Напоминание

Особенности изучения музыки религиозной традиции в процессе освоения содержания учебников и тетрадей по программе "Музыка" в начальной школе


Автор: Привалова Валентина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5"
Населённый пункт: город Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности изучения музыки религиозной традиции в процессе освоения содержания учебников и тетрадей по программе "Музыка" в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Актуальные проблемы преподавания музыки

Особенности изучения музыки религиозной традиции в процессе

освоения содержания учебников и тетрадей по программе

«Музыка» в начальной школе

Учитель музыки Привалова В.М.

МБОУ «Гимназия №5» г.о. Балашиха


Содержание
1. Духовно-нравственные основы изучения музыки религиозной традиции в программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. 2. Цели и задачи изучения духовной музыки с использованием УМК «Музыка» для 1-4 классов 3. Приоритетность освоения русского национального наследия в содержании УМК «Музыка» 4. Аналитический обзор содержания УМК «Музыка» 5. Культурологический подход к изучению музыки религиозной традиции 6. Синтез различных видов искусства в содержание УМК в разделе «О России петь - что стремиться в храм» 7. Музыка религиозной традиции - средство эстетического воспитания подрастающего поколения 2

Цель данной методической разработки
: актуализация практической музыкально – педагогической деятельности учителя по духовно – нравственному воспитанию учеников начальных классов. Учебно-методический комплект «Музыка» для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, разработанным коллективом авторов под научным руководством Г.П. Сергеевой является в настоящее время наиболее перспективным, так как в нём нашли конкретное воплощение современные идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания младших школьников. Содержание программы «Музыка. Начальная школа» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной включает четыре компонента, которые базируется на изучении основных направлений (пластов) музыкального искусства: - фольклора; - музыки религиозной традиции; - золотого фонда произведений композиторов-классиков; - современной (академической и популярной) музыки. Музыкальный фольклор, произведения композиторов-классиков, песенный репертуар современных композиторов традиционно были представлены во всех учебных программах. А такое направление, как музыка Русской православной церкви, других религиозных конфессий (протестантской, католической), если и имело место в учебном материале, то не выстраивалось авторами в логическую цепочку. В статье «Дух музыки и дух музыкального воспитания», опубликованной в журнале «Искусство в школе» В. Медушевский, профессор, доктор искусствоведения, анализируя «содержательно – нравственную интегрированность педагогической системы Д.Б. Кабалевского», пишет о том, что программу необходимо продолжать, развивать, так как в эпоху госатеизма не могло быть и речи о «духовных категориях». «Духовность здесь нужно понимать в исконно-истинном, а не в советском смысле. Дух человеческий есть искра богоподобия; устремлённость человеческого духа к Божественному, интонационно отражённая, есть причина возвышенности музыки, и потому её действие на душу переживается как светлое окрыление. Ключевым словом, которым можно было бы охарактеризовать главное направление в развитии программы и педагогического движения Д.Б. Кабалевского является слово «духовность» в его исконном религиозном смысле». Музыкальная культура России, как и любой другой страны, развивается по трём основным направлениям: 3
- народная музыка, фольклор; - религиозно-духовная; - светская (профессиональное творчество композиторов). Духовная музыка, как и народная, является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства на Руси. Религиозно-духовная культура - составная часть жизни народа, в ней по- своему воплотились черты его характера, психологии, особенности быта, запечатлелась история, выразилась особая возвышенная сторона жизни общества. За долгий период существования в ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это величайшее национальное достояние русского народа. Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к её традиционным корневым основам, в том числе и к религиозно-духовным. Восстанавливаются храмы, монастыри, строятся новые культовые здания. Это явление неслучайно и вызвано многими причинами, в частности, тревожной социокультурной ситуацией, которая включает в себя экологию природы, культуры, нравственности. Академик Н. Моисеев пишет: «Нравственный и экологический императивы - нераздельное целое». Чтобы способствовать улучшению драматических прогнозов на будущее развитие человеческого общества необходимо использовать все возможные средства воспитания. В этом вопросе учёный немаловажное значение придаёт не только искусству, но и религиям. Область духовной музыки - есть синтез религии и искусства. Поэтому её можно рассматривать как действенное средство эстетического и нравственного воспитания. Изначальная обращённость духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов - все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения. Музыка религиозной традиции призвана выступать как форма познания мира, как средство эстетического и нравственного становления подрастающего поколения. Духовная музыка должна быть включена в жизненное пространства учащихся, при этом воспитательные, художественно-эстетические задачи нужно сочетать с принципом естественной связи с жизнью, с интересами и познавательными предпочтениями современных детей. В УМК «Музыка» раздел «О России петь - что стремиться в храм» посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1 - 4 классов в художественные образы духовной музыки. Раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из 4
