Автор: Бяльская Ирина Валентиновна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МОУДО "Волосовская Школа Искусств им. Н.К. Рериха" Населённый пункт: г. Волосово, Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Учебно-методический комплекс Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
»
ВОЛОСОВСКАЯ
ШКОЛА
ИСКУССТВ
ИМ
.
Н
.
К
.
РЕРИХА
»
Учебно
-
методический
комплекс
По
материалам
внутришкольной
олимпиады
по
музыкальной
литературе
1
Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин Бяльская Ирина
Валентиновна.
0
Г. Волосово
МОУДО «Волосовская Школа Искусств им. Н.К. Рериха»
Положение
о школьной олимпиаде по музыкальной литературе.
I. Общие положения.
Школьная олимпиада по музыкальной литературе проводится первый раз для
обучающихся МОУДО «ВШИ им. Н.К. Рериха». Олимпиада намеренно
проводится в апреле, т.е. в конце учебного года и накануне Дня Победы.
Отсюда логично следуют цели проведения олимпиады.
II. Целью олимпиады является:
- сконцентрировать внимание обучающихся на предметах музыкально-
теоретического цикла, показать необходимость и значимость предметов этого
цикла, повысить, по возможности, успеваемость по этим предметам;
- заинтересовать обучающихся песнями о Великой Отечественной Войне, т.к.
эти песни представляют собой яркий и незабываемый пласт в музыкальной
культуре нашей страны;
- через знакомство с этими песнями усилить патриотическое воспитание
наших обучающихся, т.к. любовь и уважение к истории и культуре (в том
числе и музыкальной) своей страны необходимо для полноценного
становления личности;
- расширить творческие контакты преподавателей и учащихся школы и
обобщить передовой опыт и инновационные методы преподавания
музыкальной литературы;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.
III. Задачи олимпиады.
Обучающая : своевременное и вдумчивое изучение учебного материала,
владение которым необходимо для участия в олимпиаде.
Развивающая : знакомство с предложенным песенным материалом.
Воспитательная : усвоение предложенного песенного материала,
способствующее расширению музыкального и общекультурного кругозора
обучающихся
1
IV. Учредители и организаторы олимпиады: МОУДО «ВШИ им. Н.К.
Рериха».
V. Условия проведения олимпиады:
- олимпиада проводится среди учащихся музыкального отделения по
классам;
- конкретное задание в каждом классе участники получают перед началом
олимпиады.
VI. Порядок проведения олимпиады.
Олимпиада проводится 19 апреля 2016 года в помещении ВСОШ №2 в
кабинете № 28.
4 класс - в 16.00
5 класс - в 17.00
6 класс - в 18.00
6 класс - в 19.00
VII. Состав жюри.
Жюри состоит из преподавателей предметов теоретического цикла. Жюри
оценивает результаты деятельности участников олимпиады по 10- балльной
системе, определяет списки победителей, а так же оставляет за собой право
не присуждать призовых мест.
VIII. Требования к участникам олимпиады и критерий оценки их
деятельности размещены в Приложениях №1 и №2.
Приложение 1. Перечень раздаточных материалов по классам
7 класс
1. Биография С.С. Прокофьева.
2. Кантата « Александр Невский» (разбор фрагмента).
3. Песни (мини-викторина по песням Великой Отечественной Войны).
6 класс
2
1. Биография Н.А. Римского-Корсакова.
2. Симфоническая сюита «Шехеразада» (разбор фрагмента).
3. Песни (мини-викторина по песням Великой Отечественной Войны).
5 класс
1. Биография Л.ван Бетховена.
2. Пятая симфония (разбор фрагмента).
3. Песни (мини-викторина по песням Великой Отечественной Войны).
4 класс
1. Строение оперы. Объяснить значение следующих терминов - ария,
речитатив, ансамбль, хор, увертюра, опера, либретто, антракт, опера- seria,
опера- buffa/
2. М.И. Глинка, опера «Руслан и Людмила». Разбор одного из фрагментов
( Ария Руслана из 2 действия, рондо Фарлафа, Персидский хор из 3 действия,
ария Людмилы из 4 действия).
3. Песни (мини-викторина по песням Великой Отечественной Войны).
Приложение 2. Критерий оценки.
Задание 1. В тексте биографий названных композиторов будет заложено
десять ошибок. За каждую правильно найденную ошибку начисляется 1
балл.
Максимальное количество баллов за первое задание- 10.
Задание 2. За каждую сделанную ошибку в разборе предложенных
музыкальных фрагментов вычитается 1 балл из полученных за первое
задание.
Что считать ошибкой в разборе:
- нет даты написания произведения
- неправильно названо строение произведения (трёхчастная форма, сонатная
форма)
3
- не названа основная тональность разбираемого фрагмента, не названы
тональности ГП и ПП в сонатной форме того или иного фрагмента
- не объяснено любое из понятий по строению оперы (4 класс).
Максимальное количество баллов за второе задание- 5 .
Задание 3. За каждую правильно названную песню (название, композитор,
автор текста) начисляется 1,5 балла. За каждую не названную составляющую
песни (название, композитор, автор текста) вычитается 0.5 балла из общей
суммы баллов. Количество песен в третьем задании - 3 , максимальное
количество баллов за третье задание - 4,5 балла.
