Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроках.
Автор: Ануфриева Ольга Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 р.п.Лысые Горы Саратовской области Населённый пункт: Саратовская область,р.п.Лысые Горы Наименование материала: Методическая разработка Тема: Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроках. Раздел: начальное образование
1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и
качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1)
Создать
условия
для
успешного
усвоения
учебных
программ
обучающимися.
2)
Выбрать
те
педагогические
технологии
для
организации
учебного
процесса,
которые
позволят
повысить
мотивацию
у
слабоуспевающих
учеников.
3)
Изучить
особенности
слабоуспевающих
обучающихся,
причины
их
отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или
владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила
материальный уровень жизни людей (родители вынуждены,
кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок
предоставлен сам себе).
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий
уровень
р а з в и т и я
у ч е б н о й
м от и ва ц и и
( н и ч то
н е
побуждает учиться). Влияют:
- обстоятельства жизни ребёнка
в семье;
-
в з а и м о о т н о ш е н и я
с
окружающими взрослыми
Неправильно
сформировавшееся
отношение
к
учению, непонимание его общественной значимости.
Нет
стремления
быть
успешным
в
учебной
деятельности
(отсутствие
заинтересованности
в
получении
хороших
отметок,
вполне
устраивают
удовлетворительные).
Интеллектуальная пассивность
к а к
р е з ул ьт а т
н е п р а в и л ь н о г о
воспитания взрослыми
.
Интеллектуально
пассивные
учащиеся – те, которые не имели ни
правильных условий для умственного
развития,
ни
достаточной
практики
интеллектуальной деятельности, у них
отсутствуют интеллектуальные умения,
знания и навыки, на основе которых
педагог строит обучение.
При выполнении учебного задания, требующего
активной
мыслительной
работы,
от с у т с т вуе т
стремления его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование
различных обходных путей: зазубривание, списывание,
подсказки
товарищей,
угадывание
правильных
вариантов ответа.
И н т е л л е ктуа л ьн а я
п а с с и в н о с т ь
м ож е т
проявляться
как
избирательно
в
отношении
учебных
предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных
занятий многие из таких учащихся действуют умнее,
активнее и сообразительнее, чем в учении
.
Неправильные навыки учебной
работы
–
со
стороны
педагога
нет
должного
контроля
над
способами
и
приёмами её выполнения.
Учащиеся
не
умеют
учиться,
не
умеют
самостоятельно
работать,
потому
что
пользуются
малоэффективными
способами
учебной
работы,
которые требуют от них значительной траты лишнего
времени
и
труда:
заучивают
текст,
не
выделяя
логических частей; начинают выполнять практические
задания
раньше,
чем
выучивают
правила,
для
применения
которого
эти
задания
задаются;
не
проверяют
свои
работы
или
не
умеют
проверять;
выполняют работы в медленном темпе.
Неправильно
сформировавшееся
отношение
к
учебному труду:
-
п р о б е л ы
в
в о с п и т а н и и
( н е т
постоянных трудовых обязанностей, не
приучены выполнять их аккуратно, не
предъявлялось
строгих
требований
к
качеству
работы;
изба лованные,
неорганизованные
учащие ся);
-
неправильная
организация
учебной
деятельности ОУ.
Нежелание
выполнять
не
очень
интересное,
скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Н е б р е ж н о с т ь
и
н е д о б р о с о в е н н о с т ь
в
выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные
или
частично
выполненные
домашние задания.
Не а кку р ат н о е
о б р а щ е н и е
с
у ч е б н ы м и
пособиями.
О т с у т с т в и е
и л и
с л а б о е
развитие
учебных
и
познавательных
интересов – недостаточное внимание к
Знания
усваиваются
без
интереса,
легко
становятся формальными, т. к. не отвечают потребности
в
их
приобретении,
остаются
мёртвым
грузом,
не
этой проблеме со стороны педагогов и
родителей.