стихотворения «Запевка», и его содержание пронизано поэзией любования подлинной, одухотворённой красотой. Цели и задачи музыкально-педагогической деятельности в этом очень важном разделе УМК непосредственно связаны не только с образовательной сферой, с передачей учащимся необходимого объёма знаний, умений, навыков, но и с опытом творческой деятельности, опытом эмоционально - ценностного отношения к религиозно-духовной культуре не только русского народа, но всего человечества. Опираясь на обширный, разнообразный материал, представленный в учебниках, рабочих тетрадях, в нотных хрестоматиях и в фонохрестоматиях, учитель имеет возможность дать учащимся начальных классов общие представления о духовно-религиозной культуре, помочь им ориентироваться в её образах, сюжетах, символах, научить осознанно слушать духовную музыку, разбираться в законах иконографии - и этим заложить основу для их будущего саморазвития, самообразования, духовного совершенствования. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены в программе сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме. Основное на уроках музыки в разделе «О России петь - что стремиться в храм» не познание религии, а познание искусства, связанного с религиозной традицией. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей её исторического развития: духовная музыка является частью национальной культуры, она находится в неразрывном единстве со всеми направлениями религиозного искусства и русской историей. Это вытекает из естественных условий существования и развития духовной музыки на протяжении многих веков. «В храме, говоря принципиально, - писал П. Флоренский, - всё сплетается со всем... синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительного искусства, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию,- поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики - музыкальной драмой. Тут всё подчинено единой цели, верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и поэтому, всё соподчинённое тут друг другу, не существует, взятое порознь...» Уже в первые века существования на Руси христианства церкви стали центрами культуры и профессионального искусства. Многие талантливые архитекторы художники, музыканты трудились над оформлением культовых зданий, украшением ритуального действа в храмах. Их торжественность и величавая красота во все века поражала, восхищала простых людей и исследователей своей стройностью, совершенством форм, гармонией красок и звуков. 5
Необходимо учитывать, что в классе находятся дети разных национальностей. Информационное пространство урока по теме: «О России петь - что стремиться в храм», даёт возможность учителю и ученикам эпизодически обращаться к примерам, материалам, историческим фактам, рассказывающим о культуре других вероисповеданий (ислам, буддизм), сущностью которых, без сомнения, являются проявления высокой нравственности. Для сопоставления разных христианских направлений в УМК представлены духовные произведения западноевропейских композиторов - И.С.Баха, Ф.Шуберта, В.А.Моцарта. Обращение к истории, к данным летописных источников, позволяет сделать вывод о том, что в Москве, других русских городах ещё в эпоху средневековья возникли различные религиозные общины: католические, протестантские, мусульманские, иудаистские и другие, но положение государственной религии всегда занимало православие. Крещение Руси способствовало установлению тесных связей с Византией, с её высокой культурой, сыгравшей важную роль в развитии искусства Древней Руси. Восприняв от Византии пафос представлений о божественной природе красоты, искусство Руси одухотворило и углубило христианскую эстетику. Родились новые средства выразительности во всех видах художественного творчества. Красота и глубина христианского вероучения подвигла средневековых мастеров на поиск адекватного духовным идеалам языка искусства. Простые, понятные каждому слова Евангелия дали мощный импульс развитию образного мышления и художественной интуиции. Все виды искусства той эпохи: - музыка; - живопись; - литература; - зодчество в формах, красках, звуках открывали перед людьми новую христианскую картину мира. Церковное богослужебное пение, возникшее вместе с распространением христианства, в дальнейшем развивалось самостоятельно и исторически сложилось как чисто национальный вид музыкального искусства. Талантом русского народа созданы прекрасные древние напевы, сохранившиеся до наших дней, которые по простоте музыкального построения, по своей сдержанности и величественности, выразительности и национальной характерности являются величайшим богатством русского музыкального искусства, а не только достоянием церковного пения. На протяжении многих десятилетий, в отличие от инославных церквей, Русская Православная Церковь знает только вокальную (хоровую а сареИа) музыку. Человеческий голос был признан единственным музыкальным инструментом. Вокальная музыка 6