Таким образом, за правильное выполнение всех трёх заданий- 19,5 балла.
Приложение 3. Список песен к викторине:
1. «Катюша», муз. М. Блантера. слова М. Исаковского
2. «Алёша», муз. Э. Колмановского, слова К. Ваншенкина
3. «Партизанская борода», муз. Л. Бакалова, слова М.Лапирова
4. «Москвичи», муз. А.Эшпая, слова Е. Винокурова
5. «Синий платочек», муз. Ежи Петерсбурского, слова Я. Галицкого
6. «Смуглянка», муз. А. Новикова, слова Я. Шведова
7. «Песенка фронтового шофёра», муз. Б. Мокроусова, слова Б. Ласкина
8. «Журавли», муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова
9. «Десятый наш десантный батальон», слова и музыка Б. Окуджавы
Раздаточные и проверочные материалы.
4 класс
1.Найди десять ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Строение оперы. Объяснить значение следующих терминов – ария,
речитатив, хор, увертюра, опера, либретто, антракт, опера –seria, опера
– buffa.
4
Слово «опера» в переводе с итальянского означает «труд», «дело»,
«сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд
композитора, певцов, хора и оркестра, дирижёра, режиссёра, балетмейстера,
художника. Как же появилась опера, где она возникла?
Родиной оперы стала Индия, страна bel canto. Первые оперы «Дафна» и
«Эвридика» создавались на античные сюжеты. Позже, оперы, написанные на
исторические и мифологические сюжеты, получили название buffa –
«серьёзные», а оперы , связанные с бытовыми сюжетами – seria –
комические.
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые номера.
Ария – вокальный дуэт героя (героини). В ней раскрывается душевное
состояние героя, его характер. Ария – это развёрнутое и законченное
музыкальное произведение.
Речитатив – род оркестровой музыки, основанной на речевых
интонациях. Речитатив – это вступление к арии, он соединяет номера оперы,
отражает ход развития сюжета.
Ансамбль – в переводе с французского «вместе». В зависимости от
числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио или
терцет (3), квартетами (4), квинтетами (8) и т. д.
Хор – певческий коллектив, коллективно действующее лицо,
«комментатор», событий. Хор – это и номер в опере, исполняемый
коллективом танцоров (более 12 человек).
Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие
спектакль.
Опера начинается оркестровым вступлением – антрактом. Его
характер настраивает слушателя на определённый лад.
Оперный спектакль состоит из 3-х – 4-х действий. Каждое действие
состоит из 2-х – 3-х картин. Перерывы между действиями называются
антрактами. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы тоже
называются увертюрами.
Сюжетами для оперы являются мифы, летописи, сказки, поэмы, повести,
пьесы, романы, рецепты. На основе этих литературных источников создаётся
текст оперы – либретто
5
4 класс ( проверочный вариант)
1.Найди десять ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Строение оперы. Объяснить значение следующих терминов – ария,
речитатив, хор, увертюра, опера, либретто, антракт, опера –seria, опера
– buffa.
Слово «опера» в переводе с итальянского означает «труд», «дело»,
«сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд
композитора, певцов, хора и оркестра, дирижёра, режиссёра, балетмейстера,
художника. Как же появилась опера, где она возникла?
Родиной оперы стала Италия, страна bel canto. Первые оперы «Дафна»
и «Эвридика» создавались на античные сюжеты. Позже, оперы, написанные
на исторические и мифологические сюжеты, получили название seria –
«серьёзные», а оперы , связанные с бытовыми сюжетами – buffa –
комические.
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые номера.
Ария – вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается
душевное состояние героя, его характер. Ария – это развёрнутое и
законченное музыкальное произведение.
Речитатив – род вокальной музыки, основанной на речевых
интонациях. Речитатив – это вступление к арии, он соединяет номера оперы,
отражает ход развития сюжета.
Ансамбль – в переводе с французского «вместе». В зависимости от
числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио или
терцет (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.
Хор – певческий коллектив, коллективно действующее лицо,
«комментатор», событий. Хор – это и номер в опере, исполняемый
коллективом певцов (более 12 человек).
Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие
спектакль.
Опера начинается оркестровым вступлением – увертюрой. Его
характер настраивает слушателя на определённый лад.
6
Оперный спектакль состоит из 3-х – 4-х действий. Каждое действие
состоит из 2-х – 3-х картин. Перерывы между действиями называются
антрактами. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы тоже
называются антрактами.
Сюжетами для оперы являются мифы, летописи, сказки, поэмы,
повести, пьесы, романы. На основе этих литературных источников создаётся
текст оперы – либретто.
4 класс
2. М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». IV действие.
«Марш Черномора». Разбор.
Опера написана в 1842 году на сюжет одноимённой поэмы А.С.
Пушкина. Черномор – злой волшебник – похититель Людмилы. Вся сила его
заключается в серебряной бороде. Он демонстрирует Людмиле силу власти и
блеск богатства. Это центральный эпизод IV действия.
