Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе
Автор: Булаковская Анна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЦГ СОШ Населённый пункт: город Родники Ивановская область Наименование материала: статья Тема: Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе Раздел: начальное образование
2.4. Сравнительная характеристика уровня обученности учащихся на уроке
математики с.18-19
Заключение. С.19-21
Список использованной литературы. С.22-23
2
Введение
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной
жизни
вызвали
необходимость
разработки
новых
подходов
к
системе
обучения
и
воспитания
школьников.
С
этой
целью
рассматривается
содержание
школьного
образования,
создаются
новые
учебные
планы,
программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации
обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических
пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражения современные
проблемы,
разрабатываемые
в
дидактике
и
методиках
преподавания
различных учебных дисциплин.
Современная
школа
призвана
научить
ребенка
познавательной
мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной
информации.
Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся
поиски
в
области
интегрированных
форм
учебных
занятий
в
начальных
классах.
Традиционная
образовательная
практика
обучения
проходит
в
рамках
изолированных
учебных
предметов,
хотя
все
эти
предметы
в
начальных классах ведутся одним учителем.
Анализ теории и практики начального образования с позиции
интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить
следующие противоречивые
тенденции
в
современной
педагогике
и
методике:
– провозглашенные
цели
развивающего
обучения
еще
не
связываются
с
развивающим
потенциалом
целостного
изучения
явлений
природы
и
общества в содержании начального образования;
– педагогические
поиски
в
области
организации
интегрированных
форм
учебных
занятий
не
всегда
сочетаются
с
развивающим
потенциалом
межпредметных связей в начальном образовании.
Наличие
этих
проблем
послужило
основанием
для
выбора
темы
исследования: «Межпредметные связи на уроках математики».
3
Цель
данной
работы
–
формировать
познавательные
интересы
учащихся средствами межпредметных связей на уроке математики.
Гипотеза: обучение учащихся математике будет эффективным, если:
– учитель
будет
владеть
современной
теорией
и
практикой
обучения
учащихся;
– создана хорошая материальная база для процесса обучения математике.
В
соответствии
с
целью
были
намечены
следующие задачи
исследования:
1. проанализировать процесс использования межпредметных связей в
начальной школе;
2. определить роль и место использования межпредметных связей на
уроках математики;
3.
разработать
методические
материалы,
позволяющие
показать
значимость межпредметных связей на уроке математики и способствующих
активизации
познавательной
активности
учащихся
(конспекты
уроков,
презентации и др.).
4.
мониторинг
отслеживания
уровня
мотивации
на
разных
этапах
работы.
Исследование проводилось в несколько этапов :
1 этап (2010-2011 гг.) – подготовительный:
-изучение
и
анализ
научной
и
учебно-методической
литературы
по
проблематике исследования;
-изучение и обобщение педагогического опыта;
-подготовка экспериментальной базы;
-обоснование цели, определение задач исследования;
-разработка гипотезы;
- разработка комплексной диагностики для учащихся.
2 этап (2011-2012 гг.) – опытно-экспериментальный:
-проведение констатирующего этапа эксперимента (анкетирование, опрос,
наблюдение);
-уточнение гипотезы исследования;
-осуществление
содержания
экспериментального
обучения,
учебно-
экспериментальных материалов, комплекса заданий и упражнений;
-проведение формирующего этапа эксперимента;
- проведение сравнительного анализа на основе мониторинга (качество
знаний по предмету).
3 этап (2012-2013 гг.) – подведение итогов:
4
- проведение контрольного этапа эксперимента;
- наметить перспективы дальнейшей работы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Глава
1.
Теоретические
основы
межпредметных
связей
на
уроке
математики
1.1.
Сущность
межпредметного
подхода
как
научно-методическая
категория
Современное
общество
постепенно
переориентирует
цели
развития
человека
с
чисто
научно-технического
прогресса
на
реализацию
возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается
тенденция
гуманизации
общественных
отношений.
Более
всего
в
этом
нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в
области человекознания подтверждают, что главное назначение образования
состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.
Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят
на
уровне
учебного
предмета
и
учебной
информации
(А.С. Антонов,
Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В. Усова и др.).
Однако
научно
обоснованное
построение
содержания
требует
отбора
и
структурирования
учебной
информации,
что
приводит
к
поэтапным
технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.