рассматривалась как наиболее совершенное, наиболее духовное искусство, способное передать звуки и «гласа трубного», и органа, и кимвалов, и гуслей. Самое главное в том, что вокальная музыка без сопровождения наиболее точно интонировала Слово Божие и вне этого нерасторжимого синтеза не существовала. Русскую духовную музыку называют «богословием в звуках» Без музыки невозможно представить православное храмовое действо. Церковные хоры исполняют во время богослужений лучшие произведения русской духовной музыки, отличительными особенностями которой являются: - выдвижение на первый план священного текста; - отказ от внешних эффектов; - использование древних ладов взамен мажора и минора; - применение русской подголосочной полифонии; - введение древней гармонии. Для русской духовной музыки характерен строгий национальный стиль, исключающий всякую вычурность, искусственность, слащавость. Именно музыке, соединённой со словом, «звучащей» в иконописных изображениях, пронизывающей всё пространство архитектуры храма, дано возвысить душу человека в его устремлённости к Богу, к добру и любви. Древние богослужебные тексты в их звуковом, музыкальном воплощении продолжают звучать под сводами храмов, и по-прежнему, как сказал поэт Борис Пастернак: И пенье длиться до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тихо изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол. В современной ситуации знания молитв, простых обиходных напевов из православного богослужения, знание последовательности церковных служб, особенностей иконографии по большей части ушло из народной культуры, массового сознания. Но по данным социологических опросов, подавляющее число наших соотечественников - православные люди по убеждению, по воспитанию, по своей бытовой культуре. Возвращение к своим православным истокам длительный процесс, который будет охватывать ни одно поколение. На уроках музыки по теме «О России петь - что стремиться в храм», знакомясь с прекрасными образцами музыки религиозной традиции, дети, возможно, сделают свои первые шаги на пути к храму. 7
Первая встреча первоклассников с музыкой религиозной традиции связана с празднованием Рождества Христова. Сопоставление на страницах учебника-тетради для первого класса собственно религиозного смысла этого события и народного творчества позволяет дать детям широкую картину, раскрывающую разные стороны жизни народа, его культуру и быт. Знакомство учащихся с сюжетом о рождении на земле Божьего Сына и народными обрядами и обычаями празднования церковного праздника носит культурологический характер. Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введённые в содержание УМК для начальной школы, уже с первых уроков настраивают учеников различных религиозных конфессий и вероисповеданий на уважительное отношение к культурному наследию России. Разнообразный музыкальный материал и яркий зрительный ряд, представленный в учебнике, неизменно вызывает интерес к этой теме у всех ребят. Воспевание разными народами мира рождения Иисуса Христа, прикосновение к высоким темам духовной жизни людей не оставляет никого равнодушным. Народное славянское песнопение «Ночь тиха над Палестиной» очень нравится всем первоклассникам. Несмотря на достаточно сложную мелодическую линию, песня в исполнении детских голосов звучит чисто и трогательно, и становится одной из самых любимых. Интерес и отклик у детей и учителей начальных классов вызывает подготовка и проведение Рождественского спектакля, к которому учащиеся сами мастерят костюмы, разучивают роли традиционных персонажей небольшого вертепного представления: - трёх волхвов — восточных царей - Валтазара, Гаспара, Мельхиора; - пастушков; - ангелов; - служителей в гостинице; - жителей Вифлеема. - рассказчиков. Одна из популярных детских праздничных пьес - «Рождество Христово» Н. Романовой. («С нами Бог», 2001, 2-е полугодие. Издаётся БЦ «Гармония»). Дети в ней участвуют с большим удовольствием - слова в сценарии простые, а мелодии непритягательные и легко запоминающиеся. В то же время они достаточно своеобразны и привлекают особой выразительностью и напевностью. Как правило, поют все, даже партии отдельных персонажей исполняются всеми вместе. Такое «погружение» первоклассников в мир Библейской истории дарит им эмоциональное переживание, радость приобщения к чудесному зимнему празднику. 8
Во втором и последующих классах начальной школы музыке религиозной традиции посвящается раздел «О России петь - что стремиться в храм», но и других разделах проходит обращение к этой теме, так как духовностью пронизано всё русское искусство. На страницах учебников, рабочих тетрадей по этому разделу большое количество иллюстраций, репродукций картин художников, фотографий храмов, соборов, монастырей. Стихотворения русских поэтов, тексты песен, нотные примеры, тексты стихир, величаний. Все это в единстве создаёт особый эмоциональный фон. Как в храме органично сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов литературы, живописи, архитектуры усиливает, умножает впечатления учащихся. Внутри раздела «О России петь - что стремиться в храм» прослеживаются две генеральные, самостоятельные линии: - святые земли Русской; - значимые праздники Православной церкви. В учебнике второго класса представление новой для детей темы оформлено рисунками колоколов, горящих свечей, парящих в небе птиц, нарядных храмовых зданий, а на первом плане - фотография величественного Успенского собора Троице - Сергиевой лавры и репродукция картины К.Коровина «Северная идиллия». Первый разворот назван «Великий колокольный звон», ученики знакомятся с различными колокольными звонами это: - перезвон; - набат; - всполошный; метельный, исходя из названия, они размышляют о предназначении каждого звона, но самое важное, чтобы ребята сумели услышать, выделить из всей палитры звучания, запомнить звук колокола, который называется благовест. Следующий разворот - «Звучащие картины» продолжает тему колокольности, которая занимает важное место в русском искусстве. Колокольные звоны обязательный элемент церковных праздников. На Руси издавна сложилась традиция звонить в церковные колокола по случаю «торжеств и бед народных». М.И.Глинка - великий русский композитор, основоположник русской национальной композиторской музыки первым ввел колокольный звон в оперу, и это стало традицией в отечественной опере девятнадцатого века. Колокольные звоны Московского Кремля проходят через всю оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов», колокольные мотивы, звон колоколов присутствуют в музыке Н.А.Римского-Корсакова, в произведениях С.В.Рахманинова. Колокольные звоны наполняют русский пейзаж на полотнах отечественных художников. 9
