К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ГЕОРГИЯ СТРУВЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Токарева Ирина Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ГЕОРГИЯ СТРУВЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Раздел: начальное образование
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И. В. Токарева
В статье рассматривается проблема эффективного использования времени вокально-хоровой работы
на уроках музыки посредством применения методики Г. А. Струве.
Ключевые слова: урок музыки, начальная школа, методика Г. Струве, хоровая работа.
Всеобщая
оптимизация,
ускорение
ритма
жизни,
высокий
темп
научно-
технического прогресса–все эти факторы приводят к огромному количеству информации,
которая
обрушивается
на
ребенка
с
раннего
возраста.
Проблема
избыточности
информации сказывается и на уроке музыки, она отразилась в программах по музыке,
реализуемых
современной школой.
Казалось бы,
урок музыки один из немногих в
программеобучающихся, где ребенок может в полной мере проявить свои таланты и
развивать музыкально-творческие способности. А что мы видим на практике?
Современные программы по музыке – очень комплексные и включают в себя
исторический, искусствоведческий, художественный аспекты, а с 2015 – 2016 учебного
года в программу по музыке включен курс Белгородоведения. Все чаще в школах проводят
итоговое
тестирование
в
4
и
7
классах,
подготовка
к
которому
требует
большого
количества времени. В результате из урока музыки вытесняется самая главная часть –
вокально-хоровая работа, на которую практически не остается времени.В создавшихся
условиях педагогу необходимо выполнить программу, но при этом не придавать пению
формальный характер, а действительно развивать музыкальные навыки, более того, делать
вокально-хоровую
работу
основным
стимулом
и
мотивацией
к
занятиям
музыкой,
прививать любовь к лучшим шедеврам песенного искусства.
Примером
эффективной
вокально-хоровой
работы
служит
методика
Георгия
Струве.Педагог-исследователь
в
области
детского
хорового
творчества,
композитор,
хоровой дирижер Георгий Струве разработал и апробировал уникальную методику по
освоению
музыкальной
грамотности.
Начинал
он
свою
практическую
работу
в
общеобразовательной
школе
поселка
Вишняки,
работая
обычным
учителем
музыки,
поэтому его разработки так просты и понятны детям без всякой музыкальной подготовки.
Методика
носит
название
«Хоровое
сольфеджио»,
состоит
из
игровых
наглядных
упражнений,
имеющих
простую,
доступную
для
ребенка
форму,
с
соблюдением
педагогического принципа – от конкретного к абстрактному. В упражнениях объединены
три
важных
компонента:
зрительный,
слуховой,
двигательный.
Например,
в
качестве
зрительного компонента применяются ручные знаки, обозначающие ноты (сжатый кулачек
– «раз», кисть вверх – «два», рука ладонью вниз – «три») [1; 25].
Когда ребенок сам показывает ручные знаки вслед за учителем и поет вместе с ним,
включаются двигательный и слуховой компоненты. Для обучающегося это своеобразные
музыкальные
ступени,
по
которым
видно,
что
«два»
выше
чем
«раз»
и
т.д.
Систематические упражнения с ручными знаками, а позже пение по руке, где пальцы
изображают
«нотный
стан»,
интенсивно
развивают
координацию
слуха
и
голоса,
закладывают основу ладового слуха. Игры-упражнения от простых попевок постепенно
трансформируются в песни.
Проведя
мониторинг
музыкальных
знаний
младших
школьников
средней
общеобразовательной школы № 45 г. Белгорода выяснилось, что обучающиеся хорошо
знают музыкальную грамоту в теории, они без труда называются все ноты в прямом и
обратном порядке, но применить эти знания для них проблематично. Многие дети не
имеют звуковысотной координации, что мешает им чисто интонировать.
Занимаясь хоровым сольфеджио хотя бы 3-5 минут урока музыки, обучающимся
будет невероятно интересно петь ноты, закрепляя теоретические знания на практике,
развивая
слухо-голосовую
координацию.
Они
наконец-то
начинают
понимать,
зачем,
собственно нужны музыкальные занятия. Методика Г. Струве охватывает самый разный
возраст детей, от 3-х лет и до мутационного возраста, следовательно, методика содержит
большое
количество
упражнений.
