Напоминание

Роль педагога дополнительного образования в воспитании детей школьного и дошкольного возраста.


Автор: Назарова Венера Тимербаевна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф хореографического ансамбля "веселинка"
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец пионеров и школьников им.А.П. Гайдара"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога дополнительного образования в воспитании детей школьного и дошкольного возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль педагога дополнительного образования в

воспитании детей школьного и дошкольного возраста.
Воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира. Педагог – это человек занимающийся обучением и воспитанием детей. К педагогической профессии относится и профессия педагога дополнительного образования. Личность педагога в процессе обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут понижать или повышать воспитательное влияние обучения:  первое свойство - объективного характера и заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и в знании свойств детской натуры;  второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Личностные, нравственно – волевые качества педагога, к которым относятся: беспристрастность, стойкость, выдержку, самокритичность, проявление подлинной любви к детям. Несомненно, только любовь к учащимся и преданность профессии о б е с п еч и в а ю т п р о ф е с с и о н а л и з м п е д а го г а . В с ф е р е дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Практика показывает, что сегодня нет педагога, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения, не мечтал достичь того высокого уровня в целостном педагогическом процессе, который называется мастерством. Под педагогическим мастерством чаще всего понимается высокий уровень профессиональной деятельности. Индикаторами основ педагогического мастерства являются:  педагогическая направленность ( стремление к совершенствованию человека, желание понять других, интерес к организации совместной работы, потребность в самоутверждении);  профессиональные знания ( психологии, педагогике, конкретного предмета);
 педагогические способности ( общительность, эмоциональность, стабильность и прогнозирование);  педагогическая техника ( техника речи, техника самореализации, организаторская техника, техника педагогического воздействия, техника контактного взаимодействия). Педагогическое мастерство является высокой формой профессионализма, включающие такие взаимосвязанные виды д е я т е л ь н о с т и , к а к диагностические, ориентационно – прогно стиче ские, конструктивно – о р и е н т и р о в оч н ы е , организаторские, информационно – о бъ я с н и т е л ь н ы е , коммуникативно – стимулирующие, аналитико – оценочные и исследовательско – творческие. Наличие этих и других видов деятельности мастера выделяют исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластинина, И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др. Остановимся на краткой характеристики сущности каждого вида.
Диагностическая
деятельность направлена на изучение учащихся, определения уровня их развития и воспитанности, для этого он должен уметь владеть различными видами диагностики.
Организационно



прогностическая
деятельность выражается в умении определять метод воспитательной деятельности, исходя из составных компонентов целостного педагогического процесса на каждом его этапе, прогнозировать его результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достичь педагог, какие изменения в развитии личности воспитанника он хочет получить.
Конструктивно – проектировочная
направлена на решение задач конструирования и проектирования содержания деятельности педагога и учащихся в целом педагогическом процессе.
Организаторская

деятельность
педагога направлена н а вовлечение воспитанников в намеченную работу.
Информационно – объяснительная
деятельность основана на том, что педагог выступает не только как организатор целостного педагогического процесса, но и как источник информации всех преподаваемых предметов.
Коммуникативно – стимулирующий
вид деятельности педагога представляет собой умение общаться и уст анавливать доброжелательное взаимоотношение учащихся между собой,
побуждая их к активной деятельности в целостном педагогическом процессе.
Аналитико



оценочная
деятельность позволяет педагогу анализировать состояние целостного педагогического процесса, выявлять в нем положительные и отрицательные стороны, сравнивать достигаемые результаты намечавшимися целями и задачами. Этот вид деятельности помогает педагогу установить отношения на своей работе, корректировать целостный и педагогический процесс, находить пути его совершенствования, шире использовать опыт.
Исследовательско

- творческая
деятельность состоит в том, чтобы педагог смог творчески применять до стижения педагогической теории в своей практике. Возникновения нового требует от него осмысления и развития того, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает её. Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе педагога: формируется профессионализм, увеличивается качество з н а н и й , п р о и с х о д и т с а м о р е а л и з а ц и я л и ч н о с т и , а совершенствование педагогической техники ведёт к достижению результата, схожего с замыслом. Следовательно, критерием мастерства педагога могут выступать:  целесообразность ( по направлениям);  продуктивность (по результату);  оптимальность ( в выборе средств);  творчество ( по содержанию деятельности). Выделенные виды деятельности и критерии мастерства педагога используются в опыте работы педагогов – новаторов, проработавших много лет в системе дополнительного образования: В.Н. Иванченко, А.Г. Асмолова, А.К. Бруднова. Труд педагога дополнительного образования представляет органическое единство двух компонентов:  педагогического;  профильно – технологического Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:  участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;  успешное освоение ими образовательной программы;  увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
 ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающих;  собственный профессиональный рост педагога (участие в выставках, творческих мастерских, сольных концертах, конкурсах) С первых недель моей педагогической деятельности я поняла, что передо мной навсегда останется закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений, если не обрету способность чувствовать духовный мир ребенка. И ещё я поняла, что духовная общность может зародиться т о л ь к о т а м , г д е п е д а г о г с т а н о в и т с я п о с т о я н н ы м единомышленником и другом ребенка в общем деле. В моем творческом объединении появились ребята, увлеченные вязание. Это мальчишки. И так случилось, что дети в эту группу пришли «уличные», не принятые и не понятые тем окружением, в котором они находились. Почувствовав интерес к себе, душевную теплоту, мальчишки постепенно «оттаяли». Они поняли, что я принимаю их такими, каковы они есть на самом деле. У них проявился интерес в создании чего-то необычного, через что они смогут проявить себя, самоутвердиться и даже может быть достичь высоких результатов. Через ме сяц о н и приняли участие в выставке творческого объединения. А к концу учебного года у ж е в городской выставке. П олу ч и в общественное признание , восхищение и х работами, ребята готовят работы н а заочную выставку федерального уровня. Профессиональный рост ребят продолжается. Но самое главное, ребята выросли не только профессионально, но у них изменился взгляд на жизнь. Они стали интересоваться жизнью класса, школы и города. Почувствовав, что они являются примером для многих ребят в городе, они стали лучше учиться. Увлечение, под надежным руководством, помогло им самоутвердиться и самореализоваться. А это является очень важным в жизни каждого человека. Я почувствовала, что общность с детьми необходима мне для радости творческого труда. Ведь живое, непосредственное, повседневное общение с детьми – источник мыс л е й , педагогических открытий, радостей, печалей и разочарований, без которых немыслимо творчество.


В раздел образования