Принцип концентричности, по которому структурировано содержание УМК «Музыка», позволяет углублять изучение тем, разделов учебника, осмысливать явления культуры, музыкальные произведения золотого фонда русской музыки, на разных этапах обучения школьников. Во втором классе дети впервые знакомятся на уроке музыки с традициями, своеобразием русского национального искусства. Закладывается фундамент для формирования музыкально-слуховых, представлений учащихся, их музыкального мышления. Главное пробудить в учениках интерес к серьёзному, классическому искусству, к русской национальной культуре. У каждого народа есть свои национальные герои, которых помнят, чтят, о которых слагают сказания, сочиняют песни. Их именами называют улицы городов и посёлков, о них снимают кинофильмы, им стремятся подражать. Особое место в памяти народной занимают люди, чья жизнь была озарена ореолом святости. На страницах учебников, в программе уделяется большое внимание образам святых в земле российской просиявшим. В учебнике для второго класса разворот стр.42-43 посвящен музыке из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». Это произведение не попадает в рубрику: музыка православной традиции. Но она рассказывает о подвиге одного из самых почитаемых на Руси святых, о святом благоверном князе Александре Ярославовиче, названном Невским в честь победы над шведскими завоевателями. Зрительный ряд разворота предоставляет возможность второклассникам увидеть князя в двух ипостасях: как несгибаемого воина, полководца, и как глубоко верующего человека, осеняющего себя крестным знамением, склонившего голову перед образом Пресвятой Богородицы. Светская музыка кантаты С.Прокофева по своему пафосу, напряжению, по своей глубине приближается к жанру величания, прославления святого. Интонационным контрастом звучит следующий разворот, посвященный Сергию Радонежскому. Это один из самых почитаемых русских святых и выдающийся политический деятель, выступавший за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство. В Сергии Радонежском воплотилась великая любовь к людям, он духовно помог московскому князю Дмитрию Донскому победить в битве на Куликовом поле. Репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» переносит ребят в то далёкое время, когда жил будущий русский святой. Дети читают на страницах учебника о том, что у мальчика, отрока Варфоломея не ладилось с учением, но по молитве, по 10
благословению незнакомого святого старца Господь Бог дал ему разум, открылось для него великое будущее. Когда Варфоломей стал юношей, он принял монашеский постриг с именем Сергий. Мелодичное народное песнопение о Сергии Радонежском, (которое учащиеся разучивают на уроке, повторяют дома по тексту в рабочей тетради), интонационно созвучно репродукциям картин М. Нестерова, представленным на этом развороте. Гармония и покой царят и в природе, и в душе героя картин - Сергия Радонежского. Поэтичный, неброский русский пейзаж освещен каким-то нездешним, мерцающим светом, светом вечности. Следует заметить, что в учебнике второго класса образы великих русских святых представлены не церковными песнопениями, а произведениями светской музыки и народным музыкальным творчеством; не иконографией, а картинами выдающихся русских художников. Это полностью соответствует принципу культурологического подхода к теме, связанной религиозной, православной культурой. Особое место в русской музыкальной культуре, да и в сердце каждого человека, который хоть немного интересуется классической музыкой, занимает творчество великого композитора - П.И. Чайковского. В статье «Великий жизнеутверждающий смысл смерти: Шестая симфония Чайковского», опубликованной в журнале «Музыка в школе» выдающийся музыковед В.В. Медушевский писал о том, что размышляя о музыке великого композитора, «любимейшего в мире», следует обратить внимание «на установку жертвенного служения Богу в своём творчестве, на возрастание веры как признак её искренности, на дар слёзной молитвы, о глубине и высоте молитвенных прошений («Прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу простить меня, вразумить меня, а главное мне сладко говорить Ему: Господи, да будет воля Твоя, ибо я знаю, что воля Его святая»), о благодарственном устроении души. Человек приносит Богу «труд любви» (1 Фес. 16:3; Ев. 6:10) - словосочетание, странное для неверующих. А Господь дарует небесную сладость чувства. Этот вывод ободряет наше благодарное чувство к композитору, побуждает интерпретировать исключительную православную доброту его музыки не как проявление сентиментальных, непросветлённо - человеких мирских эмоций, но именно как просияние в его музыке Божественной любви, великого дара Бога России. Любивший православие, благодаривший Бога за него - мог ли не любить он и православную отчизну? «Сколько было восторгу, и всё это не мне, а голубушке России» (запись в дневнике после концертов в Праге). «Я артист, который может и должен принести 11
