Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации персонифицированного подхода
Автор: Коренькова Наталья Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: СОГБУ ДО "Станция юннатов" Населённый пункт: город Смоленск Наименование материала: Статья Тема: Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации персонифицированного подхода Раздел: дополнительное образование
Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и
обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации
персонифицированного подхода
Коренькова Наталья Викторовна, педагог ДО
СОГБУ ДО «Станция юннатов»
В организации дополнительного образования могут заниматься разные
дети и одаренные (талантливые) и с проблемами в развитии, поэтому, при
освоении программы, перед педагогом ДО встает задача найти такие способы
педагогического
взаимодействия,
которые
помогут
включить
каждого
ребенка
в
содержательную
деятельность,
наполнят
повседневную
жизнь
объединения интересными делами, проблемами, идеями и, таким образом,
будут
способствовать
становлению
и
развитию
субъектной
позиции
обучающегося.
Идея
проявления
и
становления
субъектности
ребенка
в
процессе
дополнительного
образования
составляет
основу
деятельности
исследовательского коллектива областной станции юннатов. Причем эту
проблему мы рассматриваем с позиции разных категорий детей: и детей
одаренных, и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итогом работы нашего коллектива за прошедший год
можно считать
сформированность общих представлений о сути и механизмах реализации
персонифицированного подхода. Нами выделены главные концептуальные
идеи,
на
основе
которых
будет
выстраиваться
программа
исследования.
Ключевыми понятиями в исследовании являются:
-«субъектность» и «саморазвитие»;
- «педагогическая помощь» и «педагогическая поддержка».
Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно
выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного
бытия,
осмысливать
связи
своего
«Я»
с
другими
людьми.
Как
отмечает
доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова, эта способность формируется в
социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается
целенаправленно.
Педагогическая
помощь
ребенку
в
формировании
и
обогащении
субъектного опыта саморазвития включает в себя такие составляющие:
1) стимулирование
желания
(мотивации)
ребенка
заниматься
саморазвитием, формирование потребности в этих занятиях;
2) помощь ребенку в освоении и применении знаний, умений и навыков
планирования, организации, анализа деятельности по развитию самого
себя;
3) поддержка усилий ребенка в развитии волевых качеств, рефлексивных
способностей, самопроцессов;
4) развитие у учащихся нравственной направленности как ценностного
наполнения содержания, форм и способов процесса саморазвития;
5) создание
в
образовательной
организации
условий
для
развития
и
проявления
инициативы,
самодеятельности
и
самоуправленческих
начал, поддержки самодетерминированной активности учащихся;
6) учет
субъектных
проявлений
детей
в
жизнедеятельно сти
образовательной организации.
В
прошедшем
году
нами
разработана
Памятки
для педагогов ДО,
работающих с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными
потребностями.
Для педагогов ДО, работающих с детьми с особыми образовательными
потребностями,
а
именно
с
умственно
отсталыми
школьниками
с
сочетанными
дефектами,
становится
актуальным персонифицированный
образовательный
процесс
и
персонифицированное
педагогическое
сопровождение учащегося, которое заключается в следующем:
1.
Педагогическое сопровождение.
2.
Сплочение детского коллектива.
3.
Создание ситуации успеха.
4.
Индивидуальная образовательная траектория.
5.
Успешная
адаптации
и
социализации
в
условиях
современного
общества.
На
самых
первых
этапах
в з а и м од е й с т в и я субъект-субъектных
отношений это - «педагогическое сопровождение», которое тесно связано с
понятием «педагогическая поддержка, помощь». Ребенок, оказываясь под
влиянием
факторов,
сдерживающих
и
деформирующих
его
развитие,
нуждается в сопровождении для их преодоления.
Педагог ДО оказывает ребенку с ОВЗ оперативную помощь в решении
индивидуальных проблем, которые связанны с физическим и психическим
здоровьем,
стимулирует
успешное
продвижение
в
обучении
и
межличностной коммуникации. Задача педагога состоит в том, чтобы не
ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему
делать осознанный и ответственный выбор.
На любом занятии творческого объединения, как на теоретическом, так и
на практическом важно для каждого учащегося создать ситуацию успеха,
обеспечивающую
создание
условий
для
самостоятельности
в
принятии
решений. Роль педагога заключается еще и в том, чтобы создать для ребенка
такой эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у
него всегда есть взрослый, к которому он сможет обратиться за помощью и с
любым вопросом.
Педагог ДО имеет больше возможностей для воспитания и развития
ребенка,
имеющего
особые
образовательные
потребности
в
области
биологических знаний. Формируя творческое объединение, педагог проводит
стартовый
мониторинг
для
определения
склонностей
и
потребностей
учащихся, затем определяется индивидуальная образовательная траектория
каждого.
Индивидуальная
образовательная
траектория в
дополнительном
образовании – это персональный путь реализации личностного потенциала
каждого учащегося, формируются “субъект – субъектные” отношения, когда
педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества.
В
условиях
организации
дополнительного
образования
педагог
ДО
способен
каждому
ребенку
с
ОВЗ
выстроить
траекторию
движения
для
успешной адаптации и социализации в условиях современного общества.
Заложить
зачатки
будущей
профессии,
обучая
по
предпрофильным
программам. Например, на СОГБУ ДО «Станция юннатов» такое обучение
ведется
для
детей
10
-11
класса
специальной
(коррекционной)
школы-
интерната 8 вида по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство»,
каждый учащийся работает по индивидуальному маршруту (проекту). Как
результат, защита индивидуальных творческих проектов на итоговом занятии
(итоговая аттестация).
Так как умственно отсталые дети, в отличие от детей «нормы», плохо
используют помощь взрослого, то и «зона развития» у них будет значительно
у ж е .
П о э т о м у,
п л а н и р у я
с о з д а н и е
и
ф у н к ц и о н и р о в а н и е
персонифицированной
системы
воспитания,
необходимо
учитывать
психолого-педагогические
особенности
развития
детей
с
особыми
образовательными потребностями.
Педагогическая поддержка
и развитие одаренного ребенка
выстраивается нами на основе следующих концептуальных положений:
одаренные дети уникальны– у каждого свой набор способностей, свой темп
р а з в и т и я ,
и м е н н о
д л я
н и х
о с о бу ю
в а ж н о с т ь
п р и о б р е т а е т
персонифицированный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в
повседневной жизни.
Все внешние социализирующие личность факторы
(средовые
и
воспитательные
воздействия)
способствуют
ее
развитию
и
формированию
только
тогда,
когда
они
взаимодействуют
с
внутренними
механизмами собственной активности в работе над собой, а именно: с ее
потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них
положительное влияние.
Талантливые
учащиеся
проявляют
свою субъектность, участвуя
в
конкурсах естественнонаучной направленности (областные, всероссийские) –
Юннат, конкурс юных исследователей окружающей среды, экологический
слет, природоохранных акциях.
Ключевые мероприятия базового коллектива в 2017г.:
1.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
и «программ личностного роста».
2.
Подготовка
педагогов
ДО
к
планированию
и
сопровождению
одаренного
и
«особого»
ребенка
по
индивидуальному
образовательному
маршруту/программе личностного роста.
3.
Проведение
школы
педагогического
мастерства
для
педагогов
ДО,
методистов
на
тему:
«Педагог
дополнительного
образования
как
субъект
воспитательного взаимодействия с ребенком в рамках персонифицированной
системы воспитания».
4.
Разработка
и
проведение
цикла
мероприятий
с
учащимися,
направленных
на
подготовку
к
проектированию
и
ре а лизации
индивидуальных
образовательных маршрутов и «программ личностного
роста».