"Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности
Автор: Мысливская Людмила Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: с.Воздвиженка Уссурийского городского округа Наименование материала: статья Тема: "Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности Раздел: начальное образование
«Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной
грамотности как составляющей информационной культуры личности»
Современный мир пронизан потоками информации. Настоящее и будущее наших
детей
—
это
информационное
общество,
в
котором
невозможно
обойтись
без
современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе
больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им
через зрительный анализатор.
К современным педагогическим технологиям отнесем
интерактивные технологии.
Интерактивные технологии - это технологии, в которых обучение происходит во
взаимодействии
всех
обучающихся,
включая
педагога.
Каждый
вносит
свой
особый
индивидуальный
вклад,
в
ходе
работы
идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности.
Создается
среда
образовательного
общения,
которая
характеризуется
открытостью,
взаимодействием
участников,
равенством
их
аргументов,
накоплением
совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Мы, учителя начальной школы, реализуем основную образовательную программу
начального общего образования. С целью создания условий для широкой адаптации
ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования» включены умения работать
с информацией
,
чтобы не «затеряться» в информационном потоке.
В
«Планируемых
результатах
начального
общего
образования»
(ФГОС
НОО)
говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе
выпускники
приобретут
первичные
навыки
работы
с
информацией.
Они
смогут
осуществлять
поиск
информации,
выделять
и
фиксировать
нужную
информацию,
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать
и
обобщать
информацию,
интерпретировать и преобразовывать ее».
Стандарт подразумевает следующие этапы работы с информацией
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
«Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы,
схемы,
диаграммы,
тексты)
и
создавать
свои
собственные
(сообщения,
небольшие
сочинения,
графические
работы).
Овладеют
первичными
навыками
представления
информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут
использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей
и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических
ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать
решения
на
основе
самостоятельно
полученной
информации,
а
также
приобрести
первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом».
Большое внимание для себя уделяю 2 аспектам:
1.Научить работать с информацией каждого ребенка.
2. Научить работать с информационными ресурсами сети Интернет, т.е. сформировать
информационную культуру личности.
Один из возможных Источников получения информации – библиотека.
На
уроках
обучения
грамоте(чтение)
на
с.18-19
впервые
вводится
понятие
«антонимы» (легко — трудно, быстро — медленно, весело— грустно), «омонимы» - На
березе серёжки. И у Тамары серёжки.
Здесь же происходит знакомство и со словарями
омонимов и антонимов. Работа со словарями продолжается на других уроках. На уроках
русского
языка
дети
знакомятся
с
орфографическим
словарем.
Задания
учебников
предполагают
получение
учащимися
дополнительных
сведений
из
самых
разных
источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы.
На уроках математики на с.106-107 идет работа с источником информации
учебником
«Математика»
Мы
видим
задания№5,№7
составить
примеры,
используя
изображения
модели
чисел
в
виде
рисунков,
маршрутов
движения
фишек.
Каждый
маршрут условный знак
Упражнения, готовящие учеников к решению математических задач с помощью
моделирования. На с.64-65 моделирование задачи с помощью отрезков. А почему мы
разделили отрезок не на равные части.
Процесс
моделирования
задачи
повышает
мыслительную
активность
детей,
способствует развитию логического, абстрактного мышления, а, значит, делает процесс
решения задач более приятным и интересным.
Информация,
полученная
учащимися,
непременно
должна
фиксироваться
и
использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и
способов ее фиксирования.
Это краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п.
Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее
понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций,
лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение
производить анализ, синтез и обобщение.
2 аспект – работа с информационными ресурсами сети Интернет.
Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – это
появление
у
учащихся
интереса,
желание
узнать
и
увидеть
больше.
Компьютер
становится
средством
распространения
и
обмена
информацией
между
учеником
и
учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему
миру.
Я
считаю
одной
из
важных
форм
работы
современного
учителя
создание
и
использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта педагога,
содержащего
интерактивный
материал
для
учащихся,
информационные
задания
для
индивидуальной работы, позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательную
деятельность на уроке, повышает познавательную активность и знания учащихся.
Учащиеся на сайте могут познакомиться с новостями класса, получить задания для
домашней
работы
или
подготовки
к
олимпиадам,
мониторингу.
Большую
помощь
предметный сайт может оказать в саморазвитии ученика. Выполнение занимательных
заданий различной степени сложности, кроссвордов, викторин и многое другое позволяет
учителю создавать условия для самостоятельной работы обучающихся над учебным
материалом. Из многообразия предложенных игр и викторин ребёнок может выбрать те,
которые ему наиболее интересны.
Дети участвуют в конкурсах опубликованных на
сайтах
«Мир
конкурсов»,
«Фактор
Роста»,
«Инфознайка»,
«Эрудиты
Планеты»,
«Продленка», сайт МетаШкола.
Работа
с
информацией
стимулирует
формирование
универсальных
умений,
необходимых
в
жизни
каждому
человеку,
независимо
от
его
профессиональной
ориентации, то есть его информационную культуру. Задача каждого педагога – научить
учащихся владеть информацией для получения знаний.
Грамотное
использование
возможностей
современных
информационных
технологий в начальной школе способствует:
1.
Активизации
познавательной
деятельности,
повышению
качественной
успеваемости школьников.
2. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
повышению уровня комфортности обучения.
3. Снижению дидактических затруднений у учащихся.
4. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.
5.
Развитию
информационного
мышления
школьников,
формирование
информационно - коммуникационной компетенции.
Формирование
информационной
грамотности
–
одна
из
актуальных
задач
начального образования.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования
информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности,
так
как
именно
в
этот
период
происходит
активизация
развития
познавательных
способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих
убеждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3.
Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд.,
перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
Автор: Л.В.Мысливская , МБОУ «ВСОШ№1 »
Уссурийский городской округ