используются, не влияют на представления школьника
об окружающей действительности и не побуждают к
дальнейшей деятельности.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль
подготовленности
учащихся
С о з д а н и е
а т м о с ф е р ы
о с о б о й
доброжелательности при опросе.
Снижение
темпа
опроса,
разрешение
дольше готовиться у доски.
Предложение
учащимся
примерного
плана ответа.
Разрешение
пользоваться
наглядными
пособиями,
помогающими
излагать
суть
явления.
С т и м у л и р о в а н и е
о ц е н к о й ,
подбадриванием, похвалой.
Изложение нового материала
Поддержание интереса слабоуспевающих
учеников
с
помощью
вопросов,
выявляющих
степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников
при подготовке приборов, опытов и т. д.
П р и в л е ч е н и е
к
в ы с к а з ы в а н и ю
предложений
при
проблемном
обучении,
к
выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы, высказанной сильным учеником
С а м о с тоя т е л ь н а я
р а б о т а
учащихся на уроке
Разбивка
заданий
на
дозы,
этапы,
выделение в сложных заданиях ряда простых,
ссылка
на
аналогичное
задание,
выполненное
ранее.
Н ап оми н а н и е
п р и е ма
и
с п о с о б а
выполнения задания.
У к а з а н и е
н а
н е о б х о д и м о с т ь
актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые
необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях
выполнения
заданий,
требованиях
к
их
оформлению.
Стимулирование
с ам о стоятел ьных
действий слабоуспевающих.
Б о л е е
т щ ат е л ь н ы й
ко н т р о л ь
и х
деятельности,
указание
на
ошибки,
проверка,
исправления
Организация
самостоятельной
работы вне класса
Выбор
для
групп
слабоуспевающих
наиболее рациональной системы упражнений, а
не механическое увеличение их числа.
Б о л е е
п о д р о б н о е
о б ъ я с н е н и е
последовательности выполнения задания.
П р е д у п р е ж д е н и е
о
в о з м о ж н ы х
затруднениях,
использование
ка рточ е к -
консультаций, карточек с направляющим планом
действий
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль
подготовленности учащихся
Специально
контролировать
усвоение
вопросов,
обычно
вызывающих
у
учащихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализировать
и
систематизировать
ошибки,
допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах,
выявить типичные для класса и концентрировать
внимание
на
их
устранении.
Контролировать
усвоение
материала
учениками,
пропустившими
предыдущие
уроки.
В
конце
темы
или
раздела
обобщить
итоги
усвоения
основных
понятий,
законов,
правил,
умений
и
навыков,
выявить
причины отставания
И з л о ж е н и е
н о в о г о
материала
Обязательно проверять в ходе урока степень
понимания
учащимися
основных
элементов
излагаемого материала. Стимулировать вопросы со
стороны
учащихся
при
затруднениях
в
усвоении
учебного
материала.
Применять
с р ед с т ва
поддержания
интереса
к
усвоению
знаний.
Обеспечивать
разнообразие
методов
обучения,
позволяющих
всем
учащимся
активно
усваивать
материал
Самостоятельная
работа
обучающихся на уроке
Подбирать
для
самостоятельной
работы
задания
по
наиболее
существенным,
сложным
и
трудным разделам учебного материала. Стремиться
меньшим
числом
упражнений,
но
поданных
в
определенной системе достичь большего эффекта.
Включать
в
содержание
самостоятельной
работы
упражнения по устранению ошибок, допущенных
п р и
о т в е т а х
и
в
п и с ь м е н н ы х
р а б о т а х .
Инструктировать
о
порядке
выполнения
работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях
в
самостоятельной
работе.
Умело
оказывать
помощь
ученикам
в
работе,
всемерно
развивать
их
самостоятельность.
Учить
умениям
планировать работу, выполняя ее в должном темпе,
и осуществлять контроль.