честь свое Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я ещё не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать». «Людей люби, людей беги». Во исполнение этой святоотеческой заповеди Чайковский убегает от пустого общения, отчего, по его признанию, возрастает любовь к людям. «Мне столь же ненавистны, например, салонные людские отношения», сколь бесконечно дороги, например, семейные.»»(конец цитаты). Фортепианный цикл «Детский альбом» П.И.Чайковский написал для племянников и посвятил его В.Давыдову. В этих пьесах отразилась жизнь детей дворянского сословия второй половины девятнадцатого века. Композитор словно показывает, чем наполнен день ребёнка. Каждая фортепианная миниатюра, и цикл в целом, пронизан безграничной любовью к детям, трепетным отношением к детским чувствам, переживаниям, к их слезам и маленьким радостям. Но как же начинался и чем заканчивался день маленького человека - героя «Детского альбома»? Молитвой. «Утренняя молитва» - это первая пьеса цикла, а последняя - «В церкви». «Утренняя молитва» - светлая, пронизанная чувством тихой радости ожидания нового дня первая миниатюра представляет собой стилизованную молитву, обращение маленького человека к Богу, с просьбой наставить его на благие дела, на любовь, сохранить его и его близких «ото всякого зла». В последней пьесе композитор использовал подлинный церковный напев на шестой глас «Осьмогласия» «Помилуй мя, Боже». Эта музыка звучит возвышенно, торжественно, степенно. Прослушав только начальную фразу, ученики говорят, что здесь поёт хор, что ангелы поют вместе с людьми самую простую, но очень важную молитву: «Господи, помилуй». На страницах учебника, на развороте 46-47, дети читают: Молитва. Это очень серьёзно. Они видят портрет композитора, автора «Детского альбома», знакомятся со стихотворением И. Никитина. Безусловно, современным второклассникам трудно дословно понять поэтические строки литератора девятнадцатого века, но на эмоциональном уровне это стихотворение оказывает на детей облагораживающее воздействие, настраивает на восприятие музыки обращённой к уму и душе каждого из них. Фотография, переносящая учащихся во внутреннее пространство православного храма, даёт детям, которые, возможно никогда не были в церкви представление о красоте и торжественности убранства православных святынь. Стройные ряды икон, расположенных на 12
иконостасе, отделяющем помещение храма от алтаря, гармонируют с архитектоникой фортепианной пьесы П. Чайковского, и как бы дополняют друг друга. Ответ на вопрос, вынесенный в конец страницы, о том, какие чувства переданы в музыке этих двух, таких разных произведений будет звучать как итог урока. Урока, посвященного молитве. Урока с большой буквы. Заключительные занятия во втором классе по теме «О России петь - что стремиться в храм», посвящены подготовке к любимому православному празднику. Рождество Христово один из самых важных, двунадесятых праздников православной церкви, а христиане Западной Европы считают его для себя самым главным. Евангельская история о Рождестве Христовом звучит на уроках музыки, в теме, посвященной музыке религиозной традиции и как историко- культурологическая справка, и как сюжетная основа для создания многочисленных произведений светского искусства и религиозного искусства различных жанров, это: - кинофильмы; - мультипликационные ленты; - произведения изобразительного искусства; - произведения народного художественного творчества; - народные песнопения; - песни, созданные композиторами; - музыкальные произведения крупной формы: кантаты, оратории и т.д. Первоначальные знания о празднике Рождества Христова дети получили на уроках в первом классе. Во втором классе они знакомятся с новым жанром народного музыкально- поэтического творчества - это колядка. В обычае колядования языческие традиции переплетаются с христианским содержанием праздника. На страницах учебника дети знакомятся с красочными иллюстрациями, рассказывающими о Рождественском чуде Боговоплощения. Народные колядки на страницах 48, 50 очень нравятся второклассникам. Нотные тексты, а так же слова колядок, помещённые в учебнике, помогают быстро освоить довольно сложные в ритмическом отношении мелодии этих народных песнопений. Вернувшись после зимних каникул, ребята с удовольствием рассказывают о том, как ходили с поздравлениями, пели эти колядки своим родным и друзьям и получали в знак благодарности угощение. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с прославлением Христа песнями, со звездой называется колядованием. 13
Таким образом, продолжается многовековая народная традиция, происходит непосредственная связь музыкальных уроков и жизни современных детей. Наряду со славянскими песнопениями учащиеся знакомятся с рождественскими песнями, созданными композиторами и христианскими народами Западной Европы. Польская народная песня «Колыбельная» хороша для создания пластического этюда, легким покачиванием в такт музыки дети передают содержание этой убаюкивающей композиции. Мелодия Ф. Грубера «Тихая ночь» удивительно напевная, светлая, нежная является музыкальным Рождественским символом западных христиан. На уроках музыки она будет звучать неоднократно, для того, чтобы дети прониклись её красотой, постарались передать свои чувства удивления и радости приобщения к великой тайне, не только подпевая учителю, но и исполняя пластически интонируя. Занимаясь по теме: «О России петь - что стремиться в храм», ученики второго класса приобщаются к музыке религиозной традиции не только нашей родины, но и других стран. Раздел учебника для учеников третьего класса открывает яркая иллюстрация, которая переносит детей в Россию прошлых веков. Ощущение именно религиозного праздника создаёт неторопливое движение нарядно одетых людей около храма. Наверное, только что закончилось богослужение, наверное, праздничный трезвон разносится по всей округе. Ещё под ногами лежит снег, но природа уже дышит весной. Какой же это праздник? Вербное воскресение. Об этом празднике будет разговор на страницах учебника далее. А начинается раздел «О России петь - что стремиться в храм» разворотом «Радуйся, Мария!». Фотография, помещённая на странице 40, знакомит учащихся с убранством внутреннего интерьера католического храма. Традиционно в католическом храме звучит инструментальная музыка. Дети слушают на этом уроке Прелюдию №1 (до мажор) И.