В
исследованиях
ряда
ученых
разработаны
отдельные
аспекты
проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании
(М.Н. Берулава,
Е.И. Бражник,
Б.Н. Воронин,
А.И. Еремин,
А.Я. Данилюк,
С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин
и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными
связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.
Исходя
из
анализа
научно-методической
литературы,
на
мой
взгляд,
наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф.
Федорцом:
«Межпредметные
связи
есть
педагогическая
категория
для
обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами,
явлениями
и
процессами
реальной
действительности,
нашедших
свое
отражение
в
содержании,
формах
и
методах
учебно-воспитательного
процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную
функции в их органическом единстве».
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить
как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи
находят отражение в концепции современного школьного образования. Но
5
решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета.
Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции
учебных
дисциплин
(интегрированные
курсы,
интегрированные
уроки),
которая
позволяет
учащимся
достигать
межпредметных
обобщений
и
приближаться к построению модели общей картины жизни. В современной
науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и
раскрытию общности объектов познания.
Пот ребно сть
в
синте зе
научных
знаний
обусловлена
в с е
увеличивающимся
количеством
комплексных
проблем,
стоящих
перед
человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением
знаний
из
различных
отраслей
науки.
Ставится
вопрос
о
формировании
нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого
для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке
системы знаний, развивает способность к их переносу в жизнь.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в
одном
задании
знаний
из
разных
областей
является
реализацией
межпредметных
связей
в
обучении.
Именно
они
наиболее
эффективно
решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся
об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе. Задача
формирования
понятий,
общих
для
разных
учебных
предметов,
которая
является объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик
углубляет
свои
знания
о
признаках
опорных
понятий,
обобщает
их,
устанавливает причинно-следственные связи.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
-Методологическая функция выражена в том, что только на их основе
возможно формирование у учащихся познавательных взглядов на природу,
современных
представлений
о
ее
целостности
и
развитии,
поскольку
межпредметные
связи
способствуют
отражению
в
обучении
методологии
современного
естествознания,
которое
развивается
по
линии
интеграции
идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
-Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с
их помощью учитель
формирует такие качества знаний учащихся, как
системность,
глубина,
осознанность,
гибкость.
Межпредметные
связи
выступают как средство развития математических понятий, способствуют
усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
-Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в
развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной активности и мотивации, самостоятельности и интереса к
6
познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную
инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
-Воспитывающая
функция
межпредметных
связей
выражена
в
их
содействии
всем
направлениям
воспитания
школьников
в
обучении
математики.
На уроках математики учитель, опираясь на связи с другими
предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения,
который
влияет
на
отбор
и
структуру
учебного
материала
целого
ряда
предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы
обучения,
ориентирует
на
применение
комплексных
форм
организации
обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса
.
1.2.
Особенности межпредметных связей в учебном процессе
Межпредметные
связи
функционируют
в
процессе
обучения
как
существенный
фактор
активизации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся, который качественно преобразует все ее компоненты.
Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается
путем
обучения
обобщенным
способам
познавательной
деятельности,
позволяющим
решать
новые
задачи
с
опорой
на
общие
ориентиры
характерные для целого класса явлений.
Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не
должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в
пустые абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и
способов
действий,
повышая
активность
и
успешность
деятельности,
усиливает
и
ее
познавательную
мотивацию,
особенно
при
решении
творческих,
нестандартных
задач.
У
ученика
возрастает
интерес
к
собственному процессу мышления, к его операционной стороне.
«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных
познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более
значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В
связи
с
этим
повышается
и
ценность
нового
«межпредметного»
вида
познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.
Выдвижение
перед
учащимися
учебных
и
познавательных
задач
при
установлении межпредметных связей значительно активизирует познание.
Такую задачу необходимо осознать и решить как межпредметную. Ученик
должен
установить
связи
между
элементами,
относящимися
к
разным
предметным
системам
знаний.
Это
требует
активной
умственной
деятельности,
напряжения
его
памяти,
мышления,
эмоционально-волевых
процессов, развития воображения и речи.
