Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста
Автор: Максимова Ирина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования по вокалу ансамбля эстрадной песни"радужка" Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец пионеров и школьников им.А.П. Гайдара" Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак Наименование материала: статья Тема: Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста Раздел: дополнительное образование
Роль вокала для детей школьного и дошкольного возраста
Ведущей
педагогической
идеей
опыта является
обучение
младших
школьников
вокальным
способностям,
развитие
у
учащихся
интереса
к
вокальному искусству, формирование интересов и вкусов детей, воспитание
личности
младшего
школьника
средствами
вокала,
р а з в и т и е
коммуникабельности, артистичности, умения вести себя на публике.
Дети
м л а д ш е г о
ш кол ь н о го
в о з р а с т а
отличаются
б о л ь ш о й
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью,
постоянным
стремлением
к
активной
деятельности.
В
эту
пору
высок
естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются
очень охотно. Доброжелательное отношение и участие педагога вносят
оживление
в
л ю б у ю
д е я т е л ь н о с т ь
р е б я т.
Ре б е н о к
п о зн ает
действительность главным образом непосредственно путем подражания.
Младший
школьный
возраст,
представляет
большие
возможности
для
формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Так
же нужно учесть и физиологические вокальные особенности детского
голоса. Не зная их, сложно выявить верные регистры детских голосов;
трудно
подобрать
д л я
в ы п ол н е н и я
м а те р и а л
в
д и а п а з о н е ,
соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звучания,
вести детей к вокальному мастерству.
Занятия
вокалом
не
обходятся
и
без
сотрудничества
с
социальными
партнерами, которые помогают обеспечить эффективность деятельности.
Хореограф помогает в разводке вокального номера, предлагает различные
танцевальные движения, с помощью которых номер приобретает яркость
и
динамичность.
Музыкальный
руководитель
обеспечивает
написание
фонограмм.
Не
малую
роль
играют
костюмы
и
художественное
оформление.
При
подборе
песенного
репертуара
педагог
обращается
к
знаниям
и
умениям детей, полученных на уроках предметов гуманитарного цикла: на
уроках
русского
языка
–
умение
правильно
произносить
слова,
выразительно читать текст, определять главные и зависимые слова, знание
видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию
при
произношении;
на
уроках
литературы
–
начальное
понятие
языка
художественной
литературы:
эпические,
лирические,
драматические
произведения,
умение
анализировать
образную
систему,
средства
и
приемы
художественной
выразительности;
на
уроках
изобразительного
искусства – представление о специфике решения образа в различных видах
и жанрах; на уроках истории – самые важные события и даты российского
государства.
Опыт работы накапливался в течение трех лет с 2006 года через реализацию
образовательной программы с использованием средств вокальной культуры.
Степень
новизны
опыта заключается
в
инновационном
подходе
к
решению проблемы воспитания младших школьников на основе вокальной
культуры.
Описание средств достижения цели.
Человеческий
голос
это
инструмент,
богатство,
которым
надо
разумно
пользоваться,
охранять
и
беречь
его.
Педагоги,
обучающие
вокалистов,
должны обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование
певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не
нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. Ребенок,
изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей
мирового
музыкального
искусства,
формирует
определенный
объем
певческих умений, навыков, развивает речь, память, слух, эмоциональный
отклик
на
различные
явления
жизни,
аналитические
умения
и
навыки
коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру
через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального
произведения и личностную оценку исполняемой музыки.
В образовательной работе я использую следующие методы:
Фонетический
метод –
специальный
метод
вокального
обучения,
выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу
голосового
аппарата.
При
пении
необходимо
каждому
воспитаннику
добиваться легкости, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих
согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Концентрический
метод,
основоположником
которого
является
русский
композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения
начинать
вокальную
работу
целесообразнее
с
более
простых
способов
звукообразования:
с
натуральных
регистров,
при
этом
не
допускать
напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными
и возрастными возможностями ребенка.
В
связи
с
этим
педагог
на
1-м
году
обучения
уделяет
больше времени
т е о р и и
п л а в н о переходя
к
практике.
Практические
упражнения
выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный
метод включает
в
себя
традиционные
методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ
звучания дает возможность использовать природную способность детей к
подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Метод
импровизации
и
сценического
движения:
это
один
из
основных
методов, используемый педагогом. Требования времени – умение держаться
и
двигаться
на
сцене,
грамотное
исполнение
вокального
произведения,
раскрепощённость
перед
зрителями
и
слушателями.
Все
это
дает
нам
предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации,
движения
под
музыку
и
ритмическое
соответствие
исполняемому
репертуару.
Использование
данного
метода
позволяет
поднять
исполнительское
мастерство
на
новый
профессиональный
уровень,
ведь
приходится следить не только за голосом, но и телом.