Напоминание

Какие бывают животные


Автор: Каурова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-интернат № 33
Населённый пункт: Ростовская область, г. Новочеркасск
Наименование материала: Конспект урока 1 класс
Тема: Какие бывают животные
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по окружающему миру по теме : «Какие бывают животные» 1 класс Тема урока : «Какие бывают животные» Тип урока : открытие нового знания ( ОНЗ ) Цели : Создать условия для обобщения знаний обучающихся о животных , и на этой основе учить разделять животных на группы : птицы , рыбы , звери , насекомые . Задачи 1. Познакомить с основными отличиями животных этих групп . 3. Расширить кругозор учащихся о природе . 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе . 5. Развивать внимание , память , речь . 6. Развивать мелкую моторику рук . УУД : Личностные : формировать положительную учебную мотивацию ; понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат ; адекватно оценивать свою деятельность . Предметные : формировать представление о группах животных ( насекомые , рыбы , птицы , звери ), их существенных признаках . Метапредметные : - познавательные : развивать умение строить речевое высказывание ; формулировать проблемы и решать их ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; - коммуникативные : формировать умение формулировать собственное мнение и позицию ; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач ; работать в группе ; - регулятивные : обучать умению формулировать цели урока ; принимать и сохранять учебную задачу ; планировать свои действия . Ход урока . 1. Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности . Прозвенел , друзья , звонок Начинается урок . Мы сегодня снова будем наблюдать , Выводы делать и рассуждать , А чтобы урок пошёл каждому впрок , Активно в работу включайся , дружок ! - А что значит быть активным ? ( С желанием выполнять все задания ) 2. Актуализация знаний . - А начнём работу с повторения необходимых знаний . - Что такое природа ? ( Природа – это то , что нас окружает , но не сделано руками человека ). - Какая бывает природа ? ( Живая и неживая ). 1
- Назовите признаки живой природы . ( Всё , что рождается , растёт , питается , дышит , приносит потомство и умирает ). - Что относится к живой природе ? ( Мир растений и животных ). - О каких животных мы говорили на прошлом уроке ? ( О животных живого уголка ) - Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе . 3. Выявление причины и места затруднения . - Сегодня на уроке вы будете работать группами . ( Группа № 1 и группа № 2) - На столах у каждой группы лежат карточки с изображением животных : 1 группа – бабочка , жук , стрекоза , воробей , божья коровка 2 группа – окунь , щука , кузнечик , ёрш , карась 1 группа – синица , лиса , орёл , утка , гусь 2 группа – ёж , волк , ворона , белка , медведь . - Рассмотрите изображения , найдите лишнее и подумайте , как одним словом назвать животных вашей группы . - Приступаем к обсуждению . - Время вышло , представитель от каждой группы перечисляет животных , называет лишнее и даёт название оставшимся ( Насекомые , рыбы , птицы , звери ) Слайд № 1 с изображением четырёх групп животных - Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп , а с другими познакомимся в дальнейшем . - Ребята , подумайте над вопросом : «Что объединяет животных в каждой группе ? » - Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы ? ( Нет ) 4. Построение проекта выхода из затруднения - Значит , чему мы будем учиться на уроке ? Поставьте цель урока . ( Находить отличительные признаки животных разных групп ) - Какая будет тема урока ? ( Какие бывают животные ). Учитель открывает тему урока . - А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных , мы попробуем себя в роли исследователей . Но перед работой каждый исследователь составляет себе план . Предлагаю работать по плану , чтобы выйти из затруднения . ( На доске вывешивается план ) 1. Название группы . 2. Количество конечностей . 3. Чем покрыто тело ? 5. Реализация построенного проекта . - Приступаем к исследованию первой группы животных . Для этого ученики 1 группы должны отгадать загадку : - Летит – воет , сядет - землю роет .( Жук ) - Правильно ! Молодцы ! А теперь давайте все вместе пожужжим как жуки , и проведем небольшую артикуляционную разминку . - Молодцы ! К какой группе животных относятся жуки ? ( Это насекомые ). Карточка с названием группы помещается рядом с 1 пунктом плана . Слайд № 2 с изображением насекомых - Возникли эти животные более 200 млн . лет назад . Трудно отыскать такое место на Земле , где нельзя было бы встретить насекомых . Они населяют и безжизненные пустыни , и 2
