Автор: Филатова Татьяна Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№2 Населённый пункт: Республика Саха Якутия г Олекминск Наименование материала: методическая разработка Тема: Риторика 3 класс "Поздравляю Кого? С чем? Как?" Раздел: начальное образование
Цели : формирование представления о тексте поздравления.
Задача:
Образовательные:
знакомствосчастями поздравления: обращение, поздравление,
пожелание и подпись.
уточнять и обогащать словарный запас.
Коррекционные:
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное
речевое дыхание;
развивать внимание и память;
развивать эмоциональную сферу.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию на уроке;
формировать самоконтроль за речью;
формировать коммутикативные навыки.
Оборудование: м/ м оборудование, ноутбук, презентация, карточки с текстом
поздравления.
Ход урока
I.
Организация класса.
Дети сидят по группам.
- Ребята, что такое комплимент? (добрые, приветливые слова, правдивые).
-О чем могут быть эти слова? (похвала внешности, характера, способностей)
-Выскажите (сделайте) комплимент соседу на ушко.
-Приятно ли вам было получать комплименты? Кто сможет поделиться
комплиментом?
- А с какой целью мы делали эти задания? (чтобы быть дружнее)
Упражнения на развитие дыхания
«Футбол», «Лошадка», «Чистим зубы».
Так как мы будем сегодня работать в группах, давайте вспомним правила
работы в группах. ( СЛАЙД №1)
II.
Актуализация. Выход на тему.
(СЛАЙД №2)
-Ребята, посмотрите на эти картинки и ответьте, что их объединяет?
(праздник)
- Ребята, назовите день, когда мы видим торт со свечками? (Д.р.)
-День, когда в доме пахнет мандаринами и шьют карнавальные костюмы?
(Н.Г.)
-День, когда женщинам дарят улыбки и цветы? (8 Марта)
-День, когда поздравляют всех мужчин? (23 февр.)
-Как назвать одним словом эти дни? (праздники)
-Чем отличаются праздники от обычных дней?(дарят подарки, ходят в гости,
поздравляют)
Возьмем слова праздники и поздравлять .
Определите тему нашего занятия.
« Поздравление с праздниками»
- Друзья мои, чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
Задачи: (План)
- узнаем, из каких частей состоит текст поздравления;
- научимся писать поздравление;
- научимся вручать открытку.
- Как вы считаете, эти знания вам пригодятся в жизни?
В какой форме бывают поздравления?(устной и письменной)
III.
Открытие нового знания
- Скажите, из каких частей состоит текст?
- Вы сказали, что поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже
состоит из 3 основных частей: начало, основная часть, концовка.
- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку?
(дорогая мама, уважаемая)
- Эта часть открытки имеет свое название, как вы думаете какое?
(Обращение.)
- Нужно помнить, что обращение должно быть приятным. (Дорогая,
уважаемая, милая, любимая…)
- Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют. Эта
часть не вызывает труда, так как мы указываем название праздника: с
Днем рождения, с Днем защитника Отечества и т.д.
Большую трудность вызывает само пожелание. Над ним мы с вами и
будем работать подробно.
А пока скажите, чем должна заканчиваться открытка? (подписью)
- Как нужно подписаться (твой сын, Ваш ученик …)
- Вот перед вами структура текста – поздравления. (Ракета) ( СЛАЙД №3)
IV. Закрепление новых знаний
- Сравним два поздравительных текста.
На партах лежат тексты (по 2 текста на листочках). Прочитайте тексты про
себя и сравните два поздравление. Обсудите свое мнение в паре.
1.
Дорогая Света!
Сердечно поздравляем тебя с 8 Марта.
Желаем тебе успехов в учебе, счастья, здоровья и праздничного
настроения.
Мальчики 3 класса.
2.
Дорогая наша Света!
Мы рады поздравить тебя с самым весенним праздником: 8 Марта.
