Автор: Чуруксаева Тамара Яковлевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО г.Иркутска ДДТ№2 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Конспект Тема: "Речевая деятельность на занятиях музыки" Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
Чуруксаева Тамара Я
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ№2 г. Иркутска
Дата: 13.12.2016г;
Время: 17.00
Тема: «Речевая деятельность на занятиях музыки»
Цель: познакомить детей с согласными звуками посредством исполнения «живых звуков»
(насекомые, животные)
Задачи:
1.
Научить правильно, воспроизводить согласные звуки
2.
Научить умению слушать и слышать себя
3.
Развивать сенсорные и моторные функции
4.
Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, внимание,
ориентирование в пространстве)
5.
Формировать кинестетическую основу артикуляционных движений
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с согласными звуками
посредством исполнения «живых звуков» (насекомые, животные).
В давние-давние времена, когда люди не умели разговаривать, они, повторяя звуки,
которые издавали насекомые и животные, постепенно научились этому, а каждый,
окружающий их предмет, получил своё название. Таким образом, природа стала главным
учителем для человека. Легче и лучше всего у них получались гласные звуки, как вы
думаете, почему? ( Гласные звуки - это звуки, которые произносятся свободно, их можно
пропеть: А,О,У,Ы,Э)
I - музыкальная разминка:
1. Упражнение: «Здравствуйте»; «Фонетическая гимнастика на гласные звуки»
Педагог:
А, что такое согласный звук? (Согласные звуки, это звуки, которые произносятся с
помехой. При их произношении мешает язычок, губки, зубки, щечки). И если гласные
звуки произносить легко, то согласные звуки не всегда получается произносить правильно.
Вот мы с вами и будем этому учиться, ведь если мы не правильно произнесем слово, нас
могут не понять, например: зубки-супки; рак-лак; Саша -Шаша и т.д.
Для того, чтобы правильно произносить согласные речевые звуки, мы отправимся с
вами на лесную полянку, и её обитатели помогут нам в этом.
Педагог: Итак, отправляемся на лесную полянку.
Помогу я вам понять,
Как звук от буквы отличать.
Буква - знак, а звук - явление
Голосом произношение.
Буквы пишем мы руками,
Звуки слышим мы ушами
Упражнения на "Лесной полянке":
1. "Комарик"
2."Пчелка"
3."Змейка"
4."Мышка"
5."Тигрята"
1."В далеке комар летит и тихонечко звенит:
З-з-з-з-з-з-з-з
Подлетает ближе-ближе
Звук его мы четко слышим:
З-з-з-з-з-з-з
Прямо к уху подлетел
Звонко, звонко зазвенел:
З-з-з-з-з-з-з!"
2."Пчелка на цветок присела
Звонким голосом запела:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
В лапки меда набирает
И жужжать все продолжает:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Много меда набрала,
Ох, и ноша тяжела:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж"
3. "Мышка в норке зашуршала:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, я тихонечко шуршу!
Здесь нет корки, шу-шу-шу!
Тогда тихонько пошуршу!"
4. "Громко тигр зарычал:
Р-р-р-р-р-р
Что ж так долго он молчал?
Р-р-р-р-р-р
Маленький, смешной тигренок,испугался он спросонок:
Рь-рь-рь, рь-рь-рь,
Маму помоги найти:
Рь-рь-рь,рь-рь-рь!"
5. Начался утиный день,
Крякать уточкам не лень:
Кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Мама-утка, семь утят к озеру гуськом спешат:
Кря-кря-кря,кря-кря-кря!
Педагог:
Ребята, какие насекомые и животные жили на лесной полянке? Какие звуки мы с вами
слышали? (з-з-з; ж-ж-ж; ш-ш-ш; р-р-р,кря-кря;)
Мы с вами можем различать разные звуки, это и звуки природы: шум ветра, раскаты
грома, живые звуки: звуки, которые издают насекомые и животные, шумовые звуки,
музыкальные и, конечно же речевые помощью которых мы можем разговаривать.
