Напоминание

Н. А. Заболоцкий Лебедь в зоопарке


Автор: Кормилицына Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Воскресенская СОШ
Населённый пункт: с. Воскресенское Дубенский район Тульская область
Наименование материала: конспект урока литературного чтения
Тема: Н. А. Заболоцкий Лебедь в зоопарке
Раздел: начальное образование





Назад





ТЕМА: Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ « ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ».

Цели:

- познакомить уч-ся с произведением н. А. Заболоцкого, показать на

примере этого произведения необычность его поэзии;

-

уметь

составлять

партитуру

текста

для

выразительного

чтения,

пользоваться партитурой, оценивать своё чтение и чтение.

Оргмомент.
Выйдем из-за парт. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Все мы здоровы. Глубоко вдохните свежесть утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Проверка домашнего задания.
- Какое задание выполняли дома? (Прочитать произведение Н.А.Заболоцкого. Найти в нем лирического героя, представить образ.) - Какой образ возник перед глазами во время чтения стихотворения? Слайд 1 (Что написали об этом, какие иллюстрации изобразили?) - Можно ли сказать, что в своей самостоятельной работе с этим произведением, вы смогли открыть все «тайны поэта-мастера»?
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с этим произведением, все вместе постараемся открыть все секреты поэта-мастера.
( Рассказ о творчестве писателя.)
Слайд 2 - Сейчас послушайте это стихотворение (
звучит музыка, учитель читает

стихотворение)
Слайд 3

Решение учебных задач.

Анализ произведения.
- Какое впечатление произвело стихотворение? (Легкой грусти, наслаждения, спокойствия.) - Определите настроение произведения? (Лирическое настроение, тон спокойный, напевный. В некоторых местах хочется прочитать торжественно. Настроение в некоторых местах меняется.)
Лексическая работа.
-Какие слова вызвали затруднение? ( Работа со словарем )
Мантия, глазницы, аметист, мерцают, изваяние, колебля,

истошно кричат, лира.
- Какой герой Древней Греции играл на лире? ( ученики рассказывают об этом) - Чем удивило название стихотворения? Слайд 4 (Лебедь находится в неволе, в зоопарке) -Что вы представляете себе, когда слышите слово лебедь? (Свободу, легкость, красоту…) -Именно так изображали эту птицу великие художники на своих полотнах? слайд 5 ( Репродукция к картине М. А. Врубеля « Царевна-Лебедь».)
-Уже в самом названии поэт противопоставляет две стороны жизни: природу и искусственно созданную среду. -Давайте понаблюдаем, сохраняется ли это противопоставление в самом стихотворении? -Прочитайте стихотворение. ( Работа в группах) Слайд 6
Красавица,

истошно кричат,

сидят в отдаленье,

скрипит,

белоснежное диво,

светлое льётся сиянье, мерцают в глазницах,

скрежещут.
- Почему вы так распределили слова? ( В 1 группе автор описывает красоту птицы, ее таинственность. Во 2 группе автор показал городскую суету и жизнь других животных в неволе. ) - Какой из созданных образов ближе поэту? Слайд 7 ( Образ лебедя, автор красиво описывает птицу) - Какие изобразительные средства помогли поэту создать образ?
Работа в тетрадях на печатной основе.
( Уч-ся находят выразительные средства и записывают их в тетрадь) - Ребята, посмотрите какие выразительные средства нашла я. Слайд 8
Белоснежное диво мантия снега мерцают в

Дикарка белей, глазницах,


Красавица вся она как светлое льётся

Полное грёз изваянье, сиянье,

Светлое сиянье приподнятой к крылатое диво на

Головка шелковиста небу волны лире поёт о счастье

Дивные два аметиста весны
- Назовите признак, по которому объединили слова? (1 группа-эпитеты, 2 группа- сравнения, 3 группа- метафоры) Слайд 9 - Прочитайте 2 последние строфы. Где встречаются эти два противоположных образа? Слайд 10 ( «Город теснится над маленьким парком, крылатое диво у края стены парка поёт о счастье весны.» - Зачем автор в конце стихотворения объединяет эти образы? - Какая главная мысль стихотворения? ( Люди нуждаются в живительной силе природы, стремятся к ней, создают зоопарки, забывая о том, что животное, рожденное на свободе, должно быть свободно.) - Если произведение понравилось, то у вас появилось желание прочитать его другим. А вы знаете, чтобы другим понравилось, зависит оттого, как мы его прочитаем.
Работа с партитурой.
( составление партитуры, расставляя паузы, указывая стрелками повышение и понижение голоса) Уч-ся составляют партитуру, оценивают чтение друг друга.
Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили? ( Постараться открыть все секреты поэта-мастера?) - Решили? - Давайте напишем о своих впечатлениях в тетрадях. Слайд 11. ( Уч-ся рассказывают о своих впечатлениях. Обмениваются мнениями.) - В одном из своих произведений автор писал такие строки:
« …что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?...»
-Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его произведениях.
Задание на дом.
(Дети предлагают свои задания.) - Кого хотели поблагодарить за урок, сказать спасибо? (Дети высказывают свои мнения, дают оценку)
- Я благодарю всех вас за хорошую работу на уроке.


В раздел образования