Напоминание

М. ПРИШВИН "ЁЖИК", Ю. МОГУТИН "УБЕЖАЛ", Б. ЗАХОДЕР "ЁЖИК".


Автор: Масленникова Галина Ниловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Рыльская СОШ №4"
Населённый пункт: город Рыльск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М. ПРИШВИН "ЁЖИК", Ю. МОГУТИН "УБЕЖАЛ", Б. ЗАХОДЕР "ЁЖИК".
Раздел: начальное образование





Назад





УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ.

ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА»

УЧИТЕЛЬ:МАСЛЕННИКОВА ГАЛИНА НИЛОВНА.

М. ПРИШВИН «ЁЖИК», Ю. МОГУТИН «УБЕЖАЛ», Б. ЗАХОДЕР «ЁЖИК».

Цель

деятельности

педагога:
создать условия для формирования понятия «рассказ», совершенствования навыков выразительного чтения, развития чувства юмора, умения выделять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описывать внешний вид, поведение).
Планируемые результаты (УУД):

личностные:
осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
метапредметные:
р е г у л я т и в н ы е – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); п о з н а в а т е л ь н ы е – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, составляют план текста: могут делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывают по плану; к о м м у н и к а т и в н ы е – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
предметные:
научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, получать информацию о героях, пересказывать эпизоды произведения, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, дополнять недостающими данными готовую таблицу. Оборудование урока: предметные картинки. Портреты писателей, тексты для парной работы.
Ход

у р о ка

I.

Организационный момент. У нас урок чтения. А чтение –лучшее учение.
Скороговорки помогают сделать нашу речь красивее и выразительнее. Какие скороговорки вы знаете?

II.

Мотивация учебной деятельности.
Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты…
II. Актуализация знаний.
– Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Мы продолжаем работу с произведениями о наших друзьях – животных. Какие произведения о животных вы знаете? Какое стихотворение вы приготовили к уроку? ( Наизусть).
III. Введение в тему. Объявление темы урока.
Сегодня познакомимся с произведениями о животных разных авторов и жанров. На доске: О НАШИХ ДРУЗЬЯХ – ЖИВОТНЫХ. Давайте совершим виртуальное путешествие в лес. –Итак, приготовились. Кто, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады отважный … (ёж). Картинка ежей. Уп р а ж н е н и е для развития сознательного (осознанного) чтения. − Составьте предложения по теме урока. Вам помогут вопросы: кто это? Какой он? Что делает? Что сделает? Длина обыкновенного ежа – 27 см. Глаза у него как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму. В траве сновали паучки, Тихонько тренькали сверчки, С родной природой в мире Ёж был в своей квартире. − Познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы» .
(Пришвин окончил университет в Германии. По специальности он был агрономом. В течение нескольких лет работал сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о природе.) Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.
IV. Работа по теме урока. 1. С л у ш а н и е

р а с с к а з а М. Пришвина «Ёжик»
- Чем понравился отрывок? - Какую картинку нарисовало ваше воображение? - Что удивило? - Что вы узнали о ежах из этого рассказа? От чьего имени идёт рассказ? - Каким представляется автор в этом фрагменте?
2.Чтение т е к с т а по абзацам и б е с е д а по содержанию.
− Где произошла встреча, о которой говорится в рассказе? Что произошло дальше? Что случилось потом? – Кто сумеет нарисовать словами картинку про то, как ежик плывет? Какие слова помогают автору «нарисовать» действия ежа? (Заметил, свернулся, затукал, фыркнул, поддал, развернулся, поплыл, лежал, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих, выбежал, подумал и т. д.) – Найдите в тексте слова, которые помогают «нарисовать» действия человека. (Шел, заметил, прикоснулся, спихнул, взял, скатил, понес, слышал, решил, положил, сел писать и т. п.)
3. С о с т а в л е н и е

п л а н а и обучение подробному пересказу.
– Разделите рассказ на части. Где заканчивается первая часть? вторая? – Подготовьтесь пересказать близко к тексту, не забудьте о словах, которые мы подчеркнули. Учащиеся пересказывают текст.
4. С а м о с т о я т е л ь н а я

р а б о т а в тетради (задание 1). Стр. 30-31.
− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?
Юрий Могутин

(портрет)

рассказал об одной из таких историй и чем это

закончились.

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ МОГУТИН РОДИЛСЯ В 1937 ГОДУ В СЕМЬЕ ДИПЛОМАТА, РЕПРЕССИРОВАННОГО В 1938

ГОДУ – ПРИГОВОРЁННОГО К ВЫСШЕЙ МЕРЕ, ЗАМЕНЁННОЙ 25-Ю ГОДАМИ ЛАГЕРЕЙ. ВМЕСТЕ С МАТЕРЬЮ,

КАК ЧСВН (ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ВРАГА НАРОДА) БЫЛ ВЫСЛАН ИЗ МОСКВЫ. ДЕТСТВО ПРОШЛО В ЭВАКУАЦИИ НА

УРАЛЕ И В РАЗРУШЕННОМ ВОЙНОЙ СТАЛИНГРАДЕ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ УЧИЛСЯ В ШКОЛЕ РАБОЧЕЙ

МОЛОДЁЖИ, РАБОТАЛ РАЗНОРАБОЧИМ НА СТРОЙКАХ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СТАЛИНГРАДА, МАТРОСОМ

НА РЫБОЛОВЕЦКОМ СУДНЕ НА КАСПИИ, СЛУЖИЛ В АВИАЦИИ В ПРИКАРПАТЬЕ. ОКОНЧИЛ ИСТОРИКО-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВОЛГОГРАДСКОГО ПЕДИНСТИТУТА, ПРЕПОДАВАЛ В ЗАБАЙКАЛЬЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК, РАБОТАЛ В СИБИРСКИХ ГАЗЕТАХ. ПРОЖИЛ В СИБИРИ 16 ЛЕТ. ОКОНЧИЛ ВЫСШИЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КУРСЫ. ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР. АВТОР МНОГИХ КНИГ СТИХОВ И ПРОЗЫ И

МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ. ЛАУРЕАТ ПЕРВОЙ

ВСЕСОЮЗНОЙ ПРЕМИИ ЗА ЛУЧШУЮ КНИГУ ДЛЯ ДЕТЕЙ (КНИГА СТИХОВ «ПЕСЕНКА ДЛЯ ВЕСЁЛОГО

БУРУНДУЧКА», МОСКВА, 1987), ЛАУРЕАТ ГОРЬКОВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2012 ГОДА В НОМИНАЦИИ

«ПОЭЗИЯ».

