Напоминание

"Развитие музыкальной национальной культуры в процессе ознакомления с творчеством Рената Еникеева"


Автор: Фаттахова Марина Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа г.Зеленодольска РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальной национальной культуры в процессе ознакомления с творчеством Рената Еникеева"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фаттахова М.В. Ренат Еникеев пришел в татарскую музыку в 50-е гг. и внес в нее много нового и ценного. Композитор отлично чувствует природу любого жанра, будь то фортепианная соната или эстрадная песня, струнный квартет или марш для духового оркестра, вокально-симфоническая поэма или пьесы для детей. В этом сказывается не только талант, но и большая музыкальная культура, эрудиция композитора, отлично знающего музыку разных эпох и стран. Творчество этого ярко одаренного, своеобразного композитора охватывает различные музыкальные жанры и в каждом он либо первооткрыватель, либо разведыватель новых путей. В частности, с творчеством Рената Еникеева связано создание и интенсивное становление татарской фортепианной сонаты. Яркая творческая индивидуальность позволяет Еникееву охватывать, развивать и обновлять, а порой смело и неожиданно синтезировать различные традиции мирового музыкального искусства. При этом творчество Еникеева на редкость почвенно, национально самобытно. Композитор прекрасно знает татарский фольклор, понимает его глубинную сущность, закономерности народного музыкального мышления и активно, творчески претворяет их. Нам известны его сборники обработок татарских народных песен такие как «Каръят батыр» - 8 песен для баритона и фортепиано (1970), «Каръят батыр» - 4 татарские народные песни для баритона с оркестром (1973), «Тукбикэ» - 8 песен для контральто и фортепиано (1979). Творчество Рената Еникеева многообразно и многопланово. Среди его произведений выделяются такие как: концерт для фортепиано с оркестром (1961), четыре басни по Крылову для симфонического оркестра (1977), вокально-симфоническая поэма «Памяти Муссы Джалиля» (1981), Марш Советской Армии для духового оркестра (1978), трио для скрипки, альта и виолончели (1958), два струнных квартета (1960, 1972), пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, вокальные сборники «Горная красавица», «Счастье», «В лдучах улыбки», «Невысказанное завещание», цикл детских песен для сопрано и фортепиано «Я стал солдатом» на стихи Дж. Дарзаманова, цикл детских песен «Снегурочка», музыка к спектаклям по пьесе Н. Исанбета «Гульджаман» (1964), по пьесе Н. Фаттаха «Кол Гали» (1974). Ренат Ахметович Еникеев родился 13 июня 1973 года в городе Казани в семье учителя. Родители любили музыку, играли на гармони, пели, мама участвовала в любительских спектаклях. Атмосфера семьи способствовала раннему проявлению музыкальной одаренности мальчика. С 1948 по 1052 год Ренат Ахметович обучался в музыкальной школе №6 по классу фортепиано Нины Николаевны Карукес. Уже в школе композитор делает первые попытки сочинительства. В произведениях школьных лет (пьесы для фортепиано «Дедушка», «Грустная песня» и др.) проявились наряду с детской фантазией, образностью мышления чувство формы и разнообразие фактуры.
