Автор: Каурова Елена Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-интернат № 33 Населённый пункт: Ростовская область, г. Новочеркасск Наименование материала: Конспект урока 1 класс Тема: Какие бывают животные Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру
по теме
:
«Какие бывают животные»
1
класс
Тема урока
:
«Какие бывают животные»
Тип урока
:
открытие нового знания
(
ОНЗ
)
Цели
:
Создать условия для обобщения знаний обучающихся о животных
,
и на этой основе учить
разделять животных на группы
:
птицы
,
рыбы
,
звери
,
насекомые
.
Задачи
1.
Познакомить с основными отличиями животных этих групп
.
3.
Расширить кругозор учащихся о природе
.
4.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
.
5.
Развивать внимание
,
память
,
речь
.
6.
Развивать мелкую моторику рук
.
УУД
:
Личностные
:
формировать положительную учебную мотивацию
;
понимать смысл учебной
деятельности и ответственности за конечный результат
;
адекватно оценивать свою
деятельность
.
Предметные
:
формировать представление о группах животных
(
насекомые
,
рыбы
,
птицы
,
звери
),
их существенных признаках
.
Метапредметные
:
-
познавательные
:
развивать умение строить речевое высказывание
;
формулировать
проблемы и решать их
;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий
;
-
коммуникативные
:
формировать умение формулировать собственное мнение и позицию
;
сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач
;
работать в группе
;
-
регулятивные
:
обучать умению формулировать цели урока
;
принимать и сохранять
учебную задачу
;
планировать свои действия
.
Ход урока
.
1.
Мотивация
(
самоопределение
)
к учебной деятельности
.
Прозвенел
,
друзья
,
звонок
Начинается урок
.
Мы сегодня снова будем наблюдать
,
Выводы делать и рассуждать
,
А чтобы урок пошёл каждому впрок
,
Активно в работу включайся
,
дружок
!
-
А что значит быть активным
? (
С желанием выполнять все задания
)
2.
Актуализация знаний
.
-
А начнём работу с повторения необходимых знаний
.
-
Что такое природа
? (
Природа – это то
,
что нас окружает
,
но не сделано руками человека
).
-
Какая бывает природа
? (
Живая и неживая
).
1
-
Назовите признаки живой природы
. (
Всё
,
что рождается
,
растёт
,
питается
,
дышит
,
приносит
потомство и умирает
).
-
Что относится к живой природе
? (
Мир растений и животных
).
-
О каких животных мы говорили на прошлом уроке
? (
О животных живого уголка
)
-
Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе
.
3.
Выявление причины и места затруднения
.
-
Сегодня на уроке вы будете работать группами
. (
Группа №
1
и группа №
2)
-
На столах у каждой группы лежат карточки с изображением животных
:
1
группа – бабочка
,
жук
,
стрекоза
,
воробей
,
божья коровка
2
группа – окунь
,
щука
,
кузнечик
,
ёрш
,
карась
1
группа – синица
,
лиса
,
орёл
,
утка
,
гусь
2
группа – ёж
,
волк
,
ворона
,
белка
,
медведь
.
-
Рассмотрите изображения
,
найдите лишнее и подумайте
,
как одним словом назвать
животных вашей группы
.
-
Приступаем к обсуждению
.
-
Время вышло
,
представитель от каждой группы перечисляет животных
,
называет лишнее
и даёт название оставшимся
(
Насекомые
,
рыбы
,
птицы
,
звери
)
Слайд №
1
с изображением четырёх групп животных
-
Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп
,
а с другими познакомимся в
дальнейшем
.
-
Ребята
,
подумайте над вопросом
:
«Что объединяет животных в каждой группе
?
»
-
Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы
? (
Нет
)
4.
Построение проекта выхода из затруднения
-
Значит
,
чему мы будем учиться на уроке
?
Поставьте цель урока
.
(
Находить отличительные признаки животных разных групп
)
-
Какая будет тема урока
? (
Какие бывают животные
).
Учитель открывает тему урока
.
-
А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных
,
мы попробуем себя в
роли исследователей
.
Но перед работой каждый исследователь составляет себе план
.
Предлагаю работать по плану
,
чтобы выйти из затруднения
.
(
На доске вывешивается план
)
1.
Название группы
.
2.
Количество конечностей
.
3.
Чем покрыто тело
?
5.
Реализация построенного проекта
.
-
Приступаем к исследованию первой группы животных
.
Для этого ученики
1
группы должны
отгадать загадку
:
-
Летит – воет
,
сядет
-
землю роет
.(
Жук
)
-
Правильно
!
Молодцы
!
А теперь давайте все вместе пожужжим как жуки
,
и проведем
небольшую артикуляционную разминку
.
-
Молодцы
!
К какой группе животных относятся жуки
? (
Это насекомые
).
Карточка с названием группы помещается рядом с
1
пунктом плана
.
Слайд №
2
с изображением насекомых
-
Возникли эти животные более
200
млн
.
лет назад
.
Трудно отыскать такое место на Земле
,
где нельзя было бы встретить насекомых
.
Они населяют и безжизненные пустыни
,
и
2
глубокие пещеры
,
и за Полярным кругом
,
где
,
казалось бы
,
нет ничего
,
можно встретить
представителей этой группы животных
.
-
А теперь вам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану
.
-
Откройте коробочки
,
которые стоят у вас на столе
,
и рассмотрите представителей этой
группы
.
-
Какое количество ног у насекомых
? (6
ног
)
-
Что заметили у них на брюшке
? (
Поперечные полоски
,
словно насечки
)
-
Поэтому и название этой группы насекомые
.
На доске появляется запись
:
1.
Название группы
.
Насекомые
2.