Так же, как и мы с вами сегодня, древний человек жил, познавал мир, наблюдал и учился у
природы, так из природного материала люди научились изготавливать разные игрушки.
Они носили забавные названия такие, например, как: букарашки, побрикашки, лошарики и
издавали шумовые звуки, так как были наполнены разным природным материалом:
горохом, фасоль, шишками. А главным материалом, который использовали при
изготовлении игрушек стала береста берёзы. Шаркунок - традиционная берестяная
погремушка Европейского Севера России. Погремушки делал хозяин дома на радость
детям и спокойствие родных. Шуршащий звук погремушки привлекал внимание и
успокаивал малышей. Берестяной шаркунок давали малышам тогда, когда резались зубки.
А иногда шаркунок носили на шее. Шаркунок оберегает от дурного глаза. Считалось, что
при негативном воздействии извне им достаточно погреметь как колокольчиком.
•
Шаркунок - от русского слова – шаркать. Погремушки были самой различной
формы. Наполняли их камешками или горошинками, и назывались они
шаркунками, грематушками, шур-шар или побрякушками, букарашницами.
•
Шур-шар - является традиционной детской игрушкой-погремушкой,
представляющая из себя коробочку из одинаковых шести пластин. Конструкция
проста, креплением элементов являются скрученные в горячей воде концы пластин.
Игрушки развлекали детей, сопровождали пение во время праздников и гуляний.
(Демонстрация шумовых игрушек из бересты, детские обереги)
II раздел – детское творчество:
Педагог: На наших занятиях шумовые инструменты помогают развивать ритм,
отрабатывать ритмический рисунок в песнях, дикцию, делать коллективное творчество
более интересным.
1. р.н.п. "Ехал Ваня на волах" - работа над дикцией, ритмическим рисунком с
использованием берестяных игрушек: шаркунок, шур-шар, лошарики, букарашница.
2. р.н.п. "Выпал беленький снежок" - коллективное творчество (шумовой оркестр)
III раздел - вокальное исполнительство
Педагог:
Самый чудесный и сказочный праздник, который мы встретим через несколько дней это...
Дети: Новый год!
Педагог:
Этот праздник ждут и любят и дети, и взрослые. Песни про Новый год – веселые и
задорные, одна из них - "Дед-Мороз". При исполнении этой песни вы должны слушать
друг друга, четко произносить текст, точно вступать после проигрыша и, конечно же,
передать характер и настроение этого произведения (дети исполняют песню).
«Каждое время года по - своему прекрасно и незабываемо, достойно восхищения» – так
считал композитор Петр Ильич Чайковский. Песню «Новогодняя песенка» надо
исполнять радостно, светло, постараться передать все великолепие и красоту зимы (дети
исполняют песню).
IV раздел - музыкально-ритмическая деятельность:
1. "Хлопни-топни" - упражнение на развитие чувства ритма, концентрации внимания.
2."Червячки" - упражнение на развитие воображения, координацию движения.
3. «Цапля и лягушки» - упражнение на звукообразование, передачу образа цапли и
лягушат.
V раздел – подведение итогов:
1.
Где мы сегодня с вами побывали? (На лесной полянке)
2.
С кем там встретились? (комариком, пчелкой, мышкой, змейкой, тигрёнком)
3.
Какие звуки издавал комарик? (з-з-з-з); пчелка (ж-ж-жж); мышка (ш-ш-ш-ш):
тигренок (рь-рь-рь-рь)
4.
А это, какие звуки: гласные или согласные? (согласные)
5.
Почему они называются согласные? (потому что произносятся с препятствием)
6.
С каким шумовым инструментом (игрушкой) мы познакомились с вами?
(шаркунок)
7.
Почему он так называется? (от слова – шаркать; шуршащий звук)
Педагог: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, наше занятие закончено. До
свидания, ребята!