Автор: Хохлова Татьяна Фёдоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУСОКК "Апшеронский СРЦН" Населённый пункт: Апшеронск Наименование материала: семинар Тема: "Воспитание без наказания" Раздел: дополнительное образование
1.«Ветка» (вступительное слово)
Растворите в горячей воде побольше соли, опустите в этот раствор сухие
ветки и терпеливо ждите чуда. Если вы всё сделаете правильно, то через
некоторое
время
на
сухих
веточках
распустятся
невиданные
роскошные
цветы.
- Вы сделали их?
-Нет,
они
произросли
сами,
вы
лишь
подготовили
всё
необходимое
и
запустили химический процесс.
Мы
воспитываем
детей?
Нет.
Мы
своими
педагогическими
действиями
ЗАПУСКАЕМ
психологические
механизмы
их
собственного
внутреннего
воспитания.
А если мы что-то сделаем неправильно?
Нам
необходимо
понять,
что
расти,
обучаться,
взрослеть,
добиваться
уважения – это тяжёлая работа и с ней не всегда ребёнок может справиться
успешно, без ошибок. Важно помнить, что гораздо важнее дать ребёнку
понять ошибку, чем наказывать каждый день. Боясь потерять контроль над
детьми,
взрослые
мешают
им
формировать
психологического
взрослого,
обеспечивающего ответственность и зрелость поведения.
2. Просмотр видеоролика.
Сообщение темы .
- Как вы относитесь к наказанию детей? ( результаты анкетирования).
Поощрение и наказание.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью
поощрений
и
наказаний
воспитатель
добивается
дисциплинированного,
ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой
общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений
наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще
наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще
использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают,
что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие,
кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы
т о
н и
б ы л о
п о о щ р е н и й
и
н а к а з а н и й .
Многие
считают,
что
наказание
–
это
только
физическое
воздействие.
Что же такое наказание?
Наказание- применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в
отношении
человека
в
ответ
на
неповиновение
или
на
неугодное
или
морально
неправильное
поведение.
Наказание
может
использоваться
для
формирования
приемлемой модели поведения и социальных поступков.
Детей за поступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также
воспитатели и учителя.
Вопрос
наказания
является
самым
давним
у
человечества.
Родители
наказывали детей тысячи лет назад.
В священной книге ацтеков описаны наказания, которые применяли к детям
за нарушения религиозных и этических норм.
■
Ребенка
не
старше
восьми
лет
пугали
орудиями
наказания
и
грозили
применить их.
■ 10-летнему ребенку связывали руки и ноги, колотили тело колючками или
били палками.
■ Мальчиков постарше держали над дымящимся костром, заставляя вдыхать
дым, или привязывали к столбу на площади.
■ Индейцы северных племен за нарушения табу на время лишали ребенка
воздуха, укутав его одеялом или заливая нос водой.
■ Африканцы племен бадвин заставляли ребенка, укравшего еду с общего
стола, какое-то время держать руки в муравьином гнезде.
В
древности
наказания
применялись
для
того,
чтобы
заставить
ребенка
бояться; не объяснять, а заставить выполнять требования силой, угрозой,
боязнью.
Можно выделить следующие виды наказаний:
-словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.)
-физическое наказание
-наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
-наказание трудом
-наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера )
Наказание
словом
считают
наиболее
мягким,
не
приносящим
большого
вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не
крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом
случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной)
реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Это вызывает у детей
либо
ответное
озлобление,
либо
подавленность,
разочарованность.
Ведь
взрослый в детстве является для ребёнка огромным авторитетом, И всё , что
тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая всё на
веру, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду тупица, идиот». «Ничего
хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые
проблемы в формировании личности ребёнка.
4. Притча « Гвозди».
А.С.Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и
это
самый
правильный
путь
семейного
воспитания.
