Напоминание

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ГЕОРГИЯ СТРУВЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Токарева Ирина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ГЕОРГИЯ СТРУВЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад





К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ГЕОРГИЯ СТРУВЕ В

РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И. В. Токарева В статье рассматривается проблема эффективного использования времени вокально-хоровой работы на уроках музыки посредством применения методики Г. А. Струве. Ключевые слова: урок музыки, начальная школа, методика Г. Струве, хоровая работа. Всеобщая оптимизация, ускорение ритма жизни, высокий темп научно- технического прогресса–все эти факторы приводят к огромному количеству информации, которая обрушивается на ребенка с раннего возраста. Проблема избыточности информации сказывается и на уроке музыки, она отразилась в программах по музыке, реализуемых современной школой. Казалось бы, урок музыки один из немногих в программеобучающихся, где ребенок может в полной мере проявить свои таланты и развивать музыкально-творческие способности. А что мы видим на практике? Современные программы по музыке – очень комплексные и включают в себя исторический, искусствоведческий, художественный аспекты, а с 2015 – 2016 учебного года в программу по музыке включен курс Белгородоведения. Все чаще в школах проводят итоговое тестирование в 4 и 7 классах, подготовка к которому требует большого количества времени. В результате из урока музыки вытесняется самая главная часть – вокально-хоровая работа, на которую практически не остается времени.В создавшихся условиях педагогу необходимо выполнить программу, но при этом не придавать пению формальный характер, а действительно развивать музыкальные навыки, более того, делать вокально-хоровую работу основным стимулом и мотивацией к занятиям музыкой, прививать любовь к лучшим шедеврам песенного искусства. Примером эффективной вокально-хоровой работы служит методика Георгия Струве.Педагог-исследователь в области детского хорового творчества, композитор, хоровой дирижер Георгий Струве разработал и апробировал уникальную методику по освоению музыкальной грамотности. Начинал он свою практическую работу в общеобразовательной школе поселка Вишняки, работая обычным учителем музыки, поэтому его разработки так просты и понятны детям без всякой музыкальной подготовки. Методика носит название «Хоровое сольфеджио», состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную для ребенка форму, с соблюдением педагогического принципа – от конкретного к абстрактному. В упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Например, в качестве зрительного компонента применяются ручные знаки, обозначающие ноты (сжатый кулачек – «раз», кисть вверх – «два», рука ладонью вниз – «три») [1; 25]. Когда ребенок сам показывает ручные знаки вслед за учителем и поет вместе с ним, включаются двигательный и слуховой компоненты. Для обучающегося это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз» и т.д. Систематические упражнения с ручными знаками, а позже пение по руке, где пальцы изображают «нотный стан», интенсивно развивают координацию слуха и голоса, закладывают основу ладового слуха. Игры-упражнения от простых попевок постепенно трансформируются в песни. Проведя мониторинг музыкальных знаний младших школьников средней общеобразовательной школы № 45 г. Белгорода выяснилось, что обучающиеся хорошо знают музыкальную грамоту в теории, они без труда называются все ноты в прямом и
обратном порядке, но применить эти знания для них проблематично. Многие дети не имеют звуковысотной координации, что мешает им чисто интонировать. Занимаясь хоровым сольфеджио хотя бы 3-5 минут урока музыки, обучающимся будет невероятно интересно петь ноты, закрепляя теоретические знания на практике, развивая слухо-голосовую координацию. Они наконец-то начинают понимать, зачем, собственно нужны музыкальные занятия. Методика Г. Струве охватывает самый разный возраст детей, от 3-х лет и до мутационного возраста, следовательно, методика содержит большое количество упражнений. Для воплощения вышеупомянутой методики был проведен эксперимент, цель которого – выявить изменения в музыкальном развитии обучающихся за определенный срок. Для проведения педагогического эксперимента были выбраны учащиеся 3 «В» класса общеобразовательной школы № 45 г. Белгорода без специальной музыкальной подготовки. Мы подобрали упражнения для начинающих, такие как приемы сольмизации (пение ступеней по руке), простые каноны с небольшим диапазоном, пение по руке вне ритма, пение одного звука длительное время (для выработки унисонного звучания и цепного дыхания), простые одноголосные песни Г. Струве с приемом «Эхо» (песня «С нами друг»)[2]. Так же, на заметку были взяты приемы концентрирования внимания детей и некоторые аспекты выработки хоровой дисциплины [3]. Э к с п е р и м е н т п р о х о д и т в с е г о м е с я ц , н о у ж е н а б л ю д а ю т с я положительныесдвиги.Во-первых, дети стали более заинтересованы в вокально-хоровой работе, на урок идут с удовольствием и с нетерпением ждут вокально-хоровой работы. Во- вторых, абсолютно все дети стараются хорошо петь и, главное, слушать друг друга, чего ранее добиться было очень сложно.В третьих, обучающиеся стали лучше понимать и ощущать музыкальные звуки, осознавать, какой звук ниже, а какой выше, где мы шагнули на одну ступеньку вниз (на полтона), а где на две ступеньки (на тон). Ширина шагов отражается в ручных знаках, которые дети легко воспринимают и сами изображают вместе с учителем. Упражнение «Эхо» на примере песни Г. Струве «С нами друг», создало невероятную атмосферу дружбы и сплоченности класса. Ее преимущество заключается в том, что совсем не нужно учить слова, или читать их с экрана, ребята просто в точности повторяют фразу пропетую учителем, далее следует фраза в исполнении учителя и снова эхом отвечают учащиеся. Самое главное - внимательно слушать и в точности повторять интонацию за учителем. Труднее всего детям далось пение на одном звуке с приемом цепного дыхания и исполнение канона. Им было довольно трудно понять что такое «цепное дыхание». Качественного звучания даже самых простых канонов удалось добиться не сразу, обучающимся было очень трудно петь свою партию и при этом слушать соседа из другой партии, часто они сбивали друг друга, но к 4-му занятию все получилось, и ребятам очень понравилось, хотелось спеть еще и еще. Вокально-хоровая работа очень важна для музыкального развития школьников. Ведь пение – это своеобразный способ самовыражения личности, а хоровое пение вдвойне полезно, так как служит средством музыкального воспитания и сплочения детского коллектива. Методика Г. Струве эффективна и продуктивна для педагога в сложившихся условиях недостатка времени для хоровой работы на уроке музыки. Кроме того, детям очень интересно и занимательно осваивать музыкальную грамоту в простой и понятной форме, так как в упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Благодаря этому активно развивается координация между слухом и голосом. Дополнительные преимущества хоровой методики Г. Струве в том, что повышается мотивация к занятиям музыкой, а это способствует развитию любви к музыке. Список литературы:
1. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором – М.: Издательский центр «Академия» 2007. – 192 с. 2. Струве Г. А.Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио / Г. Струве. – Санкт- Петербург : Издательство «Лань», 2001. – 64 с. 3. Струве Г.Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов / Г.Струве. - 2-е изд., доп., перераб. – Москва : 2003. – 70 с. 4 . Струве Г.Школьный корабль: Песни для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано / Г. Струве. – Москва : 1999 – 48 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Токарева Ирина Владимировна
– учитель музыки МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода. e-mail:zve3do4ka.belgorod@rambler тел. 8-951-769-32-57


В раздел образования