глубокие пещеры , и за Полярным кругом , где , казалось бы , нет ничего , можно встретить представителей этой группы животных . - А теперь вам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану . - Откройте коробочки , которые стоят у вас на столе , и рассмотрите представителей этой группы . - Какое количество ног у насекомых ? (6 ног ) - Что заметили у них на брюшке ? ( Поперечные полоски , словно насечки ) - Поэтому и название этой группы насекомые . На доске появляется запись : 1. Название группы . Насекомые 2. Количество конечностей . 6 ног 3. Чем покрыто тело ? насечки - А пока участники 1 группы выполняют свое задание , участники 2 группы отгадают загадку , и мы перейдем к следующему пункту нашего плана : - У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке . В воде они живут : нет клюва , а клюют ( Рыбы ) - Итак , следующим пунктом нашего плана будет группа рыб . Карточка с названием группы помещается на доску Для того , чтобы определить , чем отличается группа рыб от других животных , я предлагаю ребятам 2- ой группы внимательно рассмотреть муляж рыбы и обсудить в группе : «Где живут эти животные ? Чем отличаются от других ? » После обсуждения приходим к выводу , что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй . На доске появляется запись : 1. Название группы . Насекомые Рыбы 2. Количество конечностей . 6 ног нет 3. Чем покрыто тело ? насечки чешуя - Рыбья чешуя растёт всю жизнь , нарастая колечками . Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое , а зимой почти не растёт и колечко получается узкое . По колечкам широким и узким можно сосчитать , сколько рыбе зим и лет . - А сейчас , я предлагаю всем ребятам пройти к компьютерному столу и рассмотреть рыб . ( На компьютерном столе видео с изображением рыб появляется на экране ) - А прежде , чем мы перейдем к обсуждению следущей группы животных , мы немного отдохнем и проведем физминутку ФИЗМИНУТКА - Отдохнули , а теперь участники 1 группы отгадают загадку , чтобы определить , о животных какой группы мы будем говорить дальше . - По ночам она летает , - Спит на дереве лишь днем . ( Сова ) Группа – птицы . - А что умеют животные этой группы ? ( Летать ) Карточка с названием группы птиц помещается на доску Слайд № 3 с изображением птиц появляется на экране - Можно сказать , что это их отличительная особенность ? 3
- А все ли представители этой группы могут летать ? ( Нет , страус , казуар , пингвин летать не могут . А летать умеют и насекомые , и некоторые звери , и даже рыбы ). - Значит , это не может быть отличительной особенностью птиц . - Обсудите , что есть только у этих животных , и нет у других . - Проанализируйте , сколько конечностей ( ног ) у птиц . На доске появляется запись : 1. Название группы . Насекомые Рыбы Птицы 2. Количество конечностей . 6 нет 2 3. Чем покрыто тело ? насечки чешуя перья - Ни у кого больше перьев нет , только у птиц . Не будь у них перьев , они не смогли бы летать . Перья спасают от холода и жары , от ушибов и царапин . Перья хвоста помогают птицам держать равновесие , делать повороты и остановки . - И снова я предлагаю пройти всем ребятам к компьютерному столу и посмотреть на рыб . - И последняя группа нашего исследования , и опять - загадка : - Сидит на ветке , - А не птица , - Есть рыжий хвост , - Да не лисица . ( Белка .) Группа – звери . Учитель выставляет карточку с надписью на доску . Слайд № 5 с изображением зверей . - Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком , поэтому иначе эту группу называют млекопитающие . - Рассмотрите , сколько конечностей у зверей ? (4 ) - Чем покрыто их тело , что помогает им выжить в суровую зиму ? ( Шерсть ) На доске появляется запись : 1. Название группы . Насекомые Рыбы Птицы Звери 2. Количество конечностей . 6 нет 2 4 3. Чем покрыто тело ? насечки чешуя перья шерсть - К зверям относятся разные внешне существа : крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины , изящные жирафы и тучные слоны . 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . - Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности , которые мы вместе с вами смогли выявить . - А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы . - Обратитесь и к полученным записям на доске . Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности животных каждой группы . 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . - Предлагаю обобщить полученные знания и поработать с интерактивной доской - Кто справился без ошибок , поставьте знак « + » - Кто ошибся ? В чём ошибка ? Поставьте знак « ? » - Допущенные ошибки исправьте . Дома ещё раз повторите вывод в учебнике . 4
8. Включение в систему знаний на повторение . - Ребята , послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте , к чему призывает нас автор : Нам жить в одной семье , Нам петь в одном кругу , Идти в одном строю , Лететь в одном полёте . Давайте сохраним ромашки на лугу И белочку в тайге , и цаплю на болоте . - Мы должны бережно относиться ко всем животным , охранять и защищать их . Нам доставляет радость общение с ними , даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка . - Подумайте , какую пользу приносят животные ? 9. Рефлексия учебной деятельности . - Какая была тема урока ? - Чему научились ? ( Различать группы животных и их отличительные признаки ). -- Оцените свою работу на уроке . Если вам на уроке всё было понятно , то поднимите круг , а если вы затруднялись в выполнении некоторых заданий - то поднимите квадрат . По теме : методические разработки , презентации и конспекты 5
6


В раздел образования