Автор: Кузьмина Марияна Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОБУ СОШ № 15 Населённый пункт: г. Якутск Республики Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Организация профориентационной работы в школе Раздел: дополнительное образование
Организация профориентационной работы в школе
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с
переходом
в
сферу
рыночных
отношений,
существенно
сказываются
на
образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается
число
неработающей
и
неучащейся
молодежи.
Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди
оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при
сохранении
престижа
высшего
и
средне-специального
образования
старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих
структурах и предпринимательство.
Происходит
замена
профессиональной
карьеры
–
коммерческой,
что
блокирует
возможность
состояться
молодым
людям
в
профессиональном
отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих
специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний
день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не
совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации,
суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего
не престижные трудовые места.
В
современных
условиях
профессиональное
самоопределение
предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных
возможностей,
а
также
формирование
осознанного
отношения
личности
к
социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому
необходимо
совершенствовать
систему
профориентационной
работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает дуальное профессиональное образование в нашей
школе.
С 2006г. школа работает по программе реализации концепции дуального
образования
в
Республике
Саха
(Якутия)
посредством
удовлетворения
профессиональных
интересов
подростков
и
получения
ими
начального
профессионального образования на базе Якутского технологического колледжа
сервиса.
Ознакомившись
с
концепцией
дуального
образования
Республики
Саха
(Якутия) педагогическим советом школы было принято решение о проведении
исследования по внедрению дуального обучения в образовательный процесс
школы.
Результатом исследования явилось решение о проведении анкетирования
среди
учащихся
8-9-10 классов
на выявление потребности в получении
профессионального
образования.
А
также
содействие
развитию
компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии, осознанию
того,
что
личный
успех
зависит
от
профессиональной
и
экономической
грамотности. В ходе анкетирования учащимся было предложено ответить на 11
вопросов теста, выбрав один ответ, из предложенных. Из 145 учащихся 30
человек
считает
получение
профильного
образования
настоятельной
необходимостью, а 87 человек не прочь получить профессию без отрыва от
обучения в школе, что составляет 60% от общего числа респондентов.
Наибольшей
популярностью
среди
учащихся
пользуются
профессии:
оператор ЭВМ (25%), продавец- кассир (17,5 %), повар (12,4 %), дизайн и
оформление модной одежды (8,5), 12% учащихся предложили другой вариант,
а 21,2 %- затруднились ответить на поставленный вопрос.
А нке т ирова ние
с од е йс т вова ло
ра зв ит ию
ко м п е т е н т н о с т е й ,
способствующих
осознанному
выбору
профессии,
позволило
увидеть
наклонности
учащихся
для
адекватного
поиска
профессиональной
сферы
деятельности и получить реальные возможности приобретения профессии.
Данное исследование позволило:
Создать
на базе школы группы по профессиональной подготовке
учащихся по рабочим профессиям в рамках дуального обучения;
Принять
участие
в
формировании
мотивации
сбалансированной
деятельности учащихся в их профессиональном саомоопределении;
Начать с октября 2006 г. обучение школьников по системе дуального
обучения
школьников
в
ЯГИТИ
20 человек по специальности
оператор ЭВМ;
Заключили индивидуальные договора на оказание образовательных
услуг с ЯКТС с октября 2007г. по специальности продавец-кассир-
18 уч-ся; повар- 17 уч-ся; кондитер-3 уч-ся; дизайнер-закройщик-4
уч-ся;
Заключить
договора
о
взаимном
сотрудничестве
по
системе
дуального обучения с ЯГИТИ, ЯТКС (Якутским технологическим колледжем
сервиса) и ЯКСТ ( Якутским коммунально-строительным техникумом);
Целью сотрудничества являются:
1.
Реализации концепции
дуального образования в Республике Саха
(Якутия) посредством удовлетворения профессиональных интересов
подростков
и
получения
ими
начального
профессионального
образования на базе Якутского технологического колледжа сервиса и
ЯГИТИ.
2.
Содействие
развитию
у
подро стков
ко м п е т е н т н о с т е й ,
способствующих
осознанному
выбору
профессии,
социализации,
осознанию того, что личный успех зависит от его профессиональной
и экономической грамотности.
