Напоминание

Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД в "ЧНОШ"


Автор: Едукина Анна Карловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Чокурдахская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: поселок Чокурдах
Наименование материала: Диагностика и мониторинг уровня сфомированности УУД в "ЧНОШ"
Тема: Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД в "ЧНОШ"
Раздел: начальное образование





Назад





Диагностика и мониторинг уровня сфомированности

УУД в МОУ «ЧНОШ»

Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
 получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
 О т р а б о т к а м е х а н и з м о в с б о р а и н ф о р м а ц и и о б у р о в н е сформированности УУД;  Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;  Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;  Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Методы

сбора

информации:
тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение. «Приоритетной целью образования на уровне начального общего образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Развитие у учащихся способности самостоятельно учиться становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий всегда приводило к повышению качества обучения. Овладение учащимися УУД создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Формирование универсальных учебных действий: лично стных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется вместе с усвоением разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. «Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной». Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических
способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Личностные универсальные учебные действия
В начале школьного обучения личностные УУД самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность в к л юч а е т м от и в а ц и о н н у ю и ком м у н и кат и в н у ю г о т о в н о с т ь , сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка. Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов: - методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера); - методика «Лесенка» (1-4кл) - Оценка школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой) - мотив учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3- 4кл). - методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» - методика «Незаконченное предложение» - «Анкетирование учащихся» (по Н.Ю.Яшиной) - изучение уровня адаптации. (2-4кл)
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащихся произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкции во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. - методика «Рисование по точкам» (1-2кл) - проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (2-4кл) - методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) (2-4 кл)
Познавательные универсальные учебные действия
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Эту деятельность можно спроектировать следующим образом, например: – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене) (2-4кл) – методика «Кодирование» (тест Д. Векслера) (1кл)
– методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой) - методика «Логические закономерности» - методика «выделение существенных признаков»
Коммуникативные универсальные учебные действия
Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со- трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий? Например: - методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) (работа в парах); - методика «Тарелочка» (работа в парах): Ежедневно наблюдая за детьми, за их поведением на уроках и внеурочных мероприятиях, за тем, как они общаются между собой, проводя диагностику, учитель имеет возможность определить уровень сформированности у них универсальных учебных действий, а изучая результаты мониторинга – сделать выводы о том, в каком направлении ему необходимо строить учебно- воспитательный процесс, чтобы уровень достижений повышался у каждого ученика. Диагностика познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных УУД проводится на начало и конец учебного года. Полученные, обработанные, хранящиеся в виде обобщенных таблиц результат подобного мониторинга являются отправной точкой для планирования и своевременной коррекции форм и методов образовательного процесса, как на уровне класса, так и целой параллели. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В с ф е р е регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи .


В раздел образования