Психолого – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в сфере дополнительного образования детей
Автор: Власова Лариса Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДО "ЦДОД" Населённый пункт: ПОЛЯРНЫЙ,МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Психолого – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в сфере дополнительного образования детей Раздел: дополнительное образование
Власова Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «ЦДОД»
тел/факс 8(81551)7-29-11
моб. 8 9633636845
Психолого – педагогическое сопровождение детей с особыми
образовательными потребностями в сфере дополнительного
образования детей
Дополнительное образование – составная часть образовательной системы
России,
показатель
реализации
прав
детей
на
реализацию
потребностей
в
развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для
развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству; обеспечивает
эмоциональное благополучие ребенка, профилактику асоциального поведения;
укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.
Дополнительное
образование
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование. В нашем
учреждении
работает
ряд
объединений,
в
которых
занимаются
учащиеся
коррекционных классов VII и VIII вида школ нашего города, и воспитанники
коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений.
Дополнительные образовательные программы ЦДОД для обучения «особых
детей» подобраны с учетом их уровня развития и направленности, включают в
себя несколько содержательных модулей, что позволяет комбинировать их в
соответствии с возрастом и психо–физическими возможностями ребенка, что
способствует развитию личности. Содержание программ знакомит детей с
окружающим миром, развивает трудовые навыки, а для младших школьников
способствует развитию мелкой моторики, обогащают
словарный запас, что
способствует социальной адаптации детей в общении. Дети занимаются по
дополнительным
общеразвивающим
программам
«Цветоводство»,
«Зеленый
мир», которые
реализуются на базе теплиц ЦДОД. Они с
удовольствием
работают на учебно – опытном участке в условияхг. Полярного, занимаются
опытно - исследовательской деятельностью в меру своих знаний, что позволяет
ребёнку,реализовать свои потребности пытливого исследователя, делая выводы
и обобщения, создающие основу экологического мышления человека. Огромное
разнообразие
комнатных
растений
и
широкий
спектр
овощных
культур,
с
которыми взаимодействуют ребята в ходе реализации программы, позволяют
значительно повысить экологическую воспитанность и экологическую культуру
обучающихся.Обучающиеся имеют возможность наглядно оценить результаты
своего
труда
и
даже
продегустировать.
Втечение
учебного
года
дети
занимаются элементами ландшафтного дизайна как в теплице, так и при
оформлении клумб на территории ЦДОД.На занятиях обучающиеся знакомятся
с различными
комнатными растениями, способами их размножения. Учатся
ухаживать за ними,знакомятся с новыми для себя экзотическими растениями
(кофейное дерево, ананас, фейхоа и др.) Они с большой заинтересованностью
и
любовью
выращивают
в
теплице
первые
весенние
цветы
-
тюльпаны,
гиоцинты, крокусы в подарок мамам к 8 марта.
На занятиях мы проводим с ними КВНы и конкурсы. Очень любят дети
проведение
занятий
в
игровой
форме:
*
«
Найти
самое
красиво
цветущее
растение»,*«Поиски гостей пустыни(кактусы)»,* « Узнай цветок по листу» и
др.На
занятиях
часто
используем
ИКТ,
что
позволяет
расширить
познавательную деятельность, т.к. эти дети являются большинство визуалами и
кинестетиками.
Отсутствие оценочной системы ЗУНов положительно сказывается на
учебном процессе, т.к. обучающиеся стремятся больше информации узнать от
педагога и применить на
практических занятиях.Итоговая проверка знаний
проводится в конце
обучения в виде творческих и практических работ.Мы
регулярно проводим мониторинг освоения программы среди обучающихся,
который показывает высокие знания детей. Диагностика развития наших детей
основана не на специальных
тестовых процедурах, а на наблюдениях за
поведением
каждого
обучающегося.В
процессе
обучения
дети
становятся
более общительными, дружелюбными, коммуникабельными.
Дополнительная образовательная программа является механизмом развития
детей,
приобщение
их
к
разнообразным
видам
деятельности
с
учётом
социального заказа и имеющихся условий, подготовка их к познанию природы.
Таким
образом,
дополнительное
образование
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
выполняет
коррекционно-развивающую
роль
в
становлении
социального
опыта
и
личности
ребенка,
призвано
обеспечить
реализацию единых целей дополнительного и специального образования по
решению
основных
задач
социальной
адаптации
и
реабилитации
детей
с
проблемами в развитии.