Развитие познавательных процессов обучающихся Особенности оценки метапредметных результатов.
Автор: Чумаченко Ирина Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Рождественской средней общеобразовательной школы" Собинского района Населённый пункт: села Рождествено Наименование материала: Статья (презентация) Тема: Развитие познавательных процессов обучающихся Особенности оценки метапредметных результатов. Раздел: начальное образование
Развитие познавательных процессов обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Педагог- психолог
МБОУ Рождественской СОШ
Чумаченко И. С.
Особенности восприятия
. Развитие
отдельных психических процессов
осуществляется на протяжении всего
младшего школьного возраста. Хотя дети
приходят в школу с достаточно развитыми
процессами восприятия (у них наблюдается
высокая острота зрения и слуха, они
хорошо ориентируются на различные
формы и цвета), но их восприятие в
учебной деятельности сводится лишь к
узнаванию и называнию формы и цвета.
Восприятие
является чрезвычайно важным
познавательным процессом, который тесно
связан с памятью у подростка: особенности
восприятия материала обуславливают и
особенности его сохранения. Восприятие
подростка становится избирательным,
целенаправленным, анализирующим. Оно более
содержательно, последовательно, планомерно.
Подросток способен к тонкому анализу
воспринимаемых объектов. Этот процесс зависит
от усложняющегося в средних классах обучения.
На уроках геометрии и черчения развивается
восприятие; появляются умения видеть сечения
объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Особенности внимания
. Дети обращают свое внимание в
основном на то, что им непосредственно интересно, что
выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное
внимание). Условия школьной работы с первых дней
требуют от ребенка следить за такими предметами и
усваивать такие сведения, которые в данный момент
его могут не интересовать. Постепенно ребенок учится
направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных,
а не просто внешне привлекательных предметах. Во II –
III классах многие учащиеся уже обладают
произвольным вниманием, концентрируя его на любом
материале, объясняемом учителем или имеющемся в
книге. Произвольность внимания, умение
преднамеренно направлять его на ту или иную задачу –
важное приобретение младшего школьного возраста.
Внимание
в подростковом возрасте является
произвольным и может быть полностью
организованно и контролируемо самим
школьником. Индивидуальные колебания
внимания обусловлены индивидуально-
психологическими особенностями, а также
снижением интереса к учебной
деятельности.
Особенности памяти
. Семилетний ребенок, пришедший в
школу, преимущественно запоминает буквально
внешние яркие и эмоционально впечатляющие
события, описания, рассказы. Но школьная жизнь
такова, что с самого начала требует от детей
произвольного запоминания материала. Ученики
должны специально запомнить режим дня, правила
поведения, домашние задания, а затем уметь
руководствоваться ими в своем поведении.
Продуктивность памяти младших школьников зависит
от понимания ими характера мнемической задачи и от
овладения соответствующими приемами и способами
запоминания и воспроизведения.
В подростковый период
помимо развития
произвольной и опосредованной памяти у ребенка
начинается активное развитие логической памяти,
которая постепенно занимает доминирующее место
в процессе запоминания учебного материала.
Замедляется развитие механической памяти. В
процессе усложнения обучения и развития
интеллектуальных способностей дети начинают
трансформировать текст или другой учебный
материал, облегчая его запоминание и
воспроизведение. Осваиваются разнообразные
мнемические приемы, а воспроизводя учебный
материал, большинство детей уже достаточно легко
передают смысл прочитанного.
Особенности мышления.
В развитии мышления младших
школьников также наблюдаются две основные стадии.
На первой стадии (она приблизительно совпадает с
обучением в I и II классах) их мыслительная
деятельность еще во многом напоминает мышление
дошкольника. Анализ учебного материала
производится здесь по преимуществу в наглядно-
действенном плане. На основе систематической
учебной деятельности к III классу изменяется характер
мышления. С этими изменениями связана вторая
стадия в развитии мышления. К III классу учащиеся
овладевают родо-видовыми соотношениями между
отдельными признаками понятий, т.е. классификацией.
Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме
развернутых суждений о том, как они усвоили ту или
иную классификацию.
В подростковом возрасте у ребенка продолжает
развиваться
теоретическое мышление.
Приобретенные в младшем школьном возрасте
операции становятся формально-логическими
операциями. Подросток в состоянии достаточно
легко абстрагироваться от конкретного,
наглядного материала и рассуждать в чисто
словесном плане. На основе общих посылок он
уже может строить гипотезы, проверять или
опровергать их, что свидетельствует о
приоритетном развитии у него
логического
мышления.
В практической части по исследованию и развитию выше
перечисленных познавательных процессов мы используем
следующий диагностический инструментарий в начальной школе.
в среднем звене:
Данные методики позволяют выявить трудности и
проблемы в ходе развития познавательных
процессов, поэтому в дальнейшей работе,
основываясь на результаты исследования, мы
планируем развивающую работу с классом,
делая упор на выявленные трудности. При этом
организуем психологические занятия с
элементами тренинга, психологические
практикумы, выполнение упражнений,
направленных на коррекцию и развитие
познавательных процессов.
Оценка метапредметных результатов
предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных,
коммуникативных, познавательных), т. е.
таких умственных действий обучающихся,
которые направлены на анализ своей
познавательной деятельности и управление
ею:
*
способность обучающегося
принимать и сохранять учебную
цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать практическую
задачу в познавательную; умение
планировать собственную
деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации и искать средства её
осуществления; умение
контролировать и оценивать свои
действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и
учёта характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в
обучении – а это развитие выше
перечисленных процессов
* умение осуществлять
информационный
поиск, сбор и
выделение
существенной
информации из
различных
информационных
источников – в этом
поможет наглядно –
образное мышление,
память
*
умение использовать знаково-
символические средства для
создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и
практических задач – внимание,
восприятие , мышление
*
способность к осуществлению
логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации
по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к
известным понятиям – память,
мышление, внимание
*
умение сотрудничать с педагогом и
сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя
ответственность за результаты своих
действий – коммуникативные и
социальные навыки
Таким образом, мы
видим, что
познавательные
процессы являются
основой
метапредметных
достижений, более
того, они тесно
сотрудничают,
помогая тем самым
ребенку
совершенствоваться,
развиваться, расти.
Методика «Кодирование», Векслер в версии А. Ю. Панасюка
(регулятивные действия контроля, знаково-символическое
кодирование). Групповая работа. Познавательная сфера –
исследование переключения внимания.
Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), (память,
операция запоминания)
Методика «Восприятие фигур» Афанасьева Е. И.
Матрицы Равена (оценка наглядно-образного
мышления)