Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Автор: Кудина Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках гуманитарного цикла
Кудина Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19
город Сургут ХМАО-Югра
В
статье
представлен
опыт
по
развитию
творческих
способностей
младших
школьников на уроках гуманитарного цикла.
В
современном
обществе
вместо
послушного
исполнителя,
работающего
по
устоявшейся традиции, стал, востребован человек, способный быстро ориентироваться в
ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Меняется и система образования.
Сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности, способной к
самоопределению в быстро меняющемся мире. Поэтому одна из основных задач школы –
это выявление творческого потенциала, развитие творческого мышления детей.
С
внедрением
новых
стандартов
повышается
значимость
инновационной
активности
человека во всех сферах деятельности. Одной из технологий, способной решить задачи,
поставленные
в
новых
стандартах,
является технология
развития
творческого
мышления.
В
зарубежной
психологии
творческое
мышление
чаще
связывают
с
термином
«креативность».
В
60-х
годах
XX
в.
толчком
к
выделению
этого
типа
мышления
послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения
проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-
разному
использовать
данную
в
задачах
информацию
в
быстром
темпе.
Такой
тип
мышления
(Дж.
Гилфорд,
Н.
Марш,
Ф.
Хеддон,
Л.
Кронбах,
Е.П.
Торренс)
назвали
креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с
созданием или открытием чего-либо нового. В основу опыта легли идеи многих педагогов
и психологов, таких как Ж.Пиаже, Дж.Гилфорда, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В.
Занкова,
В.В.
Давыдова,
К.
Халла
и
Р.
Томпсона.
Они
углубили
теорию
развития
мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали
условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно
наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит
человека в атмосферу вечного поиска. Творчество можно разделить на несколько этапов:
1)
Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности,
например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
2)
Исследовательский (творчество в изучении языка, создание проектов - проходит во 2-3
классах.
3)
Самовыражение
через
различные
виды
деятельности
(например,
различные
сочинения), проходит больше в 3-4 классах.
Для определения творческого развития Е.П. Торрес выделяет четыре основных
параметра, характеризующих креативность:
1) Беглость – способность генерировать поток идей, возможных решений, подходящих
объектов, и т.п.;
2) Оригинальность – способность придумывать новые, необычные идеи решения;
3) Способность
к
детальной
разработке
(разработанность)
–
способность
расширять,
развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи или решения.
4) Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
У учащихся способность к творчеству складываются постепенно, проходя несколько
стадий
развития.
Эти
стадии
протекают
последовательно.
Исследования
творчества
учащихся позволяют выделить, как минимум три стадии развития творческого мышления:
наглядно - действенное;
причинное;
эвристическое.
Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные
и временные отношения. Мышление рождается из действия. Очень важными для развития
творческого
мышления
являются
задания
на
исследование
образа-представления,
на
развитие фантазии.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и
рассмотрением
ее
в
более
широком
теоретическом
контексте.
Мышление,
которое,
опираясь
на
критерии
избирательного
поиска,
позволяет
решать
сложные,
неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и
развитие речи:предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы
(А.А. Гин «Приемы педагогической техники»).
Принцип
свободы
выбора. В
любом
обучающем
или
управляющем
действии
предоставляю ребёнку право выбора.
Принцип
открытости .
Предоставляю
ребёнку
возможность
работать
с
открытыми
задачами (не имеющими единственно правильного решения).
Принцип
деятельности. В
любое
творческое
задание
включаю
практическую
деятельность.
Принцип
обратной
связи .
Регулярно
контролирую
процесс
освоения
детьми
мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности . Творческие задания не требуют специального оборудования и
могут
быть
частью
любого
вида
деятельности.
Это
позволяет
мне
максимально
использовать возможности знания и интересы детей.
Ведущие специалисты в области развития творческого мышления (Л. Выгодский ,
Ю. Тамберг, С.Гин, Н. Богуславская и др.) утверждают, что сегодня, решая проблему
воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека нужно сделать упор
н а развитие
речевых
творческих
способностей
детей
и
на
развитие
управляемого
воображения.
Основное
внимание
уделять
формированию навыков свободной речевой
деятельности. Полноценное речевое развитие младших школьников является важнейшим
направлением процесса обучения русскому языку и литературному чтению.
