Автор: Лоренген Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ РХ "Детский дом"Ласточка" г.Саяногорск Населённый пункт: город Саяногорск Наименование материала: разработка занятия Тема: " Я среди других" Раздел: дополнительное образование
«ЛАСТОЧКА»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
« Я СРЕДИ ДРУГИХ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ЛОРЕНГЕН С.А
САЯНОГОРСК 2015 год
ЦЕЛЬ: формирование толерантной культуры у воспитанников через позитивное отношение к себе и к
другим, развитие личностных качеств необходимых в дружбе.
ЗАДАЧИ: - способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования
личности воспитанников;
-формировать умения вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения;
-формировать нравственные качества, обучающие умению дружить,беречь дружбу,общаться в
коллективе;
-воспитывать доброжелательность,уважение друг к другу,содействовать формированию
дружного коллектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: ручки, карта-подсказка листы бумаги, карточки с эмоциональным состоянием.
-
-Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие. Ответьте мне, пожалуйста,
когда люди встречаются друг с другом, прежде всего что они делают?
( ответы детей)
-Верно, приветствуют друг друга. Я предлагаю сейчас вам встать и
поздороваться друг с другом. Но здороваться надо определенным образом:
- один хлопок - здороваемся за руку
-два хлопка - плечами
-три хлопка - спинами
( проводится игра «Давайте поздороваемся)
-Молодцы! Я тоже говорю, всем здравствуйте, и прошу занимать свои места.
Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о нас самих, о живущих рядом
людях, о дружбе, о том, что такое настоящая дружба, познакомимся с
основными законами дружбы.
Тема занятия «Я и другие»
(объявление темы занятия)
Вначале я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Сергея Михалкова
«Беседа о дружбе»
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймет!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведет.
В час веселья, в час безделья, в час труда
Делят радость, делят горе верные друзья.
И девчонки и мальчишки дружат меж собой,
« Жить без дружбы невозможно»- скажет вам любой.
-Как вы думаете, что такое дружба?
(ответы детей).
-Правильно вы всё говорите. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они
интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои
интересы.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общих интересах. Такое объяснение дано слову «дружба» в
слове Ожегова.
Дружба греет сердце. Она нужна взрослым детям в любой жизненной
ситуации. А без кого дружба состояться не может?
(ответ детей).
- Конечно, дружба не бывает без друзей.
«Говорят человек без друга, что дерево без листочков.
Скажите, а друзья должны обладать какими-нибудь особенными
человеческими качествами?
( Варианты ответов детей.)
-Вы всё правильно говорите, но раз вы хотите, чтобы ваши друзья обладали
такими качествами, значит и у самих вас эти качества должны быть, так?
(ответ детей).
- Чтобы узнать есть ли в вас качества дружбы я предлагаю вам подумать и
написать главные качества характеризующие вас (в группе) дома, в школе, с
друзьями. Выполняя это задание нужно назвать не более 5 прилагательных по
каждому пункту.
(ведущий раздаёт карточки и ручки).
(После, обсуждение: дети по очереди зачитывают
качества.)
-Все молодцы. Спасибо за честные ответы.
Но в каждом из нас, кроме хороших, положительных качеств есть ещё и не
очень хорошие.
Сейчас на листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или
совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей.
Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет
читать. Те, кто затрудняется с выбором отрывок качеств я подготовила карту
- подсказку.
( Ведущий раздаёт листочки. Дети пишут
отрицательные качества).
- А теперь давайте выбросим в урну эти листочки и будем верить, что сможем
искоренить в себе то, в чём признались только себе.
( Дети пишут, сворачивают и выбрасывают в урну).
- Следующую работу вам предстоит в парах. Делимся на пары, кто как сидит.
(Ведущий одному из пары даёт листочек с написанным
эмоциональным состоянием человека.)
- Тот у кого карточка, не показывая задания никому при помощи мимики,
жестов, позы тела должен изобразить эмоциональные состояние, написанное
на карточке. Задание второму участнику в паре: угадать это состояние, не
разговаривая, не задавая вопросов. Если у вас не получается ,то могут помочь
другие дети.
( Проводиться игра « В паре».)
( Обсуждение результатов работы).
-По каким признакам удалось угадать это состояние: выражение глаз
положение губ, рук, тела и.т.д.
-Насколько трудны были ваши усилия, чтобы понять другого человека?
-А что вам мешало?
( После обсуждения воспитатель делает
вывод).
-Вы сами сейчас продемонстрировали, что для дружбы важно понимать друг
друга, а чтобы понять другого человека нужно хотеть этого, приложить
усилие, поставить себя на его место.
-Скажите, а если всё – таки так случилось, что вы поссорились с другом, как
вы можете помириться?
( Варианты ответов детей).
- Даже если и вы являетесь виновником ссоры, то нужно уметь первым
признать свою вину. И даже если не вы являетесь виновником ссоры, то
нужно иметь мужество сделать первый шаг к примирению.
-А что вам может помочь помириться?
(ответы детей).
-Сейчас я предлагаю вам вспомнить вежливые слова. Я читаю, а вы
продолжаете.
(Проводится игра-загадка «Такие волшебные
вежливые слова».)
Растает даже ледяная глыба от слова доброго ______ (спасибо).
Зеленеет старый пень, когда услышит ______ (добрый день).
Мальчик вежливый, понятливый, говорит встречаясь ______ (здравствуйте).
Когда нас бранят за жалости, говорим ______ (простите, пожалуйста).
Везде и всюду говорят на прощания ________ ( до свидания).
Если просишь что – нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и
сказать _____ (пожалуйста).
Порвал воробей паутинные, нити чирикнул смущено ну ______ (извините).
-Молодцы! Не забывайте никогда эти слова. Они всегда помогают вам.
-В завершение нашего занятия мне очень хочется прочитать вам
стихотворение.
Ты дружбу не купишь за деньги,
Её не найдёшь просто так,
Ведь дружба как золото ценно,
А так же не всем по зубам.
Она – это то, что не каждый
За жизнь себе может сыскать.
Но если нашёл, береги же
Ни дай никому отобрать!
И скоро поймёшь ты как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет однажды,
И дать тебе верный совет!
-И уж совсем в заключение я хочу вам всем пожелать не только найти себе
настоящих, добрых, верных друзей, но и самим стать хорошим, надёжным,
честным другом!
Дружба- это Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.
( словарь Ожегова)
Карточка-подсказка
Понимание,
эгоизм,доброта,неуверенность,мелочно
сть,пунктуальность,равнодушие,благоро
дство,зависть,болтливость,смелость,чес
тность,раздражительность,вспыльчивос
ть,искренность,злоба,доверчивость.
Гнев
Радость
Испуг
Удивление
Горе
Злость
Спокойствие
Самодовольство
Недовольство
Решимость
Дома ( в группе)
В школе
С друзьями
Дома ( в группе)
В школе
С друзьями
Нет друга - ищи, а нашел, береги.
Друг познается в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Лучший друг верный, чем камень драгоценный.
Одежда хороша новая, а друг – старый.
Без друга в жизни туго.
Дружба заботой, да подмогой крепка.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.