Программа пальчиковой терапии
Цель: с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования: неуклонно растёт
объём
знаний,
которые
нужно
передать,
а
освоение
этих
знаний
должно
быть
не
механическим, а осмысленным.
Пальчиковая терапия даёт возможность:
Сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
Подготовить руку к письму;
Предотвратить появление писчего спазма;
Развить
внимание,
терпение,
так
называемый
внутренний
тормоз
–
умение
сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
Играя освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных
координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможность несловесного
общения;
Улучшить физическое самочувствие;
В
младшем
школьном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллекта
детей:
развивается
и
превращается
в
регулируемые
произвольные
процессы
такие
психические функции, как мышление, восприятие и память.
Ребенок в 7-8 лет мыслит конкретными категориями.
К 8-9 годам у ребенка
происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным
уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению.
Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более
широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми видовыми понятиями.
Поэтому
перед
нами
стоит
задача
развития
интеллектуальных
способностей
ребенка. Чтобы помочь младшим школьникам, следует проводить упражнения, задания,
игры,
которые
способствовали
бы
развитию
логического
мышления
и
помогли
оздоровлению.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно веками. Речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых
областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от
пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи
происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития
моторной стороны речи.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени
общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,
так как движения пальцев рук тесно связана с речевой функцией. В связи с этим, в системе
по
их
обучению
и
воспитанию
предусматриваются
воспитательно-коррекционные
мероприятия в данном направлении. Уникальный арсенал пальчиковых игр и упражнений
активизирует работу мозга, способствует развитию речи, помогает подготовить руку к
письму,
улучшают
у
детей
телесное
и
невербальное
общение,
облегчает
контакт
со
сверстниками и взрослыми. Упражнения выполняются по мере возрастания сложности.
Пальчиковые занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших
корковых функций (память, внимание, воображение, наблюдательность); оно знакомит
детей со счетом. Все эти функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее
развитию.
Программа пальчиковой терапии составлена с учетом специфики школы для улучшения
здоровья и коррекции умственных способностей школьников и включает такие разделы:
Развитие речи – пальчиковая гимнастика со стишками, песенками, скороговорками,
загадками.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами,
нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Это основное условие их успешного обучения. Ведь посредством речи совершается
развитие отвлеченного мышления. С помощью слова мы выражаем свои мысли.
Всякая
задержка
в
ходе
развития
речи
(плохое
понимание
того,
что
говорят
окружающие люди, бедный запас слов – названий, слов – понятий, суженные или
правомерно расширенные понятия и т.д.) затрудняет общение ребенка с другими
детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Особенно
тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются
следствием невнимательного отношения взрослых к его речи.
Развитие
письма
–
пальчиковые
упражнения
с
веселыми
стишками,
массаж
пальцев, настольные игры.
Выполняя
пальчиками
различные
упражнения,
ребенок
достигает
хорошего
развития моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук
приобретают хорошую подвижность. Гибкость, исчезает скованность движений,
это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, а сопровождающие
веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение.
Рисование
мелом,
карандашом,
мокрыми
пальчиками,
тряпкой,
различными
красками, по воздуху.
Рисунки
оказывают
сильное
стимулирующее
влияние
на
развитие
речевой
и
мыслительной
деятельности
людей.
Картина
является
могучим
средством
«развязывания» языка ребенка.
Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как
рисование
представляет
собой
тот
же
рассказ,
но
только
не
словами,
а
изобразительными средствами. Рисунок стимулирует мыслительную деятельность.
Речевая мыслительная деятельность активизируется и при простом рассматривании
готовых
картинок.
Рисунок,
давая
наглядную
основу,
существенно
облегчает
процесс «сцепления» ассоциаций. Наглядность и образность, красочность рисунка
на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой
изображения
доставляет
ему
удовольствие,
всякая
положительная
эмоция
повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных
процессов.
В рисунках детей отражаются многие черты их психического развития, характера
их отношения к изображаемым людям, событиям и т.д. рисунки используются для
того, чтобы составить представления о том, на сколько его умственного развития
ребенка
и
характером
его
изобразительной
деятельности
имеется
прямая
зависимость. Изобразительная деятельность умственно отсталых всегда задержана
и
степень
этой
задержки
чрезвычайно
точно
соответствует
степени
дефекта
умственном развитии.
Игры - народные игры с пальчиками; «кулуустээьин», «хары баттаьыы», «тыгыы»,
ритмичное постукивание, хлопать в ладоши, поглаживание.
Предметные игры – «хабылык», «хаамыска», «тыксаан», «куугунэй», «дугда»,
«Мээрикээн», домино, спички, палочки, лото, мозаика, оригами, пластилин.
Важно, чтобы вовлекались в движении больше пальцев и чтобы эти движения были
достаточно энергичными. Многие приемы из наиболее простых оказываются очень
эффективными: можно давать покатать шарики из пластилина, рвать на мелкие
куски газету, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, играть
во
вкладыши,
изготовление
игрушек,
оригами,
мозаика
и
т.д.
очень
хорошую
тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. К таким играм
относятся
якутские
настольные
игры
«хабылык»,
«хаамыска»,
«тыксаан»,
«кулуустээьин», «тырыынка».
Мудры.
В
сложных
ситуациях
многие
непроизвольно
«ломают»
свои
руки,
сложно
переплетая пальцы. Простое сложение пальцев руки имеет целительные силы.
Мудры
–
не
то,
что
иное,
как
способ
овладеть
информацией
внутреннего
компьютера человека - невидимой глазу духовной мощью. Люди рождены с нею, у
нас все необходимые внутренние ресурсы, нужно просто открыть их в себе.
Мудры позволяют каждому познать свои духовные силы и высвободить их для
повседневного
использования.
Если
тренироваться,
продвигаясь
в
подходящем
темпе, можно «перепрограммировать» свое тело, ум и дух так, чтобы проявился
весь заложенный потенциал. Язык рук, или жесты, - это исток всех форм общения и
он необыкновенно могуществен. Искусство мудр божественно по своей природе:
оно
позволяет
развивать
в
себе
высшие
свойства
и
сохранять
живым
универсальный, всем понятный язык.
Пришло время возродить и оценить по достоинству практику мудр. Применять в
повседневной
жизни.
Мудры
способны
помочь
каждому
достичь
вершин
–
исцелить ум, тело и дух человека, поднять его на новый уровень самопознания,
наделить могуществом.
Оздоровительный массаж пальцев.
На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно
сказывается
на
самочувствии,
улучшает
работу
мозга.
Регулярные
занятия
по
предложенной системе будут способствовать поддерживанию хорошего тонуса.
Каждый человек должен знать эффективную систему самооздоровления. В наше
время
о
целительной
силе
массажа
знают
все.
Массаж
пальцев
–
прекрасное
средство
профилактики
различных
заболеваний.
Кроме
того,
он
помогает
избавиться
от
различных
недомоганий,
от
чувства
усталости,
снять
боли
различного характера.
Составила: Егорова Софья Захаровна учитель начальных классов МОБУ СОШ №35
города Якутска.