Напоминание

"Работа с пластическим материалом в раннем эстетическом возрасте (5 – 7 лет)"


Автор: Шаталова Светлана Петровна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п Ардатов, Нижегородской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с пластическим материалом в раннем эстетическом возрасте (5 – 7 лет)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Методическая разработка «Работа с пластическим материалом в раннем эстетическом возрасте (5 – 7лет)» разработала преподаватель отделения изобразительного искусства Шаталова Светлана Петровна Ардатов 2017
Работа с пластическим материалом в раннем эстетическом возрасте (5 – 7лет) Пояснительная записка Работа с пластическим материалом - один из самых интересных для ребенка видов продуктивной деятельности, состоящий в образном отражении окружающей действительности и непосредственно влияющий на творческое самовыражение личности. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы с пластическими материалами, развивается пространственное мышление. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Лепить можно из глины, пластилина. Развитие мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудило его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Методические рекомендации по проведению уроков лепки
основные цели · Развитие творческих способностей учащихся · Эстетическое воспитание · Воспитание трудолюбия · Развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное · Привитие интереса к самостоятельной деятельности, к творчеству · Формирование трудовых умений и навыков Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать у детей умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества. На занятиях лепки развитие этих качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон, на основе восприятия предмета в сознание формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Кроме того, лепка в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передачи формы. Поэтому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивному развитию творчества. Быстрое освоение детьми способов изображения, дает возможность раньше, чем в других видах изобразительной деятельности, перейти к сюжетной лепке из 2-3 фигур. Создание пластической композиции не требует учитывать законы перспективы, так как вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве: на доске или глиняной подставке. При соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т. к. возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления глины. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.
Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения. Виды пластического творчества. Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами. Пластинография – одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом. Папье-маше – одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии. Можно несколько раз переделывать формы, что невозможно сделать при рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует к игровым действиям с ней. Специфику лепки определяют материалы: глина, окрашенная ангобом (жидкая глина), поддается обжигу в муфельной печи – получается настоящая керамика. В результате ребенок знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, что расширяют его представления об окружающем. В процессе лепки развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в порядке, реально
вылепленные фигуры не требуют условного изменение формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве. В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб, конус, овал, цилиндр. Особенности обучения лепке. Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить по подгруппам, объединяя по 5 - 6 человек. В ходе занятий важно пояснять все действия так, чтобы дети могли видеть формообразующие движения, слышать их обозначения, чувствовать пластические преобразования. Приемы обучения носят наглядно – действенный характер. Ребята сначала подражают действиям учителя, повторяя формообразующие движения, а потом самостоятельно их применяют, пытаясь получить определенную форму. Обучение лепки хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. В младшем возрасте дети, раскатывая глину пальцами не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы формировать чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, предлагается сначала раскатывать жгутик, вылепленный учителем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать тот или иной способ действия, но и производить движения его рукой, обращая внимание на действие и положение руки – это дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно учитель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой. Учитель постоянно руководит процессом изображения предмета. Далее необходимо овладеть навыком формообразующим движением – сплющиванием. Затем обучение скатыванию кругообразными движениями, которым нужно научится при лепке шара – изображение неваляшки. Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным, объяснением, действием.
Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность перейти к словесным инструкциям. Можно выделить 3 этапа: 1. Определение и называние цели лепки (используются игровые приемы, музыка, используется, прием напоминанием; 2. Рассматривание натуры, ее восприятие и обследование; 3. Объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие приемы использовать. Приемы отработки навыков выполнения: 1 Отработка простейших упражнений – раскатывание жгутиков разной длинны и толщины, морковок; закручивание жгута в улитку (задание «Улитка на листе») Раскатывание шариков разного диаметра; соединение их между собой (задание «Снеговик», «Бусы»), Расплющивание шариков (задание «Пуговицы для клоуна») 2 Выполнение плоского панно с использованием отработанных приемов с применением фактуры (отпечаток от мешковины, фломастера, пуговиц и т.д.) (задание панно «Бабочка», «Цветок») 3 Выполнение объёмных работ разными способами В качестве примера прилагается мастер - класс по изготовлению «Подставки для карандашей» из пласта. Цели и задачи: 1. Знакомство с основными приемами и технологиями при изготовлении работ из пласта; 2. Способствовать развитию особых качеств творческого воображения. Накопления практических навыков в работе с материалами; 3. Воспитание духовной культуры учащихся через эстетическое восприятие окружающего мира.
Ход работы: Постановка задачи перед детьми, показ образцов для выполнения работы. 1. Организация рабочего места. 2. Инструменты и материалы: промятая глина, стеки, шликер. 3. Раскатываю пласт, для этого берем кусок глины и прокатываем скалкой через ткань. 4. Отрезаем лишнее по шаблону и закручиваем в цилиндр, для скрепления используем шликер.
5. Прикрепляем на подставку. 6. Дополняем деталями: гусеница, травка, стекой показываем кору дерева. 7. Просмотр готовых работ. Анализ работы: На примере работы с пластом у детей развивается пространственное мышленье, фантазия, отрабатываются основные приемы. При анализе работ отличать не только положительные стороны, но и указывать на ошибки. После освоения основных приемов и выполнения простейших упражнений можно давать лепку с натуры, если решаются задачи творческого характера, предлагают лепку по представлению.
Список литературы: С.В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Газарян С. С., Прекрасное – своими руками. М., Детская литература, 1986г. Каменева Е. О., Волшебная глина. М., Малыш, 1983г. Перевертень Г. И., Самоделки. М., Просвещение, 1985г. 18. Халезова Н.Б. , Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. «Лепка в детском саду» М., 19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978







В раздел образования