Для
воплощения
вышеупомянутой
методики
был
проведен
эксперимент,
цель
которого
–
выявить
изменения
в
музыкальном
развитии
обучающихся за определенный срок.
Для проведения педагогического эксперимента были выбраны учащиеся 3 «В»
класса общеобразовательной школы № 45 г. Белгорода без специальной музыкальной
подготовки. Мы подобрали упражнения для начинающих, такие как приемы сольмизации
(пение ступеней по руке), простые каноны с небольшим диапазоном, пение по руке вне
ритма, пение одного звука длительное время (для выработки унисонного звучания и
цепного дыхания), простые одноголосные песни Г. Струве с приемом «Эхо» (песня «С
нами друг»)[2]. Так же, на заметку были взяты приемы концентрирования внимания детей
и некоторые аспекты выработки хоровой дисциплины [3].
Э к с п е р и м е н т
п р о х о д и т
в с е г о
м е с я ц ,
н о
у ж е
н а б л ю д а ю т с я
положительныесдвиги.Во-первых, дети стали более заинтересованы в вокально-хоровой
работе, на урок идут с удовольствием и с нетерпением ждут вокально-хоровой работы. Во-
вторых, абсолютно все дети стараются хорошо петь и, главное, слушать друг друга, чего
ранее добиться было очень сложно.В третьих, обучающиеся стали лучше понимать и
ощущать музыкальные звуки, осознавать, какой звук ниже, а какой выше, где мы шагнули
на одну ступеньку вниз (на полтона), а где на две ступеньки (на тон). Ширина шагов
отражается в ручных знаках, которые дети легко воспринимают и сами изображают вместе
с учителем.
Упражнение
«Эхо»
на
примере
песни
Г.
Струве
«С
нами
друг»,
создало
невероятную атмосферу дружбы и сплоченности класса. Ее преимущество заключается в
том, что совсем не нужно учить слова, или читать их с экрана, ребята просто в точности
повторяют фразу пропетую учителем, далее следует фраза в исполнении учителя и снова
эхом отвечают учащиеся. Самое главное - внимательно слушать и в точности повторять
интонацию за учителем.
Труднее всего детям далось пение на одном звуке с приемом цепного дыхания и
исполнение
канона.
Им
было
довольно
трудно
понять
что
такое
«цепное
дыхание».
Качественного
звучания
даже
самых
простых
канонов
удалось
добиться
не
сразу,
обучающимся было очень трудно петь свою партию и при этом слушать соседа из другой
партии, часто они сбивали друг друга, но к 4-му занятию все получилось, и ребятам очень
понравилось, хотелось спеть еще и еще.
Вокально-хоровая работа очень важна для музыкального развития школьников.
Ведь пение – это своеобразный способ самовыражения личности, а хоровое пение вдвойне
полезно,
так
как
служит
средством
музыкального
воспитания
и
сплочения
детского
коллектива. Методика Г. Струве эффективна и продуктивна для педагога в сложившихся
условиях недостатка времени для хоровой работы на уроке музыки. Кроме того, детям
очень интересно и занимательно осваивать музыкальную грамоту в простой и понятной
форме,
так
как
в
упражнениях
объединены
три
важных
компонента:
зрительный,
слуховой, двигательный. Благодаря этому активно развивается координация между слухом
и
голосом.
Дополнительные
преимущества
хоровой
методики
Г.
Струве
в
том,
что
повышается мотивация к занятиям музыкой, а это способствует развитию любви к музыке.
Список литературы:
1. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором – М.: Издательский
центр «Академия» 2007. – 192 с.
2. Струве Г. А.Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио / Г. Струве. – Санкт-
Петербург : Издательство «Лань», 2001. – 64 с.
3. Струве Г.Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов
/ Г.Струве. - 2-е изд., доп., перераб. – Москва : 2003. – 70 с.
4 . Струве
Г.Школьный корабль: Песни для детей среднего и старшего школьного возраста в
сопровождении фортепиано / Г. Струве. – Москва : 1999 – 48 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Токарева Ирина Владимировна – учитель музыки МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода.
e-mail:zve3do4ka.belgorod@rambler
тел. 8-951-769-32-57