Автор: Смелова Наталья Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 29 Населённый пункт: город Калининград Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок вежливости Раздел: начальное образование
Цель; Упражнять учащихся в выполнении правил культурного поведения.
2). Воспитывать уважение и доброе отношение к старшим, товарищам, друзьям.
Оформление: 1). Книжная выставка «В стране вежливых наук»
2). Плакаты со словами: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого,
как вежливость» (Сервантес М.), «Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям» (Руссо Ж.). 3) Слова вежливости.
4) Пословицы. 5) Презентация «Правила поведения»
Ведущий: В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова,
которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и
обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять
настроение. Что же это за «волшебные» слова?
Оказывается, это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Без них просто
невозможно обходиться.
Давайте же сегодня поговорим об этом.
1 ученик:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем
Мы лучше здесь его не назовём.
2 ученик:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
3 ученик:
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
4 ученик:
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну я пошёл, пока, всего».
5 ученик:
Не скажет он друзьям по школе:
«Алёша, Петя, Ваня, Толя».
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».
6 ученик:
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
7 ученик:
Но может быть, он вам знаком?
И вы встречались с ним где-либо?
Тогда скажите нам о нём,
А мы…Мы скажем вам «спасибо»!
Ведущий: Вежливость проявляется в соблюдении правил приветствия взрослых и
сверстников при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в
умении пользоваться словами вежливости.
А сейчас посмотрим, как вы умеете пользоваться «добрыми», «волшебными» словами.
1. Когда говорят «спасибо»? (когда за что-либо благодарят)
2. Когда это слово становится «волшебным»? (когда оно приносит другому радость)
3. Каким другим словом можно заменить слово «спасибо»? (благодарю)
4. Какие вежливые слова вы ещё знаете?
5. Когда употребляется слово «пожалуйста»? (если что-нибудь надо попросить)
6. Каким другим «волшебным словом» можно иногда заменить слово «пожалуйста»?
(будьте добры)
Ведущий: Послушайте стихотворение Юсупова «Простите».
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»
«Простите»,- казалось бы, что в нём такого,
И вот ведь какое чудесное слово!
Ведущий: Какое «волшебное» слово помогло папе?
Послушайте стихотворение «Вежлив Витя или нет»
Малыша обидел Витя, но пред школой в стою
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель. Положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
Ведущий: А как вы думаете, вежлив Витя или нет?
Как видите, ребята, одно и то же слово может быть хорошим и не очень, может вредить
вам и помогать.
Это очень хорошо отражено в народных пословицах:
«От одного слова да навек ссора».
«Бритва скребёт, а слово ранит».
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Как вы их понимаете?
А сейчас попробуем решить несколько задач.
1.
По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы
отдохнуть. Двое мальчиков начали подражать походке старика ( сгорбились, стали
шаркать ногами, смеяться).
Что бы вы сказали таким мальчикам?
2.
Учитель разговаривает с посторонним человеком. «Марина Ивановна»,-
обращается Наташа к учителю, - я забыла дома тетрадь по математике…»
Ответьте, что ещё забыла девочка?
3.
Бабушка говорит Коле, что ему пора уже спать. Коля хнычет: « Не хочу спать! Я
ещё немного поиграю». Бабушка беспокоится и снова напоминает мальчику, что
время позднее и пора спать.
Что вы можете посоветовать Коле?
4.
Мальчик крикнул прохожему ; «Сколько время?»
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие? (спрашивать надо
спокойно; обращаться со словами «извините, пожалуйста»; говорить «который час»)
5.
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
(уступает тот, кто вежливее)
6.
Прозвенел звонок на перемену. Учительница сказала: «Урок окончен!» Несколько
мальчиков с криками: «Ура!» сорвались с мест и бросились к дверям.
О каких правилах вежливости забыли ученики?
Стихотворение Б. Заходера «Перемена»
Перемена, перемена! Заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, продремавший весь урок?
Неужели это Вова пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, с ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой! Ой, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел переделать кучу дел.
Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком, на перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил, подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи, попросил списать задачи,
Словом, сделал всё, что мог! Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова. Бедный нет лица на нём!
Ничего! – вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!
Ведущий:
Какие правила поведения нарушил мальчик?
Как видите, ребята, веселиться тоже надо уметь. И что бы ни делали, где бы вы ни
были, всегда следует помнить о том, что вы среди людей, что вам не обойтись без
вежливости, приветливости, деликатности.
Что же обозначают эти слова?
Вежливый – это значит учтивый, соблюдающий правила приличия.
Деликатный человек – это человек мягкий, чуткий, тактичный в отношениях с другими
людьми.
Приветливость проявляется в доброжелательном, радушном, ласковом отношении к
человеку, в добрых делах.
Ученик:
Добрые слова не лень повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой, спешащих к чаю.