7
Межпредметные
связи
—
важнейший
фактор
оптимизации
процесса
обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей
и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного
использования организационных форм обучения, а также целенаправленной
перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая
перестройка с учетом межпредметных связей направлена на формирование
активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает
реализацию
единства
образовательных,
развивающих
и
воспитывающих
функций
обучения;
единство
идейно-теоретиче ского,
н ау ч н о -
мировоззренческого
содержания
обучения
и
активную
у ч е б н о -
познавательную деятельность учащихся.
1.3.
Дидактические требования к межпредметному уроку
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-
познавательную
задачу,
для
решения
которой
необходимо
привлечение
знаний из других предметов.
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность
учащихся по применению знаний из других предметов.
3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на
объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого,
обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов.
Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в
необходимости привлечения знаний из смежных предметов.
5.
Межпредметный
урок
должен
вызывать
положительное
отношение
учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из
разных курсов.
6.
Межпредметный
урок
всегда
должен
быть
нацелен
на
обобщение
определенных
разделов
учебного
материала
смежных
курсов.
Поэтому
целесообразно
использовать
различные
формы
организации
обучения,
обеспечивающие
обобщающие
функции
межпредметных
связей:
комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-
конференции, уроки-«путешествия», семинары, экскурсии и др.
1.4.
Межпредметная связь в процессе обучения
8
1.4.1. Взаимосвязь уроков математики с окружающим миром
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. И приятно
осознавать,
что
эта
книга
не
имеет
последней
страницы.
Вспоминаются
замечательные
строки
писателя
Леонида
Леонова:
«Человек,
который
понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он
прошел душевный университет».
Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была
открытой
книгой
и
чтобы
они
умело
пользовались
ею.
Поэтому
нужно
работать
над
внедрением
экологических
знаний
не
только
на
уроках
окружающего
мира.
Решение
задач
на
экологическую
тему
развивает
у
учащихся
интерес
к
природе,
воспитывает
пытливых,
любознательных
людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы
зависит здоровье человека.
(Приведу пример: в сутки автомобиль способен выбросить в воздух
примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить
в воздух 8 автомобилей за 10 суток?).
Целенаправленное
осуществление
связи
уроков
математики
и
окружающего мира позволяет углубить знания по этим предметам и в то же
время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции
уроков математики.
Используя
разные
масштабы
для
составления
чертежа
к
задаче,
учащиеся
не
только
приобретают
навыки
пользования
масштабом,
но
и
понимают практическое значение потребности выражать меньшие единицы
измерений величин в большие – в меньшие.
После ознакомления с темой «Формы земной поверхности» создаются
условия для составления задач, содержание которых знакомит учащихся не
только с названием гор, но и с их числовой характеристикой.
На
уроке
обучающиеся
выполняют
математические
действия,
используя различные способы задания и описания алгоритмов, чередуя эту
работу с получением информации в форме беседы о животных, о событиях, о
родном крае.
(Центр
нашей
области
удалён
от
Москвы
на
320
км.
Скорость
пассажирского
поезда
80
км/ч.
За
какое
время
можно
преодолеть
это
расстояние, если во время пути будет 3 остановки
по 5 минут и две
остановки по 10 минут.).
9
Это дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить
межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Программой
предусмотрено
ознакомление
учащихся
с
некоторыми
величинами и их измерением. Без величин нельзя изучать природу, реальную
действительность.
Знания
о
величинах
и
их
измерениях
являются
отражением
объективных
законов
природы.
Чтобы
глубже
их
осознать,
понять
их
материальные
истоки,
мы
обращаемся
к
истории
измерений
некоторых
величин.
На
уроках
математики
дети
узнают,
как
в
нелегком
диалоге с природой человеку в далекие исторические времена приходилось
постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. В связи с
изготовлением
простейших
орудий
труда,
со
строительством
жилищ
и
добыванием пищи с незапамятных времен возникает необходимость измерять
расстояние, а затем площади, емкости, массу, время. Подобно тому, как при
счете человек пользовался вначале пальцами ног и рук, так и при измерении
расстояний он прибегал к рукам и ногам. И о том, что самыми древними
«часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались,
оказалось солнце, А ночью определяли время по звездам, люди заметили, что
звезды медленно перемещаются, кроме одной звезды, она затем получила
название Полярной.
1.4.2. Взаимосвязь уроков математики с литературным чтением
Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с языком
математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.
Кроме
того,
в
математике,
как
и
в
любом
другом
языке,
существуют
определенные правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает
правила
использования
математических
знаков
в
выражениях,
равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка.
Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
Основной
акцент
в
начальном
обучении
математике
должен
быть
поставлен на понимание младшими школьниками смысла математических
понятий,
на
умение
устанавливать
семантические
отношения
между
понятиями, терминами и символами. Большая часть математических знаков
наглядно отражает смысл математических понятий. Анализ таких знаков
помогает не только понять причины того или иного обозначения данного
понятия,
выявить
основы
образования
математического
знака,
но
и
способствует
более
глубокому
и
прочному
усвоению
содержания
математических
понятий.
Работа
со
значением
математического
знака
непременно должна присутствовать при изучении каждого математического
понятия. Она может осуществляться в самых различных формах. Некоторые
из них – написание математических сочинений, сказок и составление загадок.
Сочинения
нацелены
на
раскрытие
признаков,
свойств
того
или
иного
математического объекта или явления, а также описание какого-либо акта
10
математической
деятельности.
Сочинения
могут
быть
основаны
на
наблюдениях
учащихся,
на
их
личных
впечатлениях
или
на
анализе
справочной и научно-популярной литературы.
Работа над математической сказкой начинается с выбора ее героев и
сюжета. Герои математических сказок – различные математические объекты:
геометрические фигуры, числа, цифры и др. Анализ свойств выбранных в
качестве героев сказки математических объектов способствует оценке их
возможных приключений. Так, например, приключения Колобка могут быть
связаны с изменением формы, названия, с процессом нахождения числовых
значений, характеризующих его величину (площади, периметра и т.п.) А
числами могут производиться какие-то сказочные арифметические действия,
изменение их «внешнего вида» (цифрового обозначения) и др.
Целью загадок является такое описание математического объекта, его
свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или
символ. Для этого от учащихся требуется выделить существенные свойства
описываемого
понятия
или
математического
объекта,
затем
дать
им
словесную характеристику, не называя объект. Например: эту цифру можно
поставить с «ног» на «голову», но значение числа не изменится.
Рассмотренные формы работы предполагают обращение младшего
школьника
к
своему
опыту,
отражение
собственного
понимания
семантического
смысла
математических
терминов
и
символов,
что
способствует
более
глубокому
осознанию
сущности
математических
понятий.
Данные
виды
работы
ориентированы
на
развитие
творческих
способностей,
воображения,
на
формирование
положительных
эмоций
и
мотивационной сферы обучения математики.
1.4.3. Взаимосвязь уроков математики с технологией
Опыт показывает, что хорошие результаты дает включение учащихся в
подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети
изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых –
формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и
способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности
необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные
фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о применении этих
форм в изделиях и устройствах различных видов – плоскостных и объемных.
Наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей
могут быть созданы при органичном соединении обучения математики и
работы
с
бумагой
и
картоном,
которая
позволяет
осуществлять
как
плоскостное, так и объемное моделирование.
11
Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях.
Экономические
сведения
помогут
лучше
понять
особенности
труда
в
промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и,
кроме того, осознать важность профессий.
Глава
2.
Опытно-экспериментальные
основы
межпредметных
связей на уроках математики
2.1. Тематическое планирование межпредметных связей
В своей работе проблемой межпредметных связей на уроках математики я
занимаюсь не так давно и хотелось бы на примере нескольких тем показать
как я это делаю.
Тема урока
Формы и
методы
Межпредметные связи
Периметр
прямоугольника
Беседа,
творческие
задания,
кроссворд
Музыка – разучивание и
исполнение гимна России.
Труд – изготовление модели
флага России.
ИЗО –создание рисунка на тему
«Россия – Родина моя».
Окружающий мир – знакомство
с символами государства.
Решение задач
на
экологическую
тему
КВН, беседа,
проблемная
ситуация
Труд-изготовление модели
леса(объемная аппликация)
Сложение и
вычитание в
пределах 100.
Решение задач
про животный
мир.
Урок
путешествие в
зимний лес,
кроссворд,
тематическая
беседа
Окружающий мир-наблюдение
за жизнью животных зимой
Изо-создание рисунка на тему:
Зимний лес
Числа от 1 до
100
Урок –игра:
путешествие в
лес
Окружающий мир-беседа об
осеннем лесе о роли леса в
жизни человека
Труд- осенние листья
(аппликация)
12
Периметр
многоугольника
Проектная
деятельность
младших
школьников.