Развитие творческого мышления является попыткой реализовать коммуникативный
подход
к
обучению
родному
языку
младших
школьников,
нацеливает
учителя
на
объединение информационно-логической и эмоционально-образной сторон образования,
обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
Работа по развитию творческого мышления направлена на:
познание окружающего мира и самого себя;
становление всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения;
освоение средств языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение,
художественный повтор).
личностное,
интеллектуальное,
духовно
-
нравственное,
эмоциональное
развитие
младшего школьника.
приобщение
обучающихся
к
истокам
родной
культуры
и
на
изучение
языка
как
важнейшей составляющей этой культуры.
Процесс
достижения
поставленных
целей
и
задач
осуществляется
в
сотрудничестве
обучающихся
и
педагога.
При
этом
реализуются
различные
методы
осуществления
целостного
педагогического
процесса.
На
различных
его
этапах
ведущими
методами
выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения:
словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог;
наглядные - демонстрация афиш, рисунков, макетов, моделей, открыток,
практические - решение творческих заданий, изготовление моделей;
репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам;
проблемно-поисковые
-
решение
творческих
задач,
индивидуальные
-
задания
в
зависимости от достигнутого уровня развития учащегося;
игровые.
Метод
проектов
используется
на
занятиях
в
течение
всего
периода
обучения.
Он
способствует включению ребят в проектную деятельность, способствует формированию у
обучающихся адекватной самооценки. Работа над проектом позволяет объединить усилия
родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач. Главное же умение,
которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие
задания,
комфортная
структура
занятия,
познавательные
и
развивающие,
экскурсии,
коллективные обсуждения.
Методы
воспитания:
беседы,
метод
примера,
педагогическое
требование,
создание
воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ
результатов.
Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в процессе обучения,
выставки, участие в конкурсах, научных конференциях.
Методы
фантазирования
-
научить
детей
делать
фантастические
преобразования
объекта, по какому-либо признаку. Я использую несколько методов с элементами развития
творческого мышления:«Метод ассоциаций», «Методом фокальных объектов», «Круги на
воде»,
«
Бином
фантазии»,
«
Произвольная
приставка»,
«Что
потом?»,
«Творческая
ошибка», «Оживление» «Увеличение и уменьшение», «Ускорение - замедление», приемом
«Робинзона», приемом «Наоборот», приемом «Связки антонимов».
ФГОС
второго
поколения
акцентирует
внимание
на
обеспечении
условий
для
развития
личности
обучаемых,
стимулируя
тем
самым
инновационные
аспекты
деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться
самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология творческого мышления
акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего,
который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни.
Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и
готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от
латинского
–
“сотворение”).
Поэтому
в
деле
воспитания
и
образования
понятие
“творчество” обычно связано с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Овладение
языком,
речью
–
необходимое
условие
формирования
социально
активной
творческой
личности.
Поэтому
одной
из
наиболее
значимых
задач
на
современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи. Без сомнения, основной
базой для достижения этой задачи служат как уроки литературного чтения и русского
языка, так и внеурочная работа по этим предметам. Здесь дети учатся говорить, слушать,
сочинять, рассуждать, доказывать.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками,
необходим
огромный
труд
педагога.
Я
полагаю,
что
ребенок
только
тогда
точно
и
выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда
урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького
человека.
Чтобы
действительно
достичь
желаемого
результата
деятельность
учителя
должна отвечать определенной системе требований:
творческое развитие доступно каждому ребенку;
создание атмосферы общей культуры в школе;
доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная,
наводящая;
высокий уровень познавательных интересов учащихся, игровые методики учителя.
Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как
личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску. Полностью согласна с
высказыванием Л.Н. Толстого в том, что “Если ученик в школе не научится ничего
творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”. Чтобы развивать творческое
мышление использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды
деятельности
–
учёбу
и
игру.
Игра
дает
простор
детской
фантазии,
поощряет
самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и
творчества.
Особенно
это
важно
на
первых
этапах
обучения
ребенка.
Деятельность
учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии речи и творческих способностей
школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление
успешностью
обучения
учащихся
и
развитием
творческих
способностей,
учитель
сталкивается с общими противоречиями между:
традиционными
методами
и
приёмами
обучения
младших
школьников
и
необходимостью
внедрения
новой,
прогрессивной
системы
обучения,
реально
необходимой на современном этапе развития общества;
имеющимися
у
младших
школьников
знаниями,
умениями
и
навыками,
полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом
учебного времени.
