"Развитие музыкальной национальной культуры в процессе ознакомления с творчеством Рената Еникеева"
Автор: Фаттахова Марина Владимировна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа г.Зеленодольска РТ" Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Развитие музыкальной национальной культуры в процессе ознакомления с творчеством Рената Еникеева" Раздел: дополнительное образование
Фаттахова М.В.
Ренат Еникеев пришел в татарскую музыку в 50-е гг. и внес в нее много
нового и ценного. Композитор отлично чувствует природу любого жанра,
будь то фортепианная соната или эстрадная песня, струнный квартет или
марш для духового оркестра, вокально-симфоническая поэма или пьесы для
детей. В этом сказывается не только талант, но и большая музыкальная
культура, эрудиция композитора, отлично знающего музыку разных эпох и
стран.
Творчество
этого
ярко
одаренного,
своеобразного
композитора
охватывает
различные
музыкальные
жанры
и
в
каждом
он
либо
первооткрыватель,
либо
разведыватель
новых
путей.
В
частности,
с
творчеством Рената Еникеева связано создание и интенсивное становление
татарской фортепианной сонаты.
Яркая творческая индивидуальность позволяет Еникееву охватывать,
развивать
и
обновлять,
а
порой
смело
и
неожиданно
синтезировать
различные традиции мирового музыкального искусства. При этом творчество
Еникеева
на
редкость
почвенно,
национально
самобытно.
Композитор
прекрасно знает татарский фольклор, понимает его глубинную сущность,
закономерности народного музыкального мышления и активно, творчески
претворяет их. Нам известны его сборники обработок татарских народных
песен такие как «Каръят батыр» - 8 песен для баритона и фортепиано (1970),
«Каръят батыр» - 4 татарские народные песни для баритона с оркестром
(1973), «Тукбикэ» - 8 песен для контральто и фортепиано (1979).
Творчество
Рената
Еникеева
многообразно
и
многопланово.
Среди
его
произведений выделяются такие как: концерт для фортепиано с оркестром
(1961),
четыре
басни
по
Крылову
для
симфонического
оркестра
(1977),
вокально-симфоническая
поэма
«Памяти
Муссы
Джалиля»
(1981),
Марш
Советской Армии для духового оркестра (1978), трио для скрипки, альта и
виолончели (1958), два струнных квартета (1960, 1972), пьесы для ансамбля
скрипачей
и
фортепиано,
для
скрипки
и
фортепиано,
для
виолончели
и
фортепиано, вокальные сборники «Горная красавица», «Счастье», «В лдучах
улыбки», «Невысказанное завещание», цикл детских песен для сопрано и
фортепиано «Я стал солдатом» на стихи Дж. Дарзаманова, цикл детских
песен
«Снегурочка»,
музыка
к
спектаклям
по
пьесе
Н.
Исанбета
«Гульджаман» (1964), по пьесе Н. Фаттаха «Кол Гали» (1974).
Ренат Ахметович Еникеев родился 13 июня 1973 года в городе Казани в
семье учителя. Родители любили музыку, играли на гармони, пели, мама
участвовала в любительских спектаклях. Атмосфера семьи способствовала
раннему проявлению музыкальной одаренности мальчика.
С 1948 по 1052 год Ренат Ахметович обучался в музыкальной школе
№6
по
классу
фортепиано
Нины
Николаевны
Карукес.
Уже
в
школе
композитор
делает
первые
попытки
сочинительства.
В
произведениях
школьных лет (пьесы для фортепиано «Дедушка», «Грустная песня» и др.)
проявились наряду с детской фантазией, образностью мышления чувство
формы и разнообразие фактуры.
В 1952 – 1956 гг. Еникеев обучался в Казанском музыкальном училище
на
теоретическом
отделении.
В
эти
годы
создан
уже
ряд
относительно
крупных
сочинений
–
Сюита
и
Соната
для
фортепиано,
две
пьесы
для
квартета, песни для хора «О партии», «Наш дом родной», цикл детских пьес
«В
мире
кукол».
Первые
опусы
свидетельствуют
о
его
интересе
к
фортепиано, как к универсальному инструменту в плане самовыражения.
В 1956 – 1961 гг. Еникеев продолжает свое музыкальное образование в
Казанской
государственной
консерватории
по
классу
композиции.
В
студенческие
годы
крепнет
талант
молодого
композитора,
возникают
и
осуществляются более глубокие и сложные творческие замыслы. За годы
обучения в консерватории им созданы Трио для скрипки, альта и виолончели,
Концерт для фортепиано с оркестром, Вариации для фортепиано, струнный
квартет-партита, ряд разнохарактерных инструментальных пьес и песен.
Продолжая занятия на фортепиано, Р. Еникеев добился значительных
успехов.