В 1952 – 1956 гг. Еникеев обучался в Казанском музыкальном училище на теоретическом отделении. В эти годы создан уже ряд относительно крупных сочинений – Сюита и Соната для фортепиано, две пьесы для квартета, песни для хора «О партии», «Наш дом родной», цикл детских пьес «В мире кукол». Первые опусы свидетельствуют о его интересе к фортепиано, как к универсальному инструменту в плане самовыражения. В 1956 – 1961 гг. Еникеев продолжает свое музыкальное образование в Казанской государственной консерватории по классу композиции. В студенческие годы крепнет талант молодого композитора, возникают и осуществляются более глубокие и сложные творческие замыслы. За годы обучения в консерватории им созданы Трио для скрипки, альта и виолончели, Концерт для фортепиано с оркестром, Вариации для фортепиано, струнный квартет-партита, ряд разнохарактерных инструментальных пьес и песен. Продолжая занятия на фортепиано, Р. Еникеев добился значительных успехов. Он отлично владеет инструментом и постоянно выступает на концертах как солист, а также в ансамбле с инструменталистами и певцами. Его любовь к инструменту непосредственно отражается в его творчестве. Область фортепианной музыки в творчестве Р. Еникеева широка и многообразна. Велика заслуга композитора в становлении татарской фортепианной сонаты. В своем творчестве он последовательно и настойчиво развивает этот сравнительно мало разработанный в республике до него жанр. Еникеев – автор трех сонат и пяти сонатин. Все три сонаты, а также фортепианный концерт, отличают симфонический масштаб, идейную значимость. Именно фортепианные сонаты явились у Еникеева проводниками высоких гражданских тем, глубоких философских раздумий. Герой этих произведений – человек-борец, активно утверждающий себя в жизни. Стиль изложения – концертно-виртуозный с использованием самых разнообразных приемов фортепианного письма. Также нужно назвать два вариационных цикла: вариации h-moll – юношеское произведение автора; «Баллада», написанная в форме вариаций на тему татарской народной песни «Магира», где преобладает драматизм, мужественное и суровое настроение. Помимо крупных жанров Ренат Еникеев успешно разрабатывает область малых форм. С большой любовью и пониманием важности задачи приобщения начинающих музыкантов к профессиональному искусству композитор относится к детской музыке. Среди фортепианных миниатюр, как правило, объединенных в небольшие циклы, назовем такие как «Тюркские напевы», состоящий из четырех выпусков и включающий 100 пьес для фортепиано на казахские, киргизские, узбекские, гагаузские, нугайские, татарские, башкирские и другие темы, а также фортепианные переложения, аранжировки и обработки сочинений татарских классиков: Сайдашева, Музафарова и др. Его многочисленные фортепианные опусы являются неотъемлемой частью в педагогической практике, а также программ различных исполнительских конкурсов.
Одним из последних циклов Рената Еникеева является цикл фортепианных пьес «Сайдашстан». Сборник состоит из двух тетрадей и приложения. В каждой тетради по 10 пьес, а в приложении дается переложение пьесы «Школьный вальс» для двух фортепиано в 4 руки. Первая тетрадь предназначена для начинающих исполнителей фортепианной музыки. Во второй же тетради представлены пьесы для средних и старших классов детской музыкальной школы. По выражению самого автора это не что иное, как «фортепианные транскрипции вокальных сочинений Салиха Сайдашева». Исключением из всего сборника является «Прелюдия и фуга», в основе которой лежит «Восточный балет» из драмы Ф.Бурнаша «Тахир и Зухра». Транскрипция (в переводе с лат. – переписывание) – это переработка, переложение музыкального произведения. В зависимости от обработки транскрипция имеет относительно самостоятельное художественное значение. Различают два вида транскрипций: приспособление произведения для другого инструмента и изменения в целях большего удобства или большей виртуозности изложения для того же инструмента. Они появились в XVI – XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. С XVIII века транскрипции приобрели более самостоятельное значение (транскрипции для клавира оркестровых сочинений А.Вивальди, Б.Марчелло, принадлежащие И.С.Баху). В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров. Среди них: транскрипции песен Ф.Шуберта, фрагментов из опер Дж. Верди, Моцарта, Вагнера, принадлежащие Ф.Листу. В русской музыке выделяются транскрипции для фортепиано Балакирева, Рахманинова, в советской – Фейнберга, Гинзбурга, Каменского и др. Используя все средства музыкальной выразительности, Ренат Еникеев дал вокальным сочинениям Салиха Сайдашева вторую жизнь. В своих транскрипциях автор практически ничего не меняет, интонационно- ритмическая сфера первоисточника остается прежней. Но, творчески удачно соединив ее с основными гармоническими фактурными и другими средствами музыкальной выразительности, Ренатк Еникееву удалось создать форму инструментальной пьесы современного звучания. Для того, чтобы приблизить вокальный жанр к природе жанра фортепианной музыки, композитор вносит существенные изменения в фактуру, гармонию и форму произведений. Поэтому некоторым пьесам даны новые названия, отличные от первоисточника. В основном, это пьесы из второй тетради. В своих транскрипциях Ренат Еникеев использует следующие принципы: полифоническое изложение, художественную изобразительность, фактурные находки, творческие надобности досочинить. Рассмотри эти принципы на примерах некоторых транскрипций из цикла. Надо сказать, что Ренат Еникеев всегда проявлял большой интерес к полифонии. Композитор довольно-таки часто в своих произведениях обращался к полифонии, как основному средству выразительности.