ПРЕПОДАВАЛ В ЗАБАЙКАЛЬЕ РУССКИЙ ЯЗЫК, РАБОТАЛ В СИБИРСКИХ ГАЗЕТАХ. ПИШЕТ СТИХИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ, ПРОЗУ. ЖИВЁТ В МОСКВЕ

.

4. Работа

со

стихотворением Ю. Могутина «Убежал».

- Как автор относится к ёжику? - Вызывает ли это стихотворение грусть? - В каких словах слышится сожаление? В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения учащимися.
5. Работа в тетради, страница 31. Задание 1.
Учитель читает текст «Неожиданная встреча» * . «…По дорожке тихо шлёпал ножками ёжик. Навстречу шли дети. "Стоп, ёжик!" – крикнул Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул старичок-лесовичок и тихо пропищал: "Не обижайте колючего колобка, дети!". Малыши притихли. На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока, из дупла выглянула белочка. "Кто это?" − спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой». − Кто помог ёжику остаться целым и невредимым? – Старичок-лесовичок прогулялся по весеннему лесу и подслушал разговоры. Он познакомит вас с тем ёжиком, которого спас. А написал это произведение Борис Владимирович Заходер,
РУССКИЙ ПОЭТ, ПРОЗАИК И ПЕРЕВОДЧИК

(9 СЕНТЯБРЯ 1918 Г.- 7 НОЯБРЯ 2000 Г.)

ПРО ВИННИ-ПУХА С ПЯТАЧКОМ

ОН СКАЗКУ НАМ ПЕРЕСКАЗАЛ

И САМ НЕМАЛО ДЛЯ РЕБЯТ

СТИХОВ ОТЛИЧНЫХ НАПИСАЛ.

6. Р а б о т а

с о

с т и хо т в о р е н и е м Б. Заходера «Ёжик».
С а м о с т о я т. ч т е н и е . В ы п о л н е н и е з а д а н и й к тексту. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради самостоятельно.
7. Р а бот а

п о

г ру п п а м (по карточкам). Лесовичок приготовил нам задание.


Подготовьте выразительное чтение лесных разговоров по ролям. К а р т о ч к а 1. В е р б а. Послушай, дубочек… я проснулась и не понимаю – сейчас весна? Д у б. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна. В е р б а. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью? Д у б. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весны тоже не пропущу.
К а р т о ч к а 2. К р а п и в н и ц а. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё место, я сама хочу на брёвнышке греться. М у х а. Кто ты такая, чтоб тебя пустить? К р а п и в н и ц а. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета! М у х а. Ну и лети себе в крапиву. К р а п и в н и ц а. Где крапива, когда ещё снег кругом? М у х а. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком. К р а п и в н и ц а. И я спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны? М у х а. С левой. К р а п и в н и ц а. А я с правой! Я тоже здешняя. М у х а. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся!
К а р т о ч к а 3. Ф и л и н. Сиди, не бойся… Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу. З я б л и к. О чём, филин? Ф и л и н. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя. З я б л и к. А что – у меня песенка хорошая! Ф и л и н. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда. З я б л и к. А какая у тебя песенка? Ф и л и н. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу-гу! Стой, куда ты?.. И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?

V.

Итог урока. Рефлексия.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? -Чему хотели научить вас авторы произведений?
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1.Сегодня я узнал …

2.Было интересно …

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.У меня получилось…

6.Я смог…

7.Я попробую…

8.Меня удивило…

9.Мне захотелось…

10. Я понял, что …

11. Теперь я могу…

12. Я почувствовал, что могу…

13. Я приобрёл…

14. Я научился…

15. Урок дал мне для жизни…

К а р т о ч к а 1.
В е р б а. Послушай, дубочек… я проснулась и не понимаю – сейчас весна?

Д у б. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна.

В е р б а. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью?

Д у б. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний.

На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня

весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и

зимний, а весны тоже не пропущу.
К а р т о ч к а 2.
К р а п и в н и ц а. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё

место, я сама хочу на брёвнышке греться.

М у х а. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

К р а п и в н и ц а. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

М у х а. Ну и лети себе в крапиву.

К р а п и в н и ц а. Где крапива, когда ещё снег кругом?

М у х а.

А

мне

какое

дело!

Это

мой

дом,

моя

стенка,

моё

тёплое

брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке

под окошком.

К р а п и в н и ц а. И я спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны?

М у х а. С левой.

К р а п и в н и ц а. А я с правой! Я тоже здешняя.

М у х а. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на

весеннем припёке погреемся!
К а р т о ч к а 3.
Ф и л и н. Сиди, не бойся… Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.

З я б л и к. О чём, филин?

Ф и л и н. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все

птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и

овсянок, и тебя.

З я б л и к. А что – у меня песенка хорошая!

Ф и л и н. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня

слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

З я б л и к. А какая у тебя песенка?

Ф и л и н. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу-гу! Стой, куда

ты?.. И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?


.


В раздел образования