Автор: Кормилицына Ольга Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Воскресенская СОШ Населённый пункт: с. Воскресенское Дубенский район Тульская область Наименование материала: конспект урока литературного чтения Тема: Н. А. Заболоцкий Лебедь в зоопарке Раздел: начальное образование
- познакомить уч-ся с произведением н. А. Заболоцкого, показать на
примере этого произведения необычность его поэзии;
-
уметь
составлять
партитуру
текста
для
выразительного
чтения,
пользоваться партитурой, оценивать своё чтение и чтение.
Оргмомент. Выйдем из-за парт. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу
и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Все мы здоровы. Глубоко вдохните
свежесть утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения
друг к другу.
Проверка домашнего задания.
- Какое задание выполняли дома?
(Прочитать произведение Н.А.Заболоцкого. Найти в нем лирического героя,
представить образ.)
- Какой образ возник перед глазами во время чтения стихотворения? Слайд 1
(Что написали об этом, какие иллюстрации изобразили?)
-
Можно
ли
сказать,
что
в
своей
самостоятельной
работе
с
этим
произведением, вы смогли открыть все «тайны поэта-мастера»?
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с этим произведением, все вместе
постараемся открыть все секреты поэта-мастера.
( Рассказ о творчестве писателя.) Слайд 2
- Сейчас послушайте это стихотворение ( звучит музыка, учитель читает
стихотворение) Слайд 3
Решение учебных задач.
Анализ произведения.
- Какое впечатление произвело стихотворение?
(Легкой грусти, наслаждения, спокойствия.)
- Определите настроение произведения?
(Лирическое настроение, тон спокойный, напевный. В некоторых местах
хочется прочитать торжественно. Настроение в некоторых местах меняется.)
Лексическая работа.
-Какие слова вызвали затруднение? ( Работа со словарем )
Мантия, глазницы, аметист, мерцают, изваяние, колебля,
истошно кричат, лира.
- Какой герой Древней Греции играл на лире?
( ученики рассказывают об этом)
- Чем удивило название стихотворения? Слайд 4
(Лебедь находится в неволе, в зоопарке)
-Что вы представляете себе, когда слышите слово лебедь?
(Свободу, легкость, красоту…)
-Именно так изображали эту птицу великие художники на своих полотнах?
слайд 5
( Репродукция к картине М. А. Врубеля « Царевна-Лебедь».)
-Уже в самом названии поэт противопоставляет две стороны жизни: природу
и искусственно созданную среду.
-Давайте
понаблюдаем,
сохраняется
ли
это
противопоставление
в
самом
стихотворении?
-Прочитайте стихотворение.
( Работа в группах) Слайд 6
Красавица,
истошно кричат,
сидят в отдаленье,
скрипит,
белоснежное диво,
светлое льётся сиянье, мерцают в глазницах,
скрежещут.
- Почему вы так распределили слова?
( В 1 группе автор описывает красоту птицы, ее таинственность.
Во 2 группе автор показал городскую суету и жизнь других животных в
неволе. )
- Какой из созданных образов ближе поэту? Слайд 7
( Образ лебедя, автор красиво описывает птицу)
- Какие изобразительные средства помогли поэту создать образ?
Работа в тетрадях на печатной основе.
( Уч-ся находят выразительные средства и записывают их в тетрадь)
- Ребята, посмотрите какие выразительные средства нашла я.
Слайд 8
Белоснежное диво мантия снега мерцают в
Дикарка белей, глазницах,
Красавица вся она как светлое льётся
Полное грёз изваянье, сиянье,
Светлое сиянье приподнятой к крылатое диво на
Головка шелковиста небу волны лире поёт о счастье
Дивные два аметиста весны
- Назовите признак, по которому объединили слова?
(1 группа-эпитеты, 2 группа- сравнения, 3 группа- метафоры) Слайд 9
-
Прочитайте
2
последние
строфы.
Где
встречаются
эти
два
противоположных образа? Слайд 10
( «Город теснится над маленьким парком, крылатое диво у края стены парка
поёт о счастье весны.»
- Зачем автор в конце стихотворения объединяет эти образы?
- Какая главная мысль стихотворения?
( Люди нуждаются в живительной силе природы, стремятся к ней, создают
зоопарки, забывая о том, что животное, рожденное на свободе, должно быть
свободно.)
- Если произведение понравилось, то у вас появилось желание прочитать его
другим. А вы знаете, чтобы другим понравилось, зависит оттого, как мы его
прочитаем.
Работа с партитурой.
( составление партитуры, расставляя паузы, указывая стрелками повышение и
понижение голоса)
Уч-ся составляют партитуру, оценивают чтение друг друга.
Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили?
( Постараться открыть все секреты поэта-мастера?)
- Решили?
- Давайте напишем о своих впечатлениях в тетрадях. Слайд 11.
( Уч-ся рассказывают о своих впечатлениях. Обмениваются мнениями.)
- В одном из своих произведений автор писал такие строки:
« …что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?...»
-Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно
найти в его произведениях.
Задание на дом.
(Дети предлагают свои задания.)
- Кого хотели поблагодарить за урок, сказать спасибо?
(Дети высказывают свои мнения, дают оценку)
- Я благодарю всех вас за хорошую работу на уроке.