Напоминание

Здоровьесберегающие технологии, формы обучения в повседневной жизни детей, получения прочных знаний, развитие творческих способностей учащихся


Автор: Шмигленко Нина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Котельниковская школа"
Населённый пункт: с. Котельниково
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии, формы обучения в повседневной жизни детей, получения прочных знаний, развитие творческих способностей учащихся
Раздел: начальное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии, формы обучения в

повседневной жизни детей, получения прочных знаний, развитие

творческих способностей учащихся



Шмигленко Нина Степановна

учитель начальных классов

МБОУ «Котельниковская школа»
Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования: воспитание компетентного выпускника, включая сохранение здоровья и социально- личностную адаптацию. Целью современных технологий является формирование активной, творческой личности будущего, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Как решить поставленные задачи? Для процесса обучения существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведения урока. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе школьного образования, изменяют характер и способ образования. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего и н д и ви ду ал ьн о - дифференцированного подхода. Хочу рассказать, как я применяю на практике современные здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе начального образования. Методическая тема, над которой я работаю: «З
доровьесберегающие

технологии,

формы

обучения

в

повседневной

жизни

детей,

получения

прочных

знаний,

развитие

творческих

способностей

учащихся».



Целью
моей работы является создание здоровьесберегающего пространства: осознанного отношения учащегося к здоровью, накопление знаний о здоровом образе жизни, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.
Задачи
: 1.Создать комфортные условия для психического и социального развития учащихся. 2. Стремиться быть здоровым, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия. З. Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения. 4. Организовать деятельность класса и родителей учащихся в направлении здоровьесбережения.
Ожидаемые результаты:

1.Снижение заболеваемости учащихся. 2. Повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности. 3. Повышение приоритета здорового образа жизни. Для решения этих задач в своей работе применяю следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности :
личностно-ориентированные, игровые оздоровительные технологии,
технология проблемного обучения, деятельностно- ориентированные технологии. Направления здоровьесберегающей работы:  физкультурные занятия и оздоровительные мероприятия;  подвижные игры;  утренняя гимнастика в школе (традиционная, дыхательная);  двигательно-оздоровительные физкультминутки;  профилактическая работа. Применение
проблемных

и

игровых
технологий позволяет удовлетворить потребность обучающихся в движении, стабилизировать эмоции, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Приведу пример использования этой технологии на уроке окружающего мира по теме «Что у нас над головой». Проводится дидактическая игра « Солнце восходит - всё оживает, солнце заходит- всё замирает». Каждый учащийся представляет себя каким - либо растением. Я поднимаю карточку с изображением Солнца - дети имитируют растения: тянутся вверх, как деревья, раскрываются, словно цветы, и т. п. Когда опускаю карточку с изображением Солнца, дети показывают, как все засыпают. Спрашиваю: « Почему на нашей планете существует жизнь? Представьте на мгновение, что Солнце исчезло. Что исчезло бы на Земле?» Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. При обобщении знаний можно провести игру « Лучики». - Каждый получил лучик Солнца. Прикрепляя его к доске, скажите одним словом о том, какое солнышко ( ласковое, нежное, сияющее, лучистое, радостное, улыбающееся) или что оно делает(светит, пылает, припекает, всходит, заходит). Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Происходит личностное развитие обучающихся.
Личностно-ориентированная технология обучения
создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Существует
много

видов

заданий
для развития индивидуальности в рамках урока, но чаще всего я использую: 1.Задания («Узнай себя») по плану, схеме, алгоритму проверить работу.
2. Задания («Выбирай себя »), предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл. 3.Задания («Проверь себя»), предполагающие реализацию себя в определенных ролях. 4. Задания («Твори совместно»), предполагающие взаимопомощь. 5. Задания («Меняй себя ради себя »), оценить свою работу, на основе заданных критериев. На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей, где каждый ребёнок реализует себя. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. Как это сделать?

Комфортное начало и конец урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: -использование положительных установок на успех («Я смогу»); -умение настроить себя («Улыбнись другу»); -рисование на полях тетради различных значков, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая узнать степень готовности класса). Для повышения умственной работоспособности, я провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета, часто с элементами дыхательной гимнастики, музыкальным сопровождением. Веселую ритмичную музыку применяю в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: -упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; -упражнения по формированию осанки; -укреплению зрения; -укреплению мышц рук; -отдых позвоночника; -массаж груди, лица, рук. В 1-ых классах физкультминутки проводила я сама, а во 2-4 классах их проводят уже дети. Часто применяю сказкотерапию, музыкотерапию, где дети учатся быть добрыми, справедливыми, душевно здоровыми. На уроках литературного чтения, математики, окружающего мира привожу примеры на основе прочитанных произведений, предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием, которые формируют ответственное отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей детей, использую дифференцированные задания, в том числе и контрольные работы. При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. На шкале познания мои ученики находят собственные границы познания. Я знаю Я хочу узнать Я могу научить другого Я не знаю


Классные часы,
которые я проводила с целью формирования здорового образа жизни: «Активный и пассивный отдых школьника», «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – это ничто», «Вредные привычки», «Азбука питания», «Береги глаз как алмаз»,
«
Игра по тропе здоровья» ( совместно с родителями),«Конкурс рисунков «Правила ГАИ – правила твои», «Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний», экскурсия «Правила перехода улиц и дорог», И гра «Школа светофорных наук», «Как вести себя во время пожара в школе», «Как уберечься от ушибов и переломов»,игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». С разработками данного опыта делилась с учителями начальных классов на МО нашей школы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе», на ШМОКР на тему « Роль семьи и классного руководителя в применении здоровьесберегающих технологий в сохранении здоровья ребёнка». Проводила родительское собрание в классе на тему: «Забота о здоровье в семье
».
Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой». На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. На уроках дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Анализ уровня обученности учащихся за последние четыре года показывает устойчивую положительную динамику качества знаний и умений учащихся школы I ступени при 100% успеваемости. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Сравнительный анализ уровня успеваемости и качества знаний учащихся

Отношение к своему здоровью


В раздел образования