Он
отлично
владеет
инструментом
и
постоянно
выступает
на
концертах как солист, а также в ансамбле с инструменталистами и певцами.
Его любовь к инструменту непосредственно отражается в его творчестве.
Область
фортепианной
музыки
в
творчестве
Р.
Еникеева
широка
и
многообразна.
Велика заслуга композитора в становлении татарской фортепианной
сонаты. В своем творчестве он последовательно и настойчиво развивает этот
сравнительно мало разработанный в республике до него жанр. Еникеев –
автор трех сонат и пяти сонатин. Все три сонаты, а также фортепианный
концерт, отличают симфонический масштаб, идейную значимость. Именно
фортепианные
сонаты
явились
у
Еникеева
проводниками
высоких
гражданских тем, глубоких философских раздумий. Герой этих произведений
– человек-борец, активно утверждающий себя в жизни. Стиль изложения –
концертно-виртуозный
с
использованием
самых
разнообразных
приемов
фортепианного
письма.
Также
нужно
назвать
два
вариационных
цикла:
вариации h-moll – юношеское произведение автора; «Баллада», написанная в
форме
вариаций
на
тему
татарской
народной
песни
«Магира»,
где
преобладает драматизм, мужественное и суровое настроение.
Помимо
крупных
жанров
Ренат
Еникеев
успешно
разрабатывает
область малых форм. С большой любовью и пониманием важности задачи
приобщения
начинающих
музыкантов
к
профессиональному
искусству
композитор относится к детской музыке. Среди фортепианных миниатюр, как
правило, объединенных в небольшие циклы, назовем такие как «Тюркские
напевы»,
состоящий
из
четырех
выпусков
и
включающий
100
пьес
для
фортепиано
на
казахские,
киргизские,
узбекские,
гагаузские,
нугайские,
татарские, башкирские и другие темы, а также фортепианные переложения,
аранжировки
и
обработки
сочинений
татарских
классиков:
Сайдашева,
Музафарова
и
др.
Его
многочисленные
фортепианные
опусы
являются
неотъемлемой
частью
в
педагогической
практике,
а
также
программ
различных исполнительских конкурсов.
Одним
из
последних
циклов
Рената
Еникеева
является
цикл
фортепианных пьес «Сайдашстан».
Сборник состоит из двух тетрадей и приложения. В каждой тетради по
10 пьес, а в приложении дается переложение пьесы «Школьный вальс» для
двух фортепиано в 4 руки. Первая тетрадь предназначена для начинающих
исполнителей фортепианной музыки. Во второй же тетради представлены
пьесы для средних и старших классов детской музыкальной школы.
По выражению самого автора это не что иное, как «фортепианные
транскрипции вокальных сочинений Салиха Сайдашева». Исключением из
всего
сборника
является
«Прелюдия
и
фуга»,
в
основе
которой
лежит
«Восточный балет» из драмы Ф.Бурнаша «Тахир и Зухра».
Транскрипция (в переводе с лат. – переписывание) – это переработка,
переложение
музыкального
произведения.
В
зависимости
от
обработки
транскрипция
имеет
относительно
самостоятельное
художественное
значение. Различают два вида транскрипций: приспособление произведения
для
другого
инструмента
и
изменения
в
целях
большего
удобства
или
большей виртуозности изложения для того же инструмента. Они появились в
XVI – XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других
инструментах. С XVIII века транскрипции приобрели более самостоятельное
значение (транскрипции для клавира оркестровых сочинений А.Вивальди,
Б.Марчелло,
принадлежащие
И.С.Баху).
В XIX
веке
транскрипции
стали
одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров. Среди них:
транскрипции песен Ф.Шуберта, фрагментов из опер Дж. Верди, Моцарта,
Вагнера,
принадлежащие
Ф.Листу.
В
русской
музыке
выделяются
транскрипции
для
фортепиано
Балакирева,
Рахманинова,
в
советской
–
Фейнберга, Гинзбурга, Каменского и др.
Используя все средства музыкальной выразительности, Ренат Еникеев
дал
вокальным
сочинениям
Салиха
Сайдашева
вторую
жизнь.
В
своих
транскрипциях
автор
практически
ничего
не
меняет,
интонационно-
ритмическая сфера первоисточника остается прежней. Но, творчески удачно
соединив
ее
с
основными
гармоническими
фактурными
и
другими
средствами музыкальной выразительности, Ренатк Еникееву удалось создать
форму инструментальной пьесы современного звучания.
Для
того,
чтобы
приблизить
вокальный
жанр
к
природе
жанра
фортепианной
музыки,
композитор
вносит
существенные
изменения
в
фактуру, гармонию и форму произведений. Поэтому некоторым пьесам даны
новые названия, отличные от первоисточника. В основном, это пьесы из
второй тетради.