В
любом
случае
наказание
должно
быть
исключительной
мерой
воздействия
на
ребёнка,
всегда
нужно
стремиться
избежать
наказания,
используя
другие
методы
воспитательного воздействия.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
*терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у
родителей;
*объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно ,но быть
при этом предельно кратким;
*отвлечением,
можно
предложить
ребёнку
что-нибудь
б о л е е
привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
*неторопливостью,
не
спешите
наказывать
ребёнка
–подождите,
пока
поступок повториться ;
*научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю,
самоанализу, самокритике;
*обратитесь к ребёнку по- деловому- Илья (а не Илюша );
*измените
тон
общения,
решительный,
строгий,
внушительный,
не
допускающий
возражений,
но
не
крикливый;
измените
в
самом
себе
выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда
возмущение, обиду или гнев;
* используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до
конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не
Танюша»
*лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место,
при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».
*проводите вечером , но не перед сном, секретные эпизодические совещания
вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».
*хвалите других детей, но к месту;
- Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?
(результаты анкетирования).
Наказание
и
поощрение
играет
большую
роль
в
воспитании
ребенка.
И
наказание,
и
поощрение
призваны
вырабатывать
условный
рефлекс:
за
неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.
Физическое
воздействие
в
лучшем
случае
тормозит
развитие
интеллекта
ребенка,
а
в
худшем
–
ведет
его
к
регрессу,
а
значит,
оно
не
будет
помощником в деле воспитания.
Ребенок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой
форме.
Наказывать
ребенка
лучше
лишая
его
хорошего,
чем
делать
ему
плохое.
5.
ПООЩРЕНИЕ
–
НАИБОЛЕЕ
ДЕЙСТВЕННЫЙ
ИНСТРУМЕНТ
ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое
хочется
продлить,
повторить.
Поэтому
ребенок,
хотя
бы
р а з
почувствовавший
удовольствие
от
поощрения,
свяжет
его
с
конкретным
поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.
Награда, одобрение и похвала возвышают его и ориентирую его на
хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное –
значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с
открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и
обращается против наказывающего. Ребенок будет постоянно бояться того,
кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в
будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.
Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка.
Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои
поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и
совершал
хорошие.
Указать
на
то,
что
ребенок
доставил
кому-то
неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.
Важно,
чтобы
ребенок
принял
и
понял
свою
вину,
тогда
и
наказание
покажется ему заслуженным.
Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за
нарушение правил,
обсужденных и установленных взрослыми и которые
известны ребенку. Правил ( ограничений, требований, запретов) не должно
быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Любое прощение рождает добрые чувства . Но прощать все и всегда –
значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Как просьба о
прощении, так и способность прощать требует немалых душевных сил. И не
надо
торопить
ребенка
просить
прощения.
Надо
рассказать,
что
вы
испытывали,
когда
он
сделал
вам
неприятно
и
дать
ему
время
на
обдумывание.
Важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы:
делал
ли
он
по
незнанию
или
из
любопытства,
с
умыслом
или
по
забывчивости, от скуки или по какой – либо другой причине. Только, исходя
из мотивов, следует оценивать случившееся.
Следует, прежде всего, донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе
не он, а его поступок. Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не
влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении,
состоянии.
-
Подумайте , чего больше в ваших воспитательных приемах –
поощрения и похвалы или наказаний и осуждений?
Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание, и даже
мирное
расположение
духа.
Нельзя
это
делать
в
припадке
раздражения,
злобы, в отместку. Ведь наказывать надо для того, чтобы остановить его,
когда
он
сам
остановиться
не
в
состоянии.
Наказание
–
шлагбаум,
препятствующий
продвижению
ребенка
по
порочному
пути,
а
вовсе
не
орудие пытки. Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в
руки и только потом применяйте санкции.
Упражнение на расслабление.
6. НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ ПООЩРЯТЬ И НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?
Разве
он
должен
хорошо
учиться,
быть
послушным,
трудолюбивым,
вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?
И все же и
поощрение,
и
наказание
нужны.
Только
применять
их
надо
умело.
Эмоциональный подъем, радость от похвалы или огорчение, стыд, а порой и
страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает
очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический
эффект поощрения и наказания.
Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости
ребенка тускнеют, а огорчения, либо тоже утрачивают свою остроту, либо
вызывают хроническое
состояние подавленности, неуверенности в себе,
рождают почву для невроза.
Поэтому первое правило - использовать поощрение и наказание не часто и
лишь
тогда,
когда
это
действительно
необходимо.
Ведь
воспитание
не
дрессировка.
Поощрение
и
наказание
могут
приносить
положительные
результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды
и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за
каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде
всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем
себя таким анализом?
Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном
без
злого
умысла
поступке,
понимает,
что
причинил
огорчения
и
неприятности? Вероятно, нет.
Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда
упорствовать
в
своих
ошибках,
лгать,
проявлять
жестокость,
эгоизм.
Оставленные
без
внимания
они
могут
усилиться,
стать
со
временем
свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают
– приходится применять и наказание.
Нельзя отменять в порядке наказания ранее данные ребенку обещания.
Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их
авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на
некоторое время обещанное.
Упражнение «Мудрые правила» (цветок с разноцветными лепестками, на
каждом из которых написано правило для ).
Сейчас, я предлагаю вам взять по одному листочку и п прочитать написанные
правила. (Читают).
1.
Дети учатся у жизни.
2.
Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
3.
Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
4.
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
5.
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
6.
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
7.
Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
8.
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9.
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
10.
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь
в этом мире.
Теперь давайте, прочитаем их по очереди вслух. (читаем). Вы согласны с тем,
что тут написано. Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы
ни в каких ситуациях, ни в какой форме!!! Любые шлепки и подзатыльники, а
тем
более
наказание
ремнем,
унижают
ребенка,
озлобляют
его,
создают
представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов.
А как вы думаете, что говорят дети о наказании? (просмотр видеороликов).
-Приемлете ли вы физическое наказание? (результаты анкетирования).
Главный вывод:
Наказание порождает страх.
Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет
вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло
желаемый
эффект.
Внимательно
наблюдая
за
поведением
ребенка
после
наказания, вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты
со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или
домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или
ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Этот
перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго.
Наказывая,
вы
подменяете
внутренний
контроль
ребенка
за
своим
поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Ребенок
становится
зависимым
от
взрослого,
одно
присутствие
которого
может
вызывать в нем страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие
навыка отвечать за свои поступки.
Напротив,
наказывая,
вы
устанавливаете
такие
нормы
поведения,
при
которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в
коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных
принципов.
Когда
вы
наказываете,
ребенок
становится
либо
чересчур
уступчивым,
либо
слишком
упрямым,
а
зачастую
и
мстительным.
Он
сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не
думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок
необходимо извлечь для себя.
Прямой
противоположностью
поведения,
контролируемого
влиятельной
личностью, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентациях
самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя
так, как считает необходимым.
Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение
чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством
страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь
которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с
позиции силы — единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме
того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои
ошибки.
7. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования,
который, побуждая общественно полезную
деятельность воспитанников,
вместе с тем тормозит их не желательные действия и поступки. Содержание
поощрений и наказаний состоит во внесении изменений в отдельные права и
обязанности учащихся, как членов коллектива, а также в моральной оценке
их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей общественно
и
нравственно
ценной
инициативы,
развитию
привычки
сознательного
самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и
поступки.
Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод
стимулирования, способны нанести моральные травмы детям.
Используя различные формы косвенного требования, педагог уже
осуществляет
коррекцию
поведения
детей,
то
есть
поддерживает
и
стимулирует
положительные
проявления
и
предупреждает
и
тормозит
отрицательные.
«Ты
сегодня
хорошо
работаешь»,
«Так
нельзя,
надо
внимательнее» - подобные одобрения и осуждения
направляют
работу
учащихся,
но
они
еще
не
являются
поощрениями
и
наказаниями. Даже требование в форме предостережения: «Петров, если ты
сейчас не приступишь к работе, останешься после уроков»,- не является
наказанием,
так
как
дает
возможность
приступить
к
работе
и
избежать
наказания.
