Напоминание

Организация досуговой деятельности младших школьников


Автор: Куртова Анастасия Вячеславовна
Должность: воспитатель интарната семейного типа
Учебное заведение: МБОУ "Овгортская школа - интернат среднего общего образования"
Населённый пункт: с. Овгорт
Наименование материала: Конспект
Тема: Организация досуговой деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Тема самообразования: «Организация досуговой деятельности младших школьников».
Слайд 1
К.Д.Ушинский писал, что «Когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность», поэтому необходимо использовать досуг – как одну из возможностей что–то сделать или чего-то достичь.
Слайд2

Слайд 3

Досуг
– специальная форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности.
Детский досуг
– это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая ребенку для самопроверки, оценки собственного «Я».
Цель досуга
- социализация, развитие коммуникативной культуры каждого ребенка. Задача состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности.
Слайд 4
Досуг несет в себе следующие функции: обучающую, развлекательную, коммуникативную, развивающую, воспитательную. Обучающая функция направлена на развитие обще учебных умений и навыков. Развлекательная функция несет в себе создание благоприятной атмосферы на занятиях. Коммуникативная функция представляет собой объединение воспитанников в коллектив, установление эмоциональных контактов. Развивающая функция – это гармоничное развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей воспитанников. Воспитательная функция несет в себе коррекцию поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Слайд 5
В своей практике использовала такие виды досуговой деятельности:  Игровая деятельность  Спортивная деятельность  Творческие виды деятельности  Отдых  Развлечение  Мероприятия
Игровая деятельность

Слайд

6
Важная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре как основному виду деятельности, который является эффективным средством формирования личности его морально-волевых качеств. Это наиболее естественный и продуктивный способ обучения и воспитания детей, когда усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них форме.
Слайд

7
Игра способствует развитию у ребенка произвольного поведения и самостоятельности, является важным условием развития социальной активности: в ней они знакомятся с различными видами деятельности, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения.
Слайд 8
В игре формируются все важнейшие зачатки произвольного поведения. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Слайд 9
Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".
Слайд 10
Игра – единственный вид деятельности, в котором ребенок может проявить свою инициативу и самостоятельность. Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Таким образом, в ходе игры воспитывается личность, ответственность за порученное дело.
Спорт - двигательная деятельность

Слайд

11
Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Спортивные занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей. Спорт, движение является одной из высших культурных ценностей со времен античности. Желание заниматься активной двигательной деятельностью является для ребенка ведущей потребностью. Движение формирует важнейшие качества личности, такие как выносливость, сила, быстрота, ловкость.
Слайд 12
Соревнования способствуют формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В группе с воспитанниками были проведены спортивные мероприятия: спортивная эстафета, спортивный конкурс «А ну-ка, мальчики», спортивная игра «Супердежурный».
Слайд

13
В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.
Слайд

14
Лонгортовы Даниил и Родион многократные призеры Окружных, Муниципальных, поселковых лыжных соревнований.
Слайд 15
Не только мальчики, но и девочки неоднократные участники в школьных видах соревнований, лыжных соревнованиях, национальных видах спорта, где занимали призовые места. Таким образом, спортивная деятельность в воспитании, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточное важное место в воспитании.
Творческие виды досуговой деятельности

Слайд

16
Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия. Например, музыкой, шитьем, вязанием, плетением и др.
Слайд 17
Провожу практические занятия:
Слайд 18

Слайд 19
Открытое практическое занятие «Ежик» Таким образом, творческая деятельность, способствует развитию индивидуальных трудовых навыков, самостоятельности детей, эстетического вкуса, трудолюбия.
Отдых

Слайд

20
Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью.
Слайд 21
Провожу вечера отдыха, где воспитанники читают рассказы, сказки и газету «Северная панорама».

Развлечение

Слайд

22
Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, музеев, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.
Слайд

23,24
Совершаем экскурсии в музей, библиотеку школьную и сельскую, пожарную часть. Посещали спортивные соревнования по лыжным гонкам, концерты в Сельском Доме Культуры. Ходили на прогулку в лес, где наблюдали за природой. Во время экскурсий и походов в лес проводится работа по развитию эстетического восприятия, экологической культуры каждого ребёнка, пропаганде здорового образа жизни, знакомство с многовековым опытом выживания народа в суровых северных условиях.
Мероприятия

Слайд

25
Мероприятия — это события, занятия, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух слов: «мера» и «принимать». От того, насколько увлекательно и интересно будет проходить мероприятие для детей, зависит и мера принятия содержания данной формы.
Слайд 26
К мероприятиям можно отнести прежде всего праздник. Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в интернате имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
Слайд 27
Воспитанники группы - семьи активно участвуют в различных интернатских и школьных мероприятиях: «Посвящение новичков в семью», «Посвящение первоклассников» «День учителя», «Осенний калейдоскоп», «Моя мама лучшая на свете», фестиваль «Все краски Ямала», «Новогодняя сказка», «День святого Валентина», эстафета « Веселые старты», «День защитника отечества», «8 марта», «Ворна хатл», «День космонавтики», участвуем в митинге ко «Дню победы», «День семьи»
Слайд 28.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что
досуговая деятельность
– это коллективная, игровая, творческая, спортивная деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения и навыки становятся богатством детей надолго. Она направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познания жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения воспитанников в разнообразную игровую деятельность. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» (Сухомлинский).


В раздел образования