Роль педагога дополнительного образования в воспитании детей школьного и дошкольного возраста.
Автор: Назарова Венера Тимербаевна Должность: педагог дополнительного образования, хореограф хореографического ансамбля "веселинка" Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец пионеров и школьников им.А.П. Гайдара" Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак Наименование материала: статья Тема: Роль педагога дополнительного образования в воспитании детей школьного и дошкольного возраста. Раздел: дополнительное образование
воспитании детей школьного и дошкольного возраста.
Воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю
нашей страны, и значит, и историю мира. Педагог – это человек
занимающийся обучением и воспитанием детей. К педагогической
профессии
относится
и
профессия
педагога
дополнительного
образования.
Личность педагога в процессе обучения занимает первое место,
те
или
другие
свойства
его
будут
понижать
или
повышать
воспитательное влияние обучения:
первое свойство - объективного характера и заключается в
степени
знания
педагогом
преподаваемого
предмета,
в
знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими
принципами и в знании свойств детской натуры;
второе свойство - субъективного характера и заключается в
преподавательском
искусстве,
в
личном
педагогическом
таланте и творчестве.
Личностные, нравственно – волевые качества педагога, к
которым
относятся:
беспристрастность,
стойкость,
выдержку,
самокритичность, проявление
подлинной
любви
к
детям.
Несомненно, только любовь к учащимся и преданность профессии
о б е с п еч и в а ю т
п р о ф е с с и о н а л и з м
п е д а го г а .
В
с ф е р е
дополнительного
образования
детей
особая
роль
принадлежит
личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с
детьми.
Практика показывает, что сегодня нет педагога, который бы не
испытывал
потребности
в
ясном
представлении
модели
своего
поведения, не мечтал достичь того высокого уровня в целостном
педагогическом процессе, который называется мастерством. Под
педагогическим
мастерством
чаще
всего
понимается
высокий
уровень
профессиональной
деятельности.
Индикаторами
основ
педагогического мастерства являются:
педагогическая направленность ( стремление к
совершенствованию человека, желание понять других, интерес
к организации совместной работы, потребность в
самоутверждении);
профессиональные знания ( психологии, педагогике,
конкретного предмета);
педагогические способности ( общительность,
эмоциональность, стабильность и прогнозирование);
педагогическая техника ( техника речи, техника
самореализации, организаторская техника, техника
педагогического воздействия, техника контактного
взаимодействия).
Педагогическое
мастерство
является
высокой
формой
профессионализма,
включающие
такие
взаимосвязанные
виды
д е я т е л ь н о с т и ,
к а к диагностические,
ориентационно
–
прогно стиче ские,
конструктивно
–
о р и е н т и р о в оч н ы е ,
организаторские,
информационно
–
о бъ я с н и т е л ь н ы е ,
коммуникативно
–
стимулирующие,
аналитико
–
оценочные
и
исследовательско
–
творческие. Наличие
этих
и
других
видов
деятельности мастера выделяют исследователи Ю.П. Азаров, Н.В.
Кузьмина, В.А. Сластинина, И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др.
Остановимся
на
краткой
характеристики
сущности
каждого
вида.
Диагностическая деятельность направлена на изучение учащихся,
определения уровня их развития и воспитанности, для этого он
должен уметь владеть различными видами диагностики.
Организационно
–
прогностическая деятельность
выражается
в
умении определять метод воспитательной деятельности, исходя из
составных компонентов целостного педагогического процесса на
каждом
его
этапе,
прогнозировать
его
результаты,
т.е.
то,
чего
конкретно
хочет
достичь
педагог,
какие
изменения
в
развитии
личности воспитанника он хочет получить.
Конструктивно – проектировочная направлена на решение задач
конструирования
и
проектирования
содержания
деятельности
педагога и учащихся в целом педагогическом процессе.
Организаторская
деятельность педагога
направлена
н а
вовлечение воспитанников в намеченную работу.
Информационно – объяснительная деятельность основана на том,
что
педагог
выступает
не
только
как
организатор
целостного
педагогического процесса, но и как источник информации всех
преподаваемых предметов.
