МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРОФИЛЬНЫЙ) ЦЕНТР «ГРАЦИЯ»
Утверждено приказом директора
от « ____» ______2016 г. № ____
Согласовано Методическим советом
Протокол № ____ от «_____» _____2016 г.
Принято Педагогическим советом
Протокол № ____ от «____» ______ 2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцевальная ритмика»
начальный уровень
для обучающихся 7-10 лет
срок реализации 2 года
Составитель: Рыкова Софья Павловна,
педагог дополнительного образования
Ижевск, 2016
Пояснительная записка
Направленность - художественная.
Актуальность программы в том,что в “век гиподинамии” ритмика является
дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их
здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и
психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной
подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Ритмика является важной дисциплиной в эстетическом цикле
дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в
области хореографической культуры, развитие творческих способностей
обучающихся. Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной
грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование
художественно-творческих способностей.
Отличительной особенностью программы является то, что она объединяет
несколько жанров танцевального искусства. Знакомству с основными движениями
и элементами уделяется большее внимание, нежели их сложным формам и
комбинациям.
Адресат программы: дети младшего школьного возраста (7-10 лет). С
детства ребенок учиться проявлять себя как личность, и порой, придя в школу,
сталкивается с некоторыми трудностями. Нужно суметь найти контакт со
сверстниками, одноклассниками, суметь отстоять свою точку зрения, показать
свои способности, активно участвовать в жизни класса. Поэтому нужно помочь
школьникам, особенно учащимся в 1-3 классах проявить себя во всех сферах
школьной жизни, как на уроках, так и во внеучебной деятельности школы
(праздники, мероприятия, конкурсы). Занятия ритмикой помогут детям раскрыть
творческие способности и избавят от психологической закомплексованности,
будут способствовать проявлению положительных качеств личности и управления
своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, на занятиях ритмики
учащиеся укрепят свое здоровье и физическую форму, и, несомненно научатся
двигаться под разные музыкальные стили.
Объем программы : 360 часов (два года обучения)
Формы организации образовательного процесса:
-учебное занятие, которое проводится: по группам 12-15 человек, по минигруппам
2-4 человека;
-открытые занятия;
-концерты,конкурсы,фестивали.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим занятий:
занятия проводятся на первом году обучения 2 раза в неделю по
2 часа (144 часа в год), на втором году обучения 3 раза в неделю по 2 часа (216
часа в год).
Целью данной программой является приобщение детей к эстетическим
ценностям, создание условий для духовного и физического развития детей, их
творческих индивидуальностей и профессиональной ориентации.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие
задачи:
1. Образовательные:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их
склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;
- научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять
неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности
(музыкально- двигательные, художественно – творческие).
2. Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений,
ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
3. Воспитательные задачи:
- развивать компетентность и самостоятельное мышление детей;
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных
народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и
сотворчества.
Содержание программы
Учебно-тематический план на I год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с правилами техники безопасности: 1) правила поведения на
занятии; 2) правила пожарной безопасности; 3) правила дорожного движения; 4)
знакомство с действиями в случае чрезвычайной ситуации.
Знакомство с планом работы на год, с целями и задачами года обучения.
2. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
Теория:
-
понятие о строении музыки: музыкальное вступление, мотив, фраза,
предложение;
-
понятие о жанрах музыки: марш, танец, песня;
-
понятие динамики музыкального произведения (форте, пиано);
-
понятие
о
характере
музыки
(грустная,
веселая,
печальная,
торжественная);
-
понятие о темпах в музыке (медленный, быстрый, умеренный);
-
понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке;
-
знакомство с двухчастным, трехчастном построением музыкального
произведения.
Практика:
-
движения на середине зала: танцевальные шаги по кругу, упражнения
для укрепления мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, упражнения для
развития координации, упражнения для быстроты мышечной реакции,
прыжки, подскоки, галоп, перескоки, легкий бег;
-
В форме игры закрепление понятий музыкальной грамоты.