3. Раскрытие способностей и наклонностей учащихся для адекватного
поиска
профессиональной сферы деятельности с учетом его
индивидуальных и
возрастных возможностей
По данной системе дуального образования с 2006-2007 уч.г. ежегодно,
учащиеся
8-9-10
классов,
один
раз
в
неделю
во
второй
половине
дня,
обучаются в ЯТКС по профессиям: повара, кондитера, кассира торгового зала, а
также группа из 20 человек дистанционно обучаются на базе школы в ТУСУРе,
получают специальность «оператор ЭВМ». Количество желающих обучаться
по данной системе возрастает и отрадно то, что подростки заняты делом.
Также
в
рамках
реализации
социальной
программы
поддержки
несовершеннолетних
в
летний
период,
при
поддержке
службы
занятости
населения
подростки
нашей школы
трудоустраиваются в
предприятиях
общественного питания и торговли.
Результаты деятельности по профессиональной подготовке учащихся
МОБУ СОШ №15, реализующей программу общего образования
Профессии
2006
-2007
2007
-2008
2009
-2010
2010
-2011
2011-
2012
2012-
2013
2013-
2014
2014
2015
2015-
2016
1.
Повар
17
14
16
14
5
5
7
9
8
2.
Кондитер
4
6
5
6
3
3
5
7
5
3.
Кассир
торгового зала
17
-
4
12
2
3
3
5
3
4.
Закройщик-
дизай-нер
4
3
4
-
-
-
-
-
-
5.
парикмахер
-
-
-
-
2
3
3
-
-
6.
Оператор ЭВМ
20
19
-
-
-
-
-
-
-
7.
«ИТ-класс»
-
12
12
29
29
20
-
-
8.
Водитель
категории «В»
-
-
-
-
-
4
5
3
4
Количество
обучившихся
62
54
41
61
41
38
23
24
20
С 2006-2007 уч.г.
обучались
по системе дуального образования и
получили удостоверения об окончании по перечисленным специальностям
364 обучающихся.
После окончания дуального профессионального образования выпускнику
предоставляются многочисленные возможности. В дополнение к дуальному
образованию,
будь
то
экономическое,
техническое
или
ремесленное,
у
выпускника
имеется
возможность
продолжить
свое
образование,
включая
высшее.
Десять советов родителям по профессиональному ориентированию:
1.
Определите Вашему ребенку твердые домашние обязанности, например,
поход
в
магазин.
Следите
за
тем,
чтобы
он
эти
обязанности
неукоснительно исполнял. Такие качества, как надежность, выносливость
и чувство ответственности играют важную роль в профессиональной
жизни.
2.
Постарайтесь
определить
интересы,
стремления,
способности
Вашего
ребенка. Поговорите с ним об этом. Может так случиться, что он сам не
подозревает о своих сильных сторонах или же не придает им значения.
Тому, кто осознает свои достоинства и интересы, гораздо легче удается
найти для себя подходящую профессию.
3.
Некоторые дети не знают точно, в какой профессии работают или какой
профессии
обучались
их
родители.
Расскажите
ребенку
о
Вашем
образовании и Вашей работе. Поговорите о профессиях, о которых Вы
мечтали в детстве, чтобы обсудить с ребенком его собственные мечты.
Родственники,
друзья
и
знакомые
обычно
также
с
удовольствием
рассказывают о событиях своей профессиональной жизни.
4.
Есть ли у Вашего ребенка хобби? Если нет, попробуйте вместе с ним
найти интересное занятие или же новую домашнюю работу (например,
собрать шкаф, поменять шины, поработать в саду...) Из таких новых для
него видов деятельности могут развиться новые интересы или возникнуть
идеи
профессионального
приложения.
Если
эта
деятельность
будет
проходить в рамках какого-либо союза или общества, то таким образом
Ваш ребенок приобретет необходимое в профессиональной жизни умение
работать в коллективе.
5.
Для обучения многим профессиям требуются определенные оценки по
школьным
предметам
или
определенный
средний
балл
аттестата.
Хорошие
средние
оценки
и
хорошая
характеристика
в
аттестате
оказываются зачастую важнее, чем более высокое образование.
6.
Вместе
с
Вашим
ребенком
воспользуйтесь
всем
многообразием
возможностей, которые предоставляет современный мир коммуникаций.
Интернет
предоставляет
текстовую
и
видеоинформацию
о
различных
профессиях.