Но
если
такая
форма
косвенного
требования
не
подействует,
педагог прибегает к наказанию: «Ты плохо работаешь. Останешься после
уроков». Здесь уже идет предостережение о мере наказания.
За что поощрять и за что наказывать? Этот вопрос, прежде всего, встает
перед педагогом в ситуации применения поощрения или наказания.
На первых порах поощрения заслуживают воспитанники, совершившие
отдельные
положительные
поступки,
добросовестно
выполняющие
свои
обязанности.
В
развитом
коллективе
дети
поощряются
за
проявление
инициативной заботы о коллективных делах, общем успехе, своих товарищах.
Наказанию в коллективе, делающие свои первые шаги, подвергаются
воспитанники,
умышленно
совершающие
отрицательные
поступки.
Впоследствии наказываются дети, пренебрегающие интересами коллектива,
своим
поведением
открыто
противопоставляющие
себя
товарищам,
попирающие коллективные нормы поведения и традиции.
-Как часто нужно применять наказание? (результаты анкетирования).
8. Золотые правила поощрения и наказания.
Поощрение
и
наказание
это
две
стороны
одной
медали,
имя
которой
«воспитание».
И
чтобы
эта
медаль
оказалась
золотой,
необходимо
знать
основные правила поощрения и наказания.
НАКАЗАНИЕ
Чтобы
наказание
пошло
ребенку
на
пользу,
нужно
руководствоваться
некоторыми правилами.
1.
Наказание
не
должно
вредить
здоровью
–
ни
физическому,
ни
психическому.
2.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
Никакой «профилактики», никаких наказании на всякий случай.
3.
За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу
много, наказание может быть суровым, но только одно наказание сразу за все
проступки.
4.
Недопустимо запоздалое наказание. Ведь даже законом учитывается
срок давности. Нельзя наказывать за когда-то совершенный проступок. Уже
сам
факт
обнаружения
проступка
ребенка
в
большинстве
случаев
–
достаточное наказание.
5.
Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в
определенных случаях неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не
гнева даже, а огорчения взрослого. Если отношения с ребенком нормальные,
то их огорчение для него – наказание.
6.
Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно
восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как
унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или
считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание
не принесет ему пользы.
7.
Если
ребенок
наказан,
значит,
он
уже
прощен.
О
прежних
его
проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за
него уже расплатился.
8.
Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами;
ставить
надолго
в
угол;
наказывать
в
публичном
месте;
повторять
свои
требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что
ваша
несдержанность
в
наказании
вселяет
ненависть
к
тому,
из-за
чего
наказывают;
делает
ребенка
забитым
и
ничтожным;
освобождает
от
угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными;
наказание создает морального циника.
9.
Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его.
Наказание
вынуждает
ребенка
бояться
потерять
любовь
взрослого.
У
наказанного ребенка развивается враждебное чувство к взрослому. Частые
наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
10.
Вопреки
бытующему
мнению,
не
стоит
наказывать
ребенка
трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком,
как наказание.
11.
ВНИМАНИЕ!!! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
-перед сном и сразу после сна;
-во время еды ( это самое прямое попадание информации, ребенок буквально
«проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к
развитию психосоматических заболеваний);
-во время работы или игры;
-непосредственно после душевной или физической травмы;
-когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
-когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
12.. Прежде чем наказать, узнайте причину. Иногда отрицательный результат,
это попытка исследовать свои возможности. Ребенок реши сделать сюрприз
и украсил шкаф пластилиновым панно. В этом случае необходимо похвалить
за результат, сделав акцент на том, что панно лучше бы смотрелось на
картоне, и его можно было бы перемещать. Подготовьте ребенка к тому, что
его панно придется убирать - ведь это его достижение.
13. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой
смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
14.
Ребенок
может
принимать
участие
в
вопросах
выбора
поощрения
и
наказания.
Осуществляя
выбор,
они
лучше
запоминают,
что
может
последовать
за
определенным
поведением,
и
это
повышает
их
ответственность.
15 . Не используйте в целях наказания бойкот, лишение любви («я тебя не
люблю»), физические наказания, крик.