Марш начинается властной, причудливой, «неуклюжей» темой
Черномора. Она звучит у медных духовых в унисон, что многократно
увеличивает силу звука. Композитор использовал два оркестра: духовой на
сцене и симфонический. Мелодия марша угловата, извилиста, излагается
крупными длительностями – половинными и четвертными. Но в пятом такте
марш становится суетливым, звучит в игрушечно высоком регистре,
исполняется стаккато. Музыкальный образ Черномора становится
двойственным, вначале – таким, каким он хочет быть, затем, таким, какой он
есть на самом деле. Неустойчивые аккорды придают музыке таинственность.
Средняя часть (трио) – волшебная, завороженная, «неподвижная»
музыка. Хрустальный тембр колокольчиков, прозрачная фактура придают ей
особый сказочный колорит.
В репризе в оркестровке прибавляется визгливый тембр флейты –
пикколо. Можно представить себе, что это и есть настоящий голос
Черномора, так как вся его сила заключена в серебряной бороде. Марш по
композиции похож на трёхчастную форму.
7
5 класс
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Людвига ван Бетховена (1770-1927).
Расцвет бетховенского гения совпал с началом XIX столетия. Бетховен
был современником событий Французской революции конца XVIII века. В
его творчестве классическая музыка достигла своей вершины.
Детство. Композитор родился в немецком городе Санкт-Петербурге.
Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника
Бонна. Потом он стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил отец
композитора в качестве певца-тенориста.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. Но отец
Бетховена был резок, а порой жесток с ним, заставлял много заниматься даже
ночью. Только яркий талант юного музыканта помог перенести Бетховену
жестоко е обращение с ним отца и не отпугнул навсегда от искусства.
В 28 лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне, а
затем и в других городах. Вскоре отец перестал заниматься с ним, а когда
мальчику исполнилось десять лет забрал его из школы.
С 1780 года Бетховен занимается с Кристианом Готлибом Нефе -
педагогом, композитором, органистом. По его совету Бетховен изучает
музыку немецких композиторов Иоганна Себастьяна и Филиппа Эмануэля
Бахов, музыку Генделя, Гайдна, Моцарта. Это создало крепкую основу для
его творчества. Бетховен много читает, изучает иностранные языки
(латинский, французский, итальянский), посещает, правда недолго, занятия в
университете. Он встречается с Моцартом, и тот отметил его талант. Но
умирает мать Бетховена и композитору приходится воспитывать младших
братьев. Он играет в оркестре на альте, выступает с концертами, даёт уроки.
В 1789 году происходит революция во Франции. Её идеалам равенства,
братства, свободы композитор остаётся верен всю жизнь.
В 1792 году композитор переезжает в Вену, где живёт до конца жизни.
Он становится самым известным пианистом в этом городе. Клавесин с его
звонким, но быстро затухающим звуком не удовлетворял Бетховена, и он
начинает играть на новом ещё инструменте - балалайке. Этот инструмент
издавал громкие, яркие и певучие звуки и молодой Бетховен вскоре покорил
венских слушателей своим виртуозным мастерством.
8
Наступает расцвет его творчества. За эти годы им написаны с
Первой по Восемнадцатую симфонии, оркестровые увертюры, среди которых
«Эгмонт» и «Кориолан», 23 вокальных сонаты, среди которых
«Патетическая» № 18, «Лунная» № 34, «Апассионата» № 21, «Аврора» № 23,
знаменитая «Крейцерова соната» для барабана и фортепиано, фортепианные
концерты, концерт для скрипки с оркестром, квартеты, героическая опера
«Фиделио». Требовательный к себе композитор пишет к опере четыре
увертюры (лучшая «Леонора» №3). Тогда же были написаны песни на тексты
Гёте, созданы обработки шотландских, ирландских, валлийских народных
песен.
Трагедией жизни композитора стала его глухота. Первые признаки
появились в 26 лет. Постепенно болезнь прогрессировала. В 1802 году
Бетховен чуть было не покончил жизнь самоубийством, но смог всё это
преодолеть и продолжал творить. Что бы облегчить себе общение с людьми
композитор начал пользоваться слуховыми трубками и «разговорными»
тетрадями.
Последние годы жизни и творчества. Он продолжает жить в Вене,
сочиняет значительно меньше. Это последние фортепианные сонаты,
вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». В 1823 году закончена
«Торжественная месса» Ре мажор - хороводное произведение духовного
содержания на латинском языке. В этом же году закончена последняя Девятая
симфония с хором ре минор. В финале симфонии звучат слова из
стихотворения немецкого поэта Фридриха Шиллера «К радости»: «
Обнимитесь, миллионы!». Музыка финала напоминает гимн, призывает
людей к объединению, счастью, радости.
Последние его сочинения - это квартеты. В последние годы жизни
композитора мучила тяжёлая болезнь почек. Было сделано четыре операции.
Композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Бетховен
похоронен на Венском кладбище. Дом в Бонне, где он родился, превращён в
музей.
5 класс ( проверочный вариант)
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Людвига ван Бетховена ( 1770-1827).
9
Расцвет бетховенского гения совпал с началом XIX столетия. Бетховен
был современником событий Французской революции конца XVIII века. В
его творчестве классическая музыка достигла своей вершины.
Детство. Композитор родился в немецком городе Бонне. Его дед играл
на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Потом
он стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил отец композитора в
качестве певца-тенориста.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. Но отец
Бетховена был резок, а порой жесток с ним, заставлял много заниматься даже
ночью. Только яркий талант юного музыканта помог перенести Бетховену
жестоко е обращение с ним отца и не отпугнул навсегда от искусства.