С.Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира». Музыкальные сочинения этого композитора пронизаны глубоким религиозным чувством. Партитура всякого произведения Баха открывается словами «Иисусе, помоги», и завершается благодарением «Единому Богу слава». Дети читают стихотворение русского поэта А. Фета, которое начинается по-латыни прославлением Девы Марии, и рассматривают репродукцию алтарной картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Неземная красота этого произведения великого итальянского мастера на протяжении нескольких веков восхищает, радует, вдохновляет людей разных возрастов, разных национальностей, разных вероисповеданий. Ей удивительно созвучна музыка австрийского 14
композитора Ф.Шуберта на слова В.Скотта « Аве, Мария» в исполнении замечательного певца мальчика - вундеркинда Л. Лоретти. В этой же возвышенной тональности написаны поэтические строки, принадлежащие перу великого Данте. Все произведения, с которыми на этом уроке познакомились дети, не являются религиозными по своей сути, но высокая нравственность, заключенная в их содержании, совершенство воплощения художественного, музыкального, поэтического образа пробуждают в учащихся эмоциональный отклик, формируют эстетический вкус, доставляют радость приобщения к истинной красоте этого мира. Два следующих разворота полностью посвящены русскому православному искусству. Впервые на страницах учебника появляется репродукция иконы, печатается фрагмент подлинного, канонического текста православной молитвы «Песни Пресвятой Богородице» - « Богородице Дево, радуйся» на церковно-славянском языке. С первых веков христианства неотъемлемой частью жизни верующих людей стало почитание священных изображений, живописными средствами благоговейно обращающее наш духовный взор к событиям Священной и церковной истории, почитанию Пресвятой Богородицы, ангелов, святых. Православные верующие люди украшают иконами, или образами ( «икона» - от греческого слова «образ») храмы и свои дома, почитают их воззжением лампад и свечей, прикладываются к ним (то есть целуют их с молитвенным обращением). Со временем в Православной Церкви сложились достаточно строгие традиции иконописания: каждый образ пишется по определённым правилам. Это не является ограничением художественной свободы иконописца: ведь икона - не просто картина с изображением некого события; это - своеобразное окно в духовный мир, раскрывающее перед людьми реальность непостижимого человеческому разуму иного миробытия. Не случайно каждая икона (написанная красками, изготовленная типографским или иным способом) становится собственно иконой, перед которой можно молиться только после освящения - особого последования, совершаемого священником, с чтением молитв, и окроплением иконопосного изображения святой водой. Некоторые иконы наделяются особой благодатной силой Божией, подающей молящимся перед ними чудотворения и исцеления. Такие иконы православные верующие люди называют чудотворными. На странице 44 учебника для третьего класса помещена репродукция иконы Богоматерь Владимирская. Эта величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё в 1 веке по Рождестве Христовом. До середины 15
двенадцатого века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал её в подарок великому князю Юрию Долгорукому. В 1160 году икона была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской. В течении нескольких столетий икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В истории Руси отмечены многие случаи заступничеств и помощи Богоматери русскому народу посредством Владимирской иконы. В память об этом установлены особые дни празднования ей: 3 июня — в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Махмет - Гирея в 1521 г.; 6 июля - в память спасения Москвы от войск хана Ахмата в 1480 г.; 8 сентября - в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Владимирская богоматерь ...В раскалённых горнах Византии, В злые дни гонения икон Лик её из огненной стихии Был в земные краски воплощён. Но из всех высоких откровений, Найденных искусством, - он один Уцелел в костре самосожжений Посреди обломков и руин. От мозаик, золота, надгробий, От всего, чем тот кичился век, - Ты ушла по водам синих рек В Киев княжеских междоусобий. И с тех пор в часы народных бед Образ твой над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след... Вл. Солоухин На этом уроке дети знакомятся с новым для них жанром церковного пения. Тропарь - короткое песнопение, выражающее сущность церковного праздника. По уставу Русской Православной Церкви каждому празднику полагается свой тропарь. В фонохрестоматии для третьего класса представлен тропарь Владимирской иконе Божьей Матери, текст этого произведения канонический, а музыку написал священнослужитель, протоиерей о. Борис Писарев. 16
