Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Автор: Рыжакова Вера Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Среднее общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ядрина Населённый пункт: Ядринского района Чувашской Республики Наименование материала: статья Тема: Использование современных образовательных технологий в начальной школе Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих
условиях
учителю
необходимо
ориентироваться
в
современных
инновационных
технологиях.
Обычно
технологию
называют
по
той
идее,
которая
характеризует
основную
модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
Можно выделить следующие группы технологий:
1.
Педагогические
технологии
на
основе
гуманизации
и
демократизации
педагогических
отношений.
Это
технологии
с
приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального подхода, с яркой гуманистической направленностью. К ним относится
педагогическое сотрудничество Ш.А.Амонашвили, гуманно-личностная технология.
2.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации
и
интенсификации
деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение.
3.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления
процессом
обучения.
Например:
дифференцированное
обучение
(В.Фурсов),
индивидуализация
обучения
(В.
Щадриков),
опережающее
обучение,
комьпютерные
технологии.
4.
Природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся
на естественных процессах развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому) и другие.
5.
Технология
вероятностного
образования
(А.М.Лобок),
ориентированная
на
ненаправленное обучение, на развитие потребности самореализации.
Любая
технология
обладает
средствами,
активизирующими
и
интенсифицирующими
деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею
и
основу
эффективности
результатов.
К
таким
технологиям
можно
отнести
игровые
технологии. Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим,
использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В
современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного
предмета.
- Как элемент более обширной технологии.
-
В
качестве
урока
(занятия)
или
его
части
(введения,
объяснения,
закрепления,
упражнений контроля).
- Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД, ЮИД и т.д.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая
игра
в
отличие
от
игр
вообще
обладает
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
педагогическим
результатом.
Игровая
форма
занятий
создается на уроках при
помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности в учебную деятельность
вводится элемент соревнования.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1.
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
2.
Познавательные, воспитательные, развивающие.
3.
Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4.
Коммуникативные, диагностические и другие.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные,
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным
дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с
предметами и без предметов, настольные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.
Цели следующие: дидактические ( расширение кругозора, развитие трудовых навыков);
воспитывающие
(
коллективизм,
сотрудничество);
развивающие
(память,
внимание);
социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества). Ребята действуют по
игровым правилам.
Игровая технология строится как целостное образование. В отечественной педагогике есть
ряд игровых технологий («Сам Самыч» В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов,
«Приключения Буратино», «Диалоги между Мишей и Машей»), встроенных в основное
содержание обучения.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя
начальной школы.
Например, игра «Снежный ком», развивающая память ( на английском языке “I would like
to eat…” , закрепление НЛЕ.(новых лексических единиц). Игра «Четыре стихии». Учитель
называет слова: water, earth, air, fire. Ученики при слове water – опускают руки вниз, при
слове earth- поднимают руки перед собой, при слове air- поднимают руки вверх, при слове
fire- быстро вращают кисти рук. На внимание – посмотри на картинку 1 минуту, закрой и
расскажи: какие предметы ты увидел, дети соревнуются, кто больше назовет предметов;
может быть и геометрический материал:»Какие геометрические фигуры на доске, что
изменилось?»
,
«Кто
больше?»
-
по
русскому
языку
на
состав
слова.
Мини-
сочинения:»Если бы я был…».
Занимательны материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную
деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам.
Следует помнить о том, что развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию,
но,
как
и
любые
игры
не
терпят
принуждения
и
создают
атмосферу
свободного
и
радостного творчества.
Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита
учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель подводит итог занятия.
Рекомендуется следующая литература:
1.
Коваленко В. «Дидактические игры на уроках математики» М. 1990.
2.
Баев П. «Играем на уроках русского языка» М. 1989.
3.
Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. 2-4
классы. М., 2003.
4.
Педагогические технологии: Учеб. Пос. Авт.-сост. Т.П. Сальникова. М., 2005.
5.
Клементьева Т.Б. 555 диалогов, стихов и творческих заданий на английском языке
для начальной школы. М., 2000.
6.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1987.