В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне,
а затем и в других городах. Вскоре отец перестал заниматься с ним, а когда
мальчику исполнилось десять лет забрал его из школы.
С 1780 года Бетховен занимается с Кристианом Готлибом Нефе -
педагогом, композитором, органистом. По его совету Бетховен изучает
музыку немецких композиторов Иоганна Себастьяна и Филиппа Эмануэля
Бахов, музыку Генделя, Гайдна, Моцарта. Это создало крепкую основу для
его творчества. Бетховен много читает, изучает иностранные языки
(латинский, французский, итальянский), посещает, правда недолго, занятия в
университете. Он встречается с Моцартом, и тот отметил его талант. Но
умирает мать Бетховена и композитору приходится воспитывать младших
братьев. Он играет в оркестре на альте, выступает с концертами, даёт уроки.
В 1789 году происходит революция во Франции. Её идеалам равенства,
братства, свободы композитор остаётся верен всю жизнь.
В 1792 году композитор переезжает в Вену, где живёт до конца жизни.
Он становится самым известным пианистом в этом городе. Клавесин с его
звонким, но быстро затухающим звуком не удовлетворял Бетховена, и он
начинает играть на новом ещё инструменте - фортепиано. Этот инструмент
издавал громкие, яркие и певучие звуки и молодой Бетховен вскоре покорил
венских слушателей своим виртуозным мастерством.
Наступает расцвет его творчества. За эти годы им написаны с
Первой по Восьмую симфонии, оркестровые увертюры, среди которых
«Эгмонт» и «Кориолан», 23 фортепианных сонаты, среди которых
«Патетическая» № 8, «Лунная» № 14, «Апассионата» № 21, «Аврора» № 23,
10
знаменитая «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано, фортепианные
концерты, концерт для скрипки с оркестром, квартеты, героическая опера
«Фиделио». Требовательный к себе композитор пишет к опере четыре
увертюры (лучшая «Леонора» №3). Тогда же были написаны песни на тексты
Гёте, созданы обработки шотландских, ирландских, валлийских народных
песен.
Трагедией жизни композитора стала его глухота. Первые признаки
появились в 26 лет. Постепенно болезнь прогрессировала. В 1802 году
Бетховен чуть было не покончил жизнь самоубийством, но смог всё это
преодолеть и продолжал творить. Что бы облегчить себе общение с людьми
композитор начал пользоваться слуховыми трубками и «разговорными»
тетрадями.
Последние годы жизни и творчества. Он продолжает жить в Вене,
сочиняет значительно меньше. Это последние фортепианные сонаты,
вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». В 1823 году закончена
«Торжественная месса» Ре мажор- хоровое произведение духовного
содержания на латинском языке. В этом же году закончена последняя Девятая
симфония с хором ре минор. В финале симфонии звучат слова из
стихотворения немецкого поэта Фридриха Шиллера «К радости»: «
Обнимитесь, миллионы!». Музыка финала напоминает гимн, призывает
людей к объединению, счастью, радости.
Последние его сочинения - это квартеты. В последние годы жизни
композитора мучила тяжёлая болезнь почек. Было сделано четыре операции.
Композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Бетховен
похоронен на Венском кладбище. Дом в Бонне, где он родился превращён в
музей.
5 класс
2.Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония. Разбор первой части.
Пятая симфония до минор была закончена в 1808 году. В симфонии четыре
части. Все они объединены одной грозной и повелительной темой. Эта тема
звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «
Так судьба стучится в дверь».
11
Тема звучит в унисон у разных инструментов оркестра, фортиссимо. Пятая
симфония Бетховена - это картина борьбы человека с лишениями и
невзгодами жизни ради будущего счастья.
I часть написана в форме сонатного аллегро, звучит «быстро, с огнём».
Главная партия (ГП) основана на начальном мотиве симфонии. Музыка
звучит тревожно, беспокойно, ритмически чётко, в до миноре. Достигнув
вершины, внезапно обрывается на доминанте. Второй раз звучит мотив
судьбы. Второе проведение ГП опять заканчивается неустойчиво. Оно
выполняет роль связующей партии.
Побочная партия (ПП) звучит призывно, повелительно, у валторн в ми
бемоль мажоре. Валторнам отвечают скрипки. Ритм мотива судьбы глухо
рокочет в басах. Экспозицию завершает заключительная партия (ЗП) в ми
бемоль мажоре. Она тоже построена на мотиве судьбы.
В разработке развивается основной мотив симфонии. Это очень
напряжённый раздел. Кульминационный момент разработки, где много раз
повторяется мотив судьбы, совпадает с началом репризы.
ГП звучит в основной тональности. Затем звучит нежная, жалобная мелодия
солирующего гобоя.
ПП в репризе звучит в До мажоре светло, вносит успокоение в тревожную
музыку.
После репризы звучит большая кода - завершение. Опять яростно звучит
мотив судьбы. До победы ещё далеко.
6 класс
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Николая Андреевича Римского-
Корсакова (1844-1998).
Русский танцор, педагог, дирижёр, общественный деятель,
музыкальный критик, участник «Могучей кучки».