Все люди имеют мать. Оценить заботу, любовь матери, её помощь своему ребёнку человек по-настоящему может только став взрослым. Дева Мария дала земную жизнь Божьему Сыну - Иисусу Христу. Её жизнь на земле была скромной и почти незаметной. Но Она всегда была опорой для своего Сына. Её образ стал идеалом материнства, Материнской помощи и защиты, идеалом доброго, отзывчивого и всё понимающего сердца. Сердца, которое примет не только боль и радость своего Сына, но и чужую. Но нет, не чужую... Уже более двух тысяч лет Её считают своей Матерью, заступницей многие и многие поколения верующих людей. О жизни Богородицы, её доброте и отзывчивости сложили проникновенные, возвышенные строки молитв. А молитвы распели в хоровой музыке, в песнопениях и безымянные талантливые певчие, и великие русские композиторы. В разделе «О России петь - что стремиться в храм» третьеклассники знакомятся с произведением С.В.Рахманинова «Всенощное бдение». Художественный мир национальной старины, исконные традиции русской жизни обладали для Рахманинова особым поэтическим обаянием, они питали его самосознание и чувство русского человека, русского музыканта. Большое воздействие на композитора оказали детские новгородские впечатления, влияние бабушки С.А.Бутаковой, твёрдо державшейся традиционного бытового уклада, воспитавшей в своём внуке тёплое, как бы родственное, чувство к старинному церковному пению, к «музыке» русских колоколов, которую он с такой любовью воспроизводил в своих произведениях. Конечно, Рахманинов опирался здесь на своих предшественников, не раз обращавшихся к художественному воссозданию различных видов традиционного певческого искусства («Борис Годунов и «Хованщина» М.Мусоргского, «Китеж» Н. Римского-Корсакова). Древнерусское певческое искусство - знаменный распев и народное песнетворчество представлялись С.В.Рахманинову глубинными основами русской музыкальной культуры, сокровищницей общенародных духовных ценностей, средоточием исторической памяти народа, его художественного чувства. Народный напев или старинная церковная мелодия, будь то плод коллективного или авторского творчества, обладали для композитора общенациональным культурным значением. Валерий Брюсов образно сказал об этих музыкальных памятниках: «Они были приняты и обточены океаном народной души и сохранили на себе явные следы его волн». С. Рахманинов интуитивно чувствовал художественную, музыкальную общность древнего церковного пения с народной песенностью, Улавливал в мелодике Обихода (круга церковных 17
напевов) воздействие народной музыки, слышал её интонации , влившиеся в знаменный распев. Сплав «знаменной» и «фольклорной» интонационнсти типичен для Рахманинова, такова гениальная тема Третьего концерта для фортепиано с оркестром. «Всенощное бдение» - это композиция из пятнадцати песнопений. В цикле переплетаются лирические темы, элементы философского размышления, картинность, пафос глубокого религиозного чувства. По программе для учеников третьего класса на уроке звучит №6 из «Всенощной» - «Богородице, Дево, радуйся». Это одна из частей канонической Вечерни. В музыке этой молитвы разлит мягкий свет, его образ - метафора истины, изредка из глубины этого света возникают яркие звукоцветовые «пятна», подобные нимбу. «Всенощное бдение» принадлежит к мировым шедеврам культовой, церковной музыки. Подобно крупнейшим созданиям И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Дж. Верди сочинение С.В.Рахманинова в своём образном содержании заключает общечеловеческое, гуманистическое значение. Эта музыка прославляет как величайшую ценность стремление людей к Добру, Красоте, к Богу. Следующий разворот учебника посвящен образу самому дорогому, самому близкому каждому человеку - образу матери. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Дети рассматривают репродукции картин «Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина и «Мадам Шарпантье с детьми» О.Ренуара. Знакомятся с песнями о маме В.Гаврилина и Ч.А.Биксио. Но самым главным результатом этих занятий на уроке, наверное, должны быть не ответы на вопросы о произведениях искусства, с которыми учащиеся познакомились, хотя это конечно очень важно, а та внутренняя работа, то размышление, переживание о своей маме, о том, как надо её беречь, ценить, любить. «Вербное воскресение», Вход Господень в Иерусалим - один из важнейших двунадесятых праздников Русской Православной Церкви. Широка, необозрима, Чудной радости полна Из ворот Иерусалима Шла народная волна. Галилейская дорога Оглашалась торжеством: «Ты идёшь во имя бога, Ты идёшь в Свой царский дом! Честь тебе, наш Царь смиренный, Честь Тебе, Давидов Сын!» Так, внезапно вдохновенный, Пел народ. Но там один, Недвижим в толпе 18
подвижной, Шёл воспитанник седой, Гордый мудростию книжной, Говорил с усмешкой злой: «Это ль Царь ваш, слабый, бледный, Рыбаками окружён? Для чего Он в ризе бедной, И зачем не мчится Он, Силу Божью обличая Весь одеян чёрной мглой, Пламенея и сверкая Над трепещущей землёй?..» А.Хомяков На этом уроке третьеклассники знакомятся с событиями земной жизни Иисуса Христа, с православными обычаями встречи этого праздника на Руси. На развороте стр. 48-49 в учебнике помещены репродукции двух произведений изобразительного искусства. Дети могут представить себя среди участников встречи Божьего Сына в Иерусалиме. Они могут воскликнуть вместе со всеми: «Осанна!». Но вот дальше что было? Философский вопрос, на который человечество вот уже два тысячелетия ищет ответ. О православных традициях, связанных с празднованием «Вербного воскресения» рассказывают две нежные, очень весенние песни на стихи А.Блока, которые дети разучивают на уроке, стремясь передать трепетное чувство ожидания праздника. Разворот «Святые земли Русской» посвящен одним из первых славян, которые были причислены к лику святых. Текст, помещённый на этом развороте коротко, чётко, но очень образно и ёмко рассказывает о них, о том великом христианском служении, которое выпало на их долю. Великая княгиня Ольга, супруга Киевского князя Игоря, вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Руси. Став полновластной правительницей в Киевском княжестве после кончины своего мужа, она приложила много сил для воссоединения русских земель, для укрепления обороны страны. Но церковь прославляет великую княгиню Ольгу как равноапостольную - то есть особо потрудившуюся в деле проповеди христианской веры. Именно она, приняв уже в зрелом возрасте в Константинополе крещение (при этом ей было наречено имя Елена), начала воздвигать на Руси христианские храмы и готовить обращение русского народа к православию. Преподобный Нестор Летописец так именовал святую Ольгу в «Повести временных лет»: «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом». Дело, начатое святой Ольгой, было завершено её внуком, святым равноапостольным князем Владимиром, в 988 году событием Крещения Руси. По слову летописца, «по всем 19