16 . Лучше поощрять , чем наказывать. Если нужное поведение поощрять, а
не нужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем
использование и поощрения, и наказания.
17
.
Поощрения
и
наказания
должны
исполняться.
Очень
важно,
чтобы
обещанная награда была получена.
18. Оценивая работу ребенка- оценивайте ее реально. Оценивая неудачные
работы, давайте ребенку подкрепление ( что и у вас не всегда все получается
и что для человека нет ничего невозможного).
Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как
«полезным»,
так
и
«вредным».
Овладеть
этим
искусством
поможет
ряд
несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.
1.Если вы хотите похвалить ребенка, не спешите восклицать «Какой ты
молодец!». Просто скажите с улыбкой, что он сделал хорошо. Допустим, так
«Ты хорошо собрал игрушки». Ребенок оценит, и в следующий раз будет
искренне рад сделать вам приятное.
А если, вы хотите похвалить ребенка за красивый рисунок, то не торопитесь с
выводами вроде: «Ты настоящий художник!» - ребенок может засомневаться
или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше
обратить
внимание
на
сам
рисунок
например:
«какой
большой
дом
ты
нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А
дерево какое высокое – сколько яблок на нем!» Нужно уметь построить свои
комментарии,
чтобы
ребенок
сам
сделал
выводы
о
своих
способностях.
Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе,
не прилагая к этому особых усилий.
2. Похвала должна быть направлена на поступок, а не на его личность.
Ребенок
может
почувствовать
тревогу
–
ведь
он
далеко
не
такой
идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.
ПЕРВЫЙ: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет
доказывать свою « не столь идеальную» натуру плохим поведением
Но
возможен
и
ВТОРОЙ
вариант,
когда
ребенок
сам
перестанет
быть
искренним
и
будет
подстраиваться
под
похвалу
и
предпочитать
исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной
своей
стороной.
А
внимая
бесконечным
восклицаниям
«Какой
исключительный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!»-
малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
3.Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности
нечто необычное. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое
по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать
его с толку своей неуместной похвалой?
4.Там, где много детей, взрослый должен следить, чтобы поощрение одного
ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. В таком случае
надо действовать обдуманно и неторопливо.
5.
Однозначно
исключите
метод
поощрения
–
конфеткой
или
шоколадкой.
6.
Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться
заранее. Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда,
а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом
следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
7.
Чем
разнообразнее
поощрения,
тем
они
действеннее.
Поощрения
не
должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения
выполнили свою функцию, они должны быть четко связаны с действиями
ребенка. Неожиданная награда лучше запомнится, а конфетка за каждую
пятерку теряет свою роль «быть поощрением»
8. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть
результата, за старание сделать хорошо и т.п.
9.
Поощрений
должно
быть
больше,
чем
наказаний,
для
создания
положительного фона воспитательного процесса
9. ДЕТСКИЕ ПРОСТУПКИ: НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ.
Детские проступки и шалости весьма разнообразны. По мотивам их можно
условно разделить на 4 группы:
1.
Проступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведения,
отсутствия житейского опыта или необходимых житейских привычек. Если
ребенок
нарушает
определенные
правила
в
силу
своего
возрастного
невежества,
неумышленно,
то
наказание
будет
несправедливым
и,
следовательно,
не
принесет
пользы.
Например
мальчика
ругают
за
сломанную машину. Но он ее не ломал, а пытался ее «починить», узнать, что
находится внутри.
2.
Проступки
–
шалости,
которые
являются
вариантом
игры.
Они
характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на
себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредотачивая
внимание
лишь
на
действиях
разыгрываемого
персонажа.
Например,
заигравшись в волка ребенок нечаянно кусает по настоящему.
3.
Проступки, вызванные переутомлением ребенка, перевозбуждением его
нервной системы. Виноваты в этом чаще всего бывают взрослые, так как не
организовали интересную деятельность самого ребенка.
Для всех групп
характерными
признаками
поведения
ребенка
является
активность,
инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. К сожалению,
взрослые иногда склонны видеть проступки там, где их в действительности
нет.