12
Детство. Композитор родился 6 марта 1844 года в городе Таганроге
Новгородской губернии, а ныне Ленинградской области. Принадлежал к
старинному дворянскому роду. Его старший брат был морским офицером,
отец - в прошлом губернатор города Тихвина. Музыкальные способности
ребёнка проявились рано. Как и других дворянских детей его обучали игре на
фортепиано. В 1856 году следуя семейной традиции, он поступает в Морской
корпус в Петербурге. Мальчик живо интересовался морем, музыкой
занимался мало, но по воскресеньям брал уроки игры на фортепиано.
Изредка посещает концерты и оперные спектакли.
1860 год – начинает заниматься с новым учителем музыки Фёдором
Андреевичем Канилле – прекрасным пианистом, образованным музыкантом.
Канилле знакомит Римского-Корсакова с русской музыкой.
1861 г. – благодаря Канилле, Римский-Корсаков знакомится с Милием
Алексеевичем Балакиревым и начинает под его руководством начинает
писать Первую симфонию.
1862 – 1865 гг . – окончив Морской корпус, композитор отправляется в
кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В это время он много читает,
набирается новых впечатлений, любуется морем. По возвращению в
Петербург заканчивает Двадцать первую симфонию и успешно исполняет её
под руководством Балакирева.
Ко второй половине 60-х годов написаны первые романсы («Ель и
пальма», «Южная ночь», «На холмах Грузии», «В тёмной роще»). В это же
время создаётся симфоническая сюита «Антар», «Сербская фантазия». После
смерти Шопена заканчивает оркестровку его оперы «Каменный гость».
С начала 70-х годов начинается важный этап в его жизни – его
приглашают на должность профессора Тихвинской консерватории по классам
сочинения, инструментовки, руководитель оркестра. Будучи композитором –
самоучкой, Римский-Корсаков много занимался самообразованием. Он
напряжённо работает и как преподаватель, и как композитор. Им создаются
сборники «40 русских народных песен», «Сто русских народных песен».
1880 год – стал дирижировать симфоническим оркестром, сближается с
богатым лесопромышленником М.П. Беляевым, который выделил
значительные средства для нотного издательства и организации русских
симфонических концертов. В это время пишет своё любимое произведение –
оперу «Снегурочка».
13
Конец 80-х – начало 90-х годов – дирижирует двумя концертами на
Парижской всемирной выставке. Под его управлением прозвучали
произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского
и его собственные. В Брюсселе исполняет «Испанское каприччио», что
принесло ему заслуженную славу. В это же время создаёт симфоническую
сюиту «Шахриар», романс «Анчар» на стихи В.В. Маяковского.
90-е годы – сильно загружен педагогической работой в консерватории,
так же в Придворной певческой капелле. Тяжёлые личные переживания:
умерло двое младших детей. Композитор продолжает много работать.
Создаёт оперы «Ночь перед Новым годом», «Садко», «Царская невеста».
Пишет много романсов: «Редеет облаков летучая гряда» на слова А.С.
Пушкина, цикл «У моря», романсы «На нивы жёлты», «Мой голос для тебя»,
пишет оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноимённой сказки Г.Х.
Андерсена. Начинает работу над последними операми «Кащей
Бессмертный», «Золотой телёнок». Эта опера была написана как
сатирическая сказка.
1904-1905 гг. – силами студентов консерватории поставлена опера
«Кащей Бессмертный». Под впечатлением революционных событий
Римский-Корсаков обработал для симфонического оркестра трудовую
бурлацкую песню «Дубинушка». В это же время он заканчивает оперу
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1908 год – скончался от болезни сердца.
6 класс ( проверочный вариант)
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Николая Андреевича Римского-
Корсакова (1844-1908).
Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель,
музыкальный критик, участник «могучей кучки».
Детство. Композитор родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине
Новгородской губернии, а ныне Ленинградской области. Принадлежал к
старинному дворянскому роду. Его старший брат был морским офицером,
14
отец - в прошлом губернатор города Тихвина. Музыкальные способности
ребёнка проявились рано. Как и других дворянских детей его обучали игре на
фортепиано. В 1856 году следуя семейной традиции, он поступает в Морской
корпус в Петербурге. Мальчик живо интересовался морем, музыкой
занимался мало, но по воскресеньям брал уроки игры на фортепиано.
Изредка посещает концерты и оперные спектакли.
1860 год – начинает заниматься с новым учителем музыки Фёдором
Андреевичем Канилле – прекрасным пианистом, образованным музыкантом.
Канилле знакомит Римского-Корсакова с русской музыкой.
1861 г. – благодаря Канилле, Римский-Корсаков знакомится с Милием
Алексеевичем Балакиревым и начинает под его руководством начинает
писать Первую симфонию.
1862 – 1865 гг . – окончив Морской корпус, композитор отправляется в
кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В это время он много читает,
набирается новых впечатлений, любуется морем. По возвращению в
Петербург заканчивает Первую симфонию и успешно исполняет её под
руководством Балакирева.
Ко второй половине 60-х годов написаны первые романсы («Ель и
пальма», «Южная ночь», «На холмах Грузии», «В тёмной роще»). В это же
время создаётся симфоническая сюита «Антар», «Сербская фантазия». После
смерти Даргомыжского заканчивает оркестровку его оперы «Каменный
гость».