Считаю,
что
своей
системой
работы
я
разрешаю
эти
противоречия.
Прежде
чем
приступить к работе над формированием познавательных и творческих способностей
учащихся
своих
классов,
я
проанализировала
методы
применимые
в
разных
видах
деятельности, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского
языка. Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные,
поисковые, исследовательские, практические ориентированные на реальные практические
результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. А
также отобрала следующие формы организации учебного пространства:
индивидуальные (сочинение, “рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге, сиквейн)
индивидуально-групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация,
исследовательский проект);
парные
(парное
взаимодействие,
в
парах
сменного
состава:
рассуждение
в
доказательствах);
групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого
мышления и организации творческой деятельности вообще).
Много внимания в своей деятельности, для развития творческих способностей, уделяю
работе над словом, так как слово – это часть строительного материала нашей речи. Мы
говорим: слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить! На уроках русского языка
давала такие задания: “Выпишите слова добрые в один столбик, слова злые в другой
столбик”. Произнесите любое слово для себя и запишите его. Как вы считаете, доброе оно
или злое? Использую в работе упражнение «Радуга слов» детям предлагается записать
«красные», «сладкие», смешные», «мягкие» « влажные слова»
слова и т.д. А теперь
пофантазируйте:
что
произнесённое
вами
слово
превратилось
в
магнит
(прием
фантазирования «Круги на воде»). Оно может притягивать, присоединять другие слова.
Назовите слова, которые притягиваются к вашему слову. Образуется “магнитное” поле
слов, у всех оно может насчитывать разное количество слов в зависимости от типа
мышления,
уровня
речевого
развития,
воображения,
жизненного
опыта.
Проводя
систематически, постоянно усложняя и добавляя новые этапы работы, уже к четвёртому
классу
у
учащихся
складывается
определённая
система
работы
над
словом,
то
есть
алгоритм:
1.
Воображаю, что слово – магнит.
2.
Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.
3.
Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).
Уже на уроках обучения грамоте мы наблюдаем за словами, сравниваем их. Даю такие
задания: расскажи все, что ты знаешь об этом слове; найди как можно больше сходств и
отличий;
сочини
сказку
как
появилось
это
слово;
сочиняем
новые
слова,
придумай
звукоподрожающее слово ( ручеек-журчеёк). Чтобы “разговорить” всех учащихся очень
часто
играем
в
игру
“Театр”.Здесь
же
на
уроках
учимся
культуре
речи,
умению
регулировать
силу
голоса,
темп,
мимику.
С
первых
дней
обучения
начинаю
учить
учащихся рифмовать слова. Даю задание и на дом “закончить рифму”, дети удивляются
тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные
стихи.
И
здесь
ребята
применяют
все
свои
знания,
доказывая,
что
это
получилось
стихотворение. Для развития творческого мышления знакомлю учащихся с приемами
фантазирования
Дж.Родари
(
«Круги
на
воде»,
«
Оживление»,
«Что
потом?»
и
т.д.)
Игровые
моменты,
творческие
задания
и
занимательные
упражнения
–
пример
творческого подхода к звучащему слову. Творческие задания возбуждают “умственный
аппетит”, формируют положительное отношение к учебной деятельности. Задания такого
вида
следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на
интересную
работу, а потом взять и бросить.
Сочинения совершенствуют письменную речь, развивают фантазию, воображение,
реализуют желания ребенка привлечь к себе внимание одноклассников. Очень любят мои
учащиеся сочинения на определённое правило. Например: “Сочинение о частях речи»,
“Сочинение – сказка”, “Сочинение от лица какого-то предмета”, “Мастерская имени” и др.
Мини сочинение «Где прячется настроение?» Клименко Максим 2 «А» класс написал:«В
хвостиках веселых щенков, в облаках, в запахе свежеиспеченного хлеба или в чашке
крепкого кофе, в удачном дне, в паре новых кроссовок. У каждого свой «сейф» с хорошим
настроением».
Для того чтобы уроки развития речи стали «живыми», использую следующие виды работ :
1. Свободное сочинительство-пиши, что хочешь!
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы
можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с
дневниками литературных героев .
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только
ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть
воплощены в рисунок.
4. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность
подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-
описания.