Обучающийся должен:
Знать: правила исполнения движений на середине зала, основные понятия
музыкальной грамоты.
Уметь: исполнить различные шаги по кругу, выполнять движения на
отдельные
части
тела
и
координировать
их,
воспроизводить
простейшие
ритмические рисунки с помощью хлопков в ладоши и притопов ног, исполнить
танцевальное
движение
с
учетом
строения,
темпа,
динамики,
характера
музыкального сопровождения.
3. Общеразвивающие движения. Диско-танцы
Практика: движения, направленные на развитие координации, чувства
ритма, памяти, внимания, заинтересованности. Танцы:
-
«Стирка»;
-
«Мимоза»;
-
«Слоник»
-
«Автостоп» и др.
Теория: правила исполнения движений танцев.
Обучающийся должен:
Знать: правила и порядок исполнения движений, последовательность движений
танцев.
Уметь: ритмически правильно и координированно выполнять движения,
музыкально и эмоционально исполнить танцы.
4. Партерный экзерсис
Теория: понятие партерного экзерсиса, его значение в искусстве хореографии.
Практика: упражнения на развитие физических данных:
- выворотности ног,
- гибкости, растяжки,
- упражнения для исправления осанки, укрепление различных мышц тела.
Знать:
правила
исполнения
движений
партерного
экзерсиса,
последовательность
исполнения комбинаций, названия упражнений.
Уметь:
грамотно
и
музыкально
исполнять
комбинации
партерного
экзерсиса,
координировать движения различных частей тела.
5. Игры.
Теория: закрепление понятия о танцевальном образе; правила игр.
Практика:
-
образные
упражнения
и
танцевальные
этюды
-
«Листопад»,
«Снежинки», «Ветер и ветерок», «Волны большие и маленькие», «Лес
шумит», «Енотик», «Веселые утята», «Паравозик» и другие;
-
Музыкальные
игры,
закрепляющие
навыки
музыкальной
грамоты
–
«Регулировщик движения», «Бездомная птичка», «Ищи свой цвет» и др.
Обучающийся должен:
Знать: правила игры и последовательность исполнения движений в
танцевальных этюдах.
Уметь: передать заданный образ, использовать навыки музыкальной грамоты в
музыкальных играх.
6. Танцевальные этюды
Теория: понятия о танцевальном образе, о рисунке танца и их значения для
построения танцевальных композиций, эмоциональное восприятие.
Практика: различные построения рисунков и фигур, создание музыкально-
танцевального образа, исполнение игровых и танцевальных этюдов.
Обучающийся должен:
Знать: правила исполнения движений танцев и последовательность фигур.
Уметь: правильно, музыкально и эмоционально исполнять композиции танцев.
7.Творческая деятельность
Теория: понятие импровизации, создание образа.
Практика:
исполнение
импровизации
на
музыкальные
произведения,
правильное и эмоциональное исполнение танцев, концертные выступления.
Обучающийся должен:
Знать: правила исполнения движения танцев
Уметь:
применить
полученные
знания
и
навыки
при
создании
собственных
композиций.
8 .Заключительное занятие.
Практика:
На заключительном занятии отслеживаются результаты данного года обучения.
Оно проводится в форме открытого занятия для родителей 1 раз в полугодии.
Планируемые результаты:
В процессе успешного освоения программы «Танцевальная ритмика» 1-го года
обучения обучающиеся смогут добиться следующих результатов:
Предметные:
- знание изученной терминологии;
- выполнение ритмико-гимнастических,общеразвивающих упражнений;
- развитие суставно-мышечного аппарата;
- самостоятельное и эмоциональное исполнение танцевальные композиции.