Наказания
в
таких
случаях
приносят
только
вред
физическому
и
моральному здоровью ребенка. Например, мальчик наигрался в снегу и надо
бы идти домой, но он раздевается на улице, вытряхивает снег. Потому что
мама сказала, если он еще раз придет в снегу, на улицу его не отпустит. Хотя
взрослые могли переодеть его из потной, мокрой одежды, помочь почистить
одежду и сделать это без криков. Как видим, неразумные требования и их
необоснованные наказания толкают детей на хитрость и обман. Некоторые
ругают
за
каждую
царапину,
за
каждый
синяк.
И
вот
ребенок
ловчит,
скрывает даже серьезный ушиб или открытую рану. Необходимо терпимей
относиться к детским шалостям, происходящим от их неуемной энергии.
Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и
интересную
для
детей
деятельность.
Нужно
уметь
прощать
ребенка.
Прощение затрагивает самые чувствительные уголки его души и он искренне
раскаивается и благодарен вам за доверие. Не должно быть шумных сцен из-
за разбитой тарелки или пятнышка на скатерти.
4.
Наказание
допустимо
за
преднамеренные
проступки,
когда
ребенок
сознательно игнорирует разумные требования взрослых, когда игнорируются
общепринятые нормы поведения. Но доля таких проступков в поведении
дошкольников весьма незначительная. Они случаются именно там, где уже
допущены
серьезные
ошибки,
просчеты
в
воспитании
детей.
Наказание
делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.
"Сказка о мячике, который забыл, что он волшебный".
Жил однажды на земле волшебный мячик. Одна половинка его была темно-
коричневой, а вторая — нежной. Нежная его половина становилась нежно -
золотистой, если в душе поселялся солнечный свет. Нежно - голубой, если он
думал о чём то хорошем. Нежно - розовой, если он мечтал о любви. Но вот
потихоньку мячик начал прятать от окружающих свою нежную сторону,
потому
что
очень
болезненными
казались
ему
даже
самые
безобидные
насмешки
друзей,
самые
легкие
уколы
в
его
адрес.
Все
чаще
он
поворачивался к людям своей коричневой половинкой, которая со временем
становилась все более темной. А люди, которые познакомились с мячиком
совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь коричневый, потому что
видели только эту сторону. Наблюдали странные поступки и резкие выпады.
Не понимали, что он самом деле хочет не обидеть их, а всего лишь заявить о
себе! «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание!» даже не
говорили, а громко кричали эти странные поступки. И тогда мячик принял
решение: «Раз они меня не любят вообще никогда не буду показывать им
свою нежную сторону, буду все время коричневым. Пусть считают меня
плохим, если им так этого хочется». Шло время. Все вокруг привыкли, что
среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда
вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежным. А потом и сам
мячик забыл, каким он был прежде. Но вот наконец, пришла весна. Она
заявляла о себе прорывавшимся временами солнечным светом. И это было
уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхищаться всем вокруг,
любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство. И тут мячик
вспомнил, что он волшебный и начал искать себя, свои нежные стороны.
Удивляясь,
он
открывал
в
себе
щедрость
и
добродушие,
кротость
и
безмятежную улыбку.
«Надо же, я совсем не знал, какой я!». Только так ты почувствуешь свою силу,
богатство и с удивительной легкостью поскачешь в гору, которая называется
Жизнь».
Релаксация.
Все ситуации,
которые возникают в процессе воспитания, предусмотреть
невозможно. И всё же, стараясь следовать всем советам, вы будете быстрее
находить
решение
проблем,
возникших
в
результате
общения
с
детьми.
Главное - уважайте и любите их.
Закройте глаза.
-Я буду внимательно слушать тебя: твои мысли и чувства. Я услышу твою
боль, твой гнев, твою печаль, радость.
-Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты примешь по отношению к
себе.
-Я могу не соглашаться с тобой, но я всегда буду уважать тебя и твою правду.
Я буду подбадривать тебя, чтобы ты не боялся пробовать новое, но я никогда
не буду толкать тебя силой.