При планировании уроков русского языка и литературного чтения продумываю
каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог
высказаться. Например: Расскажи всё, что ты знаешь об этом предмете? (Песталоцци
писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти
разных сторон, чем изучение десяти различных предметов рассматриваемых один раз.)
При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или
рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”, а также из
урока в урок учу детей находить основную мысль в готовом тексте.
На
уроках
литературного
чтения
использую
элементы
технологии
развития
критического
мышления
«
Тонкие
толстые
вопросы»,
«
Лови
ошибку»,
«
Дерево
предсказаний», « Чтение с остановками» и т.д. Работая над своей темой, пришла к выводу,
что
наиболее
благоприятными
условиями
для развития
творческих
способностей
учащихся являются творческие задания, придуманные самими учащимися.
Поэтому
сначала учимся коллективно придумывать творческое задание к тому или иному тексту и
выполняются первые задания на сугубо добровольных началах, такие как: составить
памятку
для
главного
героя;
написать
рекламу
к
произведению,
нарисовать
афишу,
отправить
телеграмму
главному
герою
и
т.д.
Включение
в
структуру
урока
таких
подготовительных заданий создаёт возможность вовлечь в посильную для них творческую
деятельность,
которая
является
необходимым
условием
формирования
различных
творческих качеств мышления. У каждого ребёнка есть способности и таланты. После
выполнения
первых
работ,
видя,
как
это
интересно,
какую
похвалу
учителя
и
аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все.
С первого класса завожу с учащимися “Читательский дневник”, где не без участия
родителей ежедневно записывается или зарисовывается, что было прочитано дома вместе
с родителями. Дети участвуют в конкурсе «Оживи букву», «Добрый Алфавит». Это даёт
возможность учащимся пофантазировать, используя приемы фантазирования Дж. Родари.
Со
второго
класса,
дети
не
только
пересказывают
прочитанное,
но
и
дают
отзыв
о
прочитанном, что развивает устную речь учащихся. Очень любят мои учащиеся готовить
карточки и тесты для уроков русского языка, литературного чтения для своего соседа. Но
задания должны соответствовать определенным требованиям: выглядеть привлекательно и
соответствовать нашим знаниям (если не можешь выполнить задание сам – не предлагай
его
товарищу).В
3-4
классах
заводим
«Творческий
читательский
дневник»,
где
на
усмотрению
детей
даются
творческие
задания
которые
они
могут
выполнить
по
прочитанному
произведению.
«Бортовой
журнал»,
«Мои
догадки
и
впечатления»,
«Путевые заметки», «Письмо читателю», и т.д. Обязательность выполнения домашнего
творческого задания, для детей переходит в норму, у детей развивается любовь к чтению,
умение пользоваться художественной литературой.
Работа над словом идет не только на уроках русского языка, но и на уроках
литературного чтения. Начиная со второго класса (хотя уже в первом классе направляю
внимание детей на какую-то работу со словом, привлекаю внимание на работу с текстом),
работа с текстом, предполагает различные направления, причем на одном уроке можно
использовать все направления сразу, можно использовать выборочно направления, меняя и
повторяя их ежеурочно. Эти виды работы с текстом на уроках литературного чтения
развивают
и
активизируют
у
учащихся
познавательную
и
творческую
деятельность,
дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения. Приведу
пример направлений работы с текстом: пересказывание от другого лица; чтение цепочкой
по
предложениям,
по
абзацам;
нахождение
отрывка
к
рисунку;
ответы
на
вопросы;
нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы , чтение самого интересного
отрывка;
чтение
и
установление,
что
правдиво,
а
что
вымышлено;
нахождение
предложений, которые стали поговорками; беседа с сопровождением выборочного текста;
чтение о том, чем понравилось произведение; чтение по ролям; чтение с пометками;
нахождение и чтение образных слов и описаний; кто быстрее в тексте найдёт слово на
заданное правило; нахождение самого длинного слова; конкурсное чтение, и др.
Главное
в
детском
творчестве
–
это
огромная
радость,
которую
оно
несет
и
учителю, и ученику.
Библиографический список:
1.
Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс,
2009.
2.
Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 2013.
3.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 2012.
4.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
5.
Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа,
2012 № 11.
6.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002.
7.
Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа,
1994 № 11.
8.
Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная
школа, 1991 № 9.
9.
Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992.
10.
Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках
литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5.
11.
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших
школьников. - М.: Владос,2000.
12.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.
13.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002