С начала 70-х годов начинается важный этап в его жизни – его
приглашают на должность профессора Петербургской консерватории по
классам сочинения, инструментовки, руководитель оркестра. Будучи
композитором – самоучкой, Римский-Корсаков много занимался
самообразованием. Он напряжённо работает и как преподаватель, и как
композитор. Им создаются сборники «40 русских народных песен», «Сто
русских народных песен».
1880 год – стал дирижировать симфоническим оркестром, сближается с
богатым лесопромышленником М.П. Беляевым, который выделил
значительные средства для нотного издательства и организации русских
симфонических концертов. В это время пишет своё любимое произведение –
оперу «Снегурочка».
15
Конец 80-х – начало 90-х годов – дирижирует двумя концертами на
Парижской всемирной выставке. Под его управлением прозвучали
произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского
и его собственные. В Брюсселе исполняет «Испанское каприччио», что
принесло ему заслуженную славу. В это же время создаёт симфоническую
сюиту «Шехеразада», романс «Анчар» на стихи А.С. Пушкина.
90-е годы – сильно загружен педагогической работой в консерватории,
так же в Придворной певческой капелле. Тяжёлые личные переживания:
умерло двое младших детей. Композитор продолжает много работать.
Создаёт оперы «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста».
Пишет много романсов: «Редеет облаков летучая гряда» на слова А.С.
Пушкина, цикл «У моря», романсы «На нивы жёлты», «Мой голос для тебя»,
пишет оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноимённой сказки
Пушкина. Начинает работу над последними операми «Кащей Бессмертный»,
«Золотой петушок». Эта опера была написана как сатирическая сказка.
1904-1905 гг. – силами студентов консерватории поставлена опера
«Кащей Бессмертный». Под впечатлением революционных событий
Римский-Корсаков обработал для симфонического оркестра трудовую
бурлацкую песню «Дубинушка». В это же время он заканчивает оперу
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1908 год – скончался от болезни сердца.
6 класс
2. Н. А. Римский – Корсаков. Симфоническая сюита
«Шехеразада». Разбор первой части.
Была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна
ночь». В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным
замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.
Первоначально каждая часть сюиты имела своё название, но затем
композитор отказался от них, что бы слушатель мог сам почувствовать
красоту и яркость музыки.
I часть называлась «Море, Синдбадов корабль» начинается с медленного
вступления, которое строится на двух контрастных темах. Первая - тема
16
султана Шахриара. Исполняется медными духовыми и струнными
инструментами и звучит грозно и величественно.
Вторая тема- тема Шехеразады – звучит у солирующей скрипки и арфы. Её
гибкая мелодия напоминает восточный орнамент. Затем следует основной
раздел, написанный в сонатной форме без разработки.
ГП (Ми мажор) построена на теме Шахриара, рисует спокойный,
величественный морской пейзаж. Живописность подчёркнута широкими
фигурациями сопровождения у альтов и виолончелей.
ПП состоит из двух тем. Первая (До мажор) – музыка «рисует» спокойно
плывущий корабль Синдбада и изложена аккордами у деревянных духовых,
«поднимающимися» вверх. Вторая тема (си минор) – звучит у солирующей
скрипки и основана на лейтмотиве Шехеразады, но теперь это красочная
картина волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается, в момент
кульминации начинается реприза. В коде звучит умиротворённая тема моря, а
заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля,
продолжающего своё плавание.
7 класс
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Сергея Сергеевича
Прокофьева (1991- 1953)
.
С.С. Прокофьев - крупнейший русский композитор XIX века. Его
называли «поэтом радости». Окружающий мир он воспринимал как Пушкин,
как Глинка- цельным, прекрасным.
Детство. 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской
губернии в семье управляющего родился Сергей Сергеевич Прокофьев.
Мальчик любит природу. Мать занимается с сыном музыкой, иностранными
языками. Мальчик пытается фантазировать на рояле, сочиняет. Среди его
первых произведений «Индийский галоп».
1900 г. - поездка в Москву. Посещение Большого театра ( услышал
оперы «Князь Игорь» Бородина, «Фауст» Гуно, побывал на балете «Спящая
красавица» Чайковского). Пишет оперу «Великан» на собственное либретто.
17
1901 г. - постановка оперы «Великан» с автором в главной роли в доме
дяди Прокофьева.
1902 г .- Прокофьева привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву,
который отметил незаурядные способности будущего композитора. По совету
Танеева Прокофьев начинает заниматься с Д. Шостаковичем. Пишет
симфонию, фортепианные пьесы и оперу на пушкинский сюжет «Пир во
время чумы».
1904 г .- по совету Глазунова Прокофьев поступает в Санкт-
Петербургскую консерваторию. Инструментовку Прокофьеву преподаёт Н.А.
Римский-Корсаков, а контрапункт - А.К. Лядов.
