Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у подростков


Автор: Паскеева Нина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДЮТ
Населённый пункт: г.Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование коммуникативных навыков у подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методический материал
«Формирование коммуникативных навыков у подростков» Составитель: Паскеева Нина Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДЮТ г. Кстово 2016

Актуальность
работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста. Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения. Вот основные темы, рассматриваемые на тренинге коммуникативной компетентности. В современном образовании целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния педагога на развитие и формирование коммуникативных навыков у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Вместе с тем,
несмотря на то, что

в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно

рассмотрены особенности развития коммуникации в различные

возрастные периоды, слабо изученным, но значимым остается вопрос о

конкретной социально-педагогической работе по формированию

коммуникативных навыков у подростков
. Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена недостаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков. Согласно взглядам отечественных психологов Выготского, Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.
Общение
– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных
психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения) Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования
коммуникативной компетентности
представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.
Коммуникативная

компетентность
– знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения
Коммуникативные навыки
– это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений: – умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты); – умения реагировать на справедливую и несправедливую критику; – умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника; – умения обращаться с просьбой; – умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет"; – умения оказывать сочувствие, поддержку; – умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей; – умения вступать в контакт с другими людьми, контактность; – умения реагировать на попытку вступить в контакт. Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте
социализации
подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д. Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков. Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.
Технология социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в деятельности трех составляющих: – диагностику индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая); – обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая); – работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально- педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения (посредническая составляющая). Следовательно, социально-педагогическая деятельность с учащимися по формированию коммуникативных навыков осуществляется в три этапа: 1) психодиагностический (педагог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности подростков) 2) психолого-педагогический (педагог организует и участвует в приведении мероприятий, формирующих коммуникативные умения, в соответствии с намеченным планом, который должен быть ориентирован на выработку у подростков системы личностных ресурсов.) 3) коррекционная работа (основывается на диагностике трудностей общения и их устранения) Опытно-экспериментальному исследованию формирования и развития коммуникативных навыков у подростков. В исследовании принимало участие 30 учащихся 6-9 класса, в возрасте 11-15 лет. Исследуемая возрастная группа относится к подростковому возрасту согласно периодизации, Д. Б. Эльконина. Для исследования нами были выбраны следующие методики: 1) методика
«
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона», направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений; 2) методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников ( В. В. Синявский, В. А. Федорошин); 3) методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого
человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод: 1. По тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном придерживаются компетентного типа реагирования (63 %), переходящее к зависимому (32% из числа опрошенных) или агрессивному поведению (5%). При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт, очень раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. А при зависимом типе подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта. 2. По результатам диагностики по методике изучения коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (38% ), очень низкий у 10%. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми 3. Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 59% из числа опрошенных. Только у 4 человек (15% испытуемых) высокий уровень эмпатии, что заключается в чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, быстром устанавлении контактом с людьми, а остальные имеют низкий уровень эмпатийности, т. е. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми. Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства подростков. Это позволяет сделать предположение об отклонении от нормального развития личности подростков в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственность. Для коррекции, выявленной несформированности коммуникативных навыков были разработаны и применены тренинговые занятия, направленные на формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков. Целью разработанных занятий является изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми и формирование коммуникативных навыков, как основы решения проблемы жизненного самоопределения подростков. Применение тренинговых занятий с учащимися привело к следующим результатам:
– количество учащихся, имеющих склонность к агрессивному поведению, уменьшилось с 5% до 0 %, относящиеся к типу зависимого поведения – с 32% до 5 %, а количество подростков, имеющих компетентное (адекватное) поведение увеличилось с 63% до 95%. – уменьшилось количество респондентов с низким уровнем коммуникативных и организаторских – до 20 % со среднем уровнем коммуникативных способностей уменьшилось с 1%. – увеличилось количество испытуемых с высоким показателем уровня коммуникативных способностей с 11% до 22%, количество самых высоких показателей коммуникативных способностей с 22% до 26% испытуемых, очень высокие показатели организаторских способностей стали отмечаться у 11% респондентов. – количество учащихся, имеющих низкий уровень эмпатии, уменьшилось с 26% до 15%, имеющих средний уровень увеличилось 59% до 63%, высокий уровень – с 15% до 22%. Таким образом, проведенная работа по формированию коммуникативных навыков у подростков позволила выделить условия эффективности и результативности деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков у подростков:
Первое условие
– учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.
Второе условие
– владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности: Содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.
Третье условие
– высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов педагогом. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания коммуникативных тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду. Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения. Разработанная программа по формированию коммуникативных
навыков дала положительные результаты, поэтому она может быть использована в работе социального педагога и психолога школы.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с. 2. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2013. – 600 с. 3. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М. : Учитель, 2012. – 144 с. 4. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - С.244-268. 5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 20011. – С. 26-27


В раздел образования