грады и сёлам воздвизахуся церкви и монастыри, и множахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». На стр. 52 помещены изображения княгини Ольги и князя Владимира работы В.Васнецова. Художник с особым
почитанием
изобразил символы княжеской власти, красоту и богатство византийского одеяния княгини, царскую корону, венчающую голову князя, кресты в их руках. Обе фигуры излучают величие и внутреннюю силу. Таков же и характер, содержание нового для учащихся жанра церковной музыки - величания, с которым они знакомятся на этом уроке. Величание - это молитвенное торжественное песнопение, величать - значит восхвалять, славить, чествовать. На стр. 53 помещен нотный текст обиходного величания. Обычно, главным в церковном песнопении является второй голос, а исполнение текста на одной ноте называется - читок, необходимо, также, сообщить ребятам, что в церковно- славянском языке нет звука «Ё», вместо него произносится «Е». Разучивание этого музыкального примера из церковного обихода даст учащимся возможность пополнить свои знания о жанрах религиозной музыки, расширить диапазон музыкально- слуховых представлений. Приобщение третьеклассников к музыке религиозной традиции, таким образом, поднимается на новую, качественно более высокую ступень. Логическим продолжением разговора о русских святых является первый разворот раздела «О России петь - что стремиться в храм» в учебнике для четвёртого класса. Дети вновь встречаются со святыми равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой, вспоминают о той роли, которую они сыграли эти святые в истории, нашей Родины, в истории Русской Православной Церкви. В тексте учебника на стр. 26 ученики читают, о том, что святыми в истории православной церкви становились самые разные люди, очень показательные примеры: тихий молитвенник монах Сергий Радонежский и воин, полководец князь Александр Невский. Ребята вспоминают музыкальные произведения, посвящённые этим святым. На следующих уроках дети будут работать с разворотами, посвящёнными святому преподобному Илье Муромскому Чудотворцу и святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию - создателя славянской азбуки, просветителям славян. Каждый из прославленных церковью людей внёс свою лепту, свой вклад в дело утверждения нашего Отечества как сильного, единого православного государства. В честь всех святых в земле российской просиявших в храме поют стихиру. Это очень важный жанр церковной службы, по своему звучанию, содержанию близок к песне - гимну. 20
В фонохрестоматии представлена стихира русским святым «Земле русская», её исполняет хор Свято - Троицкой Сергиевой лавры, под управлением выдающегося регента, к сожалению ныне покойного, архимандрита отца Матфея. Празднованию Дня памяти всех русских святых посвящена «Икона Всех святых, в земле Российской просиявших». Её репродукцию ученики четвёртого класса рассматривают на стр. 27. Особое внимание учащихся следует обратить на образ Святой Троицы, помещённый в верхней части иконы, в центральном радужном медальоне. На стр. 71 в учебнике ребята могут увидеть эту икону А.Рублёва, ученика преподобного Сергия Радонежского. «Троица» относится к числу тех произведений иконописного искусства, которые рассчитаны на длительное, неспешное восприятие, созерцание, раздумье. В ней с наибольшей полнотой отразилась удивительная способность мастера создавать просветлённые, словно наполненные внутренней музыкой образы. Эта икона написана Рублёвым в память Сергия Радонежского. Главным содержанием «Троицы» является выражение любви. Икона, по мнению о. Павла Флоренского « своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублёв воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально - твёрдое и непоколебимо-верное видение мира». Занятия с учащимися музыкой религиозной традиции в процессе освоения содержания учебников и тетрадей в начальной школе охватывают обширное культурологическое пространство, переплетаясь, плавно перетекая из раздела «О России петь - что стремиться в храм», в другие разделы и темы, черпая впечатления из жизни детей, становясь серьёзнее, «взрослея» вместе с детьми. Музыка религиозной традиции тысячами неразрывных нитей связана с художественной культурой, историей, литературой, судьбами людей. Опираясь на синтез искусств, музыка религиозной традиции, пройдя через века, сохранила великую силу воздействия на духовный мир подрастающего поколения. 21

Список использованной литературы
1. Искусство и образование: опыт взаимодействия. Сборник научно- методических статей. Москва 2009. 2. Кошмина И.В Основы русской православной культуры. Учебное пособие Москва гуманитарный издательский центр Владос 2001. 3. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Москва. «Просвещение» 2002. 4. Музыка 1-7 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение». 5.Рапацкая Л.А Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. Москва «Музыка» 1997. 22


В раздел образования