1909 г.- Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, 1914 г.-
как пианист по классу знаменитой русской пианистки А.Н. Есиповой. Ему
присудили золотую медаль и премию им. Антона Рубинштейна -
великолепный рояль. В последующие годы Прокофьев много концертировал,
он был выдающимся пианистом. В консерватории он ещё занимался
дирижированием в классе Н. Черепнина - дирижёра, композитор
Сочинения 1911-1917. Поражают яркостью образов, мелодическими,
гармоническими, ритмическими и тембровыми неожиданностями. Первый
фортепианный концерт, множество фортепианных пьес, оперу «Маддалена»,
второй фортепианный концерт, создаёт музыкальную сказку «Гадкий утёнок»
по Андерсену для голоса с фортепиано, классическую симфонию, цикл из 20
крошечных фортепианных пьес под названием «Мимолётности»,
остропсихологическую оперу «Игрок» по повести Ф.М. Достоевского, балет
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Прокофьев знакомится с
Маяковским. Пишет концерт для скрипки с оркестром, Третью и Четвёртую
фортепианные сонаты.
1818-1933 гг.- годы пребывания за границей. С концертами
Прокофьев объездил весь мир. Он был в Японии, США, на Кубе, в Канаде, во
многих европейских странах. С 1922 года поселился в Париже. За границей
Прокофьев встречался со многими выдающимися представителями
искусства- Равелем, Рахманиновым, Стравинским, Тосканини, Дягилевым,
Чарли Чаплином и др. В эти годы он пишет «Сказки старой бабушки» для
фортепиано, заканчивает Третий концерт для фортепиано с оркестром, пишет
оперу «Любовь к трём ананасам» на сюжет сказки итальянского писателя
XVIII века Карло Гоцци, по совету Дягилева пишет балет «Стальной скок» на
18
тему о строительстве новой жизни в России, создаёт ещё два балета-
«Блудный сын» и «На Днепре», Вторую, Третью, Четвёртую симфонии.
Возвращение на родину. В 1933 году композитор окончательно
возвращается в Москву. Он встречается со своими друзьями, начинает
работать вместе с режиссёрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекает
возможность обращения к огромным массам народа. В предвоенные годы
создаёт: балет «Ромео и Джульетта» по трагедии Л.Н. Толстого (1936г.),
музыку к фильму «Александр Невский» (1938 г.), оперу «Семён Котко» по
повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» (1939 г.), пишет три
кантаты: « К 20- летию Октября», «Александр Невский» (1739 г.) и
«Здравица», симфоническую сказку « Саша и Волк» (1936г.).
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной Войны
была грандиозная патриотическая опера «Война и мир» по одноимённому
роману Л.Н. Толстого. В победном 1945 году были созданы три значительных
произведения композитора: Пятая симфония, посвящённая «величию
человеческого духа», первая серия кинофильма «Иван Грозный»- совместная
работа с режиссёром Сергеем Эйзенштейном, светлый сказочный балет
«Золушка».
Последние годы жизни. В конце 40-начале 50-ых годов Прокофьев
создаёт: оперу «Повесть о настоящем человеке» по одноимённой книге
Бориса Полевого, балет «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову, ораторию
«На страже мира» на слова С.Я. Маршака, сюиту «Зимний костёр» на слова
того же автора. Последним законченным произведением Прокофьева стала
Семнадцатая симфония (1952г.). Умер композитор в Москве 5 марта 1983 г.
7 класс (проверочный вариант)
1. Найди 10 ошибок в предложенном тексте. Исправь их.
Жизненный и творческий путь Сергея Сергеевича
Прокофьева (1891- 1953)
.
С.С. Прокофьев - крупнейший русский композитор XX века. Его
называли «поэтом радости». Окружающий мир он воспринимал как Пушкин,
как Глинка- цельным, прекрасным.
Детство. 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской
губернии в семье управляющего родился Сергей Сергеевич Прокофьев.
19
Мальчик любит природу. Мать занимается с сыном музыкой, иностранными
языками. Мальчик пытается фантазировать на рояле, сочиняет. Среди его
первых произведений «Индийский галоп».
1900 г. - поездка в Москву. Посещение Большого театра ( услышал
оперы «Князь Игорь» Бородина, «Фауст» Гуно, побывал на балете «Спящая
красавица» Чайковского). Пишет оперу «Великан» на собственное либретто.
1901 г. - постановка оперы «Великан» с автором в главной роли в доме
дяди Прокофьева.
1902 г .- Прокофьева привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву,
который отметил незаурядные способности будущего композитора. По совету
Танеева Прокофьев начинает заниматься с Р. Глиэром. Пишет симфонию,
фортепианные пьесы и оперу на пушкинский сюжет «Пир во время чумы».
1904 г .- по совету Глазунова Прокофьев поступает в Санкт-
Петербургскую консерваторию. Инструментовку Прокофьеву преподаёт Н.А.
Римский-Корсаков, а контрапункт - А.К. Лядов.
1909 г.- Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, 1914 г.-
как пианист по классу знаменитой русской пианистки А.Н. Есиповой. Ему
присудили золотую медаль и премию им. Антона Рубинштейна -
великолепный рояль. В последующие годы Прокофьев много концертировал,
он был выдающимся пианистом. В консерватории он ещё занимался
дирижированием в классе Н. Черепнина - дирижёра, композитор
Сочинения 1911-1917. Поражают яркостью образов, мелодическими,
гармоническими, ритмическими и тембровыми неожиданностями. Первый
фортепианный концерт, множество фортепианных пьес, оперу «Маддалена»,
второй фортепианный концерт, создаёт музыкальную сказку «Гадкий утёнок»
по Андерсену для голоса с фортепиано, классическую симфонию, цикл из 20
крошечных фортепианных пьес под названием «Мимолётности»,
остропсихологическую оперу «Игрок» по повести Ф.М. Достоевского, балет
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Прокофьев знакомится с
Маяковским. Пишет концерт для скрипки с оркестром, Третью и Четвёртую
фортепианные сонаты.
