Напоминание

Использование современных образовательных технологий в начальной школе


Автор: Рыжакова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Среднее общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ядрина
Населённый пункт: Ядринского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях. Обычно технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. Можно выделить следующие группы технологий: 1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, с яркой гуманистической направленностью. К ним относится педагогическое сотрудничество Ш.А.Амонашвили, гуманно-личностная технология. 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение. 3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например: дифференцированное обучение (В.Фурсов), индивидуализация обучения (В. Щадриков), опережающее обучение, комьпютерные технологии. 4. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому) и другие. 5. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок), ориентированная на ненаправленное обучение, на развитие потребности самореализации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим, использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: - В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного предмета. - Как элемент более обширной технологии. - В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений контроля). - Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД, ЮИД и т.д.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности в учебную деятельность вводится элемент соревнования. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1. Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. 2. Познавательные, воспитательные, развивающие. 3. Репродуктивные, продуктивные, творческие. 4. Коммуникативные, диагностические и другие. Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО. Цели следующие: дидактические ( расширение кругозора, развитие трудовых навыков); воспитывающие ( коллективизм, сотрудничество); развивающие (память, внимание);
социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества). Ребята действуют по игровым правилам. Игровая технология строится как целостное образование. В отечественной педагогике есть ряд игровых технологий («Сам Самыч» В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, «Приключения Буратино», «Диалоги между Мишей и Машей»), встроенных в основное содержание обучения. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы. Например, игра «Снежный ком», развивающая память ( на английском языке “I would like to eat…” , закрепление НЛЕ.(новых лексических единиц). Игра «Четыре стихии». Учитель называет слова: water, earth, air, fire. Ученики при слове water – опускают руки вниз, при слове earth- поднимают руки перед собой, при слове air- поднимают руки вверх, при слове fire- быстро вращают кисти рук. На внимание – посмотри на картинку 1 минуту, закрой и расскажи: какие предметы ты увидел, дети соревнуются, кто больше назовет предметов; может быть и геометрический материал:»Какие геометрические фигуры на доске, что изменилось?» , «Кто больше?» - по русскому языку на состав слова. Мини- сочинения:»Если бы я был…». Занимательны материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам. Следует помнить о том, что развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, но, как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель подводит итог занятия. Рекомендуется следующая литература: 1. Коваленко В. «Дидактические игры на уроках математики» М. 1990. 2. Баев П. «Играем на уроках русского языка» М. 1989. 3. Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. 2-4 классы. М., 2003. 4. Педагогические технологии: Учеб. Пос. Авт.-сост. Т.П. Сальникова. М., 2005. 5. Клементьева Т.Б. 555 диалогов, стихов и творческих заданий на английском языке для начальной школы. М., 2000. 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1987.


В раздел образования