Организация
самостоятельной
работы
вне
класса
Обеспечивать
в
ходе
домашней
работы
повторение
пройденного,
концентрируя
внимание
на
наиболее
существенных
элементах
программы,
вызывающих
обычно
наибольшие
затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над
типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся
о
порядке
выполнения
домашних
работ,
проверять
п о н и м а н и е
э т и х
и н с т р у к ц и й
ш ко л ь н и к а м и .
Согласовывать
объем
домашних
заданий
с
другими
учителями
класса,
исключая
перегрузку,
особенно
слабоуспевающих учеников.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими
обучающимися
Мероприятия
Срок
1.
Проведение
контрольного
среза
знаний
учащихся
класса
по
основным
разделам
учебного
материала предыдущих лет обучения.
Цель:
определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
2.
Установление
причин
неуспеваемости
учащихся
через
встречи
с
родителями,
беседы
со
школьными
специалистами:
психологом,
врачом,
логопедом и обязательно с самим ребенком.
Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по
ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на
текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.
Сентябрь
(далее
корректировать по мере
необходимости)
4.
Использование
дифференцированного
подхода
при
организации
самостоятельной
работы
на
уроке.
Включение посильных индивидуальных заданий.
В течение учебного
года
5.
Ведение
тематиче ского
учета
з н а н и й
слабоуспевающих учащихся класса.
В течение учебного
года
6. Организация индивидуальной работы со слабым
учеником.
В течение учебного
года
Учителям по окончании каждого полугодия подготовить отчет о работе
со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
Индивидуальный план работы
по ликвидации пробелов в знаниях за четверть 2012-2013 учебного года
Проблема
Коррекционная работа.
Виды деятельности
Сроки
Предполагаемый
результат
Фактический
результат
Слабо
развита
мелкая
моторика
рук.
- физминутки на каждом
уроке (специальные
упражнения);
- игры с мячом на уроках;
- ручной труд (лепка,
конструирование,
рисование, штриховка и
т.д.)
- графические диктанты
В
течение
четверти
- правильное
положение
тетради при
письме;
- наклон букв;
- высота букв;
- улучшить
написание и
соединение
некоторых букв
Отсутствие
наглядно-
образного
мышления.
- занятия с психологом;
- курс «Мир логики»;
- работа по наглядному
образцу;
-спец. задания:
1) назвать геометрические
фигуры, из которых
составлен домик;
2) на какие части разбит
прямоугольник?
3) соедини стрелкой
изображение и название
соответствующих фигур и
т. д.
В
течение
четверти
- составлять
краткую запись к
задаче
Низкий
уровень
фразовой
речи.
- жужжащее чтение;
- работа по учебно-
методическому комплекту
«Работа с текстом» (на
уроках чтения и окр.
миру);
- восстановление
деформированных
предложений
В
течение
четверти
- полные ответы
на вопросы;
- восстанавливать
деформированные
предложения
Недостаток
внимания и
усидчивост
и
- занятия с психологом;
- работа по таблице
Шульте;
- запоминание картинки,
В
течение
четверти
- своевременно
переключаться с
одного вида
деятельности на
группы слов ( на «Мире
логики»);
- найти отличия;
- найти и вычеркнуть из
текста определённые
буквы (менять буквы, по-
разному зачеркивать) – не
более 5 минут.
другой
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и
ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков,
знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По
возможности
выберите
из
множества
недостатков
тот,
который
особенно
непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте
бороться с ним.
3 . "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных
трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4 . Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь
точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5 . Сравнивайте
сегодняшние
успехи
учащегося
с
его
собственными
вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и
она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6 . Не
скупитесь
на
похвалу
//
Выделите
из
потока
неудач
крошечный
островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести
наступление на незнание и неумение.
7 . Техника
оценочной
безопасности
//
Оценивать
деятельность
дробно,
дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но
могу и хочу знать".
8 . Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не
искушайте его невыполнимыми целями.
9 . Учащийся
не
объект,
а
соучастник
оценки
//
Умение
оценивать
себя
самостоятельно
–
главное
средство
преодоления
учебных
трудностей.
Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки
заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и
ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
1 0 . Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо
зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и
сегодняшние достижения учащегося.