Напоминание

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроках.


Автор: Ануфриева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 р.п.Лысые Горы Саратовской области
Населённый пункт: Саратовская область,р.п.Лысые Горы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроках.
Раздел: начальное образование





Назад






1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании». 2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися. 2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников. 3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации. 4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду. 5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность; нарушения нервной деятельности; общая неспособность к интеллектуальному труду; физическая ослабленность; школьная незрелость; педагогическая запущенность; недостаточное развитие речи; боязнь школы, учителей; инфантилизм (т. е. детскость) астеническое состояние; снижение зрения; гиподинамия; социум; миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме); социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).

Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости Характер проявления Низкий уровень р а з в и т и я у ч е б н о й м от и ва ц и и ( н и ч то н е побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - в з а и м о о т н о ш е н и я с окружающими взрослыми Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). Интеллектуальная пассивность к а к р е з ул ьт а т н е п р а в и л ь н о г о воспитания взрослыми . Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, от с у т с т вуе т стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. И н т е л л е ктуа л ьн а я п а с с и в н о с т ь м ож е т проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении . Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - п р о б е л ы в в о с п и т а н и и ( н е т постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; изба лованные, неорганизованные учащие ся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Н е б р е ж н о с т ь и н е д о б р о с о в е н н о с т ь в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Не а кку р ат н о е о б р а щ е н и е с у ч е б н ы м и пособиями. О т с у т с т в и е и л и с л а б о е развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не
этой проблеме со стороны педагогов и родителей. используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока Виды помощи в учении Контроль подготовленности учащихся С о з д а н и е а т м о с ф е р ы о с о б о й доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. С т и м у л и р о в а н и е о ц е н к о й , подбадриванием, похвалой. Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. П р и в л е ч е н и е к в ы с к а з ы в а н и ю предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником С а м о с тоя т е л ь н а я р а б о т а учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Н ап оми н а н и е п р и е ма и с п о с о б а выполнения задания. У к а з а н и е н а н е о б х о д и м о с т ь актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование с ам о стоятел ьных действий слабоуспевающих. Б о л е е т щ ат е л ь н ы й ко н т р о л ь и х деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Б о л е е п о д р о б н о е о б ъ я с н е н и е последовательности выполнения задания. П р е д у п р е ж д е н и е о в о з м о ж н ы х затруднениях, использование ка рточ е к - консультаций, карточек с направляющим планом действий
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока Акценты в обучении Контроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания И з л о ж е н и е н о в о г о материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять с р ед с т ва поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал Самостоятельная работа обучающихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных п р и о т в е т а х и в п и с ь м е н н ы х р а б о т а х . Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы,
вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять п о н и м а н и е э т и х и н с т р у к ц и й ш ко л ь н и к а м и . Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими

обучающимися
Мероприятия Срок 1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Сентябрь 2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. Сентябрь 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости) 4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. В течение учебного года 5. Ведение тематиче ского учета з н а н и й слабоуспевающих учащихся класса. В течение учебного года 6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником. В течение учебного года
Учителям по окончании каждого полугодия подготовить отчет о работе

со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.


Индивидуальный план
работы по ликвидации пробелов в знаниях за четверть 2012-2013 учебного года Проблема Коррекционная работа. Виды деятельности Сроки Предполагаемый результат Фактический результат Слабо развита мелкая моторика рук. - физминутки на каждом уроке (специальные упражнения); - игры с мячом на уроках; - ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.) - графические диктанты В течение четверти - правильное положение тетради при письме; - наклон букв; - высота букв; - улучшить написание и соединение некоторых букв Отсутствие наглядно- образного мышления. - занятия с психологом; - курс «Мир логики»; - работа по наглядному образцу; -спец. задания: 1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик; 2) на какие части разбит прямоугольник? 3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д. В течение четверти - составлять краткую запись к задаче Низкий уровень фразовой речи. - жужжащее чтение; - работа по учебно- методическому комплекту «Работа с текстом» (на уроках чтения и окр. миру); - восстановление деформированных предложений В течение четверти - полные ответы на вопросы; - восстанавливать деформированные предложения Недостаток внимания и усидчивост и - занятия с психологом; - работа по таблице Шульте; - запоминание картинки, В течение четверти - своевременно переключаться с одного вида деятельности на
группы слов ( на «Мире логики»); - найти отличия; - найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по- разному зачеркивать) – не более 5 минут. другой
Памятка

"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков. 2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним. 3 . "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося. 4 . Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной. 5 . Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 6 . Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. 7 . Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". 8 . Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями. 9 . Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки
заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания. 1 0 . Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.


В раздел образования