробьи. Если с утра слышится весёлое чириканье, значит, день будет теплым. В теплых краях России есть ласточки, по которым тоже определяют изменения погоды. Если ласточка летит низко, значит, будет дождь, а если высоко, значит, будет теплая, солнечная погода. Летом кукушка долго кукует - будут долгие тёплые дни. Но перед грозой все певчие птицы замолкают, прячутся в свои домики. Обычно люди говорят: «Затишье перед бурей».
Восп
.- Отгадайте загадки: 1) Чернокрылый, черногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды- Кар, кар, кар- он тут как тут (ворон) 2) В каждом городском дворе Есть на радость детворе Птичка, ты её не бей, Это птица…. (воробей) Я предлагаю вам поиграть в игру «Воробьи и вороны» Игра «
Воробьи и вороны
» Дети делятся на две равные команды. Одна команда «воробьи», вторая «вороны». Команды выстраиваются в две шеренги, спиной друг к другу. Если ведущий кричит «воробьи», то убегают воробьи, а вороны должны их поймать; а если ведущий кричит «вороны», то наоборот - убегают вороны, а воробьи их ловят. Потом все возвращаются на места, а ведущий подсчитывает, сколько «пленных» в той и другой команде.
Восп
.- подходит к концу наш воспитательский час, я хочу проверить на сколько вы были внимательны, хорошо ли слушали меня. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Приметы погоды».
Вопросы к кроссворду
. 1) С этих шариков пушистых Полетят парашютисты (одуванчик) 2) В серой шубке перовой И в морозы он герой, Не орёл, а всё же птица (воробей)
3) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел (бабочка) 4) С ветки на тропинку, с травки на былинку, Прыгает пружинка, зелёная спинка (кузнечик) 5) Километры не считали, По дорогам не ездили, А везде побывали (птицы) 6) Восемь ног, восемь рук, Вышивает шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк, Покупайте, знатный шёлк (паук)
Восп
.- Молодцы, ребята! Поиграли, загадки разгадали, были внимательны. Кто из вас быстро скажет, кто такие «синоптики»?
Дети
: -….
Восп
.- А «природные синоптики»?
Дети
:-…..
Восп
.-Я вижу, что вы были очень внимательны! Наш край удивительно красивый! Но очень нуждается в том, чтобы мы его оберегали. А как мы с вами можем своими силами оберегать природу?
Дети
:-….
Восп
.- правильно, не разрушайте муравейники, не ловите бабочек, стрекоз, не разрушайте гнёзда птиц, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ! Литература: 1. Журнал «Юный натуралист» 2001 год 2. Сборник «Лекарственные растения» 3. Просвещение на Севере 1999 год


В раздел образования