Напоминание

"Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности


Автор: Мысливская Людмила Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: с.Воздвиженка Уссурийского городского округа
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности
Раздел: начальное образование





Назад





«Педагогическое сопровождение обучающихся при формировании информационной

грамотности как составляющей информационной культуры личности»
Современный мир пронизан потоками информации. Настоящее и будущее наших детей — это информационное общество, в котором невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. К современным педагогическим технологиям отнесем интерактивные технологии.
Интерактивные технологии
- это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Мы, учителя начальной школы, реализуем основную образовательную программу начального общего образования. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией , чтобы не «затеряться» в информационном потоке. В «Планируемых результатах начального общего образования» (ФГОС НОО) говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».
Стандарт подразумевает следующие этапы работы с информацией
I. Получение, поиск и фиксация информации II. Понимание и преобразование информации III. Применение и представление информации IV. Оценка достоверности получаемой информации «Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом». Большое внимание для себя уделяю 2 аспектам: 1.Научить работать с информацией каждого ребенка.
2. Научить работать с информационными ресурсами сети Интернет, т.е. сформировать информационную культуру личности. Один
из возможных Источников получения информации – библиотека.

На

уроках

обучения

грамоте(чтение)
на с.18-19 впервые вводится понятие «антонимы» (легко — трудно, быстро — медленно, весело— грустно), «омонимы»
- На

березе серёжки. И у Тамары серёжки.
Здесь же происходит знакомство и со словарями омонимов и антонимов. Работа со словарями продолжается на других уроках. На уроках русского языка дети знакомятся с орфографическим словарем. Задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы.
На уроках математики
на с.106-107 идет работа с источником информации учебником «Математика» Мы видим задания№5,№7 составить примеры, используя изображения модели чисел в виде рисунков, маршрутов движения фишек. Каждый маршрут условный знак Упражнения, готовящие учеников к решению математических задач с помощью моделирования. На с.64-65 моделирование задачи с помощью отрезков. А почему мы разделили отрезок не на равные части. Процесс моделирования задачи повышает мыслительную активность детей, способствует развитию логического, абстрактного мышления, а, значит, делает процесс решения задач более приятным и интересным. Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
2 аспект – работа с информационными ресурсами сети Интернет.
Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – это появление у учащихся интереса, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру. Я считаю одной из важных форм работы современного учителя создание и использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта педагога, содержащего интерактивный материал для учащихся, информационные задания для индивидуальной работы, позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательную деятельность на уроке, повышает познавательную активность и знания учащихся. Учащиеся на сайте могут познакомиться с новостями класса, получить задания для домашней работы или подготовки к олимпиадам, мониторингу. Большую помощь
предметный сайт может оказать в саморазвитии ученика. Выполнение занимательных заданий различной степени сложности, кроссвордов, викторин и многое другое позволяет учителю создавать условия для самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом. Из многообразия предложенных игр и викторин ребёнок может выбрать те, которые ему наиболее интересны. Дети участвуют в конкурсах опубликованных на сайтах «Мир конкурсов», «Фактор Роста», «Инфознайка», «Эрудиты Планеты», «Продленка», сайт МетаШкола. Работа с информацией стимулирует формирование универсальных умений, необходимых в жизни каждому человеку, независимо от его профессиональной ориентации, то есть его информационную культуру. Задача каждого педагога – научить учащихся владеть информацией для получения знаний. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников. 2. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения. 3. Снижению дидактических затруднений у учащихся. 4. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке. 5. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции. Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21. 2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения). Автор: Л.В.Мысливская , МБОУ «ВСОШ№1 » Уссурийский городской округ


В раздел образования