Метапредметные результаты:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных и творческих заданий,отбор
способов их исправления;
-анализ
и
объективная
оценка
результатов
собственного
труда,поиск
возможностей и способов их улучшения;
-видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях;
-управление собственными эмоциями, развитие театральных навыков;
-самостоятельная
работа
с
разными
источниками
информации,стремление
к
самообразованию и самосовершенствованию;
- развитие пространственного мышления и общей координации.
Личностные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопережевания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
-развитие дисциплинированности,чувства ответственности,трудолюбия и
упорства в достижении цели;
- проявление творческой инициативы в различных сферах художественно-
творческой деятельности коллектива, класса,школы и т.д.
\\
Учебный план на II год обучения
1.Вводное занятие
Теория: Повторение
правил техники безопасности: 1) повторение правил
поведения на занятии; 2) правил пожарной безопасности; 3) правил дорожного
движения; 4) действий в случае чрезвычайной ситуации.
Знакомство с планом работы на год, с целями и задачами второго года обучения.
Практика: опрос в форме диалога между обучающимися (вопрос-ответ).
2. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
Теория:
-
понятие о строении музыки: музыкальное вступление, мотив, фраза,
предложение;
-
понятие о жанрах музыки: марш, танец, песня;
-
понятие динамики музыкального произведения (форте, пиано);
-
понятие
о
характере
музыки
(грустная,
веселая,
печальная,
торжественная);
-
понятие о темпах в музыке (медленный, быстрый, умеренный);
-
понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке;
-
знакомство с двухчастным, трехчастном построением музыкального
произведения.
Практика:
-
движения на середине зала: танцевальные шаги по кругу, упражнения
для укрепления мышц шеи, плеч, рук, корпуса, ног, упражнения для
развития координации, упражнения для быстроты мышечной реакции,
прыжки, подскоки, галоп, перескоки, легкий бег;
-
В форме игры закрепление понятий музыкальной грамоты.
Обучающийся должен
Знать :
правила
исполнения
движений
на
середине
зала,
основные
понятия
музыкальной грамоты.
Уметь : исполнить различные шаги по кругу, выполнять движения на отдельные
части
тела
и
координировать
их,
воспроизводить
простейшие
ритмические
рисунки с помощью хлопков в ладоши и притопов ног, исполнить танцевальное
движение
с
учетом
строения,
темпа,
динамики,
характера
музыкального
сопровождения.
3.Общеразвивающие упражнения. Диско-танцы
Теория: правила исполнения движений танцев.
Практика:
- Движения, направленные на развитие координации, чувства ритма, памяти,
внимания, на развитие физических данных.
- Самостоятельная работа по составлению разминки.
- Диско - танцы «Автостоп», «Пингвины», «Чебурашка» , «Вару-вару» и др. по
выбору педагога.
Обучающийся должен:
Знать : правила и порядок исполнения движений.
Уметь : ритмически правильно и координированно выполнять движения, уметь
применять
практические
навыки
в
самостоятельной
работе
по
составлению
разминки.
4. Партерный экзерсис:
Теория: названия движений, правила их исполнения, значение в
физическом развитии.
Практика:
-
упражнения для развития физических данных;
-
упражнения на напряжение и расслабление мышц;
-
упражнения для исправления осанки;
-
упражнения на укрепление брюшных мышц пресса;
-
упражнения для развития подвижности голеностопного, тазобедренного
суставов.
На втором году обучения упражнения выполняются в более быстром темпе, в
различных комбинациях.
Обучающийся должен:
Знать :
правила
исполнения
движений
партерного
экзерсиса,
последовательность
исполнения комбинаций, названия упражнений.
Уметь :
грамотно
и
музыкально
исполнять
комбинации
партерного
экзерсиса,
координировать движения различных частей тела.
5. Игры
Теория: закрепление понятия о танцевальном образе; правила игр.