Ведущий : А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила поведения в школе
Ученик:
В классе «умный» ученик
Взял изрисовал дневник,
Стены тоже красить стал,
Стул ногою раскачал,
Дверь открыл пинком ноги,
Что неверно? Помоги!
(Нельзя рисовать на стенах в школе. Нельзя качаться на стуле! Нельзя открывать ногой
дверь! )
Ведущий : А кто еще знает правила поведения в школе?
(Нельзя портить школьные учебники! Нельзя бегать на переменах! Нельзя списывать!
Нельзя обижать тех, кто младше! Нельзя болтать на уроках и есть!)
Ведущий : Молодцы! А теперь задание посложнее.
Ученик:
Нет билета у ученика,
Школьник прячется,
Ведь контролера нет пока.
Зайцем он и всех боится!
От кондуктора в углу забился и таится!
Денег жалко, лучше «зайцем» стать!
И билет совсем не покупать!
Ведущий : Правильно ли поступил школьник? Какие правила поведения в транспорте вы
знаете?
(В транспорте нужно покупать билет! Нельзя сорить в транспорте! Надо уступать место
старшим. Нельзя высовываться в окно! Нельзя заходить в автобус с мороженым! Не надо
разговаривать громко. Не наступай на ноги пассажирам!
Ведущий : Все верно. Следующая ситуация:
Ученик:
Пригласили в гости -
Двоечника Славу,
Стол накрыли вкусный,
Стол красив на славу!
Только Слава сообщил:
Ну и кислые же щи!
А салат из овощей
Имеет запах тех же щей!
Есть у вас не буду!
Пусть голодным буду!
Ведущий : Как вы оценили поведение Славы? Какие правила поведения в гостях вы
знаете? (В гостях нельзя критиковать еду, наоборот, нужно хвалить хозяйку и ее кушанья.
А еще в гостях нужно разуваться.
— Надо помочь после праздника убрать хозяйке со стола.
— Нельзя приводить с собой друзей, если позвали только тебя.
— Нехорошо опаздывать.
— Надо мыть руки перед едой.
— Нельзя мусорить в гостях.
— Не стоит надоедать своим присутствием и засиживаться допоздна.
Частушки.
Сценка «Очень вежливый индюк» М. Карапузова.
Объявился в доме вдруг,
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал "Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости -
Поучится вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук.
И жена моя - пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: "Приду, спасибо."
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло."
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
Не идут, нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!"
И добавил с высоты
Своего величия:
"Не усвоили, скоты,
Правила приличия!"
Ведущий:
Есть ещё много правил, которые должен выполнять вежливый и
воспитанный человек.
1)За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр?
2)Как вести себя во время спектакля?
3)Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?
(Прийти в театр следует за 30 минут до спектакля, чтобы, не спеша раздеться в гардеробе,
привести себя в порядок. Проходя к своему месту, идти, следует лицом к зрителям,
предварительно попросив извинения за причиненные беспокойства. С мороженым и
другими продуктами в зал не проходить. Во время представления громко не разговаривать,
не шуметь, и до окончания действия из зала не выходить, если тебе неинтересно - это
невежливо по отношению к артистам и зрителям).
Задания:
1). В театре (пройдите на своё место).
2). Сервировка стола.
Разложить столовые приборы около тарелки . (Слева от тарелки положить вилку, справа
нож и ложку; вилку и ложку кладут вогнутой стороной вниз)
Выпить стакан с компотом . (Сначала выпить жидкость, потом ложечкой съесть фрукты,
если есть косточки, выплюнуть на ложку, а потом положить на блюдце).
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …(спасибо).
2.
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
3.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
4.
Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
5.
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста).
6.
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
Ведущий: Давайте эти прекрасные слова почаще употреблять в нашей речи, чтобы от
них светлее становилось людям, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные
чувства вызывали сказанные слова.
Песня «Улыбка».
Ведущий: Вежливости и отзывчивости надо постоянно учиться. Сегодня вы старались
быть вежливыми, учтивыми друг к другу. Надо быть такими всегда. А чтобы не забыть
основные правила вежливости, давайте послушаем стихотворение С.Я. Маршака
«Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея,
Знал одного ребёнка я гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:
Отняв у младших мячик, он их благодарил,
«Спасибо», - говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Клятва вежливых ребят
1.
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, До свиданья,-
Нет выше званья!
2.
Клянёмся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
3.
Клянёмся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным.
И строгим словом, и целебным.
Ведущий : В мире, где добро и нет невеж,
Где любовь, забота, счастье, свет,
Где мы помогаем всем,
Не должны хамить...
Надо, чтобы Вежливость была,
Чтоб в душе у каждого жила,
Чтоб в душе у каждого жила,
Проще будет жить!!!
Наш урок вежливости окончен. Спасибо. До свидания