В
своих
транскрипциях
Ренат
Еникеев
использует
следующие
принципы: полифоническое изложение, художественную изобразительность,
фактурные
находки,
творческие
надобности
досочинить.
Рассмотри
эти
принципы на примерах некоторых транскрипций из цикла.
Надо сказать, что Ренат Еникеев всегда проявлял большой интерес к
полифонии.
Композитор
довольно-таки
часто
в
своих
произведениях
обращался
к
полифонии,
как
основному
средству
выразительности.
Примером
тому
служат
первая
пьеса
цикла
«Тургай»
(«Жаворонок»),
в
основе которой лежит песня Раисы из драмы Х.Фатхуллина «Очи». Вся пьеса
изложена в виде канона.
Ярким
примером
также
полифонического
изложения
служит
«Прелюдия и фуга» из второй тетради. Прежде всего, это произведение
выделяется из всего цикла тем, что написано не на вокальную тему, а на
инструментальную. Это произведение написано по классическим канонам
полифонического
письма,
но
приобретает
более
современное
звучание,
благодаря чему произведение легко воспринимается. В основе прелюдии
лежит
первая
тема
«Восточного
балета».
Простой
способ
фактурного
изложения
не
меняет
восточный
колорит
первоисточника.
Вторая
тема
«Восточного
балета»
разрабатывается
в
фуге.
Фуга
имеет
экспозицию,
разработку и репризу.
Очень
ярко
Еникеев
показывает
изобразительность,
рисуя
картины
природы, где использует весь арсенал выразительных и технических средств.
Ярким примером служит транскрипция песни Сайдашева «Адриатическое
море».
Слушая
это
произведение,
мы
невольно
представляем
в
начале
спокойные, а затем все более взволнованные, постоянно набегающие друг на
друга
волны
Адриатического
сурового
моря.
Стремясь
выявить
изобразительные
возможности
этого
удивительного
и
универсального
по
своей
природе
инструмента,
Еникеев
использует
различные
способы
фактурного
изложения
(это
и
арпеджированные
аккорды,
аккордовое
изложение мелодии, эффектные пассажи), регистры и динамику.
Еще
одним
примером
художественной
изобразительности
служит
зарисовка «Дремучего леса», в основе которой лежит песня беглецов из
драмы К.Тинчурина «Голубая шаль». Здесь, в отличие от песни С.Сайдашева,
где аккорды в сопровождении просты и лаконичны, Еникеев вводит новации
в области гармонии. Острота гармонии, ритмов более четко рисует перед
нами весь ужас и страх дремучего леса, а также дает более современное
звучание.
Одна из наиболее интересных транскрипций является первая песня
Фариды из пьесы К.Тинчурина «На Кандре», которой Еникеев дает название
«Мелодия».
Тематический
материал
песни
показался
композитору
предложением-ответом. По этой причине он досочинил недостающее, на его
взгляд
предложение-вопрос.
Еникеев
настолько
проникся
природой
сайдашевского
мелоса,
что
невозможно
отличить
творение
двух
композиторов. Мелодия-вопрос плавно перетекает в мелодию-ответ. Здесь
также
уомпозитор
использует
выразительные
технические
средства:
выписанное
глиссандо,
обострение
гармоний,
обогащение
тематического
материала, насыщение октавным и секстовым изложением мелодии.
Во всех произведения цикла сохраняется куплетная форма, которая
помогает
композитору
логически
подойти
к
кульминации
и
позволяет
раскрыть художественный образ произведения. Используя различные виды
изложения
тематического
материала,
фактурного
и
гармонического
усовершенствования,
Еникеев
раскрывает
различные
колористические,
технические,
акустические
возможности
фортепиано,
как
универсального
инструмента, на котором можно показать как колорит одного инструмента,
так и тутти оркестра.
Надо сказать, что цикл фортепианных транскрипций «Сайдашстан»
служит хорошим репертуаром для педагогической и концертной практики, а
также
является
хорошим
методическим
пособием
для
знакомства
с
творчеством Салиха Сайдашева. И благодаря творческому подходу Рената
Еникеева к сайдашевской мелодике, выраженной в новой интерпретации,
яркий мелодизм Сайдашева продолжает жить!
Литература:
1.
Юсфин А. О творчестве Рената Еникеева // Звезда Поволжья. – 2010. –
№ 7. – С. 4.
2.
Роллан Р. Собрание сочинений. – М., 1956. – Т. V. – С. 320.
3.
Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской
энциклопедии АН РТ, 1998. — С. 703.
4.
Касаткина Г. Ренат Еникеев /Композиторы и музыковеды Советского
Татарстана. Казань, 1987.