Мы хотим, чтобы ты знала, что нам всегда приятно видеть
лучезарность, идущую от тебя повсюду. Нам очень нравится в тебе
доброта, прилежность, аккуратность.
Желаем тебе не изменять твоим замечательным качествам. Побольше тебе
улыбок в этот праздничный день и во все последующие.
Джентльмены 3
класса.
Чем похожи эти два текста? (есть все части: обращение, поздравление,
пожелание, подпись)
Чем отличаются? (Во 2 поздравлении выражена похвала адресата,
качества, которые ценят мальчики класса. Такое поздравление поднимет
настроение.)
- Какое поздравление вам больше понравилось? Почему?
- А теперь вернемся к основной части нашего поздравления – пожеланиям.
Вы уже знаете, что, поздравляя, можно похвалить адресата, выразить
чувство радости от возможности проявить к нему внимание.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата.
Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать
разные пожелания. Давайте подумаем, с каких слов начнем пожелание.
- А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов)
- Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то
поздравления будут неинтересными.
- А теперь давайте посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья.
Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)
- Как же нам это записать? «Желаю солнца» - это звучит некрасиво. Кто
скажет лучше? (желаю яркого солнца, желаю теплого солнца)
- Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он
веселый, бодрый, улыбается. Он хорошо себя чувствует)
- Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок,
хорошего самочувствия.)
- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем
открытку. Ведь мы должны знать человека и знать, в чем и каких успехов он
хочет добиться. Помните, что пожелание должно быть приятным. Если вы
пожелаете другу исправить двойку, то тем самым напомните о
неприятностях. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о
неудачах.
- В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для
написания открытки.
(СЛАЙД№4 )
Как желаем:
Что желаем:
От всей души
Искренне желаю
Хочу пожелать
Пусть
Сердечно
Теплого, ясного солнца, светлого
голубого неба
Много цветов, добра, надежных
друзей
Радости, бодрости, улыбок
Хорошего самочувствия
Успехов в труде, учебе
Новых путешествий
Оставаться такой же доброй,
красивой
V.
Включение новых знаний в систему знаний
1.
Самостоятельная работа в группах.
- Теперь каждая группа попробует составить текст-поздравление.
Используйте для этого опорные слова в столбиках. Я помогу вам выбрать
адресата:
1 группа – поздравить ребят нашего класса с предстоящим окончанием
учебного года.
2 группа – поздравить гостей, присутствующих на уроке с наступлением
весны.
3 группа – скоро день рождения ваших одноклассников. Поздравьте их с
этим праздником.
4 группа – поздравить ветеранов с наступающим праздником 9 мая.
1.
Слушание текстов поздравительных открыток.
2.
Анализ текста.
- Это поздравление порадует адресата?
- Ваши советы авторам открытки.
-А сейчас я приглашаю по 2 участника из каждой группы.
(раздаю листочки с текстами поздравлений и названиями праздников)
1.
Желаю много радости, кучу подарков, верных друзей и веселого
настроения!
2.
Желаю вечной молодости, красоты, любви, море цветов и весеннего
настроения!
3.
Желаю успехов и исполнения желаний в наступающем году!
4.
Желаю оценок высоких, чтоб год пролетел незаметно и чтобы с
отличием встретил ты лето!
VI.
Подведение итогов урока.
Вспомните, как звучала тема нашего урока.
- Какие задачи вы ставили перед собой?
- Вам удалось ответить на все свои вопросы?
Ребята, а давайте посмотрим какие яркие, красивые открытки я
принесла на урок.
И оказывается, в них уже имеется готовый текст – поздравление.
Нужно только написать имя адресата и твою подпись.
Может, мы напрасно весь урок работали? (Высказывания детей)
(СЛАЙД№5)
VII.
Самооценка учащихся работы на уроке.
(СЛАЙД№6)
А моя оценка вашей работы на уроке такого же цвета, как молодая листва
весной на деревьях. Спасибо за работу!
Поблагодарите друг друга за урок улыбкой, рукопожатием.