Практика:
-
образные упражнения и танцевальные этюды - , «Медведь и зайцы»,
«Займи место!» , «Подражание», , »Птички», «Рыбки», «Кот и мыши»,
«По полю», и другие
-
Музыкальные
игры,
закрепляющие
навыки
музыкальной
грамоты
–
«Ритмические
зарисовки»,
«Музыкальные
фантазии»,
«
Найди
свой
кружок», «Ходим кругом» и другие.
Знать:
правила
игры
и
последовательность
исполнения
движений
в
танцевальных этюдах.
Уметь: передать заданный образ, использовать навыки музыкальной грамоты
в музыкальных играх.
6. Танцевальные этюды
Теория: понятие о рисунке танца, танцевальном образе, их значение для
построения танцевальных композиций и эмоционального восприятия, правила
исполнения и характерные особенности движений, отношения в паре, правила
перестроения из одной фигуры в другую.
Практика:
-
различные
построения
рисунков
и
фигур:
круг,
змейка,
цепочка,
колонна, шеренга, диагональ, круг в круге, звездочка, воротца, сужение
и расширение круга;
-
перестроение из одной фигуры в другую;
-
создание музыкально-двигательного образа на основе мелодии;
-
исполнение в группах и парах танцевальных композиций.
Обучающийся должен
Знать : названия рисунков и фигур танца.
Уметь : ориентироваться в пространстве и перестраиваться из одной фигуры в
другую, создавая музыкально-двигательный образ.
7.Творческая деятельность
Теория: понятие импровизации, создание образа.
Практика: исполнение импровизации на музыкальные произведения, правильное
и эмоциональное исполнение танцев, концертные выступления.
Обучающийся должен:
Знать: правила исполнения движения танцев
Уметь: применить
полученные
знания
и
навыки
при
создании
собственных
композиций.
8. Заключительное занятие.
Практика:
На заключительном занятии отслеживаются результаты данного года обучения.
Оно проводится в форме открытого занятия для родителей 1 раз в полугодие.
Планируемые результаты:
В процессе успешного освоения программы «Танцевальная ритмика» 2-го года
обучения обучающиеся смогут добиться следующих результатов:
Предметные:
- знание изученной терминологии;
- выполнение ритмико-гимнастических,общеразвивающих упражнений;
- развитие суставно-мышечного аппарата;
- самостоятельное и эмоциональное исполнение танцевальные композиции.
Метапредметные результаты:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных и творческих заданий,отбор
способов их исправления;
-анализ
и
объективная
оценка
результатов
собственного
труда,поиск
возможностей и способов их улучшения;
-видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях;
-управление собственными эмоциями, развитие театральных навыков;
-самостоятельная
работа
с
разными
источниками
информации,стремление
к
самообразованию и самосовершенствованию;
- развитие пространственного мышления и общей координации.
Личностные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопережевания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
-развитие дисциплинированности,чувства ответственности,трудолюбия и
упорства в достижении цели;
- проявление творческой инициативы в различных сферах художественно-
творческой деятельности коллектива, класса,школы и т.д.
Условия реализации программы:
Для успешного освоения программы детьми необходимы следующие условия и
материальные обеспечения:
- Просторный, большой танцевальный зал (деревянный пол, коврики, станок,
зеркала);
-Форма для учащихся (футболка, лосины, чешки или джазовки, подобранные
волосы);
-Фонограммы;
- Магнитофон;
- Спортивный инвентарь.
Формы аттестации и контроля:
Для оценки успешности выполнения программы используются следующие
методы контроля:
-наблюдение;
-контрольное исполнение на оценку;
-контрольные испытания и тесты (приложение 2 и 3);
-открытые занятия;
-танцевальная импровизация по заданному стилю и теме;
-участие в концертах,конкурсах,фестивалях.
Оценочные материалы:
- наблюдение в процессе занятий;
-психологические тесты (приложение 6);
-тесты по теоритическим знаниям (приложение 5)
-таблицы контрольных испытаний (приложения 2 и 3).
