Автор: Паскеева Нина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ДДЮТ Населённый пункт: г.Кстово Нижегородской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Формирование коммуникативных навыков у подростков Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методический материал
«Формирование коммуникативных навыков у
подростков»
Составитель:
Паскеева Нина Николаевна,
педагог дополнительного
образования МБУ ДО ДДЮТ
г. Кстово
2016
Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных
навыков в жизни любого человека, тем более подростка.
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей
жизни в обществе. От того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся
выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их
удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде
всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является
актуальной проблемой переходного возраста.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при
этом отстаивать свои интересы. Как правильно управлять своей внутренней
погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и
чувствовать партнера по общению.
Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером,
грамотно строить нужные отношения. Вот основные темы, рассматриваемые
на тренинге коммуникативной компетентности.
В современном образовании целью становится общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться. Изучение данной проблемы позволит,
несомненно, лучше понять механизмы влияния педагога на развитие и
формирование коммуникативных навыков у подростков, а также
своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по
предотвращению каких-либо нарушений. Вместе с тем, несмотря на то, что
в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно
рассмотрены особенности развития коммуникации в различные
возрастные периоды, слабо изученным, но значимым остается вопрос о
конкретной социально-педагогической работе по формированию
коммуникативных навыков у подростков .
Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся
педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений
подростков изучена недостаточно, что приводит к отсутствию системы
целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.
Согласно взглядам отечественных психологов Выготского, Л. С.,
Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л.,
Эльконина Д. Б. и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из
основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его
личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного
на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом
возрасте.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в
формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных
психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно
выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация
совместной деятельности; управление поведением и деятельностью;
контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения
психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в
общении; функция самоутверждения)
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных
навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в
трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного
условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная
компетентность – знание норм и правил общения, владения его технологией.
Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность
становится персонифицированным субъектом общения
Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению,
аргументировать и отстаивать свою позицию.
По данным исследований все коммуникативные умения можно условно
разбить на ряд блоков умений:
– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);
– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;
– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны
собеседника;
– умения обращаться с просьбой;
– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";
– умения оказывать сочувствие, поддержку;
– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;
– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;
– умения реагировать на попытку вступить в контакт.
Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как
степень сформированности данных умений влияет на результативность
обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения
и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно
рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета
особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей
общей ситуации социального развития и т. д.
Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило,
что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны
отсутствием у них коммуникативных навыков. Это обуславливает основные
направления социально-педагогической деятельности с подростками по
формированию коммуникативных навыков.
Технология социально-педагогической деятельности с подростками по
формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в
деятельности трех составляющих:
– диагностику индивидуальных особенностей учащихся (психологическая
составляющая);
– обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая);
– работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально-
педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения
(посредническая составляющая).
Следовательно, социально-педагогическая деятельность с учащимися по
формированию коммуникативных навыков осуществляется в три этапа:
1) психодиагностический (педагог проводит диагностическое исследование с
целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития
личности подростков)
2) психолого-педагогический (педагог организует и участвует в приведении
мероприятий, формирующих коммуникативные умения, в соответствии с
намеченным планом, который должен быть ориентирован на выработку у
подростков системы личностных ресурсов.)
3) коррекционная работа (основывается на диагностике трудностей общения
и их устранения)
Опытно-экспериментальному исследованию формирования и развития
коммуникативных навыков у подростков. В исследовании принимало участие
30 учащихся 6-9 класса, в возрасте 11-15 лет. Исследуемая возрастная группа
относится к подростковому возрасту согласно периодизации, Д. Б.
Эльконина.
Для исследования нами были выбраны следующие методики:
1) методика « Тест коммуникативных умений Л. Михельсона», направлена на
определение уровня коммуникативной компетентности и качества
сформированности основных коммуникативных умений;
2) методика изучения коммуникативных и организаторских способностей
старшеклассников ( В. В. Синявский, В. А. Федорошин);
3) методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена
для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого
человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на
переживания других людей.
Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод:
1. По тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном
придерживаются компетентного типа реагирования (63 %), переходящее к
зависимому (32% из числа опрошенных) или агрессивному поведению (5%).
При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт, очень
раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной агрессии.
А при зависимом типе подвержены риску стать объектом манипулирования,
пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта.
2. По результатам диагностики по методике изучения коммуникативных и
организаторских способностей у испытуемых отмечается низкий уровень
коммуникативных и организаторских способностей (38% ), очень низкий у
10%. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе,
испытывают трудности в установлении контактов с людьми
3. Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний
показатель, что составляет 59% из числа опрошенных. Только у 4 человек
(15% испытуемых) высокий уровень эмпатии, что заключается в
чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, быстром
устанавлении контактом с людьми, а остальные имеют низкий уровень
эмпатийности, т. е. испытывают затруднения в установлении контактов с
людьми.
Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне
развития коммуникативных навыков большинства подростков. Это позволяет
сделать предположение об отклонении от нормального развития личности
подростков в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального
взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени
готовности подростков брать на себя ответственность.
Для коррекции, выявленной несформированности коммуникативных навыков
были разработаны и применены тренинговые занятия, направленные на
формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков.
Целью разработанных занятий является изучение психологических
закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия
для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми и
формирование коммуникативных навыков, как основы решения проблемы
жизненного самоопределения подростков.
Применение тренинговых занятий с учащимися привело к следующим
результатам:
– количество учащихся, имеющих склонность к агрессивному поведению,
уменьшилось с 5% до 0 %, относящиеся к типу зависимого поведения – с
32% до 5 %, а количество подростков, имеющих компетентное (адекватное)
поведение увеличилось с 63% до 95%.
– уменьшилось количество респондентов с низким уровнем
коммуникативных и организаторских – до 20 % со среднем уровнем
коммуникативных способностей уменьшилось с 1%.
– увеличилось количество испытуемых с высоким показателем уровня
коммуникативных способностей с 11% до 22%, количество самых высоких
показателей коммуникативных способностей с 22% до 26% испытуемых,
очень высокие показатели организаторских способностей стали отмечаться у
11% респондентов.
– количество учащихся, имеющих низкий уровень эмпатии, уменьшилось с
26% до 15%, имеющих средний уровень увеличилось 59% до 63%, высокий
уровень – с 15% до 22%.
Таким образом, проведенная работа по формированию коммуникативных
навыков у подростков позволила выделить условия эффективности и
результативности деятельности педагога по формированию
коммуникативных навыков у подростков:
Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом
возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению
коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.
Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и
технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все
направления социально-педагогической деятельности: Содержание этих
направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний,
формирование специальных умений и навыков, а также ценностного
отношения к избранному виду деятельности.
Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования
коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями
ведения коммуникативных тренингов педагогом. Интенсивное включение их
в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и
воспитания коммуникативных тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр,
дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у
подростков является актуальной в современном обществе, которое
представляет высокие требования к уровню развития подрастающего
поколения. Разработанная программа по формированию коммуникативных
навыков дала положительные результаты, поэтому она может быть
использована в работе социального педагога и психолога школы.
Список использованной литературы
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект
Пресс, 2010. – 368 с.
2.
Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А.
А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2013. – 600 с.
3.
Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я.
Воробьева. – М. : Учитель, 2012. – 144 с.
4.
Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 -
С.244-268.
5.
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 20011. – С.
26-27