Напоминание

Тема: Развитие воли.


Автор: Гутник Владимир Владимирович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: КГОУ Детский дом №33
Населённый пункт: с. Тополево. Хабаровский край.
Наименование материала: Доклад.
Тема: Тема: Развитие воли.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад Тема: Развитие воли. Эпиграф… Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности. Человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

С. Смайлс. Что же такое - воля? Профессор В. И. Селиванов определяет волю как:
« сознательное регулирование человеком своего поведения и

деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и

внешние трудности при совершении целенаправленных действий

и поступков ».
Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия. Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев:
1. Постановки цели.

2. Её исполнения.
Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие, и чаще всего разворачиваются в больших временных отрезках. Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия. Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:
1)
объективные трудности,
обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением … 2)
субъективные трудности,
обусловленные особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать, нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету, лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой - либо задачи и т. д.
«Успех приходит только тогда, когда каждая тренировка доводит

человека до грани его возможностей .»
Воля — одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое можно развивать в течении жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля — это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам.

Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность тем
самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества (например, страх и лень), может путем тренировки усилить свою волю и расширить спектр своих возможностей. Чтобы успешно развивать свою волю, вы должны добиваться безусловного выполнения поставленных целей, ибо каждая достигнутая цель усиливает вашу веру в себя.

Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной. Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения. Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она (цель) будет достигнута при наличии: 1. Волевого усилия, необходимого для выполнения решения; 2. Определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения; 3. Развитого волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности ), времени и средств, необходимых для выполнения решения. Поставленная цель должна быть конкретной: 1. указан точный срок начала выполнения решения. 2. точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы. 3. указаны сроки общей продолжительности работы над чем-либо.
4. точно указан предполагаемый результат; 5. указаны средства реализации принятого решения. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее привлекательной и включить в качестве составной части в значимые и реально действующие мотивы. От осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила. Для успешного претворения в жизнь наших планов, необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленные цели. Чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет в развитии своих органов и свойств личности, чем моложе организм, тем большей способностью к изменению и развитию он обладает. Необходимо помнить - начать работу над собой и добиться успехов никогда не поздно. Наши таланты, способности в той или иной деятельности, (наука, спорт) могут проявляться, а также развиваться в юношеском и в зрелом возрасте. Это должно служить стимулом для самосовершенствования тем, кто в детстве не проявлял выдающихся способностей. Чтобы идти по жизни в том направлении, в котором вам нужно, а не плыть туда, куда вас понесет, вам придется напрягать свою волю часто и помногу. Потому что никто не станет заставлять делать то, что нужно вам.


В раздел образования