Примером тому служат первая пьеса цикла «Тургай» («Жаворонок»), в основе которой лежит песня Раисы из драмы Х.Фатхуллина «Очи». Вся пьеса изложена в виде канона. Ярким примером также полифонического изложения служит «Прелюдия и фуга» из второй тетради. Прежде всего, это произведение выделяется из всего цикла тем, что написано не на вокальную тему, а на инструментальную. Это произведение написано по классическим канонам полифонического письма, но приобретает более современное звучание, благодаря чему произведение легко воспринимается. В основе прелюдии лежит первая тема «Восточного балета». Простой способ фактурного изложения не меняет восточный колорит первоисточника. Вторая тема «Восточного балета» разрабатывается в фуге. Фуга имеет экспозицию, разработку и репризу. Очень ярко Еникеев показывает изобразительность, рисуя картины природы, где использует весь арсенал выразительных и технических средств. Ярким примером служит транскрипция песни Сайдашева «Адриатическое море». Слушая это произведение, мы невольно представляем в начале спокойные, а затем все более взволнованные, постоянно набегающие друг на друга волны Адриатического сурового моря. Стремясь выявить изобразительные возможности этого удивительного и универсального по своей природе инструмента, Еникеев использует различные способы фактурного изложения (это и арпеджированные аккорды, аккордовое изложение мелодии, эффектные пассажи), регистры и динамику. Еще одним примером художественной изобразительности служит зарисовка «Дремучего леса», в основе которой лежит песня беглецов из драмы К.Тинчурина «Голубая шаль». Здесь, в отличие от песни С.Сайдашева, где аккорды в сопровождении просты и лаконичны, Еникеев вводит новации в области гармонии. Острота гармонии, ритмов более четко рисует перед нами весь ужас и страх дремучего леса, а также дает более современное звучание. Одна из наиболее интересных транскрипций является первая песня Фариды из пьесы К.Тинчурина «На Кандре», которой Еникеев дает название «Мелодия». Тематический материал песни показался композитору предложением-ответом. По этой причине он досочинил недостающее, на его взгляд предложение-вопрос. Еникеев настолько проникся природой сайдашевского мелоса, что невозможно отличить творение двух композиторов. Мелодия-вопрос плавно перетекает в мелодию-ответ. Здесь также уомпозитор использует выразительные технические средства: выписанное глиссандо, обострение гармоний, обогащение тематического материала, насыщение октавным и секстовым изложением мелодии. Во всех произведения цикла сохраняется куплетная форма, которая помогает композитору логически подойти к кульминации и позволяет раскрыть художественный образ произведения. Используя различные виды изложения тематического материала, фактурного и гармонического усовершенствования, Еникеев раскрывает различные колористические,
технические, акустические возможности фортепиано, как универсального инструмента, на котором можно показать как колорит одного инструмента, так и тутти оркестра. Надо сказать, что цикл фортепианных транскрипций «Сайдашстан» служит хорошим репертуаром для педагогической и концертной практики, а также является хорошим методическим пособием для знакомства с творчеством Салиха Сайдашева. И благодаря творческому подходу Рената Еникеева к сайдашевской мелодике, выраженной в новой интерпретации, яркий мелодизм Сайдашева продолжает жить! Литература: 1. Юсфин А. О творчестве Рената Еникеева // Звезда Поволжья. – 2010. – № 7. – С. 4. 2. Роллан Р. Собрание сочинений. – М., 1956. – Т. V. – С. 320. 3. Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. — С. 703. 4. Касаткина Г. Ренат Еникеев /Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1987.


В раздел образования