Методическое обеспечение программы:
При составлении данной программы использовались программы:
Е.И. Мошкова «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы,
Москва, «Просвещение»-1997 г. Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации;
И.Я.Сергина «Программа по классическому танцу для 1-5 годов обучения в
детских школах искусств», Москва, 1997 г. Рекомендовано Министерством
культуры Российской Федерации;
«Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ»
(эстетическое направление), «Просвещение», Москва, 1986 г., утвержденная
Управлением внешкольных учреждений Министерства Образования.
Общеразвивающее, профилактическое и воспитательное воздействие занятий по
танцевальной ритмике возможно лишь при соблюдении ряда дидактических
принципов. Таких как:
- Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности,
приеемственности и регулярности при формировании у детей знаний,
двигательных умений, навыков. Он заключается в непрерывности, планомерности
использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего
курса занятий танцевальной аэробики.
- Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий
физическими упражнениями в соответствии с правилами: « от известного к
неизвестному», « от простого к сложному».
- Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий
по танцевальной аэробике, при которых осуществляется индивидуальный подход
к детям разного возраста, двигательной подготовки и физического развития, где
создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и
укрепления здоровья занимающихся.
- Принцип доступности предполагает, что изучаемый материал должен быть
легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы
стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
- Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления у детей
и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
- Принцип наглядности является одним из главных принципов при работе с
детьми. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым
условием совершенствования двигательной деятельности. Принцип наглядности
обязывает строить занятия с использованием всех видов наглядности: зрительной,
звуковой и двигательной.
- Принцип сознательности и активности предполагает формирования у детей
устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков
самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие
сознательности, инициативы и творчества.
Методы организации образовательного процесса:
1. По источнику передач и восприятию информации:
- словесные (беседы, дискуссии)
- наглядные (иллюстрации, видеопоказ, демонстрация педагогом)
- практические (упражнения, практические занятия)
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием
различных источников знаний: книг, журналов, Интернет, видео;
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов
- методы формирования чувства долга.
4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
- проектная деятельность (творческий проект);
- исследовательская деятельность (анализ, комментарий, собственные
выводы);
- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и
обобщение).
Условия, которые необходимы для позитивных мотивов у обучающихся:
• положительный климат в группе;
• осознание ближайших и конечных целей;
• осознание теоретической и практической значимости;
• наличие любознательности и трудолюбия.
Список литературы
Для педагога:
1.
В.Костровицкая, А.Писарев. Школа классического танца. Ленинград, 1975 г.
2.
Г.А.Березова. Классический танец в детских хореографических коллективах.
Киев, 1979 г.
3.
Методические указания к изучению французских терминов классического и
народного танца. Ленинград, 1979 г.
4.
А.Я.Ваганова. Основы классического танца. Ленинград, 1980 г.
5.
Л.А.Ладыгин. Музыкальное оформление уроков танца. Москва, 1980 г.
6.
Н.Базарова, В.Мэй. Азбука классического танца. Ленинград, 1983 г.
7.
Методическая разработка по изучению курса. «Методика преподавания
классического танца в самодеятельном хореографическом коллективе».
Ленинград, 1993 г.
8.
З.Я.Роот. Танцы в начальной школе. Москва, 2006 г.
9.
Г.П.Гусев. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения на середине. Москва, 2004 г.
10.Г.П.Гусев. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка.
Москва, 2005 г.
11.Г.П.Гусев. Методика преподавания народного танца. Этюды. Москва, 2006 г.
12.С.С.Полятков. Основы современного танца. Ростов-на Дону, 2005 г.
13.Т.В.Пуртова. Учите детей танцевать. Москва, 2003 г.
Для обучающихся:
1. Т.К.Васильева. Секрет танца. Санкт-Петербург, 1997 г.
2. О.В.Володина, Т.Б.Анисимова. Самоучитель клубных танцев. Ростов-на-Дону,
2005 г.
3. В.Г.Иванов. Русские танцовщики XX века. Пермь, 1994 г.