Труд-построение
прямоугольника с помощью
линейки, нахождение его
периметра.(изготовление
коробочки)
Взаимосвязь
сложения и
умножения
Урок –
путешествие в
мартовский лес
Окружающий мир-наблюдение
за изменениями,
происходящими в природе
весной.
ИЗО- картинки весны
Решение
текстовых задач
«В космонавты
держим путь»
-урок игра,
тематическая
беседа
ИЗО-«Космический корабль»-
рисование по представлению
Окружающий мир-«Что мы
знаем о космосе»
Табличное
умножение и
деление .Урок
закрепления
знаний.
Путешествие в
страну
литературных
героев.
Литература-урок викторина «О ,
уж эти сказки!»
Труд- создание композиции
«Моя сказка»
В
дальнейшем
я
планирую
как
можно
больше
и
чаще
использовать
межпредметные связи в своей практике и делиться своими наработками с
коллегами.
Включение
межпредметных
связей
в
учебный
процесс
придаёт
качественную
специфику
всем
компонентам
учебно-познавательной
деятельности
ученика;
способствует
систематизации,
углублению
знаний
учащихся.
Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как,
какими способами включаются знания из других предметов
в изучение
нового или закрепление учебного материала.
Положительные стороны данной разработки -- это формулировка цели и
задач
урока
с
учетом
межпредметных
связей;
формулировка
конкретных
вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний.
Составляя поурочные планы, мне важно знать, что учащиеся уже освоили из
необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено
подготовки и осуществлению межпредметных связей и является одним из
средств их реализации в практике обучения школьников.
13
2.2.Формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках
межпредметных связей
Задачи:
1)
показать
связь
личностных
результатов
и
универсальных
учебных
действий с содержанием учебных методов, используемых технологий и форм
работы.
2)
определить
перечень
личностных
и
метапредметных
результатов
образования.
3)охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных
результатов и универсальных учебных действий.
Предмет «Математика» в рамках межпредметных связей направлен прежде
всего на развитие
познавательных
универсальных учебных действий.
Именно этому учит «использование начальных математических знаний для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки
их
количественных
и
пространственных
отношений»,
«овладение
основами логического и алгоритмического мышления». У этого предмета
есть
ещё
одна
важная
роль
–
формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет
учит
читать
и
записывать
сведения
об
окружающем
мире
на
языке
математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в
устной и письменной речи для коммуникации.
а) Личностные результаты
В возрасте 7–8 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их
реальная
жизнь
совпадает
с
ведущим
видом
деятельности.
В
каждой
конкретной
ситуации
надо
уметь
самому
выбирать,
как
поступить,
и
оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на
многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он
узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.).
Типовые
задания,
нацеленные
на
личностные
результаты,
которые
я
использую на уроках.
Математика
1. Математики неразрывно связана с личностными результатами, так как
основой формирования человека как личности является развитие речи и
мышления. Задания учебника ориентированы на достижение личностных
14
результатов,
так
как
они
предлагают
не
только
найти
решение,
но
и
обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые
инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»)
2. В
курсе математики присутствуют уроки, построенные на проблемной
технологии. В этом случае, дети научатся работать таким образом, у них
формируется
понимание
ценности
человеческого
взаимодействия,
сформированного
как
команда
единомышленников,
ценности
личности
каждого из членов этой команды. (В учебнике все задания, которые можно
использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?».)
б) Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие
организационных
умений
осуществляется
через
проблемную
технологию
освоения
новых
знаний.
Проектная
д е я т е льно с т ь
предусматривает
как
коллективную,
так
и
индивидуальную
работу
по
самостоятельно
выбранной
теме.
Данная
тема
предполагает
решение
жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем).
Типовые
задания,
нацеленные
на
регулятивные
универсальные
учебные
действия, которые я использую на уроках.
Математика
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений.
Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений
является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм
работы по достижению поставленной цели.
Проблемные ситуации на уроках математики строятся на затруднении в
выполнении нового задания, система поводящих диалогов позволяет при
этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях,
вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом
цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
в) Познавательные универсальные учебные действия
Наглядно-образное
мышление,
свойственное
детям
младшего
школьного
возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину
мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях.
Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных
учебных действий
15
Математика
1. Большое количество математических задач может быть понято и решено
младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию
вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят
учащихся с общепринятыми в математике моделями, а учебники 2–4 классов
дополняют
эту
линию
и
учат
детей
самостоятельному
созданию
и
применению моделей при решении предметных задач.
2. В учебнике математики используются продуктивные задания, требующие
целенаправленного
использования
и,
как
следствие,
развития
таких
важнейших
мыслительных
операций,
как
анализ,
синтез,
классификация,
сравнение,
аналогия.
(Все
задания
учебника,
сопровождающиеся
инструкциями
«Сравни»,
«Разбей
на
группы»,
«Найди
истинное
высказывание» и т.д.)
3. Учебник содержит
также задания, позволяющие научить школьников
самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать
познавательные универсальные учебные действия
г) Коммуникативные универсальные учебные действия
Развиваются
базовые
умения
различных
видов
речевой
деятельности:
говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том
числе посредством технологии продуктивного чтения
на межпредметных
уроках.На
уроках,
помимо
фронтальной,
используется
групповая
форма
организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и
совершенствовать их коммуникативные умения.
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные
действия
Математика
В
курсе
математики
можно
выделить
два
тесно
взаимосвязанных
направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной
речи
и
развитие
комплекса
умений,
на
которых
базируется
грамотное
эффективное взаимодействие.
1.
Задания,
сопровождающиеся
инструкциями
«Расскажи»,
«Объясни»,
«Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
16
2.
К
формированию
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников
в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения
знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового
штурма и т.д.)
2.3. Сравнительная характеристика познавательных интересов
В рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента было
проведено
анкетирование
учащихся.
Цель
анкетирования:
определить
уровень
школьной
мотивации.
В
данном
эксперименте
участвовало
26
человек. По результатам анкетирования были получены следующие данные.
Результаты представлены в таблице №1 и диаграмме №1.
Таблица №1
Сравнительный анализ результатов анкетирования по оценке школьной
мотивации
Уровни
Ноябрь 2010 г.
26 чел.
Май 2011 г.
26 чел.
Ноябрь 2011 г.
26 чел.
Высокий уровень
мотивации
10 чел. (38, 5%)
10 чел. (38,5%)
11 чел. (42,3%)
Хорошая
школьная
мотивация
8 чел. (30,7%)
9 чел. (34,6%)
10 чел. (38,5%)
Положительное
отношение к
школе
7 чел.(26,9%)
6 чел. (23%)
5 чел. (19,2%)
Низкая школьная
мотивация
0 чел. (0%)
1 чел.(3,8%)
0 чел. (0%)
Негативное
отношение к
1 чел. (3,8%)
0 чел. (0%)
0 чел. (0%)
17
школе
Диаграмма №1
Показатели анализа результатов анкетирования по оценке школьной
мотивации
Качественный анализ и интерпретация сравнительного анализа
данных. В результате диагностического обследования можно сделать вывод,
что число учащихся с высоким уровнем мотивации увеличилось (было 38,5%,
стало 42,3%). Сравнительный анализ показал, что учащиеся данной группы
стали
отличаться
высоким
уровнем
познавательных
мотивов,
обладать
стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, ученики
четко
следуют
всем
указаниям
учителя,
добросовестны
и
ответственны,
очень
переживают,
если
получают
неудовлетворительные
отметки
или
замечания. Учащиеся, имеющие негативное отношение к школе перешли в
категорию учащихся, которые имеют положительное отношение к обучению.
2.4. Сравнительная характеристика уровня обученности учащихся
на уроке математики
В рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента была
проведена итоговая контрольная работа в 1-м классе и стартовая контрольная
работа во 2-ом классе.
Цель контрольной работы: определить уровень
обученности по данному предмету. В данном эксперименте участвовало 26
человек.
По
результатам
контрольных
работ
были
получены
следующие
данные. Результаты представлены в таблице №2 и диаграмме №2.
18
Таблица №1
Сравнительный анализ результатов обученности по математике
Показатели уровня
обученности
Май 2011 г.
26 чел.
Сентябрь 2011 г.
26 чел.