1918-1933 гг.- годы пребывания за границей. С концертами
Прокофьев объездил весь мир. Он был в Японии, США, на Кубе, в Канаде, во
многих европейских странах. С 1922 года поселился в Париже. За границей
Прокофьев встречался со многими выдающимися представителями
20
искусства- Равелем, Рахманиновым, Стравинским, Тосканини, Дягилевым,
Чарли Чаплином и др. В эти годы он пишет «Сказки старой бабушки» для
фортепиано, заканчивает Третий концерт для фортепиано с оркестром, пишет
оперу «Любовь к трём апельсинам» на сюжет сказки итальянского писателя
XVIII века Карло Гоцци, по совету Дягилева пишет балет «Стальной скок» на
тему о строительстве новой жизни в России, создаёт ещё два балета-
«Блудный сын» и «На Днепре», Вторую, Третью, Четвёртую симфонии.
Возвращение на родину. В 1933 году композитор окончательно
возвращается в Москву. Он встречается со своими друзьями, начинает
работать вместе с режиссёрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекает
возможность обращения к огромным массам народа. В предвоенные годы
создаёт: балет «Ромео и Джульетта» по трагедии У. Шекспира (1936г.),
музыку к фильму «Александр Невский» (1938 г.), оперу «Семён Котко» по
повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» (1939 г.), пишет три
кантаты: « К 20- летию Октября», «Александр Невский» (1939 г.) и
«Здравица», симфоническую сказку « Петя и волк» (1936г.).
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной Войны
была грандиозная патриотическая опера «Война и мир» по одноимённому
роману Л.Н. Толстого. В победном 1945 году были созданы три значительных
произведения композитора: Пятая симфония, посвящённая «величию
человеческого духа», первая серия кинофильма «Иван Грозный»- совместная
работа с режиссёром Сергеем Эйзенштейном, светлый сказочный балет
«Золушка».
Последние годы жизни. В конце 40-начале 50-ых годов Прокофьев
создаёт: оперу «Повесть о настоящем человеке» по одноимённой книге
Бориса Полевого, балет «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову, ораторию
«На страже мира» на слова С.Я. Маршака, сюиту «Зимний костёр» на слова
того же автора. Последним законченным произведением Прокофьева стала
Седьмая симфония (1952г.). Умер композитор в Москве 5 марта 1953 г.
7 класс
2. С.С. Прокофьев. Седьмая симфония. Разбор первой части.
Седьмая симфония (до диез минор) была закончена пятого июля 1952
года. Музыка проникнута удивительной любовью к жизни, верой в
«разумное, доброе вечное». В симфонии четыре части, масштабы её не
21
велики, все её темы- это певучие, широкие мелодии. Гармонический язык
ясный, без резких диссонансов. Оркестровка отличается чистотой и
прозрачностью.
Построение симфонии классично. Первая часть – сонатное аллегро
(хотя темп на быстрый, модерато), вторая часть – аллегретто, третья часть –
анданте эспрессиво, четвёртая – финал стремительный, виваче, где вновь
звучат темы первой части.
Первая часть – начинается с ГП в основной тональности до диез минор
у скрипок. Мелодия как будто что то «рассказывает», очень русская по
характеру. В среднем разделе ГП музыка становится более тревожной, звучит
много быстрых пассажей. Затем основная мелодия у скрипок возвращается,
но звучит в соль диез миноре, ля миноре. Начальный мотив темы звучит в
басах (валторны, фаготы и туба).
ПП – торжественное, лирическое (Фа мажор), звучит широко,
насыщенно у альтов, виолончелей, деревянных духовых, валторн. Это тема
радости и жизни. Она является самой важной темой во всей симфонии и
прозвучит потом в коде финала. Её диапазон – больше двух октав. Яркие и
выразительные ходы на широкие интервалы роднят эту мелодию с
классической русской распевностью.
В экспозиции первой части очень неожиданна ЗП (До мажор).
Хрустальный звон колокольчиков в сопровождении арфы и рояля,
причудливый мотив у гобоя и флейты – всё это напоминает сказку, балетную
музыку композитора. Так воспринимает мир композитор, не потерявший в
зрелом возрасте юношеского ощущения чуда жизни.
Разработка не велика по масштабу. Сплетаются мотивы из тем
экспозиции. В кульминации звучит новый динамический вариант ПП, затем
причудливое звучание ЗП в новом варианта.
Реприза – все три темы проходят в сжатом изложении, ПП звучит в Ре
бемоль мажоре – одноимённой к основной тональности. В последних тактах
первой части как будто «мерцают» до дие минор и До диез мажор.
Вторая часть – это вальс, третья часть – лиричная, четвёртая часть – быстрый
стремительный финал, похожий на галоп.
22
23