Напоминание

Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации персонифицированного подхода


Автор: Коренькова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СОГБУ ДО "Станция юннатов"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации персонифицированного подхода
Раздел: дополнительное образование





Назад





Педагогическая поддержка и помощь ребенку в формировании и

обогащении субъектного опыта как ключевая идея реализации

персонифицированного подхода
Коренькова Наталья Викторовна, педагог ДО СОГБУ ДО «Станция юннатов» В организации дополнительного образования могут заниматься разные дети и одаренные (талантливые) и с проблемами в развитии, поэтому, при освоении программы, перед педагогом ДО встает задача найти такие способы педагогического взаимодействия, которые помогут включить каждого ребенка в содержательную деятельность, наполнят повседневную жизнь объединения интересными делами, проблемами, идеями и, таким образом, будут способствовать становлению и развитию субъектной позиции обучающегося. Идея проявления и становления субъектности ребенка в процессе дополнительного образования составляет основу деятельности исследовательского коллектива областной станции юннатов. Причем эту проблему мы рассматриваем с позиции разных категорий детей: и детей одаренных, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом работы нашего коллектива за прошедший год можно считать сформированность общих представлений о сути и механизмах реализации персонифицированного подхода. Нами выделены главные концептуальные идеи, на основе которых будет выстраиваться программа исследования. Ключевыми понятиями в исследовании являются: -«субъектность» и «саморазвитие»; - «педагогическая помощь» и «педагогическая поддержка».
Субъектность
– это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова, эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно.
Педагогическая

помощь

ребенку
в формировании и обогащении субъектного опыта саморазвития включает в себя такие составляющие: 1) стимулирование желания (мотивации) ребенка заниматься саморазвитием, формирование потребности в этих занятиях; 2) помощь ребенку в освоении и применении знаний, умений и навыков планирования, организации, анализа деятельности по развитию самого себя; 3) поддержка усилий ребенка в развитии волевых качеств, рефлексивных способностей, самопроцессов;
4) развитие у учащихся нравственной направленности как ценностного наполнения содержания, форм и способов процесса саморазвития; 5) создание в образовательной организации условий для развития и проявления инициативы, самодеятельности и самоуправленческих начал, поддержки самодетерминированной активности учащихся; 6) учет субъектных проявлений детей в жизнедеятельно сти образовательной организации. В прошедшем году нами разработана Памятки для педагогов ДО, работающих с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Для педагогов ДО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно с умственно отсталыми школьниками с сочетанными дефектами, становится актуальным персонифицированный образовательный процесс и персонифицированное педагогическое сопровождение учащегося, которое заключается в следующем: 1. Педагогическое сопровождение. 2. Сплочение детского коллектива. 3. Создание ситуации успеха. 4. Индивидуальная образовательная траектория. 5. Успешная адаптации и социализации в условиях современного общества. На самых первых этапах в з а и м од е й с т в и я субъект-субъектных отношений это
-
«педагогическое сопровождение», которое тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». Ребенок, оказываясь под влиянием факторов, сдерживающих и деформирующих его развитие, нуждается в сопровождении для их преодоления. Педагог ДО оказывает ребенку с ОВЗ оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, которые связанны с физическим и психическим здоровьем, стимулирует успешное продвижение в обучении и межличностной коммуникации. Задача педагога состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор. На любом занятии творческого объединения, как на теоретическом, так и на практическом важно для каждого учащегося создать ситуацию успеха, обеспечивающую создание условий для самостоятельности в принятии решений. Роль педагога заключается еще и в том, чтобы создать для ребенка такой эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть взрослый, к которому он сможет обратиться за помощью и с любым вопросом. Педагог ДО имеет больше возможностей для воспитания и развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности в области биологических знаний. Формируя творческое объединение, педагог проводит
стартовый мониторинг для определения склонностей и потребностей учащихся, затем определяется индивидуальная образовательная траектория каждого.
Индивидуальная

образовательная

траектория
в дополнительном образовании – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, формируются “субъект – субъектные” отношения, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества. В условиях организации дополнительного образования педагог ДО способен каждому ребенку с ОВЗ выстроить траекторию движения для успешной адаптации и социализации в условиях современного общества. Заложить зачатки будущей профессии, обучая по предпрофильным программам. Например, на СОГБУ ДО «Станция юннатов» такое обучение ведется для детей 10 -11 класса специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство», каждый учащийся работает по индивидуальному маршруту (проекту). Как результат, защита индивидуальных творческих проектов на итоговом занятии (итоговая аттестация). Так как умственно отсталые дети, в отличие от детей «нормы», плохо используют помощь взрослого, то и «зона развития» у них будет значительно у ж е . П о э т о м у, п л а н и р у я с о з д а н и е и ф у н к ц и о н и р о в а н и е персонифицированной системы воспитания, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями. Педагогическая поддержка и развитие одаренного ребенка выстраивается нами на основе следующих концептуальных положений: одаренные дети уникальны– у каждого свой набор способностей, свой темп р а з в и т и я , и м е н н о д л я н и х о с о бу ю в а ж н о с т ь п р и о б р е т а е т персонифицированный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни. Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние. Талантливые учащиеся проявляют свою субъектность, участвуя в конкурсах естественнонаучной направленности (областные, всероссийские) – Юннат, конкурс юных исследователей окружающей среды, экологический слет, природоохранных акциях.
Ключевые мероприятия базового коллектива в 2017г.:
1.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и «программ личностного роста».
2.
Подготовка педагогов ДО к планированию и сопровождению одаренного и «особого» ребенка по индивидуальному образовательному маршруту/программе личностного роста.
3.
Проведение школы педагогического мастерства для педагогов ДО, методистов на тему: «Педагог дополнительного образования как субъект воспитательного взаимодействия с ребенком в рамках персонифицированной системы воспитания».
4.
Разработка и проведение цикла мероприятий с учащимися, направленных на подготовку к проектированию и ре а лизации индивидуальных образовательных маршрутов и «программ личностного роста».


В раздел образования