Безошибочные работы
10 чел. (38,5%)
10 чел. (38,5%)
1-2 ошибки
8 чел. (30,7%)
11 чел. (42,3%)
3-4 ошибки
7 чел.(27%)
5 чел. (19,2%)
4 и более ошибок
1 чел. (3,8%)
0 чел. (0%)
Диаграмма №2
Показатели анализа результатов обученности по математике
1 «г» - 2 «г» класс
19
По
результатам
анализов
итоговой
и
стартовой
контрольной
работ
видна положительная динамика уровня обученности на уроке математики. Со
стартовой работой во 2-ом классе справились все учащиеся. А количество
учащихся, выполнивших работу с 1-2 ошибками увеличилось (с 30,7% до
42,3%).
Заключение
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении
являются
конкретным
выражением
интеграционных
проце ссов,
происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную
роль
в
повышении
практической
и
научно-теоретической
подготовки
учащихся,
существенной
особенностью
которой
является
овладение
школьниками
обобщенным
характером
познавательной
деятельности.
Обобщенность
же
дает
возможность
применять
знания
и
умения
в
конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной,
так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и
общественной жизни выпускников средней школы.
С
помощью
многосторонних
межпредметных
связей
не
только
на
качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания
учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения,
подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно
поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом
комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме
с
точки
зрения
раскрытия
ее
ведущих
положений
дает
возможность
применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к
конкретным темам изучаемого учебного предмета.
Дальнейшее
улучшение
системы
многосторонних
межпредметных
связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:
планирование
этой
работы
в
школе,
координацию
деятельности
всех
участников
педагогического
процесса;
эффективное
использование
межпредметных
(комплексных)
семинаров,
экскурсий,
конференций,
на
которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами
различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или
нескольких учителей.
Выявление
и
последующее
осуществление
межпредметных
связей
позволяет мне:
20
- снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной
емкости учебных тем.
-
сосредоточить
внимание
учащихся
на
узловых
аспектах
учебных
предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей.
-
осуществлять
поэтапную
организацию
работы
по
установлению
межпредметных
связей,
постоянно
усложняя
познавательные
задачи,
расширяя
поле
действия
творческой
инициативы
и
познавательной
самодеятельности школьников.
- формировать познавательные интересы учащихся средствами
учебных
предметов в их органическом единстве.
- осуществлять творческое сотрудничество между учителем и учащимися.
-
изучать
проблемы
и
вопросы
современности
средствами
различных
предметов в связи с жизнью.
Перспективы моей дальнейшей работы:
1.
Продолжить работу по введению
смежных
тем
по предметам:
математика, окружающий мир, труд.
2.
Систематизировать
знания
из
разных
предметов,
обеспечивая
формирование целостной системы взглядов на мир.
3.
Продолжить работу по диагностике
4.
Распространить педагогический опыт по теме: «Межпредметные связи
на уроках математики в начальной школе».
21
Список использованной литературы
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков
М., 2003. – 324 с.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004. –
278 с.
3.
Андреев В.И. Педагогика
творческого
саморазвития.
–
Казань,
1998
–
318 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. – 337 с.
5. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005. – 441 с.
6.
Бахарева Л.Н. Интеграция
учебных
занятий
в
начальной
школе
на
краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. – №8. – С. 48–51.
7. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988.
– 223 с.
8.
Гурьев А.И.,
Межпредметные
связи
–
теория
и
практика //
Наука
и
образование – Горно-Алтайск, 1998 – №2. – 204 с
9. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного
образования //
Инновационные
процессы
в
системе
современного
образования.
Материалы
Всеросс.
Научно-практ.
конференции
–
Горно-
Алтайск, 2004 – 160 с.
22
10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах //
Начальная школа. – 1989. – №9. – С. 8–10.
11.
Колпакова Г.И. Межпредметные
связи
–
одна
из
форм
активизации
учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. – 1989. – №10–11. –
С. 29–31.
12. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Владос,
2003 – 144 с.
1 3 .
Л а в р у ш и н а А.А. О бу ч е н и е
т е х н о л о г и и
ч е р е з
т в о р ч е с ко е
проектирование //
Педагогические
инновации
в
образовательных
учреждениях
региона:
Тезисы
III
региональной
научно-практической
конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. – с. 119–120.
14. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории – М, 2002. – с. 37–
40.
15.
Петров А.В
Развивающее
обучение.
Монография.
–
Челябинск:
Издательство ЧГПУ «Факел», 1997 – 261 с.
23