Количество конечностей
. 6
ног
3.
Чем покрыто тело
?
насечки
-
А пока участники
1
группы выполняют свое задание
,
участники
2
группы отгадают загадку
,
и мы перейдем к следующему пункту нашего плана
:
-
У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке
.
В воде они живут
:
нет клюва
,
а клюют
(
Рыбы
)
-
Итак
,
следующим пунктом нашего плана будет группа рыб
.
Карточка с названием группы помещается на доску
Для того
,
чтобы определить
,
чем отличается группа рыб от других животных
,
я предлагаю
ребятам
2-
ой группы внимательно рассмотреть муляж рыбы и обсудить в группе
:
«Где
живут эти животные
?
Чем отличаются от других
?
»
После обсуждения приходим к выводу
,
что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело
покрыто чешуёй
.
На доске появляется запись
:
1.
Название группы
.
Насекомые Рыбы
2.
Количество конечностей
. 6
ног нет
3.
Чем покрыто тело
?
насечки чешуя
-
Рыбья чешуя растёт всю жизнь
,
нарастая колечками
.
Летом рыба растёт быстро и колечко
на чешуе широкое
,
а зимой почти не растёт и колечко получается узкое
.
По колечкам
широким и узким можно сосчитать
,
сколько рыбе зим и лет
.
-
А сейчас
,
я предлагаю всем ребятам пройти к компьютерному столу и рассмотреть рыб
.
(
На компьютерном столе видео с изображением рыб появляется на экране
)
-
А прежде
,
чем мы перейдем к обсуждению следущей группы животных
,
мы немного
отдохнем и проведем физминутку
ФИЗМИНУТКА
-
Отдохнули
,
а теперь участники
1
группы отгадают загадку
,
чтобы определить
,
о животных
какой группы мы будем говорить дальше
.
-
По ночам она летает
,
-
Спит на дереве лишь днем
. (
Сова
)
Группа – птицы
.
-
А что умеют животные этой группы
? (
Летать
)
Карточка с названием группы птиц помещается на доску
Слайд №
3
с изображением птиц появляется на экране
-
Можно сказать
,
что это их отличительная особенность
?
3
-
А все ли представители этой группы могут летать
?
(
Нет
,
страус
,
казуар
,
пингвин летать не могут
.
А летать умеют и насекомые
,
и некоторые
звери
,
и даже рыбы
).
-
Значит
,
это не может быть отличительной особенностью птиц
.
-
Обсудите
,
что есть только у этих животных
,
и нет у других
.
-
Проанализируйте
,
сколько конечностей
(
ног
)
у птиц
.
На доске появляется запись
:
1.
Название группы
.
Насекомые Рыбы Птицы
2.
Количество конечностей
. 6
нет
2
3.
Чем покрыто тело
?
насечки чешуя перья
-
Ни у кого больше перьев нет
,
только у птиц
.
Не будь у них перьев
,
они не смогли бы
летать
.
Перья спасают от холода и жары
,
от ушибов и царапин
.
Перья хвоста помогают
птицам держать равновесие
,
делать повороты и остановки
.
-
И снова я предлагаю пройти всем ребятам к компьютерному столу и посмотреть на рыб
.
-
И последняя группа нашего исследования
,
и опять
-
загадка
:
-
Сидит на ветке
,
-
А не птица
,
-
Есть рыжий хвост
,
-
Да не лисица
. (
Белка
.)
Группа – звери
.
Учитель выставляет карточку с надписью на доску
.
Слайд №
5
с изображением зверей
.
-
Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком
,
поэтому иначе эту группу
называют млекопитающие
.
-
Рассмотрите
,
сколько конечностей у зверей
? (4 )
-
Чем покрыто их тело
,
что помогает им выжить в суровую зиму
? (
Шерсть
)
На доске
появляется запись
:
1.
Название группы
.
Насекомые Рыбы Птицы Звери
2.
Количество конечностей
. 6
нет
2 4
3.
Чем покрыто тело
?
насечки чешуя перья шерсть
-
К зверям относятся разные внешне существа
:
крылатые летучие мыши и похожие на рыб
дельфины
,
изящные жирафы и тучные слоны
.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
.
-
Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные
особенности
,
которые мы вместе с вами смогли выявить
.
-
А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы
.
-
Обратитесь и к полученным записям на доске
.
Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности животных
каждой группы
.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
.
-
Предлагаю обобщить полученные знания и поработать с интерактивной доской
-
Кто справился без ошибок
,
поставьте знак «
+
»
-
Кто ошибся
?
В чём ошибка
?
Поставьте знак «
?
»
-
Допущенные ошибки исправьте
.
Дома ещё раз повторите вывод в учебнике
.
4
8.
Включение в систему знаний на повторение
.
-
Ребята
,
послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте
,
к чему
призывает нас автор
:
Нам жить в одной семье
,
Нам петь в одном кругу
,
Идти в одном строю
,
Лететь в одном полёте
.
Давайте сохраним ромашки на лугу
И белочку в тайге
,
и цаплю на болоте
.
-
Мы должны бережно относиться ко всем животным
,
охранять и защищать их
.
Нам
доставляет радость общение с ними
,
даже если это маленький хомячок или аквариумная
рыбка
.
-
Подумайте
,
какую пользу приносят животные
?
9.
Рефлексия учебной деятельности
.
-
Какая была тема урока
?
-
Чему научились
? (
Различать группы животных и их отличительные признаки
).
--
Оцените свою работу на уроке
.
Если вам на уроке всё было понятно
,
то поднимите круг
,
а
если вы затруднялись в выполнении некоторых заданий
-
то поднимите квадрат
.
По теме
:
методические разработки
,
презентации и конспекты
5
6