Коммуникативно – стимулирующий вид деятельности педагога
представляет
собой
умение
общаться
и
уст анавливать
доброжелательное
взаимоотношение
учащихся
между
собой,
побуждая их к активной деятельности в целостном педагогическом
процессе.
Аналитико
–
оценочная деятельность
позволяет
педагогу
анализировать
состояние
целостного
педагогического
процесса,
выявлять
в
нем
положительные
и
отрицательные
стороны,
сравнивать
достигаемые
результаты
намечавшимися
целями
и
задачами.
Этот
вид
деятельности
помогает
педагогу
установить
отношения
на
своей
работе,
корректировать
целостный
и
педагогический
процесс,
находить
пути
его
совершенствования,
шире использовать опыт.
Исследовательско
- творческая деятельность
состоит
в
том,
чтобы
педагог
смог
творчески
применять
до стижения
педагогической теории в своей практике. Возникновения нового
требует от него осмысления и развития того, что выходит за рамки
известной теории и в той или иной мере обогащает её.
Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе
педагога: формируется профессионализм, увеличивается качество
з н а н и й ,
п р о и с х о д и т
с а м о р е а л и з а ц и я
л и ч н о с т и , а
совершенствование педагогической техники ведёт к достижению
результата,
схожего
с
замыслом.
Следовательно,
критерием
мастерства педагога могут выступать:
целесообразность ( по направлениям);
продуктивность (по результату);
оптимальность ( в выборе средств);
творчество ( по содержанию деятельности).
Выделенные виды деятельности и критерии мастерства педагога
используются
в
опыте
работы
педагогов
–
новаторов,
проработавших много лет в системе дополнительного образования:
В.Н.
Иванченко, А.Г.
Асмолова, А.К.
Бруднова.
Труд
педагога
дополнительного образования представляет органическое единство
двух компонентов:
педагогического;
профильно – технологического
Показателями
результативности
профессиональной
деятельности
педагога дополнительного образования могут быть:
участие и достижения обучающихся в различных конкурсах,
фестивалях, выставках, соревнованиях;
успешное освоение ими образовательной программы;
увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная
подготовка обучающих;
собственный
профессиональный
рост
педагога
(участие
в
выставках,
творческих
мастерских,
сольных
концертах,
конкурсах)
С первых недель моей педагогической деятельности я поняла,
что
передо
мной
навсегда
останется
закрытым
путь
к
сердцу
ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и
стремлений, если не обрету способность чувствовать духовный мир
ребенка. И ещё я поняла, что духовная общность может зародиться
т о л ь к о
т а м ,
г д е
п е д а г о г
с т а н о в и т с я
п о с т о я н н ы м
единомышленником
и
другом
ребенка
в
общем
деле.
В
моем
творческом
объединении
появились ребята, увлеченные вязание.
Это мальчишки. И так случилось, что дети в эту группу пришли
«уличные», не принятые и не понятые тем окружением, в котором
они находились. Почувствовав интерес к себе, душевную теплоту,
мальчишки постепенно «оттаяли». Они поняли, что я принимаю их
такими, каковы они есть на самом деле. У них проявился интерес в
создании
чего-то необычного, через что они смогут проявить
себя, самоутвердиться
и даже
может
быть достичь высоких
результатов.
Через ме сяц о н и приняли участие
в выставке
творческого объединения. А к концу учебного года у ж е в
городской выставке. П олу ч и в общественное признание
,
восхищение и х работами, ребята готовят работы н а заочную
выставку федерального уровня. Профессиональный рост ребят
продолжается. Но
самое
главное, ребята
выросли
не
только
профессионально, но у них изменился взгляд на жизнь. Они стали
интересоваться жизнью класса, школы и города. Почувствовав, что
они являются примером для многих ребят в городе, они стали
лучше учиться. Увлечение, под надежным руководством, помогло
им
самоутвердиться и самореализоваться. А это является очень
важным в жизни каждого человека.
Я почувствовала, что общность с детьми необходима мне для
радости
творческого
труда.
Ведь
живое,
непосредственное,
повседневное
общение
с
детьми
–
источник
мыс л е й ,
педагогических открытий, радостей, печалей и разочарований, без
которых немыслимо творчество.