Напоминание

Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста


Автор: Максимова Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования по вокалу ансамбля эстрадной песни"радужка"
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец пионеров и школьников им.А.П. Гайдара"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста
Ведущей педагогической идеей опыта является обучение младших школьников вокальным способностям, развитие у учащихся интереса к вокальному искусству, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности младшего школьника средствами вокала, р а з в и т и е коммуникабельности, артистичности, умения вести себя на публике. Дети м л а д ш е г о ш кол ь н о го в о з р а с т а отличаются б о л ь ш о й жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной деятельности. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Доброжелательное отношение и участие педагога вносят оживление в л ю б у ю д е я т е л ь н о с т ь р е б я т. Ре б е н о к п о зн ает действительность главным образом непосредственно путем подражания. Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Так же нужно учесть и физиологические вокальные особенности детского голоса. Не зная их, сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать д л я в ы п ол н е н и я м а те р и а л в д и а п а з о н е , соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звучания, вести детей к вокальному мастерству. Занятия вокалом не обходятся и без сотрудничества с социальными партнерами, которые помогают обеспечить эффективность деятельности. Хореограф помогает в разводке вокального номера, предлагает различные танцевальные движения, с помощью которых номер приобретает яркость и динамичность. Музыкальный руководитель обеспечивает написание фонограмм. Не малую роль играют костюмы и художественное оформление. При подборе песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученных на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главные и зависимые слова, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах
и жанрах; на уроках истории – самые важные события и даты российского государства. Опыт работы накапливался в течение трех лет с 2006 года через реализацию образовательной программы с использованием средств вокальной культуры. Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания младших школьников на основе вокальной культуры. Описание средств достижения цели. Человеческий голос это инструмент, богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Педагоги, обучающие вокалистов, должны обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения и личностную оценку исполняемой музыки. В образовательной работе я использую следующие методы: Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений. Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. В связи с этим педагог на 1-м году обучения уделяет больше времени т е о р и и п л а в н о переходя к практике. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов, используемый педагогом. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, грамотное исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


В раздел образования